Серебряный век как культурно-историческая эпоха
Оценка 4.8

Серебряный век как культурно-историческая эпоха

Оценка 4.8
doc
15.01.2022
Серебряный век как культурно-историческая эпоха
урок проводила.doc

                

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ   « ЛИТЕРАТУРА»

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Тема урока:  

Серебряный век как культурно-историческая эпоха

 

Преподаватель высшей категории      Шинькарук Надежда Васильевна

 

 

        Цели урока:

 I. Познавательные: расширить представление обучающихся о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, о понятии «серебряного века», модернизма. Повторить основные направления модернизма и их художественные особенности. В творческой форме показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес обучающихся к русской поэзии, дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века.

II. Развивающие:  развивать у студентов навыки работы с литературоведческими понятиями и терминами, работу с текстами лирических произведений, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать устную речь, их словарный запас, мышление;  учить сопоставлять различные точки зрения и определять собственный выбор, аргументируя его.
 III. Воспитательные: воспитывать «думающего» читателя; формировать чувство прекрасного путем приобщения к великой русской литературе; воспитывать любовь к русскому языку и русской литературе, воспитывать уважение к историческому прошлому страны. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Планируемые результаты образования:

 

Предметные: способствовать формированию навыков различных видов анализа литературных произведений; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво лирические произведения поэтов Серебряного века, знать содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры.

 

Метапредметные (УУД):

                                         

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Регулятивные: уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений.

 

Познавательные: уметь наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

 

Коммуникативные: формировать у студентов нравственные качества, учить сопоставлять различные точки зрения и определять собственный выбор, аргументируя его.

 

Средства обучения: проектор, презентация, портреты поэтов, вещи, которые могли принадлежать поэтам Серебряного века (перчатки, шаль, перо, веер, ноты), тетради, ручки, учебник «Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: С.А. Зинин, В. А. Чалмаев, репродукции картин художников.

                                        Ход урока

 

 

I. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель: Сегодня на уроке мы поговорим о литературно-исторической обстановке начала 20 века.

II. Актуализация новой темы.

1. Слово преподавателя. Сообщение целей.

Преподаватель: Ребята, вспомните, имена каких поэтов вам уже знакомы?

Обучающиеся: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. А. Фет и др.

 2. Опрос по пройденному материалу.

Мини-тест    Вариант 1.

 

1. Определите жанровую принадлежность произведения «Евгений Онегин»:

а) комедия;

б) поэма; 

в) роман в стихах.

2. Кто из героев Пушкина воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические     розы»?

а) Ленский;

б) Онегин;  

в) Дубровский.

3. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Дика, печальна, молчалива,…

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой …

 а) Татьяна; 

 б) няня;

 в) Ольга.

4.  Как погиб Пушкин?

 а) погиб на каторге;

 б) погиб на дуэли;

 в) погиб на войне.

5. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым?

а) "Парус";

б) "Герой нашего времени";

в) "Смерть поэта".

6.  Кому в романе «Герой нашего времени»  принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?

 а) Печорину;

 б) Грушницкому;  

 в) Вернеру.

7. Кто из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» называет себя «нравственным калекой»?

а) Грушницкий;

б) Печорин;      

 в) Вернер.

8.В стихотворении «Эхо», «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг…» А.С.Пушкин раскрыл тему:

а) любви и дружбы;          

б) смысла жизни;          

в) поэта и поэзии;        

г) природы.

9.Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник».

а) между человеком и стихией;              

б) между личностью и государством;                                

в) семейный конфликт (Евгений-Параша);                  

г) между разумом и чувством.

10. Чем завершается поэма?

а) гибелью Параши;                  

б) свадьбой Параши и Евгения;                    

в) смертью Евгения;      

г) отъездом Евгения.

 

Вариант 2.

1. Узнайте героя произведения «Евгений Онегин»:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо…

а) Ленский;

б) Онегин;

в) Дубровский.

2. В стихотворении «Эхо», «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг…» А.С.Пушкин раскрыл тему:

а) любви и дружбы;          

б) смысла жизни;          

в) поэта и поэзии;        

г) природы.

 3. Как Онегин узнает о любви Татьяны?

 а) ему рассказал Ленский;

 б) из письма Ольги;

  в) из письма Татьяны.

4. Благодаря кому Пушкин уже в детские годы почувствовал близость к народу?

  а) матери;

  б) дяде;

  в) няне.

5. Кому посвящено стихотворение «Во глубине сибирских руд…»?

  а) декабристам;

  б) императору Александру;

  в) Наталье Гончаровой.

6. О каком памятнике говорит А.С. Пушкин в одноименном стихотворении?

а) о памятнике Петру Первому;    

б) о своем литературном наследии;  

в) о памятнике Державину.

7. Кому посвятил Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть Поэта»?

