Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.
Оценка 5

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Оценка 5
docx
03.12.2019
Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.
Алгоритм написания сочинения рассуждения.docx

Единый государственный экзамен по русскому языку.

Принципы создания сочинения-рассуждения, связанного
с определением проблематики текста и его интерпретацией.

 

                                                                      З.Р. Гафарова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№1»

г. Кисловодск

 

Алгоритм первоначального анализа текста.

1)  Внимательно прочитайте текст.

2)  Определитесь с ответом на вопрос: «Что вам известно об авторе текста?»

3)  Определите тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопросы:
«О чем идет речь? Что об этом думает автор?»

4)  Ответьте на вопросы: «В чем заключается художественное своеобразие предложенного текста? Какие изобразительно-выразительные средства использованы в нем? Каков стиль? Как проявляется мастерство автора?»

5)  Определите, какой жанр, тип, стиль речи вы изберете для вашего сочи-нения.

6)  Оцените прочитанный текст. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним.

Создание текста сочинения: необходимые навыки.

§  Умение воспринять информацию, содержащуюся в тексте.

§  Умение анализировать содержание и форму исходного текста.

§  Умение выражать собственное мнение по поводу прочитанного.

§  Умение точно, логично и последовательно излагать мысли.

§  Умение использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка.

§  Практическая грамотность.

Что такое проблема?

Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь).

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка).

Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения;
в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем.

Итак, проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Как же проблема может быть представлена в тексте сочинения? (традиционные речевые формулы – клише)

Проблема в контексте – сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования, окружающей среды и т. д.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность… какой-либо проблемы.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-нибудь проблему.

Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой размышлять, работать.

Какая-то проблема возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Способы формулировки проблемы.

§  в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве: Одинокая старость – проблема, к сожалению, актуальная в наше время;

§  в форме предложения констатирующего характера, требующего пояснения путем анализа исходного текста: К. Паустовский поднимает проблему одинокой старости.

Использование стилистических фигур:

§  именительного темы: Одинокая старость;

§  градации: Молодость, зрелость, старость. В каждом возрасте свои проблемы, вопросы, сомнения;

§  парного соединения однородных членов: Отцы и дети, молодость и старость – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни;

§  антитезы: Отцы и дети – проблема исходного текста;

§  умолчания: Старость…;

§  вопроса и ответа на него: Какая из социальных проблем наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, социальная защита пожилых людей;

§  риторического вопроса: Как жить старому одинокому человеку? На что надеяться? Откуда ждать помощи? Эти проблемы волнуют многих;

§  цитаты: Проблема, которую поднимает автор, связана с основной мыслью текста и выражена в предложении: «Не дай вам бог… дожить до такой одинокой старости!».

 

 

Использование клише при формулировании проблемы.

В своей статье (автор пишет, говорит, спорит, размышляет) о (взаимоотношениях человека и общества; нравственных качествах человека; роли влияния среды на человека; значении искусства в духовном становлении человека). Эта проблема (сейчас вызывает интерес; всегда волновала людей; имеет важное значение в жизни современного человека). Но автору статьи удалось придать этой, казалось бы, традиционной теме (оригинальное, своеобразное, неповторимое, особое) звучание.

Автор обращается к … (философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме… (воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности…)  и … (вскрывает противоречия  между …, показывает, обращает внимание читателя на…, выражает сожаление  по поводу того, что…).

Способы изложения материала.

 

 

 

Рисунок3

 

Классификация текстов в зависимости от проблематики.

§  социокультурные (обращены к вопросам образования, развития культуры, сохранения культурных ценностей, национального самосознания и т. д.);

§  искусствоведческие (посвящены жизни и творчеству писателей, поэтов, художников, музыкантов, артистов);

§  нравственно-этические (авторы размышляют о мужестве и трусости, чести и бесчестии, подлости и порядочности, вере и безверии);

§  экологические (поставлены проблемы экологии, взаимоотношения человека с окружающим миром, животными).

Иными словами, в каждом тексте затронута какая-либо проблема.

Жизнь часто предлагает нам такие ситуации, которые приобретают проблемный характер, так как имеются те или иные противоречия, и их необходимо разрешить, сделать выбор, принять решение, занять определенную позицию.

Конечно, невозможно составить список всех проблем, которые  встают  перед человеком, обществом. Но существует круг вопросов, которые поражают своей неисчерпаемостью, повторяемостью, неизбывностью.

