"Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс при реализации ФГОС НОО"
Оценка 5
Педсоветы
doc
библиотека
3 кл
24.04.2018
Данную работу могут использовать учителя начальных классов на педагогических советах, методических объединениях и т.д. В работе рассматривается актуальность внедрения и использования ИКТ в образовательном процессе при реализации ФГОС НОО. А так же цель применения и результаты использования ИКТ в учебном процессе.
Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс при реализации ФГОС НОО.doc
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Красносибирская средняя школа»
Кочковского района
Новосибирской области
«Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный
процесс при реализации ФГОС НОО»
Работу выполнила:
Сапронова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории 2018 год
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая
задача образовательной политики на современном этапе — достижение
современного качества образования, его соответствия актуальным
и перспективным потребностям личности, общества и государства».
При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового
современного качества школьного образования. Информатизация образования
должна помогать решению двух основных задач школы: образование для всех
и новое качество образования – каждому.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей
образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой
ступени должна стать готовность детей к овладению современными
компьютерными технологиями и способность применять полученную с их
помощью информацию
для дальнейшего самообразования. Учебно
воспитательный процесс – это система работы школы и учителя в частности,
направленная на максимальное развитие личностных качеств каждого ребёнка,
создание предметнонравственной среды, стимулирующей познавательную,
коммуникативную, игровую и физическую активность ребёнка.
Использование информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в
учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного
позволяющей раскрыть уникальную целостность и
образования,
индивидуальность личности растущего человека, помочь ей
проявиться,
развиться, устоять в обществе.
второго поколения говорится, что целью образования
учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных
действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и
разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).
В стандартах Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят
личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере
пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят
получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим
мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться,
работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а
также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования –
это научить ученика учиться.
Внедрение информационнокоммуникационных технологий в работу учителя
начальных классов способствует достижению основной цели модернизации
образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности
образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в
информационном пространстве,
приобщенной к информационно
коммуникационным возможностям современных технологий. Использование
информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не
только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся,
но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей
каждого ученика.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий
обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его
результативность являются ориентировка младших школьников в
информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование
способности их грамотно применять(ИКТкомпетентность).
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая
задача внедрения нового образовательного стандарта. Для начальной школы это
означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из
результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать
готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и
способность актуализировать полученную с их помощью информацию для
дальнейшего самообразования.
Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках
окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью
современных технических средств. ИКТ позволяют перейти от объяснительноиллюстрированного способа
обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным
субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению
знаний учащимися. Учитель может использовать в своей работе личные
презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды,
разработанные в компьютерном варианте. Спектр использования возможности
ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. При помощи ИКТ можно
проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и
проектной деятельности детей.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже
невозможно представить себе современную школу.
Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности,
красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается
повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при
восприятии учебного материала.
Такие уроки становятся привычными для обучающихся, а для учителей
становятся нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из важных
результатов инновационной работы в школе.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных
уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального
общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”,
они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому
материалу.
количественное.
Качественное:
новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с
непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественное:
мультимедиа среда много выше по информационной плотности.
Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в
течение 12 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший
объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз
услышать”.
Применение ИКТ на уроке также способствует развитию навыков контроля и
самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро.
Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний
учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с
мышкой, клавиатурой.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения. Заранее, на основе
использования этих ресурсов, разрабатываем задания для учащихся с учетом их
индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего
канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал готовим как в электронном,
так и бумажном виде.
Детям с особенностями в развитии компьютер может оказаться помощником:
выполняя индивидуальные задания, ребята чувствуют себя увереннее, ситуация
успеха повышает самооценку, что в свою очередь, способствует дальнейшим
успехам. Отдельные модулитренажеры могут быть использованы не только на
уроке, например во время устного счета, но и предложены отдельным учащимся
на дополнительных занятиях или для работы дома, если они по тем или иным
причинам не усвоили материал. Подобные задания позволяют мотивировать
ученика и собственно работой за компьютером, и разнообразными игровыми
сюжетами, и возможностью получить «помощь», «подсказку» от компьютера, и
что самое важное, возможностью самостоятельно, в индивидуальном темпе,
продвигаться в овладении новыми знаниями и навыками.
Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно
предусматривать дополнительные индивидуальные задания на компьютере.
Особенно полезно привлекать таких ребят к подготовке и проведению
отдельных
ИКТ.
Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых
заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося.
Обучение в игре – не об этом ли мечтают дети?
Использования современных информационнокоммуникационных технологий
– участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся
начальных классов.
Кроме того, информационнокоммуникационные технологии позволяют
ориентированным на
делать обучение проблемным,
исследовательскую деятельность, так как, их использование повышает
возможности применения проектного метода обучения.
Учиться с интересом, добиваться успехов помогают электронные
образовательные ресурсы и электронные образовательные системы сети
Интернет. Возможности интернета и мультимедиа позволяют черпать знания не
творческим,
фрагментов
помощью
урока
с только из учебников, но и из мультимедийных энциклопедий и крупнейших
мировых библиотек.
Электронные приложения к книгам позволяют воссоздать картину изучаемых
явлений в динамике, анимировать и стимулировать интеллектуальную
деятельность детей. Представленные на СD – дисках презентации, модули,
тренажёры, игры и видеоматериалы позволяют создать оптимальные условия для
изучения тем, делают уроки яркими, интересными, запоминающимися и
продуктивными.
Цель применения информационнокоммуникационных технологий – увлечь
учащихся в мир понятийных образов (научных, лингвистических, нравственно
эстетических, теоретических и др.) через сказку, игру, личный опыт, сняв
стресс, напряжение, подключив все каналы восприятия информации для
глубинного мышления, внутреннего сосредоточения на своем опыте, силах,
возможностях. Именно эти качества вносят в процесс обучения младших
школьников информационнокоммуникационные технологии.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с
использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Обучение
младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется сейчас двумя
требованиями – гигиеническими и учебными. Существуют специальные
требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.54296
"Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным
электронновычислительным машинами организации работы")
Для
профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо
соблюдать специальные рекомендации. Таким образом, применение ИТК на
уроках должно носить щадящий характер.
Какова результативность использования ИКТ в учебном процессе?
Поскольку использование современных информационнокоммуникационных
технологий в учебном процессе начального образования – это не самоцель, а
определенная система нашей работы, то имеется и вполне конкретный
результат. На мой взгляд, он состоит в следующем:
повышение познавательной мотивации, делая процесс обучения
интересным и продуктивным;
развитие навыков самостоятельности и самоконтроля (выполнять
извечную проблему начальной школы: «научить ребёнка учиться»);
включение в работу всех детей класса, даже самых инфантильных,
застенчивых и пассивных;
способности к самореализации;
обеспечение эффективности урока и успешности каждому ученику;
достижение оптимального общего развития каждого школьника, развивая
его мышление, волю, чувства, нравственные представления.
Как показала практика, учащиеся увлечённо осваивают учебный материал,
когда применяются информационно – коммуникационные технологии.
Использование информационнокоммуникационных технологий в своей
профессиональной деятельности позволяет нам, как учителям начальных
классов:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных
потоках окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью
современных технических средств;
осуществлять переход от объяснительноиллюстрированного способа
обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным
субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению
знаний учащимися;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
индивидуально подходить к ученику, применяя разноуровневые
задания;
повышать эффективность учебного процесса и улучшать уровень
владения полученной информацией;
экономить время на уроке (учащиеся быстрее переключаются с одной
формы обучения на другую, что позволяет учителю объяснить на уроке больше
материала)
увеличивать объём выполняемых на уроке заданий;
повышать активность и мотивацию усвоения знаний за счет разнообразия
форм работы;
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с
интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их
оценить.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные
технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по
настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных
технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным,
Это способствует значительному повышению качества образования и ведёт к
решению главной задачи образовательной политики. Применение информационно – коммуникационных технологий в
образовательном процессе является, ключом к решению проблем, связанных с
развитием интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника.
"Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс при реализации ФГОС НОО"
"Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс при реализации ФГОС НОО"
"Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс при реализации ФГОС НОО"
"Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс при реализации ФГОС НОО"
"Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс при реализации ФГОС НОО"
"Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс при реализации ФГОС НОО"
"Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс при реализации ФГОС НОО"
"Актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс при реализации ФГОС НОО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.