Миронова Наталья Александровна
Преподаватель высшей категории
УДО ХШ Г.ГОРЛОВКА
Г. Горловка, ДНР
Проблемы взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования и пути их решения
Современное общество невозможно представить без инновационных процессов. На сегодняшний день все вопросы в обществе связанные с внедрением инновационных процессов и модернизацией получают особую актуальность. Не секрет, что современное общество постепенно приобретает статус «информационного общества» и в связи с этим определяется дальнейший путь его развития, а именно путь инноваций и информации. Общество, независимо от этапа своего развития обязано поддерживать процесс образования. Так как наряду с познанием, производством и управлением, образование является одним из базовых системных социальных процессов.
Система дополнительного образования, под влиянием «информационных» изменений трансформируется и приобретает новое содержание, что приводит к иному видению роли родителей в образовательном процессе. Семья становится полноправным партнером и активным участником образовательно-воспитательного процесса, принимая особенно важное участие в самореализации творческого потенциала обучающегося. Данное партнерство затруднено ввиду сложившихся в традиционном образовании стереотипов, о роли семьи в качестве потребителя и заказчика образовательной услуги. Актуальной проблемой в осуществлении деятельности педагога дополнительного образования выступает сложность поиска путей интеграции родителей в образовательную среду с целью сопровождения ребенка в образовательном процессе. Реализации данной цели способствует решение определенных задач. Главной из которых является практическая совместная деятельность школы и семьи, а также корректировка семейного и школьного воспитания в процессе взаимного информационного обеспечения образовательного процесса.
Огромную роль в повышении эффективности взаимодействия школы и семьи играет умение педагога грамотно расставлять акценты в процессе взаимодействия с родителями. В практике художественной школы, как субъекта дополнительного образования внедряются различные формы работы с родительским контингентом. Наиболее распространенной и эффективной формой взаимодействия родителей и педагога выступает родительское собрание. Форма проведения родительских собраний различается в зависимости от возрастных, индивидуальных или особенностей здоровья обучающихся.
В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции преподавателям пришлось столкнуться с экстренным переходом на дистанционное обучение. Но, экстренный переход обучения в дистанционный формат сильно отличается от правильно спланированного онлайн обучения на основе массовых открытый онлайн курсов, а также создает определенные сложности в общении с родителями. Столкнувшись с этими сложностями многие преподавали искали пути решения проблемы самостоятельно. Оптимальным решением вопроса коммуникации с родителями в условиях социального дистанцирования стало использование инновационных технологий, а именно Мессенджеров и социальных сетей. Данный способ коммуникации способствует развитию стратегии открытого взаимодействия семьи и школы. Путем несложных манипуляций, родители с помощью сети интернет могут ознакомиться с учебными планами школы, изучить требования к выполняемым заданиям, а также получить консультации по поводу формирования дальнейшего обучения своего ребенка. Важным также остается наличие возможности сопоставления и сравнительного анализа всех работ, выполняемых классом в процессе обучения. Данная стратегия предполагает организацию открытого взаимодействия, а также обогащения практического опыта устойчивых педагогических традиций. Важным этапом в формировании коммуникативных связей семьи и школы в образовательной конъюнктуре выступает применение поддерживающих технологий, а также социальная направленность деятельности педагогов с целью оказания оперативного вмешательства в жизнь обучающегося, оказавшегося в социально опасном положении. Перед педагогом также стоит вопрос комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности ребенка и его ближайшего окружения.
В процессе исторического опыта, формирование взаимодействия школы и семьи с точки зрения педагогики имеет ступенчатую структуру развития. Первой ступенью, безусловно, выступает процесс знакомства. Знакомство педагога, обучающегося и родителей, предполагает в первую очередь определение общих целей, ценностей, а также взаимной «пользы» сторон процесса.
Второй ступенью является процесс планирования воспитательной работы с семьей в условиях класса. Данный этап предполагает совместную деятельность педагога и представителей семьи с целью определения задач процесса образования актуальных проблем развития личности обучающегося
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.