«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Оценка 4.9

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Оценка 4.9
docx
24.01.2020
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Марахова_Экибастуз_задание.docx

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(выступление на круглом столе)

 

Марахова Наталья Владимировна

 

Коммунальное государственное учреждение «Школа-лицей № 6 отдела образования акимата города Экибастуза»

Экибастуз, Павлодарская область

 

 

В том, что обновление образования в Республике Казахстан обусловлено  новыми требованиями времени, сомнений не возникает. Другое дело, что все реформы и нововведения воспринимаются с некоторой опаской, в силу того, что любая теория требует апробации на практике. Требуется  время и человеческие ресурсы, чтобы выявить плюсы и минусы любой новой программы, представленной для внедрения в реальность. Необходимое всестороннее изучение деталей, нивелирование  негативных аспектов, чтобы максимально быстро и успешно трансформировать недоверчивость, обусловленную ломкой стереотипов в профессиональное владение предметом, реализуемых реформ.

Конечно, мы, учителя начальных классов, являемся первопроходцами. И, естественно, за первый год  никто от ошибок, недочетов и перегибов не был, и не мог быть, застрахован. В результате практического освоения новых стандартов возникло множество вопросов, с которыми я столкнулась в связи с обновлением системы образования.

Формативное оценивание… Это первая проблема, с которой я столкнулась, думаю, как и многие другие коллеги. Благодаря тренерам-координаторам в ходе семинаров и коучингов общее представление о критериальном оценивании я получила еще до прохождения курсов по ОСО. Но на практике всё сводилось к знаковым  элементам формативного оценивания (смайлики, рыбки, зайчики и т.д.), что приравнивает формативное оценивание с суммативному. Сложно было всестороннее оценить, достигли ли дети цели занятия и в полном ли объеме.

И дело здесь в том, что формативное оценивание – это сам процесс обучения, это то, как преподаватель  организует учебный процесс. Ведь ФО – рассуждения ребенка, анализ своей деятельности, работы одноклассников и класса в целом, поиск путей решения проблем с последующей корректировкой.

Нельзя и не упомянуть о том, что материально-техническая база школ оказалась не готова к обновлению образования. Использование формативного оценивания в виде тестов, рисунков, заданий на классификацию, сопоставление и т.д. требует большого количества бумаги, особенно учитывая большую накопляемость классов (до 30 человек). Эту проблему учителю приходится решать своими силами, что никак внедрения нового не облегчает.

В итоге практического применения новых стандартов многие учителя приходят к мысли: система критериального оценивания требует доработки.

На развитие  ребенка оказывают влияние и семья, и социальное окружение, но школа является основным местом, где ученик учиться, поэтому основная задача школы – создать условия не только для интеллектуального развития ребенка, но и для развития положительных, личностных качеств. Как организовать процесс обучения с учетом этих требований?  Школа не всегда дает положительные эмоции и одна из проблем - плохие отметки ученика, вызывающие у него стресс и отрицательные эмоции.

Новая система оценивания достижений обучающихся была воспринята неоднозначно и педагогами, и родителями и это объяснимо,   все новое не всегда понятно и всегда вызывает  вопросы. Многие родители выражают недовольство тем, что учащиеся не получают отметки на каждом уроке. По их словам, это вызывает у них затруднения при контроле над успеваемостью детей. Поэтому, главная задача, которая стоит перед учителем, проводить разъяснительную работу среди родителей об  идеях критериального оценивания, которое создает необходимую для ребенка ситуацию успеха, даже если он не всегда успешен в учебных делах. Довольно часто отрицательная оценка вызывает дискомфорт у учеников, надо помнить, что каждый ученик  имеет право на ошибку, он только учится, а учитель окажет ему своевременную помощь и поддержку в процессе обучения.

Новая система оценивания направлена в первую очередь на мотивирование детей к успешному обучению, на выявление пробелов в обучении, умению строить собственный маршрут развития.

Даже взрослые люди не всегда могут преодолеть трудности в жизненных ситуациях, необходима большая сила воли, а ребенку тем более. Часто потерпев неудачу, ребенок не хочет выполнять повторно работу, исправлять ошибки, которые он и не видит, ему не интересно, у него не получается. Уметь грамотно оценивать результаты труда ученика, помочь ему увидеть свои ошибки, исправить их, вселить радость творчества, уверенность в собственных возможностях -  это главные задачи, которые стоят перед учителем. Суть их,  в умении создать условия для активной познавательной деятельности, на основе эмоционального благополучия ребенка. Эмоциональное благополучие – залог успеха каждого ученика. Но это не значит, что учитель не должен видеть отрицательные стороны обучения ученика, не указывать на его ошибки. Отсутствие оценки недопустимо. Функция оценки на современном этапе – это коррекция деятельности ученика, развитие его личностных качеств и интеллектуальных способностей. Это дает возможность получать базовые знания, формировать универсальные способы деятельности, развивать сознание каждого ученика.

Оценивание – это многогранный аспект педагогической деятельности и от того как учитель  сможет организовать этот процесс будет зависеть успех ученика.  Эффективность организации системы оценивания в учебно-воспитательном процессе будет зависеть от того как учитываются  личностные качества, потенциальные возможности, психологические особенности ребенка, его эмоциональная  сфера, только используя весь арсенал педагогической практики  можно создать условия, способствующие эмоциональному благополучию младших школьников, что окажет позитивное воздействие на развитие его личностных качеств и возможностей.

Задумка, сама идея - хорошая, дети стали больше раскрываться, анализировать свои ошибки, делать выводы. Их речь стала более выразительной, цельной. Я вижу, как развиваются мои ученики, как они учатся аргументировать и обосновывать свои ответы. Эта система отлично накладывается  на ученика, но  учитель под гнётом бесчисленных бумаг остается позади.

На  каждый урок распечатывать задания из  сборников формативного оценивания, рекомендованные НИШ для использования, для 27-30 детей не представляется возможным.  Так как есть проблема – нужно предложить решение. Поэтому,  под руководством Идилуп А.Т., тренера курсов по образовательным программам обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан, старшего преподавателя  Кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин ИПК ПР по Павлодарской области,  мы, творческая группа учителей начальных классов, я, Коркина Н.В., Бойко Е.В., Соловьева И.В. и Остапенко Р.Б.  разработали пособие «Приемы формативного оценивания для учащихся 1 класса».  Пособие получило положительный отзыв от рецензента к.п.н., профессора ПГПИ Омаровой В.К.

В данном пособии представлены техники формативного оценивания, которые учителя применяют на уроках. Конечно, это не новые техники, они уже апробированы, на протяжении ряда  лет является инструментом по решению педагогических задач на уроке, многие учителя их используют в собственной практике. Мы не ставили перед собой задачи повторять материал о значении критериального оценивания, об особенностях обратной связи и  формативного оценивания, практически все учителя первых классов прошли специальные курсы и владеют этой информацией. Учителя – составители попробовали создать сборник и систематизировать приемы и методы по организации оценивания в процессе преподавания в первом классе.

Использование представленных техник раскрывает основную идею, что в процессе обучения объектом оценивания является деятельность ученика, которая направлена  на достижение целей обучения. А цель обучения определяет процесс урока, методы и средства обучения и оценивания. Следовательно, цель обучения является основой всех видов оценивания и оценок. Предполагаем, что данные приемы помогут в организации качественного преподавания и эффективного обучения. Содержание приемов еще раз доказывает, что процесс оценивания является частью процесса обучения, в ходе которого формируются личностные качества и способы оценочной деятельности младших школьников.

P.S. Педагогика – постоянно обновляющаяся наука,  и у меня, как учителя, много идей:  как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы он стал еще эффективнее и интереснее для детей, в плане научной деятельности как фактора саморазвития и самосовершенствования.

Учитель – это призвание и я это призвание чувствую в себе! Хотелось бы, чтобы абитуриентов, желающих поступать в педагогические ВУЗы на специальность «Педагогика и методика начального образования» стало больше. Чтобы выпускники этих ВУЗов, приходя в стены школы и начав педагогическую практику, работали не один год, а долгие годы с удовольствием, даря детям свою любовь и качественное образование!

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы: Учебно-метод. пособие /АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» / ред.кол. О.И.Можаева  [и др.] -  Астана, 2016. - 13 с.

Инструкция о порядке проведения критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы в рамках обновленного содержания образования в 2016-2017 учебном году. – Астана, 2017. – 1-2 с.

Руководство для учителя. Второе издание. - Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015. – 17-18 с.

Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров [и др.] -  Бишкек, 2012. – 14 с.

Презентация «Сущность формативного оценивания»//http://www.myshared.ru/slide/398348/

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020