Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО
Оценка 4.8

Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО

Оценка 4.8
Памятки
doc
дефектология
Детсад
05.10.2018
Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО
В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития возрастает роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения. Вопрос логопедической помощи данным категориям детей становится очень актуальным. Чем раньше ребенку оказывается соответствующая помощь учителей-логопедов, чем раньше в процесс коррекции речи включаются родители, тем эффективнее и продуктивнее эта работа.
Aktual_nye_voprosy_logopedii.doc
Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями  речевого развития возрастает роль и значение логопедических пунктов дошкольных  образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей  обеспечения высокой речевой и социально­психологической адаптации детей с  нарушениями речи к условиям школьного обучения.  Вопрос   логопедической помощи данным категориям детей становится очень  актуальным. Чем раньше ребенку оказывается соответствующая помощь учителей­ логопедов,  чем раньше в процесс коррекции речи включаются родители, тем  эффективнее  и продуктивнее  эта работа. Кроме того, результативность логопедического воздействия зависит еще от ряда   причин.  Во­первых, от тяжести речевого дефекта, от того, каков был механизм  его  возникновения. Во­вторых, от того, насколько вовремя смогли распознать данный дефект  и  своевременно организовать регулярные занятия коррекционного воздействия с  привлечением соответствующих специалистов.  В­третьих, большее значение имеет как активность родителей в исправлении  речи ребенка, так и самоконтроль и сознательная активность самого ребенка. Если в  школьном возрасте ребенок уже осознает свой речевой дефект и максимально  заинтересован в исправлении собственной речи, то в дошкольном возрасте уровень  контроля собственной речи значительно снижен. Не всегда дети с речевыми  нарушениями в дошкольном возрасте заинтересованы в исправлении и коррекции.  В­четвертых, огромную роль играют компенсаторные возможности мозга  ребенка и уровень сохранности  его познавательных процессов.  Как известно, основной  формой передачи мысли средствами языка является речь.  Она  же – основной способ  коммуникации. Именно уровень речевого развития играет огромную роль в  формировании личности ребенка. Полноценное овладение любым видом  психической  деятельности, будь то мышление, память, внимание, воображение становится вне речи  очень сложным, а в некоторых случаях  просто невозможным. Выраженные речевые нарушения, имеющиеся у дошкольников, влияют на процесс усвоения школьного материала. Успешная учеба становится невозможной, 50%  учащихся начальной школы  являются категорией стойко неуспевающими. Качество  обучения зависит не только от выявления и  устранения речевых недостатков  дошкольников, но и от своевременной диагностики речевого развития и  предупреждения речевых расстройств. Таки образом, огромное количество детей­логопатов нуждаются в создании  условий для осуществления коррекционного воздействия именно в дошкольных  учреждениях, отвечающих современным требованиям науки и практики. В практике современного образования усиливается разрыв между реальной  ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном  воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой,  регламентирующей деятельность логопункта ДОУ в оказании своевременной  логопедической помощи детям. В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются,  переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет, 5–6 лет. При этом помощь в  рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего и подготовительного к школе возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых  нарушениях и консультированию родителей. Учитель­логопед в первую очередь  оказывает помощь детям старшей и подготовительной группы, дети среднего и  младшего возраста остаются без логопедической помощи. Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с  определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных  представителей), возможностями самой региональной системы образования. Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации  коррекционно­речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной  модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного  документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно­ методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы  профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой  возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к  отбору содержания коррекционно­речевой работы. При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных  логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с  детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются: ­ перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети; ­ механизма зачисления; ­ количества одновременно занимающихся в логопункте детей; ­ рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с  различной структурой речевого дефекта; ­ перечня документации учителя­логопеда. Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в  них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об  организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».  Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже  общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью  определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что  следует из содержания письма и приложений к нему. Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно,  так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в  полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности  каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению  коррекционных, организационно­методических задач логопеда. Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается  работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с  нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий. 1)    Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и  функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого  сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в  общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График  работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи в  логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально  отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно  составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать  усвоению дошкольной образовательной программы. Педагоги работают по своим  планам. 2)    В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного  логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На  логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у  одного логопеда занимаются 25 человек. 3)    В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что  определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с  различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР). 4)    Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной  программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки  Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е.,  Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др. 5)    Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме.  Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи,  являются индивидуальные и подгрупповые занятия: кратковременные (15­20минут),  краткосрочные (2­3 раза в неделю) и рассчитаны на 6­ти или 12 месячный срок  обучения. 6)    Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот  день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями  получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно. Все это накладывает  определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко  освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков. Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других  детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально  подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и  т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая  раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников,  мотивация собственной чистой речи. Методы и приемы, используемые во время коррекционного  процесса традиционные, научно­обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная  цель работы учителя­логопеда в условиях логопедического пункта – исправление  нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с  формированием лексико­грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря  происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся  в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок  дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент  для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает  возможности тренировочных упражнений. Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического  пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся  полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную  коррекционную помощь всего 2­3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит  в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи.  Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять  ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.            Следовательно, чем раньше ребенку оказывается соответствующая помощь учителей­ логопедов, дефектологов,  чем раньше в процесс коррекции речи включаются  родители, тем эффективнее  и продуктивнее  эта работа.

Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2018