АЛЕКСАНДР СПЕНДИАРОВ НАШ КРЫМСКИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИК
Оценка 5

АЛЕКСАНДР СПЕНДИАРОВ НАШ КРЫМСКИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИК

Оценка 5
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
6 кл—11 кл +1
05.01.2017
АЛЕКСАНДР СПЕНДИАРОВ НАШ КРЫМСКИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИК
Материал посвящен 150 летию со дня рождения Александра Спендиарова и 200х летию Ивана Константиновича Айвазовского. Оба мастера проживали на крымской земле, один писал картины, другой, вдохновленный творчеством художника , музыкальные произведения. Краткое описание биографии композитора и сценическое действо, где показаны родственные отношения двух титанов Тавриды.
спенд.docx

Мать

Афанасий Авксентьевич Спендиаров — отец композитора — обладал красивой внешностью и звучным голосом. В 1862 году, двадцати двух лет от роду, он женился на карасубазарской[2] барышне — Наталье Карповне Селиновой.

Семейство Селиновых было известно среди крымских армян передовыми взглядами и стремлением к просвещению. Один из представителей этого семейства, помещик, по прозвищу «Черный Селинов», Женился на революционно настроенной учительнице и отдал свою землю крестьянам. Отец Натальи Карповны, в молодости купец, привозивший в Ташхан[3] ковры и бархат из Константинополя, занимал в Карасубазаре выборную должность. Его сын и три племянника получили образование в Москве. Следуя московской моде, они уговорили Карпа Ивановича отдать двух дочерей — Анну и Наталью — в Керченский институт благородных девиц. С тех пор голубоглазую светловолосую Тушик стали называть на французский манер — Натали.

Она была необыкновенно музыкальна. С детства подбирала на фортепьяно татарские мелодии, исполняемые чал-музыкой[4]. Институт она не кончила, но и несколько лет обучения там отличали ее от сверстниц, воспитанных дома: она знала языки, усвоила светские манеры и научилась играть на фортепьяно по нотам.

Ее выдали замуж за Афанасия Авксентьевича, когда ей исполнилось семнадцать лет.

«Афанасий Авксентьевич и Наталья Карповна Спендиаровы, — гласило их свадебное приглашение, украшенное миниатюрой с птицей в цветущих ветвях, — покорнейше просят на бал, имеющий быть после бракосочетания…»

Свадьбу праздновали в Феодосии. Среди прочих гостей присутствовал художник Айвазовский — в пушкинских бакенбардах и небрежно повязанном галстуке. Впоследствии он говорил, что синеглазая новобрачная, одетая в белое кисейное платье, была похожа на севрскую статуэтку.

Вместе с детьми, которых у нее было пятеро, и бедной родственницей Такуш-тетей, ,семья спендиаровых  поселилась на Долгоруковской улице в одноэтажном особнячке с красной плюшевой гостиной г. Симферополя .

Именно в этой гостиной, на ковре, около длинного рояля фирмы «Плейель» и этажерки с Сашиными бумажными изделиями мальчика впервые увидел художник Айвазовский. Плененный талантом терпеливого ребенка, упорно нащупывающего форму, он стал настойчиво советовать Наталье Карповне обучать сына скульптуре, а уходя, взял с этажерки несколько фигурок из шелковой бумаги, чтобы продемонстрировать их в Академии художеств[5] *.

Дом на долгоруковской + изделия из бумаги

Айвазовский и его внучка

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружеские отношения связывали Айвазовского и семью Спендиаровых. И. Айвазовский, будучи человеком активным и общественным, организовывал различные проекты по распространению культуры  Крыму.

Из архивных писем мы читаем, что он обращался к своим родственникам Спендиаровым, которые на тот момент проживали в г. Симферополе, за помощью в организации выставочного зала.

При встречах в доме Спендиаровых художник обратил внимание на способности юного Саши Спендиарова, и пророчил ему судьбу скульптора, т.к. мальчик умело выделывал из шелковой бумаги  фигурки птиц и животных.

Как когда-то композитору глинке, Айвазовский наигрывал  молодому Спендиарову татарские напевы, наполняя композитора новым вдохновением.

Результатом этих отношений стало написание симфонической зарисовке «Крымские эскизы», посвященные памяти великого крымского художника.

Хайтарма из «Крымских эскизов»

Саше было тогда 24, когда он решился отречься от житейских радостей и всем сокровенным поделился со своим старшим братом Леней.

Леня: - Да, что ты такое говоришь, Саша?

Саша:- Только отдав себя искусству, можно сделаться настоящим артистом!

Л.: - Значит, ты никогда не женишься?

С.: - никогда .

Л.: - И детей тебе не надо?

С.: - Я буду любить твоих детей!

Л.: А как же Айвазовский? Он – замечательный художник, и жена у него есть, и дети, и внуки?

С.: - Айвазовский совсем другой человек… Он вместительный, именно вместительный…

     Какие только черты не уживаются в его характере. Как сейчас помню… Зайду к нему в мастерскую в Феодосии, а он стоит на перекладине лестницы, приставленной к огромному мольберту, и радостно тебя приветствует.

Айваз.: - А, молодой Моцарт! Пожалуйте, пожалуйте! Как ваши дела? Написали

               что- нибудь новенькое?

   (сходит с лестницы, берет скрипку, садится и ведет беседу с Сашей)

Л.: И тут начинались разговоры о путешествиях, о встречах с великими людьми. Шутка ли Айвазовский видел Пушкина! Правда, всего несколько минут, чтобы запомнить энергичное пожатие маленькой руки Пушкина.

После трагических событий со старшим братом Леней , Спендиаров опекает и любит его сына и жену Варвару, внучку  Айвазовского. Ей он посвящает романс «К розе».

Сына своего старшего брата Александр Спендиаров оберегает и окружает заботой  и теплотой. Они много времени проводили вместе. В доказательство о своей любви он пишет  замечательную пьесу для фортепиано «Колыбельную»

Звучит «колыбельная »


 

Мать Афанасий Авксентьевич Спендиаров — отец композитора — обладал красивой внешностью и звучным голосом

Мать Афанасий Авксентьевич Спендиаров — отец композитора — обладал красивой внешностью и звучным голосом

Свадьбу праздновали в Феодосии

Свадьбу праздновали в Феодосии

Дружеские отношения связывали Айвазовского и семью

Дружеские отношения связывали Айвазовского и семью

После трагических событий со старшим братом

После трагических событий со старшим братом
Скачать файл
Похожие публикации: