Понятийно-терминологическая игра "Современные представления о процессе воспитания"
Оценка 4.8
Игры +3
docx
администрации +2
Взрослым
29.04.2019
Современные представления о процессе воспитания. Участники: классные руководители 1-11-х классов и заместитель директора школы по воспитательной работе, который одновременно выполняет роли ведущего игры и эксперта.
Цель: содействовать формированию у классных руководителей современных научных представлений о воспитании и основных eё компонентах.
Понятийно.docx
Понятийнотерминологическая игра.
Современные представления о процессе воспитания
Участники: классные руководители 111х классов и заместитель
который
директора школы по воспитательной работе,
одновременно выполняет роли ведущего игры и эксперта.
содействовать формированию у классных руководителей
современных научных представлений о воспитании и основных eё
компонентах.
Цель:
Подготовительная работа
1. Заместитель директора школы по воспитательной работе предлагает
классным руководителям прочитать книгу Е.Н. Степанова, Л.М.
Лузиной «Педагогу о современных подходах и концепциях
воспитания и «Стратегия воспитания в образовательной системе
России» (под редакцией И.А. Зимней).
2. Заместитель директора школы по воспитательной работе вместе с
руководителями
классных
руководителей учебных групп I, II и III ступеней обучения
разрабатывают алгоритм и содержательные аспекты предстоящей
игры.
методических
объединений
3. Школьный библиотекарь готовит выставку книг и статей ведущих
учёных страны о воспитании.
4. Заместитель директора школы по воспитательной работе готовят
свои комментарии для каждого этапа игры.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) расположенные полукругом рабочие места для трёх игровых групп
(столы, стулья, таблички с номерами игровых групп, ручки, фломастеры,
бумага для записей);
б) каждая группа получает протокол игры, в котором указаны этапы
работы, задания, а также отведено место для формулирования ответов на
каждое задание;
Протокол понятийнотерминологической игры «Современные
представления о процессе воспитания»
Место проведения:
Дата проведения:
Номер игровой группы:
Этапы
I
II
Задание
1) попробуйте дать определение понятия «воспитание»
1) продолжите, пожалуйста, фразу: цель воспитания – это ...
2) предложите формулировку цели воспитательной деятельности III
1) продолжите, пожалуйста, фразу: принципы воспитательного
процесса – это ...
2) назовите принципы воспитательной деятельности
классного руководителя
IV 1)
ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое
содержание воспитания?
2) назовите основные компоненты (направления) содержания
процесса воспитания детей
V 1) если бы вы являлись составителями педагогического
словаря, то как бы наиболее кратко определили содержание
понятий «критерий» и «показатель»?
2) назовите, пожалуйста, критерии и показатели, которые вы
используете для анализа и эффективности воспитательной
деятельности
в) выставка книг о современных подходах, концепциях и технологиях
воспитания детей;
г) мультимедийный проектор с экраном.
Ход игры
1. Каждый классный руководитель по своему желанию садится за стол
одной из игровых групп.
2. Ведущий информирует участников игры о её цели и этапах, акцентирует
внимание педагогов на содержании протокола игры. На экране
появляется название понятийнотерминологической игры.
3. Заместитель директора школы по воспитательной работе предлагает
классным руководителям начать игру и выполнить первое задание:
попробуйте сформулировать определение понятия «воспитание». Время
выполнения задания – 5 минут.
4. В процессе пятиминутного коллективного обсуждения каждая группа
вырабатывает и оглашает формулировку определения понятия
«воспитание».
5. Ведущий в своём комментарии обращает внимание на сложность и
многогранность воспитательного процесса, поэтому не случайно в
научнометодической литературе существует целая палитра
определений понятия «воспитание». Приводит несколько примеров
данных определений:
воспитание – это целенаправленный процесс управления развитием
личности ребёнка (Л.И. Новикова, В.А. Караковский);
воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом
педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества
(Н.Е. Щуркова); воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание
психологопедагогических условий для удовлетворения базовых
потребностей школьника (В.П. Созонов).
