Актуальные подходы к разработке рабочей программы (презентация).

  • ppt
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Актуальные подходы к разработке рабочей программы..ppt

Учитель начальных классов первой квалификационной категории
Тимкова Ольга Николаевна
МБОУ «Нововасильевская ООШ»

ИННОВАЦИИ И ПЕРЕМЕНЫ

Актуальные подходы
к разработке и утверждению рабочей программы

Рабочая программа –

нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения, соответствующего целям ООП (любого из уровней общего образования).

1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786
2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»
3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»

Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС.

РП предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной. Она является основой для создания КТП.

«О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786

1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов

2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО»

3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения
(1- 4 классы, 5 – 9 классы), а не на учебный год

Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается научными коллективами и (или) методистами высшей научной квалификации на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ.
Авторская программа – нормативно-справочный документ федерального уровня с конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается научными коллективами и (или) методистами высшей научной квалификации на основе примерных программ.
Модифицированная программа – программно-методический документ локального уровня, содержащий отдельные авторские подходы разработчика, объем которых превышает 15% объема исходной примерной программы. Разрабатывается педагогическим работником на основе примерной программы в рамках используемого им учебно-методического комплекта.

Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса

До 31.12.2015

С 01.01.2016

1) Пояснительная записка
2) Общая характеристика учебного предмета, курса
3) Описание места предмета, курса в учебном плане
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
5) Содержание учебного предмета, курса
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса

1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
2) Содержание учебного предмета, курса
3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности

До 31.12.2015 (ФГОС НОО)

С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО)

1) Пояснительная записка
2) Общая характеристика учебного предмета, курса
3) Описание места предмета, курса в учебном плане
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
5) Содержание учебного предмета, курса
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса

1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) Тематическое планирование.

Это полезно знать

Планировать можно только то, что достижимо, а значит проверяемо и открыто для оценки достижения результата. В идеале, под каждый зафиксированный в рабочей программе результат у педагога должен быть тот или иной оценочный инструментарий (текст комплексной контрольной работы; текст диктанта, изложения; тест; анкета, опросник; карта наблюдения и др.).

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .
Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.

Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.

Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

Это полезно знать

Согласно п. 3. ч. 3 ст. 47 Федерального закона №  273-ФЗ педагогические работники имеют право на «творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

II. Содержание учебного предмета (курса)

Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра» Стандарта

учебные программы
ФГОС НОО и ФГОС ООО

Содержание распределяется по смысловым блокам для каждого класса отдельно.

Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса

В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Примерное поурочное тематическое планирование
(в авторских рабочих программах по учебным предметам)

Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Календарно - тематическое планирование
Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.
Структура КТП (в соответствии с ФГОС)

Тема раздела
Тема урока
ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания
Домашнее задание

Календарно -тематическое планирование

Предназначено для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.

Календарно -тематическое планирование (КТП)составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!

Поэтому КТП должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.

Поэтому у разных учителей могут быть разные по форме планирования (в Положении указать обязательные графы)

Возможная структура тематического планирования

Тематичес-кий блок с указани-ем количест-ва часов на его освоение

Основные виды деятельно-сти учащихся

Планируемые результаты

Учебно-методичес-кое обеспече-
ние

Личност-ные

Метапред-метные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возмож-
ность научиться

 

Положением регулируются:

• подходы к объему содержания рабочих программ;
• структура рабочей программы (в обязательном порядке учитываются требования ФГОС общего образования (по уровням), которые детализируются и обогащаются в соответствии с целями ООП, уровнем методического обеспечения реализации ООП, направлениями инновационной практики педагогических кадров и др.);
• сроки разработки педагогами и порядок согласования рабочих программ с установленными в Положении должностными лицами;
• подходы к установлению периода, на который разрабатываются рабочие программы;
• порядок внесения дополнений и (или) изменений в рабочие программы

Два варианта установления периода, на который разрабатываются рабочие программы

Вариант 1. Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год. В этом случае, ежегодно, в течение всего периода реализации ООП, издается приказ «О внесении изменений в основную образовательную программу», где отдельным пунктом фиксируется, что изменения в ООП связаны с обновлением перечня рабочих программ и их содержания (формируется соответствующее приложение к приказу).
Вариант 2. Рабочая программа разрабатывается на тот период реализации ООП, который равен сроку освоения дисциплины учебного плана или курса внеурочной деятельности. В этом случае, можно обойтись без ежегодного приказа о внесении изменений в ООП (если не будет иных оснований, например, ликвидация отставания в связи с карантином).

Право выбора остается за ОО. Важно, чтобы принятый вариант разработки рабочих программ был отражен в локальном нормативном акте.

С новым учебным годом!

Спасибо за внимание!