Рабочая программа –
нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения, соответствующего целям ООП (любого из уровней общего образования).
1. «О рабочих программах учебных предметов»письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786
2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»
3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»
Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС.
РП предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной. Она является основой для создания КТП.
«О рабочих программах учебных предметов»письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786
1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.»
2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО»
3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»
Рабочие программы по учебным предметам (курсам)составляются на всю ступень обучения
(1- 4 классы, 5 – 9 классы),а не на учебный год
Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.
Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!
Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается научными коллективами и (или) методистами высшей научной квалификации на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ.
Авторская программа – нормативно-справочный документ федерального уровня с конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается научными коллективами и (или) методистами высшей научной квалификации на основе примерных программ.
Модифицированная программа – программно-методический документ локального уровня, содержащий отдельные авторские подходы разработчика, объем которых превышает 15% объема исходной примерной программы. Разрабатывается педагогическим работником на основе примерной программы в рамках используемого им учебно-методического комплекта.
Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса
До 31.12.2015
С 01.01.2016
1) Пояснительная записка
2) Общая характеристика учебного предмета, курса
3) Описание места предмета, курса в учебном плане
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
5) Содержание учебного предмета, курса
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса
1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
2) Содержание учебного предмета, курса
3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности
До 31.12.2015 (ФГОС НОО)
С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО)
1) Пояснительная записка
2) Общая характеристика учебного предмета, курса
3) Описание места предмета, курса в учебном плане
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
5) Содержание учебного предмета, курса
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса
1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) Тематическое планирование.
Это полезно знать
Планировать можно только то, что достижимо, а значит проверяемо и открыто для оценки достижения результата. В идеале, под каждый зафиксированный в рабочей программе результат у педагога должен быть тот или иной оценочный инструментарий (текст комплексной контрольной работы; текст диктанта, изложения; тест; анкета, опросник; карта наблюдения и др.).
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .
Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.
Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.
Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.
Это полезно знать
Согласно п. 3. ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на «творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
II. Содержание учебного предмета (курса)
Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра» Стандарта
учебные программы
ФГОС НОО и ФГОС ООО
Содержание распределяется по смысловым блокам для каждого класса отдельно.
Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса
В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Примерное поурочное тематическое планирование
(в авторских рабочих программах по учебным предметам)
Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Календарно - тематическое планирование
Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.
Структура КТП (в соответствии с ФГОС)
№
Тема раздела
Тема урока
ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания
Домашнее задание
Календарно -тематическое планирование
Предназначено для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.
Календарно -тематическое планирование (КТП)составляется учителемТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ!ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!
Поэтому КТП должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.
Поэтому у разных учителей могут быть разные по форме планирования (в Положении указать обязательные графы)
Возможная структура тематического планирования
Тематичес-кий блок с указани-ем количест-ва часов на его освоение | Основные виды деятельно-сти учащихся | Планируемые результаты | Учебно-методичес-кое обеспече- | |||
Личност-ные | Метапред-метные | Предметные | ||||
Ученик научится | Ученик получит возмож- | |||||
… |
| |||||
Положением регулируются:
• подходы к объему содержания рабочих программ;
• структура рабочей программы (в обязательном порядке учитываются требования ФГОС общего образования (по уровням), которые детализируются и обогащаются в соответствии с целями ООП, уровнем методического обеспечения реализации ООП, направлениями инновационной практики педагогических кадров и др.);
• сроки разработки педагогами и порядок согласования рабочих программ с установленными в Положении должностными лицами;
• подходы к установлению периода, на который разрабатываются рабочие программы;
• порядок внесения дополнений и (или) изменений в рабочие программы
Два варианта установления периода, на который разрабатываются рабочие программы
Вариант 1. Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год. В этом случае, ежегодно, в течение всего периода реализации ООП, издается приказ «О внесении изменений в основную образовательную программу», где отдельным пунктом фиксируется, что изменения в ООП связаны с обновлением перечня рабочих программ и их содержания (формируется соответствующее приложение к приказу).
Вариант 2. Рабочая программа разрабатывается на тот период реализации ООП, который равен сроку освоения дисциплины учебного плана или курса внеурочной деятельности. В этом случае, можно обойтись без ежегодного приказа о внесении изменений в ООП (если не будет иных оснований, например, ликвидация отставания в связи с карантином).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.