«Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков» (А. С. Пушкин).
В зеркале истории - Россия
Владимир Личутин (писатель):
«Есть много охотников на миру лудить историю, перекраивать, пере
шивать сей пространный великаний кафтан под свои узкие плечи, покрывать мишурою и самоварной позолотою, выдавая фальшивый блеск за истинный, приспосабливать ее для сиюминутных, скоро ветшающих идей иль всячески мазать ее парадные ворота дегтем, чтобы навести позору и анафему на народ, что вообще-то свойственно людям безродным, беспамятным.
Но есть же, напротив, и ревнители истории, охранители ее, понимаю
щие, что свершенное – вне человеческой воли, что история – это национальное немеркнущее достояние, самое великое богатство, коему нет равной цены в сокровищах. Самое дорогое для нации – прошлая память, ее древо от настоящего к давно протекшему и еще далее в темь веков, в глуби которых таятся живые коренья; это самая драгая цепь, крепящая нас всех воедино и не позволяющая рассыпаться, аки праху, и кануть в небытие. Если жива история, то незримо жив всякий из нас в виде неопадаемого духовного листа. Народ, утративший историю, скоро теряет и свое родовое лицо.
Бремя памяти, эту многотрудную ношу несли на раменах своих скит-
ники, монастырские затворники-писцы, чернецы в схороне келий, утратившие при скудном пламени свечи зрение, но когда требовала нужда, прикрывавшие Отечество копьем и мечом, подставляя, не дрогнув монашью скуфейку под змеиную дамасскую саблю. Неоценимую добровольную услугу своему народу совершили давно сошедшие в землю мнихи (эти мужья знаний), преданные стражи памяти; и даже за те искры, за те крохотные мерклые уголья от прежде пылавшего костра, что остались после темных «веков мучений», благодарный наш поклон угаснувшим в безвестии летописцам, иначе как бы мы знали старинное предание об отичах и дедичах, как горевали они и побеждали. Это о них вечную память восплакал отец русской истории Карамзин: «Они страдали и своими бедствиями подготовили наше величие».
Войди же и ты на правах ревнителя и охранителя истории Отечества в давно истекшее время, «как вернулся бы странник в давно покинутый отчий дом», чтобы посмотреть, не случилось ли чего в твое отсутствие, не утратилось ли, осталось ли то, с чего можно продолжить жизнь».
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ СИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»
«История – не политика, опрокинутая в прошлое; а прошлое, погру
женное в контекст современности. Родная старина. Современникам никак не помешает знать, сколько было смут, реформ и контрреформ в истории страны, как и в результате каких усилий она выбиралась из кризисов, чтобы свободно вздохнуть и продолжить свой многовековой путь.
История подобна помутневшему зеркалу, которое всегда сначала отра
жает того, кто в него смотрится, и только затем – прошлое. Банальные размышления о бесполезности этого созерцания нынче вдруг сменились особым интересом всего общества к родной старине. У нынешнего молодого поколения россиян вполне устойчивый интерес к истории, связанный с явным стремлением посмотреть в историческое зеркало, увидеть себя, разглядеть черты предков и предшественников, обнаружить сходство и различия прошлого и настоящего» (Е. А. Князев)
Согласимся с Е. А. Князевым. Согласимся и тоже попытаемся загля
нуть в «Историческое зеркало», чтобы лучше узнать и понять себя и своих предков. При этом будем объективны и правдивы по отношению к историческому прошлому своей страны. Посмотрим на это прошлое с помощью разных концепций его толкования. Посмотрим с уважением. Да, как сказал поэт, «Было две страны у нас»: одна, которой надобно гордиться, другая, за деяния некоторых власть придержащих и устыдиться. Но не для того, чтобы возненавидеть ее, а для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого. Повторим вслед за писателем В. Личутиным: «Я не пытаюсь навести сусальной позолоты на все минувшее, да и далек от мысли видеть в пережитом одну лишь прелесть, но верно, что утрата исторической объективности и уважения, взгляд на прошлое лишь через нынешнее субъективное чувство, неминуемо влекут за собою нигилизм, скепсис, пошлость и неуважение к отечеству».
Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил: «Клянусь честью, ни за
что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А еще поэт говорил: «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости».
Не уподобимся же дикарям! Поднимем свой уровень знаний об ис
тории Родины своей по имени Россия до высокого!
