Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности
Оценка 4.8

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика
11 кл
22.06.2018
Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности
С точки зрения СТО продолжительность событий, количество движения, масса тела не являются величинами абсолютными, они зависят от скорости движения наблюдаемых объектов относительно наблюдателя. Эффекты СТО начинают проявляться при скоростях, близких к скорости света, а при обычных, земных скоростях движение и характеристики объектов можно рассчитывать по хорошо знакомым классическим формулам. Теория относительности – дальнейшее обобщение, развитие физических законов движения. Она не отменяет, а включает в себя как необходимую составную часть всю классическую механику.В начале научной карьеры Эйнштейна один журналист спросил госпожу Эйнштейн, что она думает о своем муже. - Мой муж – гений! - сказала госпожа Эйнштейн. – Он умеет делать абсолютно все, кроме денег.
Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности.docx
Министерство образования и науки Республики Дагестан Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №10 План конспект  открытого урока по физике в 11 классе "Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности" Провёл: учитель МКОУ СОШ №10 Рагимов Р.Г. Избербаш 2018 год Конспект открытого урока по физике в 11­м классе "Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности" Во всем виноват Эйнштейн. В 1905 году он заявил, что абсолютного покоя нет, и с тех пор его действительно нет. Стивен Ликок Цели урока:  Познавательная: Изучение основ специальной теории относительности – постулатов  СТО, следствий теории относительности, примеров их проявлений. Знакомство с  жизнью А.Эйнштейна.  Воспитательная: Воспитание уважения к творчеству ученого, формирование  физического мировоззрения, ответственности, которая стоит перед учеными за  последствия применения научных открытий перед человечеством.  Развивающая: Развитие познавательного интереса к предмету, умения логически  мыслить, анализировать, сопоставлять научные факты. Подготовка к уроку: Подготовка наглядности к уроку: портреты Эйнштейна в  позднем возрасте, карикатуры на него, портрет Амадея Моцарта, фото скрипки, компаса,  атомного взрыва, участков звездного неба, высказывания великого ученого. ТСО: графопроектор, лазерная указка, музыкальный центр, СД «Музыка А.  Моцарта». Ход урока 1. Организационный момент 2. Беседа (звучит музыка А. Моцарта). Учитель: Накануне мы с вами познакомились с некоторыми моментами из жизни  Эйнштейна. Вы получили задание – ответить на несколько вопросов.  Первый вопрос: Назовите черты характера этого выдающегося человека, ученого,  мыслителя. Ученики: упорство, воля, дух независимости и свобода, удивление самому себе,  умение жить в согласии со своей совестью, неряха, любовь к музыке, детская  непосредственность, страстное любопытство, способность ясно и точно формулировать  свои мысли, исключительная способность сосредоточиться, научный инстинкт,  философские воззрения, пацифизм. Второе задание: Веселые истории, анекдоты. Ученики: 1. В начале научной карьеры Эйнштейна один журналист спросил госпожу Эйнштейн,  что она думает о своем муже. ­ Мой муж – гений! ­ сказала госпожа Эйнштейн. – Он умеет делать абсолютно все, кроме  денег. 2. – Как Вы записываете свои великие мысли? – спросил журналист. – У Вас есть для  этого блокнот или записная книжка? Эйнштейн посмотрел на журналиста, стоявшего перед ним с записной книжкой, и сказал: ­  Милый мой… Настоящие мысли приходят в голову так редко, что их нетрудно и  запомнить. 3. Альберт Эйнштейн любил фильмы Чарли Чаплина и относился с большой  симпатией к созданному им герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм  «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком.  Эйнштейн.» На это Чаплин ответил: «Я восхищаюсь Вами еще больше. Вашу теорию  относительности никто в мире не понимает, а Вы все­таки стали великим человеком.  