Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО
Оценка 4.8
Памятки
doc
дефектология
Детсад
05.10.2018
В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития возрастает роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.
Вопрос логопедической помощи данным категориям детей становится очень актуальным. Чем раньше ребенку оказывается соответствующая помощь учителей-логопедов, чем раньше в процесс коррекции речи включаются родители, тем эффективнее и продуктивнее эта работа.
Aktual_nye_voprosy_logopedii.doc
Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном
образовании в условиях реализации ФГОС ДО
В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями
речевого развития возрастает роль и значение логопедических пунктов дошкольных
образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей
обеспечения высокой речевой и социальнопсихологической адаптации детей с
нарушениями речи к условиям школьного обучения.
Вопрос логопедической помощи данным категориям детей становится очень
актуальным. Чем раньше ребенку оказывается соответствующая помощь учителей
логопедов, чем раньше в процесс коррекции речи включаются родители, тем
эффективнее и продуктивнее эта работа.
Кроме того, результативность логопедического воздействия зависит еще от ряда
причин.
Вопервых, от тяжести речевого дефекта, от того, каков был механизм его
возникновения.
Вовторых, от того, насколько вовремя смогли распознать данный дефект и
своевременно организовать регулярные занятия коррекционного воздействия с
привлечением соответствующих специалистов.
Втретьих, большее значение имеет как активность родителей в исправлении
речи ребенка, так и самоконтроль и сознательная активность самого ребенка. Если в
школьном возрасте ребенок уже осознает свой речевой дефект и максимально
заинтересован в исправлении собственной речи, то в дошкольном возрасте уровень
контроля собственной речи значительно снижен. Не всегда дети с речевыми
нарушениями в дошкольном возрасте заинтересованы в исправлении и коррекции.
Вчетвертых, огромную роль играют компенсаторные возможности мозга ребенка
и уровень сохранности его познавательных процессов. Как известно, основной
формой передачи мысли средствами языка является речь. Она же – основной способ
коммуникации. Именно уровень речевого развития играет огромную роль в
формировании личности ребенка. Полноценное овладение любым видом психической
деятельности, будь то мышление, память, внимание, воображение становится вне речи
очень сложным, а в некоторых случаях просто невозможным.
Выраженные речевые нарушения, имеющиеся у дошкольников, влияют на процесс
усвоения школьного материала. Успешная учеба становится невозможной, 50%
учащихся начальной школы являются категорией стойко неуспевающими. Качество
обучения зависит не только от выявления и устранения речевых недостатков
дошкольников, но и от своевременной диагностики речевого развития и
предупреждения речевых расстройств.
Таки образом, огромное количество детейлогопатов нуждаются в создании
условий для осуществления коррекционного воздействия именно в дошкольных
учреждениях, отвечающих современным требованиям науки и практики. В практике современного образования усиливается разрыв между реальной
ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном
воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой,
регламентирующей деятельность логопункта ДОУ в оказании своевременной
логопедической помощи детям.
В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются,
переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с
речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет, 5–6 лет. При этом помощь в
рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего и подготовительного
к школе возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых
нарушениях и консультированию родителей. Учительлогопед в первую очередь
оказывает помощь детям старшей и подготовительной группы, дети среднего и
младшего возраста остаются без логопедической помощи.
Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с
определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных
представителей), возможностями самой региональной системы образования.
Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации
коррекционноречевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной
модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного
документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно
методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы
профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой
возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к
отбору содержания коррекционноречевой работы.
При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных
логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много
расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с
детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:
перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;
механизма зачисления;
количества одновременно занимающихся в логопункте детей;
рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с
различной структурой речевого дефекта;
перечня документации учителялогопеда.
Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в
них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к
деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже
общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью
определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что
следует из содержания письма и приложений к нему. Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно,
так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в
полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности
каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению
коррекционных, организационнометодических задач логопеда.
Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается
работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с
нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.
1) Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и
функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого
сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в
общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых
садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График
работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.
В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи в
логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально
отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно
составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать
усвоению дошкольной образовательной программы. Педагоги работают по своим
планам.
2) В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного
логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На
логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у
одного логопеда занимаются 25 человек.
3) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что
определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с
различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР).
4) Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной
программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки
Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е.,
Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.
5) Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи,
являются индивидуальные и подгрупповые занятия: кратковременные (1520минут),
краткосрочные (23 раза в неделю) и рассчитаны на 6ти или 12 месячный срок
обучения.
6) Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот
день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями
получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно. Все это накладывает
определенный отпечаток на логопедическую работу.
Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко
освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков. Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других
детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально
подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и
т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии
времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая
раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников,
мотивация собственной чистой речи.
Методы и приемы, используемые во время коррекционного
процесса традиционные, научнообоснованные. Однако, несмотря на то, что основная
цель работы учителялогопеда в условиях логопедического пункта – исправление
нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с
формированием лексикограмматического строя языка ребенка. Пополнение словаря
происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве
речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся
в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок
дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент
для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает
возможности тренировочных упражнений.
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического
пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся
полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную
коррекционную помощь всего 23 раза в неделю, поэтому её результативность зависит
в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи.
Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять
ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Следовательно, чем раньше ребенку оказывается соответствующая помощь учителей
логопедов, дефектологов, чем раньше в процесс коррекции речи включаются
родители, тем эффективнее и продуктивнее эта работа.
Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.