Публикация является частью публикации:
|
СП, Цуканова, Л.Л. Бетц |

СП. Цуканова, Л.Л. Бетц
я учусь
ГОВОРИТЬ
и читать
Допущено департаментом образования
Пермской области
Рекомендовано Ученым советом
Педагогического общества России
|
|
АЛЬБОМ3
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Альбом 3 является составной частью комплекта пособий «Учим ребенка говорить
и читать». Работа с ним рассчитана на один период обучения и содержит системати-
зированный авторами практический материал, который поможет логопеду органи-
зовать, спланировать и провести эффективную коррекционную логопедическую ра-
боту с детьми.
Работа с альбомом поможет воспитать у детей внимание к звуковой стороне речи,
сформировать фонематическое восприятие. На всех этапах обучения предусматри-
ваются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложений
различных конструкций, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной
картинке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продол-
жением.
Предлагаемые в альбоме задания и упражнения помогут детям:
—уточнить правильное произношение звуков: ф, фь, ц, й, ч, щ; познакомиться с бук-
вами: Ф, Ю, Ц, Й, Ч, Ц, Ь, Ъ;
—закрепить понятия: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный
звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение;
—развить артикуляционную моторику и различать на слух изученные гласные и со-
гласные звуки;
—дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости,
по месту и способу образования;
—анализировать и синтезировать слоги (обратные, прямые, закрытые и со стечени-
ем согласных) и слова различного звуко-слогового состава;
—совершенствовать навыки звукового анализа при решении кроссвордов и отгады-
вании ребусов;
—сформировать навык чтения слогов и слогов, плавного слогового, сознательного
чтения слов, предложений, текстов;
—воспитывать внимание к изменению грамматических форм слова, способам сло-
вообразования;
—восполнить недостатки в формировании лексико-грамматического строя речи;
—развить просодическую сторону речи и психические процессы (восприятие, вни-
мание, память, мышление).
Пособия комплекта «Учим ребенка говорить и читать» помогут ребенку попасть
в удивительный мир родного языка, зажечь в ребенке огонек любознательности,
жажды новых открытий в овладении родной речью, увлекут и разовьют его любовь
к обучающим занятиям и самостоятельному
чтению.
|
|
|
Ёжик фыркает: — ф-ф-ф! — Фь-фь-фь! |
|
Фокусник. |
|
Назови слова со звуками [ф], [ф']. Определи место звука в слове. |
|
Произнеси отчётливо. в букет. В. Берестов |
|
Назови слова. Составь их схемы: |
|
1. Назови |
|
2. Назови |
|
4. Кто это? Узнай по контуру. |
|
3. Какой вид |
|
|
|
Найди букву Ф. |
|
Фея взмахнула синим рукавом — Прочитай. |
|
Здесь зашифрованы названия животных и птиц. Помоги фее их расколдовать. |
|
Составь предложения из слов. Тётя, фабрика, на, Фаня, работает. Шофёр, садится, |
|
|
|
Ёжик фыркает. |
|
Ветер воет. |
|
Кафе. |
|
Назови слова со звуками [в], [в'], [ф], [ф']. Прочитай слоги. Дополни их до целого слова. |
|
Какая буква потерялась: |
|
Жираф. В Африке жил жираф. Однажды он сидел в кафе, пил |
|
|
|
Раздели слово «юла» на слоги. Назови первый слог. Какой буквой ее обозначить? |
|
Юла поёт: |
|
Буква Ю гласная или согласная? Почему? |
|
Прочитай. Соотнеси слова юг юб-ка Ю-ля юн-га Ю-ра юр-та Закончи предложения. |
|
Как дети играют? Юле подарили красивую куклу. А Юре — кораблик. Юля |
|
Реши Отгадай |
|
|
|
Рассмотри схемы слов. Какая буква в слове пропущена? Какая буква обозначает мягкость согласного звука [р?]. |
|
Какая буква |
|
Каркуша написала слоги и слова с буквой У, а Хрюша — с буквой Ю. |
|
Кто что любит? Каркуша любит ... . |
|
кашу |
|
Отгадай |
|
|
|
Скворец поёт: — Ц-ц-ц! Произнеси отчётливо. Во дворе. |
|
Назови слова со звуком [ц], |
|
Кто мамы этих детёнышей? Составь схемы слов «овца», «курица». |
|
|
|