Чаплин». Рисунок 1 Рисунок 2 Третий вопрос: Назовите факторы, которые повлияли на формирование  мировоззрения. Ученики: Любовь к скрипичной музыке А. Моцарта, И. Баха. Научился играть на  скрипке в 6 лет. Музыка помогала вызывать симпатию и сходиться с людьми. Однажды в Праге он должен был читать доклад, но вместо этого, к необычайной радости толпы, стал… играть на скрипке. В возрасте четырех лет Эйнштейн пережил настоящее чудо, когда отец показал ему  компас. То, как вела себя его стрелка, не вписывалось в событийный ряд, в неосознанной  форме являвший себя в мир понятий. Рисунок 3 Рисунок 4 Знакомство с евклидовой геометрией на плоскости. Книга по евклидовой геометрии  запомнилась ясностью суждений и непреложностью доказательств. Эйнштейн писал: «  Когда я спрашиваю себя, чем можно объяснить то, что именно я открыл теорию  относительности, я думаю, что все дело заключается в следующем: нормальный взрослый  человек не ставит перед собой проблему осмысления пространства и времени. Все, что, по  его мнению, можно думать об этом, он пережил уже в детстве. Я же, напротив, развивался  настолько медленно, что начал думать о пространстве и времени и изумляться этому, когда уже был взрослым человеком. Естественно, что я смог поникнуть в эту проблему глубже,  чем обычный ребенок. Влияние семьи и друзей (его дядя и отец были владельцами электротехнической  фабрики), тяга к самообразованию, талант вкупе с изобретательностью и упорством.  Наконец, просто удача. Но были и научные предпосылки возникновения теории относительности. Как  известно, Альберт Эйнштейн работал в патентном бюро в Берне, туда регулярно поступали заявки на изобретения в области пространства­времени. Фактически, Эйнштейн буквально  держал руку на пульсе своего времени. В конце 19 века был поставлен знаменитый опыт по  обнаружению «эфирного ветра» американскими учеными Альбертом Майкельсоном и  Эдвардом Морли в Кливленде, в подвале лаборатории. Прибор был установлен на  квадратной каменной плите, плавающей в жидкой ртути. Система зеркал направляла пучок  света в определенном направлении, зеркала отражали пучок туда и обратно по одному  направлению так, что он делал 8 пробегов. В то же время другая система зеркал посылала  пучок в перпендикулярном направлении. Прибор медленно поворачивали и рассматривали  интерференционные картины , образованные двумя потоками световых пучков. Ученые  были поражены и разочарованы, интерференционные полосы не изменяли своего вида,  следовательно, скорости световых пучков не зависели от эфирного ветра, а самого  эфирного ветра (а значит и эфира) нет! 3. Новый материал: Таким образом, не существует преимущественной инерциальной системы, связанной с эфиром. В основе специальной теории относительности (СТО) лежат два постулата: (работа с  учебником «Физика 11», стр. 214). 1 постулат: Все процессы природы протекают одинаково во всех инерциальных  системах отсчета. 2 постулат: Скорость света в вакууме одинакова для всех инерциальных систем  отсчета. Она не зависит ни от скорости источника, ни от скорости приемника светового  сигнала. Принятие этих двух постулатов привело к необходимости коренных изменений в  представлениях о свойствах пространства и времени, принятых в классической физике.  Явления, описываемые СТО, но не объяснимые с позиций классической физики,  называются релятивистскими. Статья Альберта Эйнштейна «Электродинамика движущихся тел», посвященная  СТО, была написана в 1905 году, а в 1907 году автор направил ее на конкурс в университет  г. Берна. Один из профессоров вернул Эйнштейну его работу со словами: «Того, что вы  написали здесь, я совершенно не понимаю». В 1916 году была написана работа по общей  теории относительности. Вряд ли существовал другой такой ученый, личность которого  была бы столь популярна среди населения всей планеты и вызывала всеобщий интерес. Посмотрим, что было необычного в СТО. С точки зрения СТО продолжительность событий, количество движения, масса тела не  являются величинами абсолютными, они зависят от скорости движения наблюдаемых  объектов относительно наблюдателя. Эффекты СТО начинают проявляться при скоростях,  близких к скорости света, а при обычных, земных скоростях движение и характеристики  объектов можно рассчитывать по хорошо знакомым классическим формулам. Теория  относительности – дальнейшее обобщение, развитие физических законов движения. Она не  отменяет, а включает в себя как необходимую составную часть всю классическую  механику. Рассмотрим некоторые следствия, вытекающие из СТО: 1. Релятивистский закон сложения скоростей. Если тело движется со скоростью v в одной системе отсчета, то в другой системе отсчета,  относительно которой первая система отсчета движется со скоростью v1 в том же  направлении, скорость тела определяется выражением: Из этой формулы:  при v<

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности

Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2018