Главное при написании творческой работы, связанной с интерпретацией текста, – точно и лаконично сформулировать проблему, поставленную в тексте.

Комментарий к сформулированной проблеме.

Можно выделить два типа комментария.

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

§  Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

§  На чем заостряет внимание? Почему?

§  Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

§  Какие эмоции автора выражены в тексте?

§  Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

§  Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

При концепционном комментарии в центре внимания –  интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.

Здесь можно задаться следующими вопросами:

§  К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т. п.)

§  Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

§  Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т. п.?

§  Почему эта проблема привлекла внимание автора?

§  Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

§  К каким выводам автор подводит читателя?

Типичные ошибки при комментировании проблемы:

1)  комментарий подменяется пересказом;

2)  излишне подробно цитируется исходный текст;

3)  формулируется одна проблема, а комментируется другая;

4)  при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».

Определение и формулировка позиции автора исходного текста.

§  «Позиция» – точка зрения, мнение о каком-либо вопросе (утвердительное, отрицательное или неоднозначное).

§  Требуется не формулировка позиции «вообще», а мнение автора по выделенной и прокомментированной  проблеме.

§  Позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, выявление же позиции в художественном тексте может потребовать умений. Ответьте на вопросы: «Что хотел сказать автор читателям, создавая текст? «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

§  Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение).

Клише для формулирования позиции автора исходного текста

Автор призывает к …, так как убежден, что «…(цитата)…». Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор).

Автор убежден в том, что…

Рассуждая о…, автор сожалеет о том, что…

К теме… автор относится неоднозначно…

Свою позицию автор обосновывает…

Позиция автора подтверждается следующими аргументами (доводами, фактами)…

Доказательствами позиции автора являются такие аргументы, как…

Аргументация собственного мнения

Цель аргументации – убедить в чем – либо, укрепить или изменить мнение.

Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представлять, какая мысль доказывается, т.е. понимать суть проблемы: к какому кругу проблем она относится (социальным, нравственным, эстетическим, научным, общественно-политическим и т. д.); почему она актуальна в наши дни; что случится, если не принимать меры для ее решения; какие пагубные последствия она может иметь и т. д.

Как построить систему аргументации?

а) Аргументы надо приводить системно, т. е. надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Рекомендуется располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Конечный аргумент должен быть самым сильным.

б) Стоит употребить сложноподчиненные предложения с придаточными причины, например: «Я разделяю точку зрения автора (мне близка мысль автора, позиция автора убедительна и т. п.), потому что…»

в) Используйте предложения с вводными словами.

Различают аргументы «за» и аргументы «против» чужого мнения.

Аргументы «за» должны быть:

§  правдивыми, опираться на авторитетные источники;

§ доступными, простыми, понятными;

§ отражающими объективную реальность;

§ соответствующими здравому смыслу.

Сильными аргументами могут быть:

§ ссылки на мнения авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;

§ пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

§ примеры из личной жизни и жизни окружающих;

§ примеры из художественной литературы, кинофильмов.

Система опровергающей аргументации потребует определенного такта и подчеркнутой корректности:

§ «Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…»;

§ «Попробуем не согласиться с автором текста. Что тогда получается?»

§ «Представим, что автор текста не прав…».

Моделирование заключения.

Прием «отклик».

Схема приема:

§  Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят.

«Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать (чувствовать)…

«Когда я прочитал этот текст, то подумала о том, что…»

§  Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста.

«Прочитав умное, искреннее и такое эмоциональное размышление <…>,
я вновь испытал знакомое мне желание взять с полки те книги, которые уже стали моими настоящими друзьями, ….»

Прием «цитата».

1) Приводим цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста;

2) Комментируем ее и делаем переход к исходному тексту.

«Живи как живешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы», – писал К. Батюшков. Мне кажется, что это высказывание точно отражает главную мысль текста: действительно, важнейшей чертой подлинной поэзии является искренность. И вся жизнь поэта была непрерывным творчеством, одним большим, очень искренним и необычайно красивым стихотворением.

Прием «ниточка» (в качестве цитаты используется одно из предложений исходного текста).

«Пока жива мать, и тебе есть, кому сказать это нежное слово «мама», ты молод, силен и неутомим», – так заканчивается авторский текст.

Мне кажется, что именно в этих словах выражена главная мысль текста...

 

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения в 9-11классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2019