Публикация является частью публикации:
|
|
СП. Цуканова
Л.Л. Бетц
я учусь
ГОВОРИТЬ
и читать
Рекомендовано Ученым советом Педагогического общества России
в качестве учебного пособия для
дошкольников
Допущено департаментом образования Пермской области
|
|
|
|
АЛЬБОМ
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Альбом 1 является составной частью комплекта пособий «Учим ребенка говорить и
читать». Работа с ним рассчитана на один период обучения и содержит систематизиро-
ванный авторами практический материал, который поможет логопеду организовать, спла-
нировать и провести эффективную коррекционную логопедическую работу с детьми.
Первоначально ребенку дается элементарное представление о назначении речи. Да-
лее он получает знания о строении языка: знакомится с понятиями «предложение», «сло-
во», «звук». Вводится их графическое обозначение.
Работа с альбомами поможет воспитать у детей внимание к звуковой стороне речи,
сформировать фонематическое восприятие. На всех этапах обучения предусматрива-
ются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложений раз-
личных конструкций, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картин-
ке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.
Предлагаемые в альбоме 1 задания и упражнения помогут детям:
—уточнить правильное произношение звуков: у, а, о, и, э, ы; м-мь, в-вь, н-нь, п-пь, т-ть;
познакомиться с буквами: А, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т;
—сформировать понятия: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, соглас-
ный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение;
—развить артикуляционную моторику и различать на слух изученные гласные и соглас-
ные звуки;
—дифференцировать гласные звуки; согласные звуки (по твердости-мягкости);
—выделять гласный звук из начала и конца слова в ударной и безударной позиции;
выделять согласный звук из состава слова;
—анализировать и синтезировать обратные и прямые слоги;
—проводить звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов, с использо-
ванием разрезной азбуки, печатания
—делить слова на слоги и проводить слоговый анализ односложных и двусложных слов;
—воспитывать внимание к изменению грамматических форм слова, способам словооб-
разования;
—восполнить недостатки в формировании лексико-грамматического строя речи;
—развить просодическую сторону речи и психические процессы (восприятие, внима-
ние, память, мышление).
Пособия комплекта «Учим ребенка говорить и читать» помогут ребенку попасть в уди-
вительный мир родного языка, зажечь в ребенке огонек любознательности, жажды но-
вых открытий в овладении родной речью, увлекут и разовьют его любовь к обучающим
занятиям и самостоятельному чтению.
|
|
|
|
|
|
|
Посмотри на картинки и скажи, для чего нужна речь. |
|
С помощью речи люди общаются друг с другом. |
|
С помощью речи люди узнают новое. |
|
|
|
Скажи, что изображено на картинках? |
|
Ты сказал предложение. |
|
Наша речь состоит из предложений. |
|
Наташа дает рыбкам .... |
|
Катя поливает цветы из ... . |
|
Предложение должно быть законченным. |
|
|
|
Девочка купает куклу. Раскрась кружки по порядку выполнения действий. |
|
Расскажи о купании куклы. |
|
В рассказе предложения должны идти по порядку. |
|
Составь предложения |
|
В предложении может быть: одно слово — Осень. два слова — Небо потемнело. три слова — Дует холодный ветер. четыре слова — Деревья надели пестрый наряд. |
|
|
|
Предложения состоят из слов. Каждое слово в предложении обозначим линией. Первое слово — начало предложения — обозначим | . В конце поставим точку. |
|
Послушай и определи, предложения ли это. |
|
Машинка, играть, Толя. |
|
Маша, кукла, укладывать. |
|
Слова в предложении «дружат» и следуют в определенном порядке. |
|
|
|
Рассмотри |
|
Какие предметы окружают детей? |
|
Рыбки, клетки, попугай, часы, стол — это слова, называющие предметы. |
|
Помоги Ивану Царевичу |
|
живых и нежив |
|
|
|
В спортивном зале. |
|
Что делают |
|
Лазает, прыгает, бросает, бегает, идет, приседает — это слова, называющие действия. |
|
Кто как передвигается. |
|
Как передвигаются эти животные? Назови слова, называющие |
СЛОВА, НАЗЫВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Назови лишнее слово.
|
|
|
забивает |
|
едет |
|
плывет |
|
мяч |
|
|
|
коньки |
|
клюшка |
|
бежит |
|
шайба |
СЛОВА, НАЗЫВАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ
Как выглядят гномики? Какие они? Найди каждому гномику свой домик.
|
|
|
Круглый, квадратный, треугольный, красный, жёлтый, синий, грустный, Какое? Какая? Какой? Какие? |
|
Составь загадки о лисе и о солнце, используя слова, называющие признаки. Послушай слова. Назови лишнее слово. |
ЗВУКИ
|
|
Как в лесу:
— змея шипит?
— ежик фыркает?
— волк воет?
— комар звенит?
— жук жужжит?
— дятел долбит?
Ты произносил звуки.
|
|
|
|
|
«Умная» машина сигналит |
|
Какой последний звук в слове съел Дракоша? |
■м
|
|
|
Паровоз гудит: |
|
Произнеси звук [У]: отрывисто. |
Рассмотри картинку. Назови слова со звуком [У].

