Понятие (термин) – это количественная и качественная категория, которая характеризует реальные и абстрактные предметы, вещи или их определенные состояния, имеющая свойства, смысл, значение, способная видоизменяться. Другими словами, понятие – это способ отражения окружающей действительности, в нашем случае, действительности Земной, географической. Само слово “понятие” подразумевает глубокое осознание характеризуемого предмета или явления, его смысловой нагрузки и значимости для преподавания предмета.
Алгоритм работы с понятиями.docx
Алгоритм работы с понятиями:
- Назвать понятие, дать его определение.
- Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от
других понятий этого рода.
- Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его
применения.
- Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.
- Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.
- Определить термин своими словами.
- Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.
Понятие (термин) – это количественная и качественная категория,
которая характеризует реальные и абстрактные предметы, вещи или их
определенные состояния, имеющая свойства, смысл, значение,
способная видоизменяться. Другими словами, понятие – это способ
отражения окружающей действительности, в нашем случае,
действительности Земной, географической. Само слово “понятие”
подразумевает глубокое осознание характеризуемого предмета или
явления, его смысловой нагрузки и значимости для преподавания
предмета.
Понятия возникали не сразу, а постепенно, их формирование было
тесно связано с развитием национальных языков, культуры, научных
достижений разных исторических эпох, торговлей, географическими
открытиями. Нас интересуют географические понятия и все, чем они
характеризуются.
Любое географическое понятие обладает рядом свойств. Из них
важнейшими являются следующие:
Реальность – это одно из свойств географических понятий, которое
вообще дает ему право на существование. Все характеризуемые нами в
географии предметы реальны (например, горы Гималаи, Красное море,
пустыня Атакама, Японские острова. Баварский машиностроительный
завод, Эйфелева башня, город Нью-Йорк и т.д.). Все географические
явления так или иначе можно увидеть или представить (например,
северное сияние, движение литосферных плит Земли, мировой
круговорот воды в природе, движение циклонов и антициклонов,
процессы формирования облаков, формирования и выпадения осадков,
процессы роста городов (урбанизация), производство электроэнергии
или автомобилей и т.д. Данное свойство географического понятия
позволяет представить характеризуемый процесс или явление. Объективность – свойство географического объекта или явления,
которое наиболее точно передает характер того или иного понятия. В
смысловую основу понятия учитель обязан включить лишь реально
существующие, а не вымышленные характеристики.
Соразмерность – формулировка определения любого географического
понятия не должна быть слишком объемной и громоздкой,
перегруженной информативной нагрузкой. Например, существуют
разные варианты определения понятия “Физико-географическое
положение объекта”.
1 вариант – Ф.Г.П. – это характеристика положения какого – либо
объекта по отношению к другим объектам на географической карте.
2 вариант, сокращенный – Ф.Г.П. – это положение объекта на
географической карте. Оба варианта определения верны, но в
некоторых случаях можно воспользоваться вторым, более кратким
определением. Данный вариант можно использовать при введении
понятия “Ф.Г.П. объекта” в курсе 6-го класса, когда учащиеся учатся
характеризовать положение гор и равнин, морей и рек и т. д.
Соподчипенность – это свойство понятия, определяющее место
данного понятия в системе методического аппарата любой науки.
Учителю необходимо четко различать размерность понятия, понимать,
какое из них крупнее, какое – меньше. Это нужно для того, чтобы
ориентироваться в программе и свободно пользоваться информацией,
т.е. у учителя создается своеобразная база данных, где собрана вся
информация о терминах и их применении на уроках географии.
Целостность – это одно из свойств понятия, которое должно полно
передавать его смысл. Полнота понятия способствует передаче его
смысловой и эмоциональной нагрузки. Например, понятие “Климат” – -
многолетний устойчивый режим погоды, характерный для какой – либо
местности, где он повторяется ежегодно. Часто учащиеся дают
половинчатое, обрывочное определение этого и других понятий. Но
зачастую это не их вина, просто они еще не имеют столь развитое
образное мышление, которое очень необходимо при восприятии
учебного материала по географии. В данном примере понятие “Климат”
ученики часто лишают окончания. Поэтому учителю необходимо
добиваться от учеников полных и правильных ответов.
Доступность – свойство понятия, обеспечивающее его быстрое
понимание и дающее возможность учителю успешно продолжать
учебно-воспитательный процесс. Обеспечить претворение в жизнь
данного свойства учителю поможет широкое использование
наглядности – географические карты, таблицы и пособия, схемы,
видеофильмы и прочее. Информативность – способствует передаче понятием информации о
смысле, характере и основных чертах данного понятия. Все свойства
понятия тесно взаимосвязаны, преподаватель, опираясь на них, должен
с умом строить учебно-воспитательный процесс, в нашем случае – по
географии.
