Приведенная модель анализа профессиональной готовности педагогов и преподавателей стала основой при разработке программы повышения квалификации педагогов и преподавателей для реализации стандарта. Наблюдается прямая связь между уровнем знаний педагогов и преподавателей об особенностях развития обучающегося с ОВЗ и уровнем эмоциональных затруднений при взаимодействии с ним. Чем выше уровень знаний педагогов и преподавателей о детях с ограниченными возможностями здоровья, тем меньше степень эмоциональных затруднений при контакте с ними. Такая же связь наблюдается в отношении готовности педагогов и преподавателей включать детей с ОВЗ в учебное взаимодействие на занятиях.Актуальные проблемы налогообложения в России
Подпорина Е.А статья.docx
Актуальные проблемы налогообложения в России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА»,
ВЫПОЛНИЛА: Подпорина Е.А.
Актуальный этап в развитии образования детей с ограниченными
возможностями здоровья ориентирован на стандартизацию всех системных
процессов, обеспечивающих доступность и качество образовательных условий и
услуг.
Для педагогов и преподавателей, работающего с детьми с ОВЗ, существует
острая необходимость в использовании большого количества источников
информации, требуется развитая система информационной поддержки.
Результаты исследования показывают, что педагоги и преподаватели нуждаются
в комплексной поддержке и в различных источниках информации для
эффективной работы с детьми с ОВЗ. За последние два года запрос педагогов и
преподавателей на поддержку специалистов сопровождения (психологов,
дефектологов, логопедов) вырос в два раза.
При сравнении запросов обычных преподавателей и педагогов коррекционных
школ нужно отметить, что 70,63% педагогов СКОУ нуждаются в
дополнительных знаниях об особенностях развития детей с различными типами
нарушений, причем эта потребность у них более выражена, чем у обычных
педагогов и преподавателей. Педагоги и преподаватели больше нуждаются в
знаниях об индивидуальных особенностях конкретного ребенка с ОВЗ,
которого им предстоит обучать (57,78%). Педагоги СКОУ активнее
запрашивают информацию о способах адаптации программного и учебного
материала (41,5%), а обычные педагоги и преподаватели — о способах
включения ребенка с ОВЗ в группу сверстников и организации учебного
взаимодействия в группах (35%).
Основой теоретической модели стали три основные составляющие — знание
педагогов и преподавателей об особенностях развития детей с различными
типами нарушений, степень эмоционального принятия ребенка с ОВЗ, уровень
готовности взаимодействовать с ним. Исходя из анализа полученных данных, достаточно высокий уровень знаний педагоги и преподаватели отмечают в
отношении особенностей развития детей трех категорий: с задержкой
психического развития, нарушениями речи и умственной отсталостью (от 77,7
до 89,3%); у 61,4% опрошенных педагогов и преподавателей обнаруживается
наличие знаний об особенностях развития детей с нарушениями опорно
двигательного аппарата.
Более половины опрошенных педагогов и
преподавателей показывают низкий уровень знаний о детях с множественными
нарушениями развития (50,6%) и расстройствами аутистического спектра
(61,8%). При сравнительном анализе уровня знаний об особенностях детей с
ОВЗ по выборочным группам выявлено, что уровень знаний по трем категориям
(дети с нарушениями слуха, с множественными нарушениями, с расстройствами
аутистического спектра) в среднем 2025% выше в группе педагогов
специального образования.
Практический опыт показывает, что развитие инклюзивного процесса
затрудняется вследствие психологических барьеров, которые испытывает
учитель и преподаватель в работе с ≪особым≫ учеником. Отсутствие
профессионального и личного опыта контакта с таким ребенком затрудняет
эмоциональное принятие и рождает трудности психологического характера, в
которых порой педагог и преподаватель и не желает признаваться.
В среднем у педагогов СКОУ степень эмоционального принятия
детей с различными нарушениями выше, чем у преподавателей специального
образования. Это говорит о влиянии профессионального опыта и наличия
знаний об особенностях детей с ОВЗ на уровень их эмоционального принятия
преподавателями.
Третья составляющая теоретической модели анализа — готовность педагога и
преподавателя к учебному взаимодействию с ребенком с ОВЗ и его включению в
учебную группу. В целом, нужно отметить, средний показатель готовности по
всем группам детей с ОВЗ находится на достаточно низком уровне (от 13 до 32).
Самой легкой группой для учебного взаимодействия, как для преподавателей
среднего образования, так и педагогов специального образования, являются дети
с задержкой психического развития и нарушениями речи.
Таким образом, в настоящее время педагоги и преподаватели (в отношении
четырех групп детей с ОВЗ — с нарушениями слуха, зрения, множественными
нарушениями и РАС) не готовы реализовывать инклюзивный подход в своей
профессиональной деятельности. Несмотря на то, что педагоги специального
образования демонстрируют более высокий уровень знаний об особенностях
развития детей с данными типами нарушений, это не влияет на степень их
готовности включать таких детей в работу класса на урок. Такая ситуация, на
наш взгляд, требует организации поддержки педагогов и преподавателей со
стороны специалистов сопровождения. Опыт педагогов коррекционного
образования может оказаться крайне востребованным при включении детей с
нарушениями зрения и слуха. Наибольшую сложность, как для преподавателей специального образования, так и для коррекционных педагогов представляет
взаимодействие с детьми с множественными нарушениями и расстройствами
аутистического спектра.
Приведенная модель анализа профессиональной готовности педагогов и
преподавателей стала основой при разработке программы повышения
квалификации педагогов и преподавателей для реализации стандарта.
Наблюдается прямая связь между уровнем знаний педагогов и преподавателей
об особенностях развития обучающегося с ОВЗ и уровнем эмоциональных
затруднений при взаимодействии с ним. Чем выше уровень знаний педагогов и
преподавателей о детях с ограниченными возможностями здоровья, тем меньше
степень эмоциональных затруднений при контакте с ними. Такая же связь
наблюдается в отношении готовности педагогов и преподавателей включать
детей с ОВЗ в учебное взаимодействие на занятиях.
Вопрос о подготовке педагогических кадров не перестает быть самым важным
в процессе изменений образовательной практики, особенно в период апробации
и внедрения нового стандарта. Это ключевая задача настоящего периода. Важно,
чтобы содержание программы формы обучения соответствовали уровню
готовности педагогов и преподавателей и опирались на анализ основных
профессиональных трудностей.
Список использованных источников
1. Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 г. № 1598. «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья≫.
Актуальные проблемы налогообложения в России
Актуальные проблемы налогообложения в России
Актуальные проблемы налогообложения в России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.