Кто где живет?

ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Добавь У к словам, называющим действия. Как изменилось значение слов?

Накорми животных. Кому что?

|
|
|
Рассмотри картинки. |
|
|
Это гном. У него в руках колпачок. У него корзинка.
Его зовут «У».
Прочитай предложения по схемам.

Маленькое слово «У» — предлог, стоит отдельно от других слов.
Отгадай ребусы.
|
|
|
Мышка поет: |
|
Произнеси звук [а] с усилением и ослаблением голоса. |
|
Как собака лает? |
Рассмотри картинку. Назови слова со звуком [а].

ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Кого лечил Доктор Айболит? Выдели голосом последний звук.
|
|
|
Один — много. |
|
Папа и мама- |
|
Папа: пел рубил сидел читал будил мыл готовил |
|
А мама: |
|
Объясни значения слов «акварель», «аквариум», |
|
Папа купил много рыбок для нашего |
|
Картина нарисована .... |
звук [а]
Назови слова со звуком [а].
|
|
|
— Что везешь, — Всё, что есть на букву А. арбузы, апельсины, |
|
|
|
Какие овощи заяц положит в корзину? |
|
Назови картинки. Обозначь место звука [а] в схемах слов. |
|
|
|
«Характер» буквы А. |

Что деляют дети на картинках? Составь предложение по каждой картинке,
соединяя действия детей маленьким словом «а». Прочитай предложения
по схемам.

БУКВЫ А, а
Реши кроссворд.
|
|
Имя.
Птица.
Хищная рыба.
Отгадай ребус.
Сколько здесь букв А ?
|
|
|
|
|
|
|
Вылечи «больные» буквы. |
|
|
|
Какие звуки произносят дети? |
|
Произнеси звуки по схеме: |
|
Дети по лугу гуляли Помоги ребятам. Назови сначала |
|
Что везут машины? |
|
Произнеси. |
|
Ау! |
|
Уа! |
|
Прочитай. |
|
|
|
Девочка плачет: |
|
Произнеси звук [о], |
Рассмотри картинку. Найди слова со звуком [о].

ЗВУК [О]
|
|
|
Ослик очень огорчен: |
|
Рассмотри картинку. Назови овощи со звуком [о]. |
Послушай, запомни, повтори по три звука.
аоу уоа оуа оау
Обозначь в схемах слов место звука [о].

|
|
|
Подними и опусти по ступенькам |
|
О-о-о. |
|
Прочитай. |
|
О! |
В автобусе едут дети. Как их зовут?

БУКВЫ О, о
Прочитай ряды букв громко, тихо, шепотом.
а о у о у о
у о а у о у
а у о о а о
Отгадай ребусы.

ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
«Упрямое» слово «пальто».
|
|
|
|
|
Что купили Толе? |
|
Чему рад Толя? |
|
О чем он рассказывает? |
|
Что делает Толя? |
|
Этот гном мечтает о конфетах, о подарках, о ... . Его зовут О. Почему его так зовут? |
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
|
|
Кот Тимошка видел сон.
Но о чем? Не помнит он!
Может, о мышатах?
Может, о котятах?
Может, о ребятах?
Или лягушатах?
Сон Тимошка свой забыл
И немножко загрустил.
Кто приснился Тимошке?
О ком был Тимошкин сон?
О ком заботятся дети? Составь предложение по схеме.

