Актуальные подходы к разработке и утверждению рабочей программы (выступление)
Оценка 4.8

Актуальные подходы к разработке и утверждению рабочей программы (выступление)

Оценка 4.8
doc
12.05.2020
Актуальные подходы к разработке и утверждению рабочей программы (выступление)
Актуальные подходы к разработке и утверждению рабочей программы.doc

ИННОВАЦИИ И ПЕРЕМЕНЫ

Актуальные подходы к разработке и утверждению рабочей программы

 

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Тимкова Ольга Николаевна

МБОУ «Нововасильевская ООШ»

 

(Слайд 2) Рабочая программа – нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения, соответствующего целям ООП (любого из уровней общего образования).

(Слайд 3) Рабочие программы (программа отдельных учебных предметов, курсов) – составной компонент основной общеобразовательной программы и примерной общеобразовательной программы согласно п. 9 и 10 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) общего образования в составе основной образовательной программы (далее – ООП) предусматривает обязательное наличие рабочих программ как по дисциплинам учебного плана, так и по курсам внеурочной деятельности.

(Слайд 4) Рабочая программа разрабатывается педагогом на основе примерных образовательных программ, однако прямое копирование здесь неуместно. В случае прямого копирования отсутствует возможность осуществить учет особенностей контингента обучающихся, специфики методов обучения, свойственных конкретному педагогу, целей ООП общего образования и установленной ею роли того или иного предмета в достижении учащимися личностных и метапредметных образовательных результатов.

(Слайд 5) Внесены изменения в требования к структуре рабочих программ по дисциплинам учебного плана и плана внеурочной деятельности. Далее по слайду…

(Слайд 6) Разработка программно-методической документации – функциональная обязанность педагога, зафиксированная в контексте должностных обязанностей педагогических работников в Едином квалификационном справочнике (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н). В частности, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлено, что учитель «планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ».

Несмотря на то, что любая рабочая программа предусматривает тот или иной объем авторства (оригинальности в расположении содержания обучения, оценки результатов и др.), на уровне образовательной организации (далее – ОО) использовать понятие «авторская программа» вместо понятия «рабочая программа» нецелесообразно в силу отсутствия во ФГОС общего образования самого понятия авторской программы.

Аналогично ситуация обстоит и с модифицированными образовательными программами, под которыми понимаются образовательные программы, где объем корректив, внесенных в исходную примерную программу, превышает 15% (как в часах, так и в элементах содержания).

Вместе с тем понятия авторской программы и модифицированной программы не уходят из педагогической практики, поскольку могут быть востребованы в контексте инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.

(Слайд 7) Правильным будет оперировать следующими понятиями:

  • Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается научными коллективами и (или) методистами высшей научной квалификации на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ.
  • Авторская программа – нормативно-справочный документ федерального уровня с конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается научными коллективами и (или) методистами высшей научной квалификации на основе примерных программ.
  • Модифицированная программа – программно-методический документ локального уровня, содержащий отдельные авторские подходы разработчика, объем которых превышает 15% объема исходной примерной программы. Разрабатывается педагогическим работником на основе примерной программы в рамках используемого им учебно-методического комплекта.

Таким образом, в отношении программам педагогов, разработанных или скорректированных с учетом целей ООП, следует применять термин «рабочая программа».

Структура рабочей программы

(Слайд 8) Структура рабочей программы по дисциплинам учебного плана и курсам плана внеурочной деятельности ООП начального общего образования регламентируется ФГОС начального общего образования.

Согласно изменениям, внесенным во ФГОС начального общего и основного общего образования (см. п. 5 изменений, утв. приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576), структура рабочей программы должна иметь следующий обязательный состав компонентов:

·         планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

·         содержание учебного предмета, курса;

·         тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

(Слайд 9)  Единотипность требований к рабочим программам урочной и внеурочной деятельности объясняется тем, что ФГОС общего образования относит оба вида деятельности к учебной. Такой подход заложен, в частности, в определение календарного учебного графика, закрепляющего «чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул)».

Требования к структуре рабочей программы могут меняться. На основании изменений, вносимых ФГОС общего образования, корректируется локальный нормативный акт и с этого учебного года вносятся соответствующие коррективы в подходы к структуре, содержанию и порядку утверждения рабочих программ.

Раздел «Планируемые результаты» (Слайд 10) 

Это полезно знать
Планировать можно только то, что достижимо, а значит проверяемо и открыто для оценки достижения результата. В идеале, под каждый зафиксированный в рабочей программе результат у педагога должен быть тот или иной оценочный инструментарий (текст комплексной контрольной работы; текст диктанта, изложения; тест; анкета, опросник; карта наблюдения и др.).

Раздел «Планируемые результаты» важен для содержания рабочих программ с точки зрения отражения подходов к внутренней оценке качества в ОО и требований к оценочной деятельности педагога (далее – ВСОКО), заложенных положением о ВСОКО.

(Слайд 11)  В процессе планирования образовательных результатов освоения учащимися рабочей программы, важно ориентироваться на соответствующие:

  • требования ФГОС начального общего образования. Важно отразить в рассматриваемом разделе рабочей программы то, каким образом изучаемый предмет обеспечивает достижение учащимися личностных и метапредметных результатов образования, а именно:
  • каким образом реализуется системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию (технологии и методы организации учебного процесса);
  • какие формы организации познавательной деятельности являются ведущими в силу возрастных особенностей учащихся;
  • каким образом в процессе изучения предмета организуется проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (возможно приложение тематики проектов);
  • как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся (возможно приложение перечня внеурочных мероприятий).