Он называет сущностные характеристики воспитания, такие как:
а) целенаправленность, ведь воспитания без цели не бывает;
б) управляемость, но объектом педагогического управления является не
личность ученика, а процесс его развития;
в) многоаспектностъ его осуществления, в процессе которого
происходит и воздействие, и взаимодействие, и управление, и а провождение,
и содействие, и поддержка, и создание условий для развития личности;
г) развивающий характер,
ведь педагогическая целесообразность
процесса воспитания заключена в его взаимосвязи с процессов развития
ребёнка.
6. Ведущий дает игровым группам второе задание, предлагая определить
понятие «цель воспитания» и сформулировать цель воспитательной
деятельности. Задание необходимо выполнить в течение 10 минут.
7. После группового обсуждения представители каждой группы
докладывают о выполнении задания.
8. Заместитель директора школы комментирует результаты выполнения
задания и делает следующее краткое сообщение.
Целью воспитания, по мнению профессора Е.В. Титовой, является
идеальное вероятностное представление о результатах воспитательной
деятельности. Данное представление содержит в себе информацию о
необходимом (исходя из объективных потребностей члене классного
сообщества и предъявляемого социального заказа), возможном (учитывая
реальный воспитательный потенциал класс классного руководителя,
родителей, образовательного учреждения, желаемом (опираясь на желания и
предпочтения членов классного сообщества) результате воспитательного
процесса.
9. Ведущий предлагает выполнить третье задание: дать определение
понятия «принципы воспитания» и назвать несколько принципов
воспитательной деятельности классного руководителя. Время выполнения
задания – 10 минут.
10. Проведя групповое обсуждение, руководители игровых групп
информируют о результатах выполнения задания.
11.Заместитель директора школы подчеркивает, что в науке под
принципами воспитания понимают основополагающие идеи, главные правила
и основные требования к построению воспитательного взаимодействия. Он
приводит примеры их формулировки.
12. Игровым группам предлагается в течение 10 минут ответить, что
такое содержание воспитания, и назвать основные компоненты содержания воспитательного процесса. Их представители высказывают коллективно
выработанные мнения.
13. Опираясь на научные источники педагогической информации,
ведущий акцентирует внимание классных руководителей на том, что
содержание воспитания – это педагогически адаптированный социальный
опыт (знания, умения, навыки, ценностные отношения, образцы поведения и
деятельности), освоение которого способствует развитию ребёнка. Он
напоминает о том, что в педагогической практике под содержанием чаще
всего понимается совокупность основных направлений воспитательного
взаимодействия,
способствующих формированию и проявлению
познавательного, нравственного, коммуникативного,
эстетического и
физического потенциалов человека. Данная информация появляется на экране
мультимедийного проектора.
14.
группам:
Заместитель директора школы дает последнее задание игровым
а) Если бы вы являлись составителями педагогического словаря, то, как
бы наиболее кратко определили содержание понятий «критерий» и
«показатель»?
б) Назовите, пожалуйста, критерии и показатели, которые вы
используете для анализа и оценки эффективности воспитательной
деятельности.
Время выполнения задания – 10 минут.
15. После коллективного обсуждения руководители игровых групп
докладывают о выполнении пятого задания. А ведущий предлагает более
детально и глубоко обсудить проблему изучения эффективности
воспитательного процесса на специальном заседании методического
объединения.
Рекомендуемая литература
1. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М, 1999.
2. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. – М.,
2004.
3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и
концепциях воспитания. – М., 2005.
4. Стратегия воспитания в образовательной системе России / Под
ред. И.А. Зимней. – М., 2004.
5. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М, 1999.
Понятийно-терминологическая игра "Современные представления о процессе воспитания"
Понятийно-терминологическая игра "Современные представления о процессе воспитания"
Понятийно-терминологическая игра "Современные представления о процессе воспитания"
Понятийно-терминологическая игра "Современные представления о процессе воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.