Маленькое слово О — предлог, стоит отдельно от других слов.
|
|
|
Лошадь ржет: |
|
Произнеси звук [и] с усилением и ослаблением голоса. |
|
Рассмотри картинку «День рождения |
|
Назови имена друзей Винни-Пуха за |
|
Назови картинки. |
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
|
|
|
Назови животных. Чьи это уши? |
|
Назови картинки. Составь из них пары. |
|
Объясни значения |
|
|
На каком этаже дома «живёт» каждый из этих предметов?
|
|
|
|
|
Лошадь ржет: — И-и-и! Осёл кричит: — Иа! Иа! |
|
Прочитай шепотом, а о у и |
БУКВЫ И, и
Кто это? Составь предложения по схемам.

По каждой паре картинок составь предложение с маленьким словом «И».

|
|
|
Эдик сказал |
|
Произнеси звук [э] с усилением и ослаблением голоса. |
|
Помоги Эдику найти слова со звуком [э]. |
|
В каком домике живут |
|
Какие два слова соединились? |
|
электроприборы |
|
электростанция |
|
электромонтер |
|
|
|
Сколько здесь |
|
Прочитай на одном выдохе |
|
Подними букву Э |
|
Отгадай ребус. |
|
Кроссворд |
|
|
|
Медведь ревёт: |
|
Произнеси звук [Ы] с усилением и ослаблением голоса. |
|
Рассмотри картинку |
|
Разложи продукты |
|
|
Один — много.
Какой звук ты слышишь в конце слов, называющих много предметов?
|
|
|
Доскажи словечко. Вот гном один, вот гном второй, |
Подбери к каждому слову картинку. Соедини их линиями.
|
|
спелые
длинный
душистое
дырявая
Сосчитай
тыквы.
|
|
|
— Ты худой, а я толстяк. — Ешь поменьше натощак. Г. Виеру |
|
Пройди по «горам». Следи за высотой звука. |
|
Прочитай на одном выдохе. |
|
Впиши букву Ы в схемы слов. |
|
Мы услыхали от совы, Е. Благинина Назови грибы. Какие грибы соберет буква Ы? |
|
Отгадай ребус. |
|
|
|
Перекличка, пы — пи выть — ... ты — ... ныть — ... мы — ... быть — ... |
|
Запомни и повтори, |
|
Лошадка и медведь ждут гостей. Кто пойдет к лошадке, а кто — к медведю (проведи линии)? |
|
Вставь в схемы слов буквы И или Ы. |
|
Подбери к |
|
|
|
Помоги Винни-Пуху добраться |
|
Прочитай (спой) |
|
Винни-Пух пошел в гости к друзьям. |
|
Винни-Пух попал под буквенный дождь. В какую схему слова упадет каждая капля? |
|
Какие буквы Винни-Пух увидел в траве? |
|
|
|
|
|
Папа зовёт детей. |
|
Папа произносит имена детей по частям — слогам. |
|
Слова делятся на слоги. |
|
Дятел -телеграфист. Передай по телеграфу слова |
|
Дружная семья. |
|
Назови животных. Найди слово из одного слога, из двух, из трех слогов. |
|
Посмотри, как обозначаются слоги в схеме слова. |
|
|
|
|
Послушай стих.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла. чеслук и репуста.
Н. Кончаловская
Что хотел вырастить садовод? Определи количество слогов в названиях овощей.
|
|
|
Проведи «дорожки» от картинок к схемам слов. |
|
Это Вова, Наташа, Ира. Рассмотри схемы слов — имён детей. Сколько гласных звуков в каждом слове и сколько слогов? |
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
|
|
Федора идёт по лесу и зовёт свою посуду. Позови посуду и ты.
Какой гласный звук в каждом слове звучит сильнее и дольше?
|
|
В каждом слове есть ударный слог,
в котором гласный звук произносится с силой и длительно.
|
|
Ударный слог,
Ударный слог —
Он назван так недаром...
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЁТко речь моя звуЧИТ.
А. Шибаев
|
|
|
Посмотри, как обозначается ударение в схемах слов. |
|
|
|
Скачет сито по полям, К. Чуковский |
|
|
|
Поставь знак ударения на плиты, |
|
Сравни произношение слов. |
|
Ударение помогает различить слова. |
|
Подбери слова к схемам. |
Гномик идёт по слоговой дорожке, выложенной плитами. Постукивая
каблучками, он приговаривает:
|
|
|
Корова мычит: — М-м-м! |
|
Рассмотри картинку «Корова на лугу». |
|
Определи место звука [м] в каждом слове. |
|
|
|
Подружи звук [м] с гласными |
|
|
|
Корова мычит: — М-м-м! |
|
Назови продукты питания.Из чего |
|
продукты со звуком [м], а Мйку — со звуком [м']. |
|
Помоги гномам подобрать |
|
Подружи звуки [м], [м'] |
|
Прочитай схемы со звуками |
|
|
|
|
|
Взявшись за руки, В. Степанов |
|
Подружи букву М с гласными буквами. Подбери к составленным слогам картинки. |
|
Прочитай слоги. |
|
|
|
Ам! |
|
му |
Прочитай слова и составь предложения по картинкам.
|
|
|
Отгадай ребус. |
|
Реши кроссворд. |
|
|
|
Вьюга воет: — В-в-в! — Вь-вь-вь! |
|
Соедини звуки [в], [в'] с гласными. Прочитай слоги. |
Рассмотри картинку «Ну погоди!». Назови слова со звуками [в], [в'].
Определи место звуков [в], [в'] в словах. Что неправильно нарисовал художник?
|
|
|
Используя картинку, подбери рифму к словам «корона», «слон», «полк», «боровик», «дрова». |
|
|
|
|
|
Отгадай загадки. Соедини слово-отгадку со схемой слова. |
|
1.
Не сеют, не сажают — 2. Хохотун Егорка Взялся за уборку. В пляс по комнате пошёл, Оглянулся — чистый пол. 3.
Кто приходит, кто уходит — 4.
Весной веселит, летом холодит, |
|
возит |
|
молоко |
|
рыбу |
|
возит |
|
молоковоз |
|
рыбовоз |
|
воду возит — ... |
|
лес возит —... панели возит — ... |