а) Державину;

 б) Пушкину;

 в) Чаадаеву.

 8.В каком городе родился А.С.Пушкин?

а) Петербург;       

б) Москва;         

в) Воронеж;            

г) Тула.

9.Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике А.С.Пушкина?

а) 5 мая;          

б) 21 октября;        

в) 1 января;         

г) 19 октября.

10.Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на публичном экзамене в Царскосельском лицее?

а) «Лицинию»;       

б) «Воспоминания в Царском селе»;      

в) «Городок»;        

г) «Деревня».

Расчетное время выполнения работы: 5 минут.

Критерии оценивания:

 1. Оценка «5» выставляется при выполнении 85 % - 100 % предлагаемых заданий.

2.Оценка «4» выставляется при выполнении 65 % - 74 % предлагаемых заданий.

3. Оценка «3» выставляется при выполнении 50% - 64% предлагаемых заданий.

4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 50% предлагаемых заданий.

II. Преподаватель: Время, когда творил А. С. Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную.

Как называлась эта эпоха?

Обучающиеся: «Серебряный век» русской поэзии.

СЛАЙД 1. (Тема урока. Записать в тетради)

Преподаватель: «Два века»

Студент                                   Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

В ночь умозрительных понятий,

Материалистских малых дел,

Бессильных жалоб и проклятий,

Бескровных душ и слабых тел!

С тобой пришли чуме на смену

Неврастения, скука, сплин,

Век расшибанья лбов о стену,

Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федераций,

Застольных спичей, красных слов,

Век акций, рент и облигаций

И малодейственных умов.                     

Студент                                   Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люцеферова крыла).

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер...

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

Преподаватель (сообщение).

Человек и эпоха – основная проблема искусства, так как понимание законов развития человеческой личности невозможно без знания особенностей той исторической обстановки, в которой этот человек существует. Начало XX века – время правления императора Николая II, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60–70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы.

Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран.

Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1 % населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.

Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи.

Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.

Крестьянство (более 80 % населения) страдало от малоземелья.

                  Обучающийся (сообщение).

На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества.

Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни. Наступил "серебряный век”. Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и свой творческий метод. Сам термин "серебряный век” возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Василий Андреевич Жуковский и другие известные и знаменитые поэты.

Преподаватель: 

 Мы с вами уже говорили, что понятие «Серебряный век» появилось позже, а современники использовали другой термин. Какой?

Обучающиеся: «Модернизм».

Преподаватель: Что он означает?

Обучающиеся: От французского модерн — новый, современный. Термин точно передавал заложенную в литературе «серебряного века» идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

Обучающийся (сообщение). Сами термины восходят к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь человека начинается "золотым”, а заканчивается "железным” веком.

Применительно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению Петра Андреевича Вяземского "Три века поэтов”, в котором говорится о безвозвратно ушедшем "золотом веке”. Принято считать, что начало "серебряного века” русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока. Поэты "серебряного века” следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в "расширении художественной впечатлительности” и в некоторых вполне умеренных реформах стиха.

Преподаватель: Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками», это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале политехнического музея, в кабаре, в кафе.

Давайте вспомним основные направления модернизма и назовем поэтов – представителей этих направлений.

СЛАЙДЫ.  (портреты поэтов)

Обучающийся (сообщение).

 Поэтам "серебряного века” дороги и близки все явления живой природы, культуры, Космоса. Все поэты "серебряного века” любили свою Родину. Россия для каждого из них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введению новых размеров, воцарению длинной строки.

Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий.

Поэзия "серебряного века” – это уникальное художественное пространство.

 Обучающийся (сообщение).

СЛАЙД.    СИМВОЛИЗМ – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является искусство для искусства”, "тайнопись неизречённого”, недосказанность, замена образа. Старшие символисты: В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, младшие – А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый. Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Им принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала.

 Обучающийся (сообщение).

СЛАЙД.   АКМЕИЗМ  – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, создание зримого конкретного образа. Отточенности деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами. Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности. Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность. Акмеисты – Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам. Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода "методологических” увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип "искусство для искусства”.

 Обучающийся (сообщение).

СЛАЙД.   ФУТУРИЗМ – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее. Если символизм – "поэзия намёков”, акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции). Футуристы – В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак.

Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.

Обучающиеся: (работа в тетрадях)

СЛАЙД. А) Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ — многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо). Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.

Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха.

Представители: К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, В.Брюсов, З. Гиппиус и др.

СЛАЙД. Б) Акмеизм — (от греч. Акме — цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) — литературное направление, сплотившее русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.

Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, И. Одоевцева,

О. Мандельштам и др.

СЛАЙД. В) Имажинизм — течение в русской литературе. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. «Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы», — говорили они.

Представители: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф и В. Шершеневич.

