Алгоритм решения прямых задач.
Под прямой задачей подразумевается такая, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.
Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания.
Алгоритм действий |
Пример решения задачи. |
|||||||||
1. Чтение условия задачи. |
1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей в первом поколении все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Какова вероятность получения в потомстве плодов с гладкой кожицей? Плодов с опушенной кожицей? |
|||||||||
2. Введение буквенного обозначения доминантного и рецессивного признаков. |
2. Решение. Если в результате скрещивания все потомство имело гладкую кожицу, то этот признак - доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а). |
|||||||||
3. Составление схемы 1-го скрещивания, запись фенотипов, а затем генотипов родительских особей. |
3. Так как скрещивались чистые линии томатов, родительские особи были гомозиготными. Р фенотип ♀ гладкая х ♂опушенная кожица кожица
Р генотип ♂ АА х ♀ аа |
|||||||||
4. Запись типов гамет, которые могут образовываться во время мейоза. |
4. ↓ ↓ G А а (Гомозиготные особи дают только один тип гамет.) |
|||||||||
5. Определение генотипов и фенотипов потомков, образующихся в результате оплодотворения. |
5. F1 генотип Аа фенотип гладкая кожица |
|||||||||
6. Составляем схему второго скрещивания. |
6. Р фенотип ♀гладкая х ♂гладкая кожица кожица Р генотип ♂Аа х ♀Аа |
|||||||||
7. Определяем гаметы, которые дает каждая особь. |
7. ↓ ↓ ↓ ↓ G А а А а (Гетерозиготные особи дают два типа гамет). |
|||||||||
8. Составляем решетку Пеннета и определяем генотипы и фенотипы потомков. |
8. F2 Генотип
Аа Аа Аа аа гл. гл. гл. опуш. |
|||||||||
9. Отвечаем на вопросы задачи полными предложениями, записывая все вычисления. |
Вероятность появления в F2 плодов с гладкой кожицей: 4 - 100% 3 - х х = (3х100):4 =75%
Вероятность появления в F2 плодов с опушенной кожицей: 100%-75% =25%. |
|||||||||
10. Записываем ответ по образцу: |
Ответ: АА, аа, Аа / 75%, 25%. |
Алгоритм решения обратных задач.
Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.
1. Читаем условие задачи. |
1. Задача. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства? |
2. По результатам скрещивания F1 или F2 определяем доминантный и рецессивный признаки и вводим обозначение. |
2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с редуцированными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а редуцированные крылья – рецессивный признак (а). |
3. Составляем схему скрещивания и записываем генотип особи с рецессивными признаком или особи с известным по условию задачи генотипом. |
3. Р фенотип ♀норм. х ♂норм. крылья крылья
Р генотип ♂А_ х ♀ А_
F1 фенотип 88 норм. крылья 32 редуц. крылья
генотип А_ аа |
4. Определяем типы гамет, которые может образовать каждая родительская особь. |
4. Родительские особи обязательно образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Отсюда:
Р фенотип норм. крылья х норм. крылья
Р генотип Аа х Аа ↓ ↓ ↓ ↓ G А а А а |
5. Определяем генотип и фенотип потомства, полученного в результате оплодотворения, записываем схему. |
5. F1 генотип АА Аа Аа аа
фенотип 88 (норм. норм. норм. редуц.)
|
6.Записываем ответ задачи. |
Ответ: доминантный признак – нормальные крылья/ Аа и Аа/ АА, 2Аа, аа. |
Алгоритм решения задач: «Моногибридное скрещивание».
· Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
· Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
· Запишите генотип гибридов F1.
· Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
· Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ |
СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ |
ЗАКОН. АВТОР |
|
|
|
Моногибридное скрещивание по одной паре признаков. |
Скрещивание гибридов при полном доминировании.
при неполном доминировании. |
I.
Закон единообразия первого поколения. (Г. Мендель). |
Алгоритм решения задач: «Дигибридное скрещивание».
· Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
· Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
· Запишите генотип гибридов F1.
· Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
· Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ |
СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ |
ЗАКОН. АВТОР |
|
|
Закон единообразия I поколения соблюдается. |
Дигибридное - это скрещивание по двум парам признаков |
|
II. Закон независимого наследования признаков (Г. Мендель). I поколения по двум парам
признаков наследование по каждой паре признаков идет независимо друг от друга
и образуются четыре фенотипические группы с новыми сочетаниями. |
Алгоритм решения
задач: «Анализирующее скрещивание».
· Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
· Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
· Запишите генотип гибридов F1.
· Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
· Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ |
СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ |
ЗАКОН. АВТОР |
Анализирующее - это скрещивание особи с доминантным фенотипом с особью с рециссивными признаками (гомозиготой) для определения генотипа особи с доминантным признаком |
I вариант |
Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготной особью полученное потомство единообразно, то анализируемая особь с доминантным признаком гомозиготна (АА). |
II вариант |
Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготой полученное потомство дает расщепление 1 : 1 , то анализируемая особь с доминантным признаком гетерозиготна (Аа). |
Алгоритм решения
задач: «Сцепленное наследование ».
· Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
· Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
· Запишите генотип гибридов F1.
· Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
· Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ |
СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ |
ЗАКОН. АВТОР |
Сцепленное наследование - это наследование признаков, расположенных в одной хромосоме |
Без кроссинговера |
|
При кроссинговере |
Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме (Т. Морган).
Гены,
находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено. Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера. Количество кроссверных особей всегда значительно меньше, чем количество основных особей (Т. Морган). |
Алгоритм решения задач: «Генетика пола».
· Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
· Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
· Запишите генотип гибридов F1.
· Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
· Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ |
СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ |
ЗАКОН. АВТОР |
Генетика пола |
I вариант Соотношение полов 1:1 |
Пол организма определяется сочетанием
половых хромосом. |
II вариант |
У птиц, некоторых рыб,
бабочек гетерогаметны самки, а гомогаметны самцы (II вариант) |
|
III вариант |
У прямокрылых, пауков, жуков самцы не имеют Y хромосому из пары. Тип ХО. |
Алгоритм решения задач:
«Наследование признаков, сцепленных с полом».
· Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
· Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
· Запишите генотип гибридов F1.
· Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
· Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ |
СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ |
ЗАКОН. АВТОР |
Наследование признаков, сцепленных с полом. |
|
Если одна из X хромосом
содержит рецессивный ген, определяющий проявления аномального признака, то
носителем признака является женщина, а признак проявляется у мужчин. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.