Малыши заблудились. Помоги каждому малышу найти свою маму (проведи линии-дорожки). |
|
Образуй слова по образцу. |
|
много птиц |
|
птица |
|
|
|
Цыпленок увидел |
|
Звук [ц] всегда произносится твёрдо! |
|
Прочитай. Какие слова отвечают о-тёц цап-ля цирк пё-рец цйф-ра нож-ни-цы |
|
Цыплёнок Цып. У мамы курицы был цыплёнок. Его звали Цып. Цып — Упадёт! — подумала курица и быстро схватила |
|
Собери слова. |
|
|
|
Реши кроссворд. |
|
Где находятся продукты питания? Закончи предложения. |
|
Хлеб лежит в ... . |
|
|
|
Насосы свистят: - С-с-с! — Сь-сь-сь! |
|
Не шуметь: |
|
Цветик-семицветик. |
|
Выучи загадку. |
|
Выбери игрушки |
|
«Буква |
|
Прочитай и |
|
Прочитай |
|
Отгадай слова. |
|
|
|
Доскажи Зеленеет даль полей, Весна. Назови слова |
|
Выучи пословицу. |
|
Один — много. |
|
лось — много ... медведь — змея — ёж — олень — Про кого из этих животных говорят: |
|
Доскажи словечко. Хвост короче уха. Кто же это? ... |
|
|
|
Подбери рифму. |
|
воробей, соловей, ... |
|
трамвай, каравай, ... |
|
Кто зимой холодной |
|
Прочитай |
|
Отгадай слово. |
|
|
|
Лёшка Назови первый звук в имени |
|
Йошка |
|
Назови сначала слова со звуком |
|
Прочитай пары слов. йод — лёд йог — лёг ямка — лямка ежи — лежи юг — люк поёт — полёт |
|
Егор, лилии, поливает, лейки, из. |
|
Предложения рассыпались. Собери их из данных наборов слов. |
|
Отгадай слово. |
|
|
|
Паровоз едет: — Ч-ч-ч! |
|
Герои любимых сказок. |
|
Из каких сказок эти персонажи? Назови слова со звуком [ч]. Определи место звука в каждом слове. |
|
Рассмотри картинку, подбери слова со звуком [ч] к схемам на панцире черепахи. |
|
Отгадай загадку. Вот так чудо: |
|
|
|
Почемучка. Перекинь «мостик» между предложениями. |
|
Дед и баба плачут |
|
Дед не может вытянуть репку, Исправь У Лисы растаяла избушка, потому что она выгнала предложения.
Зайца. Золушка торопилась с бала домой, потому Ответь на вопросы, используя Почему растаяла Снегурочка? Почему Лиса съела Колобка? |
|
Что говорит мальчик о своём желании? |
|
Я хочу .... |
|
Продолжи. Ты .... Она ... . Мы ... . Вы ... . Они ... . |
|
|
|
На что похожа буква Ч? |
|
Какие слоги с буквой Ч можно прочитать |
|
Прочитай. |
|
Вставь буквы. |
|
Ночка. |
|
С нёба звёздочка упала, |
|
И кузнечик спит в траве, |
|
|
|
Назови предметы в рамках. Определи первый звук в каждом слове. |
|
Чудо-техника Назови виды Произнеси |
|
Найди пары слов. Составь предложение с этими словами. |
|
Слоги потерялись. Добавь слог тя или ча. |
|
тё... Ка... све... да... зада... ди... |
|
|
|
Песню пел весёлый стриж, Чижик в клетке сидел. |
|
Доскажи слово. Назови Произнеси стихотворения отчётливо. |
|
Труженица-озорница Синичка, синичка — |
|
Прочитай. очи — оси |
|
ча-ся-ся-ча |
|
свечки |
|
У барсучихи барсуч( |
|
Буква потерялась. |
|
|
|
Щетка: — Щ-щ-щ! |
|
За работой. |
|
Рассмотри картинку «За работой». Назови слова со звуком [щ]. Определи место звука [щ] в каждом слове. |
|
Произнеси отчётливо. |
|
Куда пойдёт Проведи «дорожки» от картинок к слоговым домикам. |
|
Составь схемы слов-названий профессий. |
|
|
|
Образуй слова — названия профессий. |
|
НОСИТ точит регулирует дрессирует |
|
+ щик |
|
У тебя: рука нога голова нос глаз рот |
|
У Гулливера: ручища |
|
|
|
Какие слоги образовала буква Щ |
|
Прочитай слова. |
|
Что лежит в ящике? |
|
Отгадай ребусы. |
|
щука. Щука — хищная рыба. Щука — хорошая охотница. |
|
|
|
Рассмотри картинку. Назови слова со звуками [щ], [ч]. Соотнеси слова бле-стя-щий |
|
«Слоги потерялись». |
|
Прочитай |
|
|
|
Рассмотри картинки в рамках. |
|
У реки. Рассмотри картинку Произнеси отчётливо. |
|
Прочитай и повтори. си-щи-щи-си |
|
ще-се-се-ще |
|
«Математическая грамота». |
|
Прочитай предложения. |
|
Сима варит щи из щавеля. Щенок Сймка тащит кости. У Сени щенок. |
|
|
|
Отыскал на кухне угол, |
|
Сравните схемы выделенных слов. Мягкий знак — хитрый знак, |
|
Щенок оставил на объявлении |
|
«Математическая грамота». |
|
Отгадай |
|
Реши кроссворд. |
|
|
|