Бицюк Валерия Обучающийся (сообщение).

Русская поэзия "серебряного века” прошла большой путь в очень сжатые сроки.  Нить преданий и традиций не прервалась. Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление.

Поэзия "серебряного века” отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной. Русский "серебряный век” неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний.

Интерактивная игра «Работа в парах».

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю). В 1909 году Сергей Александрович Есенин окончил Константиновскую земскую школу и родители определили Сергея в церковно-приходскую  в селе Спас-Клепики, в 30 км от Константинова. Его родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем, хотя сам Сергей мечтал о другом.

В 1912 году Сергей Александрович Есенин, окончив Спас - Клепиковскую учительскую школу, переехал в Москву и поселился у отца в общежитии для приказчиков. Отец устроил Сергея работать в контору, но вскоре Есенин ушёл оттуда и устроился работать в типографию. В Москве Есенин опубликовал своё первое стихотворение “Береза”. В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов “Радуница”, в который входили такие стихотворения, как “Не бродить, не мять в кустах багряных”, “Запели тесаные дороги” и другие.

Преподаватель читает “Береза”. Звучит музыка.

 

   Владимир Владимирович Маяковский – поистине выдающаяся личность. Талантливейший поэт, драматург, сценарист и актер. Одна из самых ярких и одиозных фигур своего времени.

Родился 19 июля 1893 года в Грузинском селе Багдати. В семье было пятеро детей. Мальчик обучался в местной гимназии, а затем в училище в Москве, куда он переехал с матерью и сестрой. Отца к тому времени уже не стало: он умер от заражения крови. Во время революции для семьи наступили тяжелые времена, денег не хватало, и платить за обучение Володи было нечем. Он не доучился, а позже вступил в социал-демократическую партию. В 1911 году юноша решил продолжить обучение в училище живописи, однако, его работы учителя не оценивали по достоинству: уж слишком они были своеобразными. Во время учебы Маяковский сблизился с футуристами, чье творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь». В 1915 году была написана одна из самых знаменитых поэм «Облако в штанах».

 

Обучающийся (сообщение).

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой.

Предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, её историей, культурой, виртуозное владение словом позволило ей встать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века.

Тягчайшие испытания уготовила ей судьба: стремительный взлет к вершинам поэзии, обожание, поклонение сменились жестоким, унизительным, нищенским существованием после октября 1917 года (отсутствие собственного угла, постоянная тревога за судьбу своих близких и друзей, сплетни, травля, невозможность печататься…). Единственное, что спасало, – творчество, осознание своего избранничества. «Ни на какое другое дела своего не променяла бы», – признавалась М. И. Цветаева.

Обучающийся (сообщение).

 Наследие Марины Цветаевой велико. Тринадцать изданных ею книжек и три, вышедшие посмертно, вобрали лишь малую часть написанного. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики, - семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

       Преподаватель: Молодцы, ребята. А теперь давайте отправимся в город Петербург в кафе, где собирались поэты «Серебряного века». Будьте внимательными к тому, что вы узнаете и к тому, кого увидите. После нашего посещения кафе вас ждет небольшая викторина.

(звучит музыка песни на стихи С.Есенина)

Преподаватель: Поэты собирались по ночам. Посмотрите, вот идет Анна Ахматова.

Анна Ахматова (появляется):  

Да, я любила их, те сборища ночные

На маленьком столе стаканы ледяные

Над черным кофием пахучий тонкий пар

Камина красного тяжелый зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий

Марина Цветаева (появляется):

Кто создан из камня, кто создан из глины, –

А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

 

Преподаватель: Вот еще один поэт, угадайте, кто?

 (Вбегает поэт – Владимир Владимирович Маяковский в цилиндре, с цветком гвоздики. Бурно читает):

А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть
могли бы на флейте водосточных труб?

 

Обучающиеся: Это молодой Владимир Владимирович Маяковский.

Появляется Сергей  Есенин, садится и пишет пером:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

 Как захожий богомолец,

 Я смотрю твои поля.

 А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

 

Преподаватель: Начиналось все так. «Бродячая собака» появилась осенью 1911 года в Петербурге.

Борис Пронин: Понимаешь! Гениальная идея! Откроем в Петербурге подвал – «Бродячую собаку»! Это будет литературный клуб! Но денег нет…

Николай Могилянский: Подумаешь, денег нет! Дам я тебе 25 рублей. Остальное с купцов соберете.  (дает ему деньги и расходятся)

 Преподаватель: 31 декабря 1911 года «Бродячая собака» открылась. Собирались после 12 часов. К одиннадцати приезжали «фармацевты» — те, кто хотел посмотреть на живых поэтов.

Студенты читают стихи.

Сергей Есенин

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,

Где цветут луга и чащи.

