«Александр Блок - один из чудотворцев русского стиха»
Оценка 5

«Александр Блок - один из чудотворцев русского стиха»

Оценка 5
doc
17.01.2022
«Александр Блок -  один из чудотворцев русского стиха»
Блок.doc

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

«Александр Блок -  один из чудотворцев русского стиха»

 

Цели:

 1) познакомить с основными этапами жизни и творчества            А.Блока; отметить своеобразие поэтического мира раннего Блока, проявление его творчества в символизме; рассмотреть основные темы и образы первого сборника «Стихи о Прекрасной Даме»;

 2) развивать интерес к поэзии серебряного века; учить сопоставлять различные точки зрения и определять собственный выбор, аргументируя его;

 3) воспитывать «думающего» читателя; формировать чувство прекрасного путем приобщения к великой русской литературе; воспитывать любовь к русскому языку и русской литературе.

Формы работы: индивидуальная работа, работа в группах.

Материальное обеспечение: портрет А. Блока, компьютер, презентация о жизни и творчестве поэта, выставка книг А. Блока.

Ход проведения мероприятия

1.Организационно-психологический момент: создание благоприятной и доброжелательной обстановки. Приветствие.

2.Проведение мероприятия.

 

Блок является одним из чудотворцев русского стиха... Обыкновенный поэт отдает людям свои творения, людям самого себя.

Н. Гумилев

 

Преподаватель.

Сегодня в центре нашего внимания – судьба и творчество Александра Александровича Блока. Его наследие уже целый век не теряет своей ценности для русского читателя. Вот как пишет об этом доктор филологических наук профессор Л. Ф. Алексеева.

«Теперь, когда ХХ век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов. Опять, как и в 1910–1920-е годы, выделяется на многообразном и пестром фоне литературы этих исторических десятилетий поэтический голос Александра Блока. В нем не только предельная искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неординарной личности, свидетеля эпохи, воспринимающего ее всеми силами души, но и глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голос грядущего».

Блок – одна из ярких фигур поэзии Серебряного века. Его читали и почитали поэты разных  литературных течений.

М. Цветаева посвятила ему такие строки:

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое – пять букв.

БЛОКЪ – так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя.

Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а  Бекетова-Блок остается в Петербурге в доме своего отца, Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден», – вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери – мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. В 1894 г. становится «редактором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаические опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев. В 1894–1897 годах гимназист Блок выпускает 37 номеров журнала.  «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность», – вспоминал Сергей Соловьев.

Студент читает наизусть:


 Мне снились веселые думы,
Мне снилось, что я не один...
Под утро проснулся от шума
И треска несущихся льдин.
 
Я думал о сбывшемся чуде...
А там, наточив топоры,
Веселые красные люди,
Смеясь, разводили костры:
Смолили тяжелые челны...
Река, распевая, несла
И синие льдины, и волны,
И тонкий обломок весла...
 
Пьяна от веселого шума,
Душа небывалым полна.
Со мною - весенняя дума,
Я знаю, что Ты не одна...

Студент читает наизусть «Они звучат, они ликуют...»


Они звучат, они ликуют,

Не уставая никогда,

Они победу торжествуют,

Они блаженны навсегда.

Кто уследит в окрестном звоне,
Кто ощутит хоть краткий миг
Мой бесконечный в тайном лоне,
Мой гармонический язык?
Пусть всем чужда моя свобода,
Пусть всем я чужд в саду моем
Звенит и буйствует природа
Я - соучастник ей во всем! Они звучат, они ликуют,

Не уставая никогда,

Они победу торжествуют,
Они блаженны навсегда.

Кто уследит в окрестном звоне,
Кто ощутит хоть краткий миг
Мой бесконечный в тайном лоне,
Мой гармонический язык?
Пусть всем чужда моя свобода,
Пусть всем я чужд в саду моем
Звенит и буйствует природа
Я - соучастник ей во всем! Они звучат, они ликуют,

Не уставая никогда,
Они победу торжествуют,
Они блаженны навсегда.

Кто уследит в окрестном звоне,
Кто ощутит хоть краткий миг
Мой бесконечный в тайном лоне,
Мой гармонический язык?
Пусть всем чужда моя свобода,
Пусть всем я чужд в саду моем
Звенит и буйствует природа
Я - соучастник ей во всем!




Преподаватель.

      В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях. 1 августа 1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии – Любовь Менделеева. Так начиналась история любви.

Миниатюра. Диалог по письмам и воспоминаниям А. Блока и

 Л. Менделеевой.

Студентка (Менделеева). Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен... Блок в черном берете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, пока готовили сцену. Блок сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой. Как-то вышло, что после спектакля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор.

Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, дышали одним дыханием...

Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.

Студент (Блок). Помните Вы - то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась Ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачивались, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умеренно. Рука еле дотрагивалась (и вообще - то Ваша рука всегда торопится вырваться)... Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, – но ведь было же и это! – тонкое слово, легкий шепот, крошечное движение...

Студентка (Менделеева).

В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.

Студент (Блок). Стало поздно, вышли, прошли на Сенную... Мне показалось ужасно близко!

Студентка (Менделеева). Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто... мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.

Преподаватель. История любви двух молодых людей не была безмятежной. Были и недопонимание, и временный разрыв отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой. 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь… немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа».

7 ноября Блок пишет записку и отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университета, но растет увлечение литературой и философией, и в 1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета. В этом же году он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи o Прекрасной даме». В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.