Классификация географических понятий.
Все географические понятия можно классифицировать по ряду
признаков, например, по размерам и по составу (степени усложнения).
Классификация географических понятий по размерам для раздела
“Литосфера Земли”, 6-й класс
Макропонятия Мезопонятия
I. Литосфера.
Микропонятия
а) слои земной коры;
б) астеносфера; в. складчатые пояса
1 .Земная кора.
2.Литосферные
плиты
1. Вулканизм.
П.
Вулканология.
а) вулканы;
б) магма;
в) жерло;
г) кратер;
д) классификация вулканов
а) очаг (гипоцентр);
б) эпицентр;
в) сейсмические волны;
г) шкала Рихтера.
а) Магматические;
б) Метаморфические;
в) Осадочные.
III.
Сейсмология.
1
.Землетрясение.
IV. Устройство
земной
поверхности.
1 .Горные
породы.
2. Рельеф суши. а) классификация рельефа по высоте –
равнины и горы;
б) характеристика форм рельефа по
плану.
а) устройство рельефа дна Мирового
океана – равнины и горы на дне
океана, шельф, глубоководные
желоба, котловины и вулканы.
Список объектов номенклатуры
равнин.
3. Рельеф дна
мирового океана.
V.
Номенклатура
рельефа суши.
1. Номенклатура
равнин. 2. Номенклатура
гор.
Список объектов номенклатуры гор и
горных пиков.
Самыми крупными, объемными понятиями из данной группы являются
“Тектоника”, “Вулканология”, “Сейсмология”, “Номенклатура рельефа”.
Именно они включают ряд мезопонятий понятия, а те, в свою очередь –
микропонятия.
Кроме этого, все географические понятия можно классифицировать по
составу или степени усложнения, (см. схему № 2. Классификация
географических понятий по составу или степени усложнения).
Схема № 2
Классификация географических понятий по составу (степени
усложнения)
Простые
Река
Ледник
Почва
Народ
Экономическая
система
Постоянно
усложняемые
Географическое
положение
Тектоника
Рельеф
Климат
Демография
и т. д.
Географические понятия, которые относятся к простым, в ходе
изучения географии не усложняются и могут лишь видоизменяться. А
географические понятия, которые постепенно усложняются, изучаются
и повторяются из года в год, при этом у учащихся в ходе обучения
происходит актуализация ранее полученных знаний и на их основе
формируются новые, более обширные знания по предмету,
характеризующее данное понятие. Географическое понятие становится
более обширным, более целостным, значимым и осознанным
учениками.
В формировании понятия можно идти двумя путями. Первый путь –
заниматься нудной и неинтересной зубрежкой, что достаточно
утомительно и малоэффективно. Второй путь предлагает нечто иное –
познание географической действительности через разъяснение
ученику смысла какого – либо понятия. Второй путь является намного
более выгодным и перспективным.
Рассмотрим второй путь формирования географического понятия на
примере термина “Рельеф” в начальном курсе географии (6-й класс). Вначале учитель предлагает ученикам название понятия, т.е. его
языковую основу географического понятия – рельеф. Он может
поинтересоваться у учащихся, слышали ли они когда – либо такое
слово. В большинстве случаев ответ бывает положительным.
Далее учитель формирует информативную и смысловую основу
географического понятия, используя для этого поисковые вопросы и
задания, а так же широко применяет наглядность в виде рисунков и
иллюстраций на тему “Рельеф суши”.
Например, спрашивает учеников, ровная ли
поверхность Земли? Ученики отвечают, что нет. Значит, продолжает
учитель, характер поверхности Земли может быть разным и делиться
на разные группы – равнины и горы (информативная основа
географического понятия).
Далее преподаватель демонстрирует учебную таблицу “Классификация
форм рельефа по высоте, в м” и вновь задает вопрос: – Чем отличаются
равнины от гор? Учащиеся ответят, что конечно – же высотой! Так
формируется смысловая основа географического понятия и его смысл
становится окончательно ясен.
Формирование географических понятий у учащихся, их твердое
усвоение и запоминание очень важно, т.к. через них учитель
формирует и передает учащимся огромный объем знаний по
географии.
В последующем, при изучении курсов географии “География материков
и океанов, 7 класс” и “География России, 8-й класс”, происходит
усложнение или развитие этого понятия. Это необходимо, т.к. к ранее
изученному материалу, относящемуся к понятию “рельеф”,
добавляются новые, более сложные составляющие. Усложняется
содержание образования, усложняются и сами формулировки
определения. При этом происходит целостное развитие личности
ребенка.
