Министерство образования и науки Республики Дагестан
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
План конспект
открытого урока по физике в 11 классе
"Альберт Эйнштейн.
Специальная теория
относительности"
Провёл: учитель МКОУ СОШ №10
Рагимов Р.Г.
Избербаш 2018 год
Конспект открытого урока по физике в 11м классе"Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности"
Во всем виноват Эйнштейн.
В 1905 году он заявил,
что абсолютного покоя нет,
и с тех пор его действительно нет.
Стивен Ликок
Цели урока:
Познавательная: Изучение основ специальной теории относительности – постулатов
СТО, следствий теории относительности, примеров их проявлений. Знакомство с
жизнью А.Эйнштейна.
Воспитательная: Воспитание уважения к творчеству ученого, формирование
физического мировоззрения, ответственности, которая стоит перед учеными за
последствия применения научных открытий перед человечеством.
Развивающая: Развитие познавательного интереса к предмету, умения логически
мыслить, анализировать, сопоставлять научные факты.
Подготовка к уроку: Подготовка наглядности к уроку: портреты Эйнштейна в
позднем возрасте, карикатуры на него, портрет Амадея Моцарта, фото скрипки, компаса,
атомного взрыва, участков звездного неба, высказывания великого ученого.
ТСО: графопроектор, лазерная указка, музыкальный центр, СД «Музыка А.
Моцарта».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Беседа (звучит музыка А. Моцарта).
Учитель: Накануне мы с вами познакомились с некоторыми моментами из жизни
Эйнштейна. Вы получили задание – ответить на несколько вопросов.
Первый вопрос: Назовите черты характера этого выдающегося человека, ученого,
мыслителя.
Ученики: упорство, воля, дух независимости и свобода, удивление самому себе,
умение жить в согласии со своей совестью, неряха, любовь к музыке, детская
непосредственность, страстное любопытство, способность ясно и точно формулировать
свои мысли, исключительная способность сосредоточиться, научный инстинкт,
философские воззрения, пацифизм.
Второе задание: Веселые истории, анекдоты.
Ученики:
1. В начале научной карьеры Эйнштейна один журналист спросил госпожу Эйнштейн,
что она думает о своем муже. Мой муж – гений! сказала госпожа Эйнштейн. – Он умеет делать абсолютно все, кроме
денег.
2. – Как Вы записываете свои великие мысли? – спросил журналист. – У Вас есть для
этого блокнот или записная книжка?
Эйнштейн посмотрел на журналиста, стоявшего перед ним с записной книжкой, и сказал:
Милый мой… Настоящие мысли приходят в голову так редко, что их нетрудно и
запомнить.
3. Альберт Эйнштейн любил фильмы Чарли Чаплина и относился с большой
симпатией к созданному им герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм
«Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком.
Эйнштейн.» На это Чаплин ответил: «Я восхищаюсь Вами еще больше. Вашу теорию
относительности никто в мире не понимает, а Вы всетаки стали великим человеком.
Чаплин».
Рисунок 1
Рисунок 2
Третий вопрос: Назовите факторы, которые повлияли на формирование
мировоззрения.
Ученики: Любовь к скрипичной музыке А. Моцарта, И. Баха. Научился играть на
скрипке в 6 лет. Музыка помогала вызывать симпатию и сходиться с людьми. Однажды вПраге он должен был читать доклад, но вместо этого, к необычайной радости толпы, стал…
играть на скрипке.
В возрасте четырех лет Эйнштейн пережил настоящее чудо, когда отец показал ему
компас. То, как вела себя его стрелка, не вписывалось в событийный ряд, в неосознанной
форме являвший себя в мир понятий.