В городской и горькой славе

Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше

Вспоминало сад и лето,

Где под музыку лягушек

Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень...

Клен и липы в окна комнат,

 Ветки лапами забросив,

 Ищут тех, которых помнят.

 Их давно уж нет на свете.

 Месяц на простом погосте

 На крестах лучами метит,

 Что и мы придем к ним в гости,

 Что и мы, отжив тревоги,

 Перейдем под эти кущи.

 Все волнистые дороги

 Только радость льют живущим.

 Дорогая, сядь же рядом,

 Поглядим в глаза друг другу.

 Я хочу под кротким взглядом

 Слушать чувственную вьюгу.

 

Марина Цветаева

«Мне нравится, что вы больны не мной…».

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной 

Распущенной и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: Аллилуйя!

Спасибо Вам, и сердцем, и рукой,

За то, что Вы меня- не зная сами!

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши негулянья   под   луной,

За солнце, не у нас над головами,

За то, что Вы больны увы! не мной,

За то, что я больна увы! не Вами!

 

Александр Блок

Белой ночью месяц красный..."

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.

Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?..

 

 

Александр Блок

"Ночь, улица, фонарь, аптека..."
Александр Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь - начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

 

АННА АХМАТОВА «ЛЮБОВЬ»

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

 На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт,

Почудится в дрёме левкоя...

Но верно и тайно ведёт

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно её угадать

В ещё незнакомой улыбке.

Преподаватель: Разное случалось в «Бродячей собаке». Но все же там было весело и оживленно.

Просмотр презентации.

Преподаватель:

 Итак, ребята, сегодня мы открыли с вами еще одну страницу «Серебряного века русской поэзии».

IV. Итог урока. Интерактивная игра «Микрофон».

Сегодня на уроке я научился......

Я узнал новое ......

Мне было трудно, когда....

Мне было интересно ......

 

 Литературная викторина. За каждый правильный ответ вы получаете балл (смайлик)

Викторина (см. приложение).  Тесты на знание творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии.

1.Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков.

2. Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий.

3. Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”?

4. Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий.

5. Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году?

6. Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов?

7. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке?

8. Что означают ахматовские строки: “Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне”?

9. Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом?

10. В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”?

11. Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”?

  Оценивание.

 

Преподаватель: Вот и подходит к концу наша встреча с поэтами «Серебряного века».

Мысленно охватывая безбрежное море поэзии этого периода русской литературы, нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в произведениях поэтов «серебряного века», будут всегда находить отклик в сердцах читателей.

V. Рефлексия.

Рефлексия проводится с помощью цветных смайликов, которые

выдаются обучающимся с целью определения их отношения к проведенному уроку:

- красного цвета «урок понравился, я узнал много полезной информации»;

- желтого цвета «урок понравился, но остались вопросы»;

- синего цвета «я не узнал ничего нового».

Слайд

Подумайте, что заинтересовало, а что вызвало трудности на уроке.

а) – то, что понравилось, удалось на уроке;

б) – то, что не понравилось, показалось скучным, бесполезным;

в) – любопытные факты, хотелось бы узнать.

Какие из них нашли в вашем сердце отклик?

Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку? Над этими вопросами я предлагаю вам подумать дома.

Домашнее задание. Студенты записывают задание:

  Найти как можно больше тропов и фигур в текстах поэзий Сергея Есенина и Марины Цветаевой. Вам искренне можно позавидовать, ребята, потому что вам еще предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда.

Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО

Метапредметные (УУД):

Метапредметные (УУД):

Кто из героев Пушкина воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические розы»? а)

Кто из героев Пушкина воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические розы»? а)

Ленский; б) Онегин; в) Дубровский

Ленский; б) Онегин; в) Дубровский

Оценка «3» выставляется при выполнении 50% - 64% предлагаемых заданий

Оценка «3» выставляется при выполнении 50% - 64% предлагаемых заданий

Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран

Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран

Давайте вспомним основные направления модернизма и назовем поэтов – представителей этих направлений

Давайте вспомним основные направления модернизма и назовем поэтов – представителей этих направлений

СЛАЙД. А) Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы

СЛАЙД. А) Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы

Во время учебы Маяковский сблизился с футуристами, чье творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь»

Во время учебы Маяковский сблизился с футуристами, чье творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь»

Я с каждой волной – воскресаю!

Я с каждой волной – воскресаю!

Это золото осеннее, Эта прядь волос белесых –

Это золото осеннее, Эта прядь волос белесых –

Спасибо Вам, и сердцем, и рукой,

Спасибо Вам, и сердцем, и рукой,

От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать

От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать

Мысленно охватывая безбрежное море поэзии этого периода русской литературы, нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством

Мысленно охватывая безбрежное море поэзии этого периода русской литературы, нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2022