Из опыта православной педагогической деятельности в России.
О возникновении православной педагогической деятельности в России рассказывается в статье С.Ю. Дивногорцевой «Православная педагогическая культура России». В этой работе исследователь рассмотрела ряд вопросов, которые будут интересны и участникам нашего круглого стола. История православной педагогической деятельности в России по мнению Дивногорцевой складывалась следующим образом.
Взаимодействие между образовательной практикой и православной культурой, воспринятой Древней Русью в связи с принятием православной веры, обусловило оформление в отечественном образовательном пространстве православной педагогической культуры, перенявшей новозаветные традиции воспитания, существующие в преемственной связи с ветхозаветными педагогическими мотивами и направленные на духовно-нравственное развитие личности. Аспектами проявления православной педагогической культуры являются: совокупность достижений социально-педагогической и духовной практики в их взаимосвязи, образцы практической педагогической деятельности; совокупность педагогических взглядов, идей, теорий в их взаимосвязи с основными положениями православного вероучения.
Приняв Крещение,
русский народ получил богатейшую литературу, и прежде всего Библию. В
большинстве православных семей России принято было
ежедневно читать Евангелие, а Псалтирь знали наизусть, она
была практически
настольной книгой наших предков. Читая их, человек Древней
Руси постигал
сущность христианства, христианского образа жизни и
воспитания.
Изначально педагогических произведений в Древней Руси не
было. Педагогическая мысль, педагогические идеи и воспитательный опыт многих
поколений включались в летописи, поучения, жития, сборники, содержащие
библейские элементы и заимствования из сочинений святых отцов Церкви.
Появляется т. н. «учительная литература». Не являясь специально педагогической,
она тем не менее определяла практику воспитания и обучения, поскольку содержала
идеи духовно-нравственного воспитания и развития личности, содействовала уяснению
семейных отношений. Однако уже в XI-XII вв. на Руси начинают появляться
оригинальные святоотеческие сочинения («Слово о законе и благодати» митрополита
Киевского Иллариона, сочинения Кирилла Туровского и др.), в которых, в том
числе, находят свое отражение педагогические идеи «учительной литературы». На
Руси начинает складываться церковно-педагогическая литература. Авторами
подобного рода произведений становились монашествующие и священнослужители Русской
Православной Церкви. Наследие, оставленное ими, не содержит подробного
изложения теоретических проблем педагогики, не имеет описания системы,
включающей цели, формы и методы воспитания и образования, однако они состояли
из определенных требований и ответов на вопросы о сущности воспитания,
необходимые для выполнения христианином любого возраста. Имея непосредственный
личный опыт организации духовной жизни, святые отцы и учители Русской
Православной Церкви стремились изложить его в своих сочинениях, содержащих
советы и наставления об организации духовно-нравственной жизни человека в мире
с Богом, самим собой и другими
людьми. Важнейшей воспитательной задачей для них являлась
подготовка человека к жизни вечной. Средствами духовно ориентированного
воспитания они называли личный пример, участие в Церковных Таинствах,
воспитание страха Божия, молитву, покаяние, послушание, труд, чтение Евангелия,
выполнение заповедей и дел милосердия. Важнейшим среди педагогических средств
ими признавалась любовь. Главную роль в воспитании святые отцы и учители
Русской Православной Церкви отводили семье, поэтому не уставали проповедовать родителям
об их ответственности за правильное воспитание детей. Правомерно считать, что
православная педагогическая культура - феномен, запечатлевший в себе достижения
и ценности духовной и социально-педагогической практики, ее теоретическое
осмысление, образцы и
нормы педагогической деятельности. Главная их цель -
духовно-нравственное
развитие и воспитание личности.
Зарождение
православной педагогической культуры в России было бусловлено определенными
социально-историческими условиями, которые характеризовались принятием
Православия как государственной религии и созданием образовательного пространства
развивающего типа, направленного на духовное преобразование общества и
осуществление национально-культурной идентификации его членов. С принятием
христианства (988) явилась насущная потребность в иных законах жизни русского
общества, но эти законы требовали своего познания. Поэтому вскоре после
крещения киевлян князь Владимир начинает посылать детей «на учение книжное» в
т. н. «училища», создававшиеся с целью «утверждения веры». Они становятся
хронологически первыми институтами в устроении православно-педагогического
культурного пространства на Руси. Получив Православие от греков, Древняя Русь
приняла от них и первых учителей, и традиции христианских школ с их доминантой
нравственного воспитания над обучением, и традиции духовного ученичества.