Студент читает наизусть «Встану я в утро туманное».


Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!

Ветром пахнуло в окно!

Песни такие веселые

Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное

Солнце и ветер в лицо!

С ними подруга желанная

Всходит ко мне на крыльцо!


 

Студент читает наизусть «Ночью вьюга снежная».


Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.

Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.

Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву. 


Преподаватель.

    22 ноября молодой поэт получает письмо от Брюсова с предложением сотрудничать в журнале «Весы» (это был влиятельнейший журнал русского модернизма).

В 1906 г. Блок предлагает московскому издательству «Скорпион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петербургский университет с дипломом 1-й степени.

30 декабря состоялась премьера спектакля «Балаганчик»  в  театре В.Комиссаржевской.

В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная Маска».

Студент. Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «пробуждения» лирического героя, осознания им реальности страшного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение».

В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке петербургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас. Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений «Кармен».

В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад». Скоро выходит его книга «Стихи о России».

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

Студент читает наизусть «Крылья».


Крылья легкие раскину,
Стены воздуха раздвину,
Страны дольние покину.
 
Вейтесь, искристые нити,
Льдинки звездные, плывите,
Вьюги дольние, вздохните!
 
В сердце — легкие тревоги,
В небе — звездные дороги,
Среброснежные чертоги.
 
Сны метели светлозмейной,
Песни вьюги легковейной,
Очи девы чародейной.
 
И какие-то печали
   Издали,
И туманные скрижали
   От земли.
 
И покинутые в дали
   Корабли.
И какие-то за мысом
   Паруса.
И какие-то над морем
   Голоса.
 
И расплеснут меж мирами,
Над забытыми пирами —
Кубок долгой страстной ночи,
Кубок темного вина.

 

Студент читает наизусть «Гармоника, гармоника…».


Гармоника, гармоника!

Эй, пой, визжи и жги!

Эй, желтенькие лютики,

Весенние цветки!

Там с посвистом да с присвистом

Гуляют до зари,

Кусточки тихим шелестом

Кивают мне: смотри.

Смотрю я - руки вскинула,

В широкий пляс пошла,

Цветами всех осыпала

И в песне изошла...

Неверная, лукавая,

Коварная - пляши!

И будь навек отравою

Растраченной души!

С ума сойду, сойду с ума,

Безумствуя, люблю,

Что вся ты - ночь, и вся ты - тьма,

И вся ты - во хмелю...

Что душу отняла мою,

Отравой извела,

Что о тебе, тебе пою,

И песням нет числа!..


Преподаватель.

    В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда».

Приглашен участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М. Горьким.

В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печати появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого драматического театра.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года – начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива.

7 августа – умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

 Раннее творчество Александра Блока.

 Библиотекарь.

Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути. На эту особенность указывал и сам Блок. Центральный цикл первого тома стихов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». В нем нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями В. Соловьева. Наиболее близко в это время поэту было учение Соловьева о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина: «Она стройна и высока, / Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека». С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой». То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен», – вполне «земная» характеристика. А далее он же «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки», «надежды нездешние» или «нездешние видения», «непостижимая тайна», «грусть несказанных намеков» и т. п.

 Студент.

Об этой особенности данного цикла В. Я. Брюсов писал:

«...В стихах о «Прекрасной Даме» как  бы  совсем  нет  ничего  реального, – все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний. В ранних стихах Блока река – не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала, белая церковь вдали, которая утром кажется приближенной, не просто церковь; «терем», «дверь», «ступени», «дорога», «заря», «небеса» – едва ли не все слова берутся поэтом в особом условном значении. Надо освоиться с этим языком иносказаний, чтобы верно понимать смысл стихов...».

И все же это стихи о любви. Так считал поэт Н. Гумилев, называвший Блока «одним из чудотворцев русского стиха».

Студент читает наизусть:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди – на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний –

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

Студент читает наизусть:

Ты из шепота слов родилась,

В вечереющий сад забралась

И осыпала вишневый цвет,

Прозвенел твой весенний привет.

С той поры, что ни ночь, что ни день,

Надо мной твоя легкая тень,

Запах белых цветов средь садов,

Шелест легких шагов у прудов,

И тревожной бессонницы прочь

Не прогонишь в прозрачную ночь.

Просмотр презентации о жизненном и творческом пути А. Блока.

3. Подведение итогов. Вопросы:

1. Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом и человеком Александром Александровичем Блоком?

2. В чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

3. Какие картины предстали в вашем воображении?

4. Какими чувствами, по вашему мнению, наполнены строки стихотворений?


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНОЙ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНОЙ

Вот как пишет об этом доктор филологических наук профессор

Вот как пишет об этом доктор филологических наук профессор

Петербургского университета. В семье

Петербургского университета. В семье

Пусть всем я чужд в саду моем

Пусть всем я чужд в саду моем

Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем…

Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем…

Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря

Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря

Ночью вьюга снежная Заметала след

Ночью вьюга снежная Заметала след

Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом

Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом

Студент читает наизусть «Гармоника, гармоника…»

Студент читает наизусть «Гармоника, гармоника…»

Май-июнь 1921 года – начало, постепенное обострение предсмертной болезни

Май-июнь 1921 года – начало, постепенное обострение предсмертной болезни

Студент. Об этой особенности данного цикла

Студент. Об этой особенности данного цикла

Студент читает наизусть: Ты из шепота слов родилась,

Студент читает наизусть: Ты из шепота слов родилась,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2022