Прочитай слоги. Кого встретил Винни-Пух, гуляя по дорожке?

Составь предложения с этими словами.

|
|
|
Зачеркни по две одинаковые буквы. |
|
На каком этаже живёт волк? Сова? Пьют квас? |
|
Отгадай ребусы. |
|
Как зовут мальчика? |
|
|
|
Этот гном любит прятаться в бочку, Где сидит гном? Почему его так зовут? |
|
Заяц в городе. Куда пойдет заяц? |
|
Маленькое слово В — предлог, стоит отдельно от других слов. |
|
Составь предложения по схемам. Прочитай рассказ. |
|
|
|
Царевна Несмеяна ноет: — Н-н-н! — Нь-нь-нь! Рассмотри картинку |
|
со звуками [н], [н'] в начале, в середине, в конце слова. |
|
Произнеси отчётливо. Найди слова со звуками.[н], [н']. |
|
Нам не нужны такие шутки. Г. Сапгир |
|
|
|
Используя картинки, догадайся, что скажет Царевна Несмеяна. Соедини |
|
Я несу.... |
|
Подружи |
|
Прочитай по схемам слоги со звуками [н], [н']. Повтори чистоговорки отчётливо. |
|
ни, ни, ни — грусть, тоску гони. на, на, на — светит нам луна. но, но, но — там идёт кино. ну, ну, ну — ждут тебя одну. ны, ны, ны — смех и радость нам нужны. |
|
|
|
Образуй слоги с буквой Н. |
|
Прочитай |
|
Отгадай ребус. |
|
Поставь |
|
|
|
Гном любит сидеть на пеньке, на скамейке, на диване. |
|
Маленькое слово На — предлог, стоит отдельно от других слов. |
|
Летит пчёлка на лужок, |
|
Сакие цветы росли на лугу? |
|
Что где растёт? Соедини линиями подходящие картинки верхней и нижней строчек. Составь |
|
Прочитай предложения, вставляя слова, называющие действия. |
|
|
|
Тесто пыхтит: — П-п-п! — Пь-пь-пь! |
|
Рассмотри картинку «На кухне». Назови слова со звуками [п], [гГ]. |
|
Догадайся по схемам слогов, что приготовил Петя. |
|
Произнеси отчётливо: Петя пробует компот, |
|
|
|
С какого звука — [П] или [П] — начинаются названия профессий? |
|
Поэт |
|
Почтальон |
|
Певец |
|
Продавец |
|
Программно" |
|
Портной |
|
Пианист |
|
Пожарный |
|
«Упрямое» слово «пианино». Куда спряталась кошка? Где стоит ваза? К чему подходит щенок? |
|
|
|
Где спряталась |
|
Мальчик пускает мыльные пузыри. Какие слоги у него получились? |
|
Прочитай. |
|
Отгадай ребус. |
|
Какое слово спрятал |
|
|
|
Этот гном любит ходить по бревну, по мосту, по ... . Составь предложения по схеме. |
|
Маленькое слово По — предлог, стоит отдельно от других слов. |
|
Помоги Пете добраться до дома, используя предлог по. |
|
Прочитай предложения. Вставь слова, |
|
Папа |
|
Пума |
|
Пони |
|
|
|
Вот колеса застучали: — Т-т-т! — Ть-ть-ть! |
|
Проведи линии: погрузи в синий самолет одежду и обувь со звуком [т], а в зеленый — со звуком [т']. |
|
Рассмотри картинку «На улице». Назови слова со звуками [т], [т'] вначале, в середине, в конце слова. |