Будем помнить: «Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять,
ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение россиян должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками» (В. Личутин). И пусть нам в деле овладения исторической памятью поможет целевая системная историческая игра «В Зеркале истории России». Особенность игры заключается в том, что она обращена к каждому из нас, а значит, и готовиться к ней мы будем сообща: каждый по желанию запишется в ту или иную подготовительную творческую группу и будет выполнять то задания, которое выбрал сам.
Содержание игры можно построить
по следующим направлениям:
1. «Исторический календарь» (капитаны команд берут со стола «экзаменационные» билеты в виде календарных листочков, на которых напечатаны даты того исторического периода, который изучали дети по программе курса истории, или за рамки которого они выходят. Должны сказать, какое историческое событие произошло в том или ином году).
2. «Найдите правильный ответ» (конверты с вопроса ми по истории и готовыми ответами правильными и неправильными изготавливаются на количество команд, участвующих в игре).
3. Конкурс «Что? Где? Когда?».
Задание командам: по описанным историческим событиям и картинам, которые про-
ектируются на экран, угадать, что это за события и коротко рассказать о них.
4. «Этот день в истории России».
Необходимо уметь рассказать о том или ином памятном дне в историческом прошлом России.
5. Открываем галерею исторических портретов «Отечества достойные сыны и дочери», или «История в лицах».
Команды заранее выбирают ту или иную историческую личность, изучают ее жизнь и
деяния. А на игре доказывают, почему портрет именно этого человека они предлагают поместить в галерее.
6. Исторические баталии.
Задание командам: подготовить для команды соперников вопросы по тому или иному
историческому периоду, рассматриваемому на исторической игре.
7. Исторический кроссворд.
Каждая команда для команды соперников составляет свой кроссворд.
Организаторы игры могут составить свой и дать командам одинаковый
кроссворд.
Учитывается скорость и правильность ответов.
Добавьте свои идеи.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «БЫЛА ВОЙНА, БЫЛА ПОБЕДА»
Цель игры: погрузить современных детей и подростков в историче
ское прошлое страны, связанное с событиями величайшей из войн, с массовым героизмом народа, одержавшего победу над чумой ХХ века – фашизмом.
Характер игры:
- познавательный;
- духовно-обогащающий;
- развивающий эмоциональный мир ребенка, его память, мышление, воображение;
- пробуждающий главные человеческие чувства: чувства патриотизма, родства, любви к ближнему, дружбы, товарищества, долга и долженствования, социальности, солидарности;
- формирующий лучшие качества человека: доброту, сердечность, сострадание, милосердие.
Особенности игры:
- по условиям игры ее участниками становятся классные коллективы в
полном составе, а не отдельные группы детей и подростков;
- классные коллективы делятся на творческие группы, которые сами
решают, к какому конкурсному заданию исторической игры они будут готовиться.
Задания для участников исторической игры:
1. Познакомьтесь с основными датами Великой Отечественной войны. Примите участие в конкурсе знатоков памятных дат Великой Отечественной войны «Исторический календарь: памятные даты Великой Отечественной».
2. Совершите путешествие «По героическим страницам истории Великой Отечественной: от 41-го до 45-го». Будьте готовы рассказать о самых ярких событиях ВОВ.
3. Совершите очно-заочные путешествия, экскурсии «По местам великих сражений». Докажите на игре, что вам хорошо знакомы эти события.
4. Найдите и рассмотрите внимательно картины, фотографии, посвященные городам-героям. Сумейте рассказать о героических событиях, связанных с этими городами, приняв участие в конкурсе «Что? Где? Когда?».
5. Подготовьте видеофильмы, посвященные защитникам Отечества времен ВОВ. Примите участие в конкурсе «Исторические портреты защитников Родины»;
6. «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой» - это задание для семей, которые свято хранят память о своих родных и близких, которые воевали на фронтах Великой Отечественной, трудились в тылу, были детьми во время войны и т. д. Раскройте героические страницы истории своей семьи по следующим главам:
- «Они сражались за Родину»;
- «Они ковали победу в тылу»;
- «Детство, опаленное войной»;
- «Они прошли ужасы фашистских концлагерей»;
- «Они отдали жизнь за Родину»
Отметьте на карте сражений Великой Отечественной войны места, где
воевали, гибли и трудились во время Великой Отечественной войны ваши родственники.
7. Задание для знатоков истории Отечества: составьте для команд соперников свой исторический кроссворд «Великая Отечественная война 1941-1945»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.