Поскольку ФГОС прямо не выдвигает требования к оценочному блоку структуры рабочей программы, то эта ее часть может регулироваться локальным нормативным актом – Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее – Положение).

Раздел «Содержание учебного предмета, курса»    (Слайд 12) 

Это полезно знать
Согласно п. 3. ч. 3 ст. 47 Федерального закона №  273-ФЗ педагогические работники имеют право на «творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

(Слайд 13)  За основу раздела рабочей программы «Содержание учебного предмета, курса» берется весь объем предполагаемого для изучения предметного содержания учебного предмета или курса внеурочной деятельности.

Дается краткая характеристика содержания предмета или курса в целом (какие ключевые темы изучаются, как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет продолжено на новом уровне в последующие годы и др.). Желательно акцентировать наиболее значимые темы с точки зрения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования.

Отобранное содержание разбивается на тематические блоки, которые становятся основой для тематического планирования. Желательно, чтобы количество блоков не было менее пяти.

Содержание, которое выносится в каждый блок, должно строго соответствовать тому, что зафиксировано в требованиях ФГОС начального общего образования к той или иной предметной области.

Раздел «Тематическое планирование» (Слайд 14) 

Тематическое планирование рабочей программы оформляется с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (тематического блока).

Изменения, внесенные в требования к структуре рабочей программы, никак не регламентируют структуру самого тематического планирования. Если понимать п. 5 изменений во ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576, буквально, то педагог в рабочей программе должен сформулировать название изучаемой темы (тематического блока) и указать общее количество часов на ее освоение.

(Слайд 15)   Такой минимум требований, безусловно, сократит временные издержки на подготовку рабочей программы, но сама рабочая программа перестанет быть документом, отражающим формы и методы достижения планируемых ею результатов учащимися. Кроме того, минимизация структурных компонентов рабочей программы существенно затруднит управление оценочной деятельностью педагога в части контроля подходов и средств оценочной деятельности.

Расширение и конкретизация требований ФГОС

Учитывая, что ФГОС начального общего образования устанавливает лишь базовые (минимальные требования) к структуре рабочей программы, а ОО вправе их конкретизировать и (или) расширить, возможны иные варианты структуры тематического планирования. Пример см. в таблице.

В тематическом планировании педагог демонстрирует меру реализации в уроках системно-деятельностного подхода. Поскольку в современном уроке освоение тех или иных способов деятельности – обязательная цель, логично акцентировать это в соответствующем разделе тематического планирования.

Возможная структура тематического планирования (Слайд 16) 

Тематический блок с указанием количества часов на его освоение

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Учебно-методическое обеспечение

Личностные

Метапред-метные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

 

 

 

 

 

 

Разработка и утверждение рабочей программы

Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ согласно ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ находится в компетенции ОО, и на основании ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ, регламентируется Положением.

Рабочая программа разрабатывается как часть ООП и утверждается в составе ООП.

(Слайд 17) Положением регулируются:

·         подходы к объему содержания рабочих программ;

·         структура рабочей программы (в обязательном порядке учитываются требования ФГОС общего образования (по уровням), которые детализируются и обогащаются в соответствии с целями ООП, уровнем методического обеспечения реализации ООП, направлениями инновационной практики педагогических кадров и др.);

·         сроки разработки педагогами и порядок согласования рабочих программ с установленными в Положении должностными лицами;

·         подходы к установлению периода, на который разрабатываются рабочие программы;

·         порядок внесения дополнений и (или) изменений в рабочие программы;

 

(Слайд 18)  Возможны два варианта установления периода, на который разрабатываются рабочие программы.

Вариант 1. Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год. В этом случае, ежегодно, в течение всего периода реализации ООП, издается приказ «О внесении изменений в основную образовательную программу», где отдельным пунктом фиксируется, что изменения в ООП связаны с обновлением перечня рабочих программ и их содержания (формируется соответствующее приложение к приказу).

Вариант 2. Рабочая программа разрабатывается на тот период реализации ООП, который равен сроку освоения дисциплины учебного плана или курса внеурочной деятельности. В этом случае, можно обойтись без ежегодного приказа о внесении изменений в ООП (если не будет иных оснований, например, ликвидация отставания в связи с карантином).

(Слайд 19)  Право выбора остается за ОО. Важно, чтобы принятый вариант разработки рабочих программ был отражен в локальном нормативном акте.

(Слайд 20) С новым учебным годом!


ИННОВАЦИИ И ПЕРЕМЕНЫ Актуальные подходы к разработке и утверждению рабочей программы

ИННОВАЦИИ И ПЕРЕМЕНЫ Актуальные подходы к разработке и утверждению рабочей программы

Аналогично ситуация обстоит и с модифицированными образовательными программами, под которыми понимаются образовательные программы, где объем корректив, внесенных в исходную примерную программу, превышает 15% (как в…

Аналогично ситуация обстоит и с модифицированными образовательными программами, под которыми понимаются образовательные программы, где объем корректив, внесенных в исходную примерную программу, превышает 15% (как в…

Требования к структуре рабочей программы могут меняться

Требования к структуре рабочей программы могут меняться

Желательно акцентировать наиболее значимые темы с точки зрения требований

Желательно акцентировать наиболее значимые темы с точки зрения требований

Разработка и утверждение рабочей программы

Разработка и утверждение рабочей программы
Скачать файл