|
|
|
В доме Тома находятся предметы со звуком [т], а в доме Тима — со звуком [т']. Назови эти предметы. |
|
Запомни пословицы. Назови слова со звуками [т] и [т']. Подбери схемы к словам «Том» и «Тим». |
|
Мама и пять ее детенышей. Назови картины, выделяя голосом звуки [т], [т']. |
|
|
|
Кто как голос подаёт? |
|
мычит |
|
мычат |
|
Скажи наоборот. |
|
подлетел — ... |
|
подбежал |
|
отбежал |
|
|
|
Сколько букв Т? |
|
Дополни до Прочитай. |
|
Подружи букву Т с гласными буквами. |
|
Отгадай |
|
тум |
|
та |
|
Кто Ната? Это Ната. У Наты ноты. |
ш
ББК81.2Рус-922
Ц85
Цуканова СП., БетцЛ.Л.
Ц85 Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Альбом 1 для индивидуальной работы / СП. Цуканова,
Л.Л. Бетц. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 64 с.
15ВЫ 5-296-00694-1
Пособие содержит разносторонний тренировочный материал по формированию у детей
фонематической стороны речи, знакомит с основными грамматическими закономерностя-
ми русского языка, расширяет и обогащает словарь, способствует профилактике возмож-
ных расстройств письменной речи, помогает ребенку успешно овладеть грамотой.
Пособие сопровождается методическими рекомендациями, в которых представлены за-
дачи обучения, перспективное планирование коррекционной работы, конспекты фронталь-
ных логопедических занятий.
Предлагаемые на занятиях игровые и тренировочные упражнения могут быть использо-
ваны при работе с широкой детской аудиторией: с детьми 4-6 лет, имеющими нормальное
речевое развитие, и с детьми-логопатами.
Пособие предлагается логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреж-
дений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.
ББК81.2Рус-922
Рецензенты: Т. П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психопа-
тологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.
О. Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафед-
рой специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ
Издатель —А.П. Казаков
Редактор — Н.Е. Ильякова
Художник — Е.В. Мазур
Обложка—Д.Р. Кудряков
Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Тел./ факс: (495)
264-27-73. Е-таМ: дпот_1одореа'@пе«таП.ги
Подписано в печать 26.08.2006. Печать офсетная. Объем 4 п.л.
Формат 84x108/16. Тираж 10
000 экз. Заказ № 1773.
Отпечатано по заказу ООО Агентство «Социальный проект» с готовых диапозитивов
в ОАО «Московская типография № 2». 129085, Москва, Проспект Мира, 105. Тел.: (495)
682-24-91.
©БетцЛ.Л., Цуканова СП., 2006
15ВЫ 5-296-00694-1 © Оформление. Издательство ГНОМ и Д, 2006
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.