Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Тимкова Ольга Николаевна
МБОУ «Нововасильевская ООШ»
(Слайд 2) Рабочая программа – нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения, соответствующего целям ООП (любого из уровней общего образования).
(Слайд 3) Рабочие программы (программа отдельных учебных предметов, курсов) – составной компонент основной общеобразовательной программы и примерной общеобразовательной программы согласно п. 9 и 10 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) общего образования в составе основной образовательной программы (далее – ООП) предусматривает обязательное наличие рабочих программ как по дисциплинам учебного плана, так и по курсам внеурочной деятельности.
(Слайд 4) Рабочая программа разрабатывается педагогом на основе примерных образовательных программ, однако прямое копирование здесь неуместно. В случае прямого копирования отсутствует возможность осуществить учет особенностей контингента обучающихся, специфики методов обучения, свойственных конкретному педагогу, целей ООП общего образования и установленной ею роли того или иного предмета в достижении учащимися личностных и метапредметных образовательных результатов.
(Слайд 5) Внесены изменения в требования к структуре рабочих программ по дисциплинам учебного плана и плана внеурочной деятельности. Далее по слайду…
(Слайд 6) Разработка программно-методической документации – функциональная обязанность педагога, зафиксированная в контексте должностных обязанностей педагогических работников в Едином квалификационном справочнике (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н). В частности, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлено, что учитель «планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ».
Несмотря на то, что любая рабочая программа предусматривает тот или иной объем авторства (оригинальности в расположении содержания обучения, оценки результатов и др.), на уровне образовательной организации (далее – ОО) использовать понятие «авторская программа» вместо понятия «рабочая программа» нецелесообразно в силу отсутствия во ФГОС общего образования самого понятия авторской программы.
Аналогично ситуация обстоит и с модифицированными образовательными программами, под которыми понимаются образовательные программы, где объем корректив, внесенных в исходную примерную программу, превышает 15% (как в часах, так и в элементах содержания).
Вместе с тем понятия авторской программы и модифицированной программы не уходят из педагогической практики, поскольку могут быть востребованы в контексте инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.
(Слайд 7) Правильным будет оперировать следующими понятиями:
Таким образом, в отношении программам педагогов, разработанных или скорректированных с учетом целей ООП, следует применять термин «рабочая программа».
(Слайд 8) Структура рабочей программы по дисциплинам учебного плана и курсам плана внеурочной деятельности ООП начального общего образования регламентируется ФГОС начального общего образования.
Согласно изменениям, внесенным во ФГОС начального общего и основного общего образования (см. п. 5 изменений, утв. приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576), структура рабочей программы должна иметь следующий обязательный состав компонентов:
· планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
· содержание учебного предмета, курса;
· тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
(Слайд 9) Единотипность требований к рабочим программам урочной и внеурочной деятельности объясняется тем, что ФГОС общего образования относит оба вида деятельности к учебной. Такой подход заложен, в частности, в определение календарного учебного графика, закрепляющего «чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул)».
Требования к структуре рабочей программы могут меняться. На основании изменений, вносимых ФГОС общего образования, корректируется локальный нормативный акт и с этого учебного года вносятся соответствующие коррективы в подходы к структуре, содержанию и порядку утверждения рабочих программ.
Это
полезно знать
Планировать можно только то, что достижимо, а значит проверяемо
и открыто для оценки достижения результата. В идеале, под каждый
зафиксированный в рабочей программе результат у педагога должен быть
тот или иной оценочный инструментарий (текст комплексной контрольной работы;
текст диктанта, изложения; тест; анкета, опросник; карта наблюдения
и др.).
Раздел «Планируемые результаты» важен для содержания рабочих программ с точки зрения отражения подходов к внутренней оценке качества в ОО и требований к оценочной деятельности педагога (далее – ВСОКО), заложенных положением о ВСОКО.
(Слайд 11) В процессе планирования образовательных результатов освоения учащимися рабочей программы, важно ориентироваться на соответствующие:
Поскольку ФГОС прямо не выдвигает требования к оценочному блоку структуры рабочей программы, то эта ее часть может регулироваться локальным нормативным актом – Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее – Положение).
Это полезно знать
Согласно п. 3. ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ
педагогические работники имеют право на «творческую инициативу, разработку
и применение авторских программ и методов обучения и воспитания
в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля).
Дается краткая характеристика содержания предмета или курса в целом (какие ключевые темы изучаются, как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет продолжено на новом уровне в последующие годы и др.). Желательно акцентировать наиболее значимые темы с точки зрения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования.
Отобранное содержание разбивается на тематические блоки, которые становятся основой для тематического планирования. Желательно, чтобы количество блоков не было менее пяти.
Содержание, которое выносится в каждый блок, должно строго соответствовать тому, что зафиксировано в требованиях ФГОС начального общего образования к той или иной предметной области.
Тематическое планирование рабочей программы оформляется с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (тематического блока).
Изменения, внесенные в требования к структуре рабочей программы, никак не регламентируют структуру самого тематического планирования. Если понимать п. 5 изменений во ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576, буквально, то педагог в рабочей программе должен сформулировать название изучаемой темы (тематического блока) и указать общее количество часов на ее освоение.
Учитывая, что ФГОС начального общего образования устанавливает лишь базовые (минимальные требования) к структуре рабочей программы, а ОО вправе их конкретизировать и (или) расширить, возможны иные варианты структуры тематического планирования. Пример см. в таблице.
В тематическом планировании педагог демонстрирует меру реализации в уроках системно-деятельностного подхода. Поскольку в современном уроке освоение тех или иных способов деятельности – обязательная цель, логично акцентировать это в соответствующем разделе тематического планирования.
Тематический блок с указанием количества часов на его освоение |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Учебно-методическое обеспечение |
|||
Личностные |
Метапред-метные |
Предметные |
||||
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
|||||
… |
|
|
|
|
|
|
Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ согласно ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ находится в компетенции ОО, и на основании ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ, регламентируется Положением.
Рабочая программа разрабатывается как часть ООП и утверждается в составе ООП.
(Слайд 17) Положением регулируются:
· подходы к объему содержания рабочих программ;
· структура рабочей программы (в обязательном порядке учитываются требования ФГОС общего образования (по уровням), которые детализируются и обогащаются в соответствии с целями ООП, уровнем методического обеспечения реализации ООП, направлениями инновационной практики педагогических кадров и др.);
· сроки разработки педагогами и порядок согласования рабочих программ с установленными в Положении должностными лицами;
· подходы к установлению периода, на который разрабатываются рабочие программы;
· порядок внесения дополнений и (или) изменений в рабочие программы;
(Слайд 18) Возможны два варианта установления периода, на который разрабатываются рабочие программы.
Вариант 1. Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год. В этом случае, ежегодно, в течение всего периода реализации ООП, издается приказ «О внесении изменений в основную образовательную программу», где отдельным пунктом фиксируется, что изменения в ООП связаны с обновлением перечня рабочих программ и их содержания (формируется соответствующее приложение к приказу).
Вариант 2. Рабочая программа разрабатывается на тот период реализации ООП, который равен сроку освоения дисциплины учебного плана или курса внеурочной деятельности. В этом случае, можно обойтись без ежегодного приказа о внесении изменений в ООП (если не будет иных оснований, например, ликвидация отставания в связи с карантином).
(Слайд 19) Право выбора остается за ОО. Важно, чтобы принятый вариант разработки рабочих программ был отражен в локальном нормативном акте.
(Слайд 20) С новым учебным годом!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.