Выполни сложение. |
|
Напиши в клеточках имя девочки. |
|
Кому что нужно? Прочитай слова. Проведи дорожки Прочитай рассказ. Закончи |
|
Игорь. Игорю семь лет. Мама купила |
|
|
|
Буква Ь обозначает мягкость согласного звука и не дает сливаться согласной букве с гласной. |
|
Прочитай слоги. Дополни их до целого слова. лё - льё тя - тья ве - вье |
|
Прочитай предложения. |
|
Козье молоко полезнее, чем коровье. |
|
Проведи «дорожки» от слов к следам животных. |
|
беличьи |
|
заячьи |
|
Реши кроссворд. |
|
«Математическая грамота». почка — ка + та + льон = |
|
|
|
Прочитай слова. Сравни их. Изменились ли значение слова «сел»? |
|
Что показывает Ъ? |
|
|
|
Прочитай объявление. |
|
Объявление. В 6 утра подъём. Весь завтрак 9 часов. Будет видеосъёмка. Медведь. |
|
Ну-ка, догони! |
|
Расскажи о том, как проходили гонки волка и зайца, используя слова: |
Ты с Юпиком учился
Красиво говорить,
Место разным звукам
На схеме находить.
Узнал, что в предложении
Слова должны дружить
И что предлог со словом
Нельзя соединить.
Буквы изучая,
Учился ты читать
И даже по картинке
Рассказы составлять.
Вот подрастёшь немного
И в школу ты пойдёшь,
Много интересного
В книгах там прочтёшь.
Сумеешь ты кроссворд
И ребус разгадать.
Наш Юпик тебе хочет
Удачи пожелать.
ББК81.2Рус-922
Ц85
Цуканова СП., БетцЛ.Л.
Ц85 Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Альбом 3 для индивидуальной работы / СП. Цуканова,
Л.Л. Бетц. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.
13ВЫ 978-5-296-00744-5
Пособие содержит разносторонний тренировочный материал по формированию у детей
фонематической стороны речи, знакомит с основными грамматическими закономерностями
русского языка, расширяет и обогащает словарь, способствует профилактике возможных
расстройств письменной речи, помогает ребенку успешно овладеть грамотой.
Пособие сопровождается методическими рекомендациями, в которых представлены
задачи обучения, перспективное планирование коррекционной работы, конспекты
фронтальных логопедических занятий.
Предлагаемые на занятиях игровые и тренировочные упражнения могут быть
использованы при работе с широкой детской аудиторией: с детьми 4-6 лет, имеющими
нормальное речевое развитие, и с детьми-логопатами.
Пособие предлагается логопедам, воспитателям дошкольных образовательных
учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.
ББК81.2Рус-922
Рецензенты: Т.П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психопа-
тологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.
О. Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой
специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ.
Л.Р. Лизунова, кандидат педагогических наук, главный методист Научно-
методического
центра специального образования ПОИПКРО.
Издатель —А.П. Казаков
Редактор — Н.Е. Ильякова
Художник — Е.В. Мазур
Обложка —Д-Р- Кудряков
Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Тел./ факс: (495)
264-27-73. Е-таП: дпот_1одорес1@пе\л/таН.ги
Подписано в печать 20.01.2007. Печать офсетная. Объем 2 п.л.
Формат 84x108/16. Тираж 10
000 экз. Заказ № 2254
Отпечатано с готовых диапозитивов по заказу ООО Агентство «Социальный проект»
в ОАО «Московская типография № 2». 129085, Москва, Проспект Мира, 105.
©БетцЛ.Л., Цуканова СП., 2007
15ВЫ 978-5-296-00744-5 © Оформление. Издательство ГНОМ и Д, 2007
|
|
|
Издательство «ГНОМ И Д» предлагает комплект пособий СП. Цукановой и Л.Л. Бетц по развитию фонеметической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста |
|
Учим ребенка говорить Конспекты занятий |
|
Я учусь говорить и читать |
|
Альбомы 1, 2, 3 |
|
Формируем навыки чтения — Демонстрационные таблицы — Раздаточные таблицы и развития техники чтения |
|
щ_______ I Эти пособия и множество другой развивающей и обучающей литературы вы можете приобрести или заказать «КНИГА-ПОЧТОЙ» |
|
107113, Москва,
ул. Сокольнический
вал, 2-Б |
|
СТАНДАРТ |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.