АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ:
ПОСЛЕДНЯЯ ДОРОГА
Среди святых мужей Отечества имя князя Александра Ярославича почитается особо. Благодарность народа он заслужил как исключительно храбрый полководец, защитивший северо-западные границы Руси от шведов и немецких рыцарей, и как мудрый государственный деятель, который своей благоразумной политикой значительно ослабил тяготы татаро-монгольского ига.
Летописные источники свидетельствуют, что в его главных сражениях – Невской битве (1240 г.) и Ледовом побоище (1242 г.) – принимали участия ладожане. Правдоподобной кажется легенда о пребывании двадцатилетнего князя Александра в Ладлжской церкви св. Георгия, где он освятил свой меч перед битвой, за которую получил прозвание «Невский».
И вот, почти пять столетий спустя, древней Ладоге было суждено встречать его прах…
Александр Невский умер 14 ноября 1263 года в Городце Волжском по дороге из Орды. «Тело Александрово было погребено (23 ноября) в монастыре Рождества Богоматери (именуемом тогда Великою Архимадритиею), где и покоилось до самого XVIII века, когда государь Перт I вздумал перенести сии остатки бессмертного князя на берега Невы, как было посвящая ему новую свою столицу и желая тем утвердить ее знаменитое бытие» - такую запись оставил в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин.
11 августа 1723 года после торжественного молебна, под колокольный звон всех храмов города Владимира, процессия с гробницей Александра Невского тронулась в путь. Рака с мощами князя была помещена в ковчег, богато украшенный балдахином темно-вишневого цвета с позументом и увенчанный вызолоченным крестом.
Сопровождал гробницу архимандрит Владимирского Рождественского монастыря о. Сергий, который в течение всей дороги вел дневник. Не так давно мне удалось найти его в «Описании документов и дел, хранящихся в архине Святейшего Правительствующего Синода» (т. 3, СПб., 1878 г.).
Отец Сергий пишет, что 10 сентября гробницу привезли сухим путем в Великий Новгород, а после торжественной встречи, «сошед против Хутынского подворья, ставили ковчег Святого в судно, и прочтя на том судне Евангелие,… в путь пошли рекою Волховом к Ладоге…»
Над Волховом, от села к селу, поплыл колокольный звон, а в храмах служили молебны.
«От села Мыслова, - записывал о. Сергий, - пошли на судах лоцманы для провождения святых мощей,… отошли 30 верст до села Помялова, и тут стояли до свету, понеже стали быть пороги в близости, идти ночью не смели».
Опасение архимандрита были не напрасными. Сознавая всю бесценность перевозимого груза, он, конечно же, не хотел рисковать, потому что ночное прохождение Волховских порогов могло закончиться катастрофой.
На рассвете «в 13 день [сентября] от того села в путь пошли, и порогами шли 40 минут, дошли до Михайло-Архангельского погосту, и тут встретили святые мощи со кресты 2 попа с прочими церковники».
К сожелению, автор путевого журнала ничего не говорит, была ли при этом остановка судна; по-видимому, ее не было, и священнослужители, стоя на высоком берегу реки, только благословляли проплывающую мимо них яхту.
Такая же картина повторилась в Ильинском погосте (ныне это деревня Плеханово), после чего «отошли до города Старой Ладоги, и из оной Ладоги встретили святые мощи со кресты Ивановского монастыря игумен Лаврентий да Николаевского монастыря строитель Гавриил с братьею и с прочими духовными персонами и с светскими служителями и с собранием многочисленного народа, и проводили за город со обычайною процессией и с звоном».
Прервем ненадолго повествование о. Сергия, чтобы добавить следующее. В то время в Староладожском женском монастыре находилась в заточении под именем монахини Елены первая жена Петра I Евдокия Федоровна Лопухина, которая тоже могла видеть проплывающую мимо обитель яхту с останками русского национального героя.
«А из Новой Ладоги встретили Святые мощи морского флоту поручик господин Косенков, да дому светлейшего князя управитель Алексей Жеребцов, да бургомистр Алексей Барсуков с прочими за 8 верст под селом Покровским.
А как прибыли ко оной Ладоге встретели Святого мощи с честными кресты и со святыми иконами протопов с прочими духовными персонами и светскими служители и с собранием многочисленного народа у канала и проводили оным каналом до моста, и у того моста ночевали».
Автор дневника не забывает сказать и о погоде в тот сентябрьский день 1723 года: «в 13 числе день был мрачной с дождем». Далее о. Сергий пишет, что «того же 13 дня из оной Ладоги о вышеописанном прибытии в Санкт – Петербург в Святейший Правительствующий Синод через капрала Семена Сотникова доношением репортовано».
В Новой Ладоге гробница Александра Невского «за неприготовлением тутошних управителей к ношению Святого мощей людей, также и подвод», задержалась на два дня. Наконец, 15 сентября «из Новой Ладоги в путь пошли к Шлюшенбургу сухим путем после обедни, а в провождении Святого мощей были из собору со кресты протопоп с братьею и проводили с собранием народа версты с три».
Путевой журнал о. Сергия заканчивается записью, сделанной уже на берегах Невы. 29 сентября 1723 года из северной столицы был получен указ, которым предписывалось: «раку с мощами Святого из ковчега выняв, поставить в Шлютельбурхе в церкви, а балдахин и ковчег убрать, содержать в приличном месте до указа…»
Почти год прах Александра Невского находился в соборной церкви города-крепости у истока Невы, так как Петр I захотел соединить церемонию переноса мощей в столичный Александро - Невский монастырь с торжеством по случаю трехлетия со дня подписания Ништадтского мира, который закрепил победу России в Северной войне со Швецией.
30 августа 1724 года останки великого князя на галере перевезли из Шлиссельбурга в столицу и в присутствии Петра I с почестями поместили «в монастыре, в новой церкви, которую того же дня освятили» (см. Камер-фурьерский журнал, 1719 – 1726 гг. – СПб., 1855 г.).
Так святой благоверный князь вновь принял под свою защиту приневские земли, оставаясь и поныне небесным покровителем Санкт – Петербурга.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.