Несмотря на то, что первыми учителями в созданных князем Владимиром школах были
священники, педагогическая деятельность выделяется в особую сферу деятельности.
В основу педагогической культуры первых русских учителей были положены
«евангельские начала кротости», характеризующие
наставнические отношения
как индивидуальные и духовные. Организация школьного дела
выстраивалась
на внушении и установлении начал нравственности,
соответствующих учению
христианской веры. Образование в первых русских школах вплоть
до конца XVII в., а в церковно-приходских школах России до начала ХХ в.
представляло собой синтез религиозных знаний, христианской нравственности и
умственного воспитания. Функция таких школ осознавалась как спасение и
нравственное назидание человека. Становление православной культуры на Руси было
в высшей степени педагогично. Главной чертой этого периода являлся рост
личностного начала, который совершался внутри церковной культуры. Попечение о
внутреннем духовном развитии личности становится, таким образом, своеобразным
кредо русской православно-педагогической культуры, которая стремилась быть не
только умной, но и мудрой. Разум ценился высоко, но ясно виделась и та
опасность, которую представлял ум, ускользающий из-под контроля нравственности.
Поэтому было стремление распространить ко всему в жизни нравственное отношение.
Духовная мудрость, в свою очередь, требовала учебы, постоянного и вдумчивого
чтения книг. Поэтому становление стиля и сути образования в православной педагогической
культуре предполагало включение в его содержание не столько знаниевого
компонента, но прежде всего компонента «нравственного научения и делания»,
предполагавшего внутренний рост личности, порождаемый и направляемый Церковью. На
следующем этапе, начиная с ХI в., в духовную и социально-педагогическую
деятельность включаются монастыри, и главной особенностью православной
педагогической культуры становится ее взаимосвязь с церковно-монастырской
культурой. Аскетическая, полная самоограничения и стремления к духовному совершенствованию
жизнь в монастыре имела большое воспитательное влияние и авторитет. Монахи
наставляли порой безмолвно, уча своим обликом вере, смирению, труду и другим
духовно-нравственным качествам, наглядно подтверждая известное со времен Христа
и апостолов правило воспитания становления становлением. Важнейшим вкладом
монастырей в развитие православной педагогической культуры стало ознакомление
русского общества в наглядной форме с идеалами христианской жизни. Монастыри
оказывали педагогическое влияние через организацию в своих стенах образования
народа, через институт духовничества, благотворительную деятельность. Со
временем делом жизни монашествующих становится воспитание посредством
литературного слова. Школьное образование и церковно-монастырское просвещение,
в том числе с помощью литературного слова, постепенно начали оказывать влияние
на практику семейного воспитания в России, преображая ее новозаветными мотивами
любви к ближнему. Традиции устроения христианской семьи и воспитания в ней
детей сами становятся средством воспитания, неотъемлемой частью
ценностей русского общества. Это, прежде всего, отношение к
браку как к духовному единению; понимание любви между супругами как
сострадания, милосердия без приоритета чувственных оттенков; иерархичность устроения
семьи; взаимодополняемость отцовского и материнского воспитания; духовная опека
над детьми в силу осознания ответственности за них как в жизни вечной, так и на
земле; обязанность отца охранять нравы дома; страх Божий как основа воспитания
и т. д. Вплоть до конца XVII в. развитие российского образования происходило в контексте
религиозного миросозерцания, опираясь на христианско-православную традицию.
Учение представлялось не обучением и воспитанием, а духовным возрастанием
человека, совершающимся под руководством Церкви. XVIII в. стал временем
усвоения западноевропейской культуры, развития светского мировоззрения -
секуляризма, отрывавшего постепенно российское культурное самосознание от
традиционного религиозно-церковного мировоззрения. В начале XIX в., после
столетнего периода увлечения идеей профессиональной, светской школы,
начавшегося с петровских реформ, вновь значительная роль в организации
отечественного образования стала отводиться духовенству, соответственно
возросло количество церковно-приходских школ. Образовательная политика
государства выстраивалась в то время на триаде С. С. Уварова «Православие.
Самодержавие. Народность». «Православие» рассматривалось как основа
нравственности, морально-этических, культурных устоев, исторически сложившихся
в политической и общественной жизни России, отвергающая любое проявление
сектантства, ведущее к дестабилизации и расколу в российском обществе.