Рисунок 3
Рисунок 4
Знакомство с евклидовой геометрией на плоскости. Книга по евклидовой геометрии
запомнилась ясностью суждений и непреложностью доказательств. Эйнштейн писал: «
Когда я спрашиваю себя, чем можно объяснить то, что именно я открыл теорию
относительности, я думаю, что все дело заключается в следующем: нормальный взрослый
человек не ставит перед собой проблему осмысления пространства и времени. Все, что, по
его мнению, можно думать об этом, он пережил уже в детстве. Я же, напротив, развивался
настолько медленно, что начал думать о пространстве и времени и изумляться этому, когда
уже был взрослым человеком. Естественно, что я смог поникнуть в эту проблему глубже,
чем обычный ребенок.
Влияние семьи и друзей (его дядя и отец были владельцами электротехнической
фабрики), тяга к самообразованию, талант вкупе с изобретательностью и упорством.
Наконец, просто удача.
Но были и научные предпосылки возникновения теории относительности. Как
известно, Альберт Эйнштейн работал в патентном бюро в Берне, туда регулярно поступализаявки на изобретения в области пространствавремени. Фактически, Эйнштейн буквально
держал руку на пульсе своего времени. В конце 19 века был поставлен знаменитый опыт по
обнаружению «эфирного ветра» американскими учеными Альбертом Майкельсоном и
Эдвардом Морли в Кливленде, в подвале лаборатории. Прибор был установлен на
квадратной каменной плите, плавающей в жидкой ртути. Система зеркал направляла пучок
света в определенном направлении, зеркала отражали пучок туда и обратно по одному
направлению так, что он делал 8 пробегов. В то же время другая система зеркал посылала
пучок в перпендикулярном направлении. Прибор медленно поворачивали и рассматривали
интерференционные картины , образованные двумя потоками световых пучков. Ученые
были поражены и разочарованы, интерференционные полосы не изменяли своего вида,
следовательно, скорости световых пучков не зависели от эфирного ветра, а самого
эфирного ветра (а значит и эфира) нет!
3. Новый материал:
Таким образом, не существует преимущественной инерциальной системы, связанной с
эфиром.
В основе специальной теории относительности (СТО) лежат два постулата: (работа с
учебником «Физика 11», стр. 214).
1 постулат: Все процессы природы протекают одинаково во всех инерциальных
системах отсчета.
2 постулат: Скорость света в вакууме одинакова для всех инерциальных систем
отсчета. Она не зависит ни от скорости источника, ни от скорости приемника светового
сигнала.
Принятие этих двух постулатов привело к необходимости коренных изменений в
представлениях о свойствах пространства и времени, принятых в классической физике.
Явления, описываемые СТО, но не объяснимые с позиций классической физики,
называются релятивистскими.
Статья Альберта Эйнштейна «Электродинамика движущихся тел», посвященная
СТО, была написана в 1905 году, а в 1907 году автор направил ее на конкурс в университет
г. Берна. Один из профессоров вернул Эйнштейну его работу со словами: «Того, что вы
написали здесь, я совершенно не понимаю». В 1916 году была написана работа по общей
теории относительности. Вряд ли существовал другой такой ученый, личность которого
была бы столь популярна среди населения всей планеты и вызывала всеобщий интерес.
Посмотрим, что было необычного в СТО.
С точки зрения СТО продолжительность событий, количество движения, масса тела не
являются величинами абсолютными, они зависят от скорости движения наблюдаемых
объектов относительно наблюдателя. Эффекты СТО начинают проявляться при скоростях,
близких к скорости света, а при обычных, земных скоростях движение и характеристики
объектов можно рассчитывать по хорошо знакомым классическим формулам. Теория
относительности – дальнейшее обобщение, развитие физических законов движения. Она не
отменяет, а включает в себя как необходимую составную часть всю классическую
механику.
Рассмотрим некоторые следствия, вытекающие из СТО:
1. Релятивистский закон сложения скоростей.Если тело движется со скоростью v в одной системе отсчета, то в другой системе отсчета,
относительно которой первая система отсчета движется со скоростью v1 в том же
направлении, скорость тела определяется выражением:
Из этой формулы:
при v<