«Самодержавие» отождествлялось с понятием государственности, т. е. с уважением
и почитанием власти. Определяя понятие «Народность», С. С. Уваров рассматривал
его, с одной стороны, как синоним равноправия исторического народа в среде
других таких же, а с другой - как показатель индивидуальности, несхожести,
своеобразия как постоянной величины, не подверженной прогрессистским
изменениям. В это время философы-славянофилы высказывают в своих трудах идею
функционирования в стране русской национальной школы, тесно связанной с
духовными ценностями православной культуры и Церковью. Данная идея была научно
обоснована в творчестве К. Д. Ушинского, поддержана государственными
деятелями, в том числе К. П. Победоносцевым, удачно
реализована на практике, прежде всего С. А. Рачинским. После революции
церковная школа в России была упразднена, Церковь законодательно отделили от школы.
Однако идея церковной школы «обучающего воспитания» свое дальнейшее
практическое воплощение и научно-педагогическое обоснование получила в среде
русской эмиграции, в частности в трудах профессора протоиерея Василия
Зеньковского. Результатом исторического пути становления и развития
теоретического знания в православной педагогической культуре
России стало
наличие в его структуре двух взаимодополняющих областей: одна
связана с развитием святоотеческой (церковно-педагогической) мысли, другая - с
научным осмыслением накопленных православной педагогической культурой фактов и приведением
их в систему.
Приоритетным направлением воспитательной работы в православной педагогической культуре является духовно-нравственное воспитание. Раскрытие организационно-педагогических условий реализации духовно-нравственного воспитания требует выявления смысла понятий «духовность» и «нравственность». Духовность в контексте православного мышления - это качество личности, способ ее существования, которому соответствует внутренняя направленность на абсолютные ценности; нравственность - внешнее проявление духовной жизни, способ практической ориентации поведения личности. В структуре духовно-нравственного воспитания выделяют три иерархически выстроенных уровня: сакральный, рациональный и нравственно ориентированный. Сакральный уровень определяется неповторимостью православной веры. Способами его реализации являются: следование христианским заповедям, воспитание чувства благоговения и почитания святынь, подготовка и участие в богослужениях и церковных таинствах, церковная и домашняя молитва, литургический пост, покаяние, которые передаются «невербализуемым» знанием. Основой педагогической деятельности на данном уровне является предоставление воспитаннику возможности приобретать личный опыт христианской жизни в семье или церковной общине, участвовать в богослужениях и церковных таинствах. Духовно-нравственное воспитание, реализуемое на рациональном уровне, допускает и требует вербализованного педагогического воздействия как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности. Основным средством его реализации является предоставление воспитаннику возможности получать необходимые духовные знания, умения и навыки. На рациональном уровне происходит интеллектуальное и эмоциональное осмысление мира человеком, складывание определенного миропонимания, на сакральном - осмысление, рефлексия души, определенные волевые усилия личности, приводящие ее к новому уровню духовного состояния. Основными способами реализации нравственно ориентированного уровня являются нравственное научение и включение ребенка в активную деятельность, развитие эмоциональной сферы как умения познавать чувствами. Содержание нравственного воспитания направлено на формирование у личности нравственного отношения к Родине, семье, обществу, умения и желания творчески трудиться, беречь и охранять природу и т. п.
Рассматривая
православную педагогическую культуру как
часть духовной и социально-педагогической практики
российского общества,
необходимо отметить, что православная религия и культура были
опосредованы в ней путем создания церковной школы, функционирующей в
соответствии с идеей «обучающего воспитания» и ориентированной на
духовно-нравственное развитие личности, организацией взаимодействия образования
с церковно-монастырской культурой, формирования определенных традиций и норм
взаимоотношений в семье, в школе, в Церкви (духовное наставничество), а также
их взаимовлияния.
Изучение и
обобщение опыта православной педагогической деятельности в
современной России позволило выявить следующие основные
тенденции развития православной педагогической культуры в отечественном
образовательном пространстве: - возрождение и создание новых типов
учебно-воспитательных учреждений с целью удовлетворения потребности
определенной части российского общества в получении образования в соответствии
со своим мировоззрением. В настоящее время в области современной православной
педагогической культуры существуют: духовные учреждения, осуществляющие
религиозное обучение и просвещение (воскресные школы, духовно-просветительские
центры, духовные семинарии и академии, богословские курсы); светские учреждения, ведущие образовательную деятельность на
основе религиозного мировоззрения (православные
детские сады, школы, гимназии, лицеи, православные приюты и детские дома,
православные вузы, теологические отделения и кафедры в светских вузах).
Источник:
Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2011. Вып. 1 (20). С.Ю. Дивногорцева «Православная педагогическая культура России».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.