Ниже приведен пример развития понятия “Рельеф” в течение обучения
учащихся в 6–8-х класса
После того как учитель убедится в том, что обучающиеся научились
выражать одиночные факты в графической форме в виде суждений, то
можно переходить к обучению построению системы понятий,
выраженной в графической форме, т. е. карт понятий. Первые задания
для обучающихся должны содержать небольшое число понятий,
принадлежащих одному семантическому полю. Легче всего дети
справляются с заданиями на построение простых классификаций.
Обучающимся предъявляется список понятий, которые они должны связать между собой в процессе построения карты т.е должны
построить классификационную схему этих понятий.
Применение карт понятий являются прекрасным средством для
организации изучения нового материала. Работа над составлением
карты понятий требует многократного изучения источников
информации с целью выделения структуры текста и связей между
образующими её понятиями. Подобная деятельность блокирует
механическое заучивание материала и одновременно активирует
применение основных логических операций. Этот метод является
эффективным средством для организации систематического
повторения и обобщение материала и средством для организации
систематического повторения и обобщение материала. Интересный
вариант задания состоит в поиске связей между двумя уже
построенными картами понятий, относящихся к двум разным, но
близким областям знаний. Связи между такими картами Новак
называет поперечными и полагает, что их обнаружение самим
учеником является свидетельством понимания им взаимосвязей между
областями. Кроме этого, карты понятий можно использовать для проведения
разных видов мониторинга. Они позволяют легко обнаруживать ошибки
детского мышления. Таким образом, можно сделать вывод, что
технология карты понятий является основой для организации учебного
процесса и весьма перспективной альтернативой традиционному
образованию она позволяет существенно повысить уровень
информационной компетентности школьников
Понятия – основа географических знаний. Понятия не могут быть
усвоены только путем заучивания определений. Необходимо
обеспечить активную познавательную деятельность школьников с
различными источниками географических знаний – картами,
статистическими материалами, в процессе наблюдений. Научные
понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с
другими. Так, при изучении физической географии учащиеся усваивают
единую систему знаний о природе Земли, строении и развитии ее
оболочек, о дифференциации географической оболочки, различия в
ней. Поэтому физико-географические понятия связаны между собой
логически. Отсюда вытекает вторая особенность усвоения
географических понятий – они усваиваются в системе, в связи друг с
другом («ПТК», «географическая оболочка», «компонент
природы»).планируя усвоение понятий школьниками, нужно учитывать
его содержание, отобрать те опорные знания, повторение которых
необходимо в первую очередь, наметить понятия, связь с которыми
будет предусмотрена в последующем. Географические понятия
усваиваются не сразу, а по мере изучения курса. С помощью программы
и учебника учитель отбирает понятия, определяет последовательность
их усвоения, способы закрепления и применения их на практике,
намечает этапы выполнения различных работ. Этот процесс
происходит по двум направлениям:
А) от восприятия элементарных представлений к простейшим, а затем
более общим понятиям;
4
Б) от общих понятий к их конкретизации, подтверждения конкретными
примерами, практическими действиями.
С учетом сказанного для уроков географии наиболее характерны два
пути формирования географических понятий – индуктивный и
дедуктивный.
Для индуктивного пути формирования и усвоения понятий характерна
последовательность деятельности: Наблюдение объектов и явлений – сопоставление особенностей и
выделение среди них главных – обобщение главных особенностей и
формулирование определение понятия – работа с определенными
понятиями, последовательность изложения – применение нового
понятия на практике, его связь с уже усвоенными. Но этот путь не
может обеспечить решение главных задач обучения – овладение
закономерностями, причинно-следственных связей, зависимостями.
Поэтому основным является дедуктивный путь усвоения и
формирования понятий, при котором учитель сначала дает
определение понятия, затем организует работу над усвоением его
признаков и связей, раскрывающих особенности образования или его
изменения.
Понятие усвоено, если ученик:
А) знает его определение и содержание;
Б) имеет образное представление об изучаемом объекте, явлении;
В) умеет самостоятельно применить понятие при решении учебных
задач.
Формы усвоения базовых понятий
Использование игр на уроках географии.
Понятия, включенные в современные программы и учебники по
географии, могут служить основой для создания деловых игр в
процессе изучения тем. В процессе реализации у учащихся должна
складываться целостная картина ситуации, должны быть понятны
причины явлений. Навыки самостоятельной и групповой работы
активно применяют при проведении деловых игр, где обучаемый
становится в активную позицию по отношению к усваи-
ваемым знаниям. Организация и проведение деловых игр на уроках
географии активизирует деятельность учащихся, расширяет круг
используемых источников информации, способствует развитию учебных
навыков и закреплению приемов учебной деятельности. Основные этапы игр: подготовительный, выполнение индивидуальных
и групповых заданий и обсуждение работы в группах, подведение
итогов игры.
Модульные блок-циклы в преподавании географии.
Особенности МБЦ в соединении трех характеристик трех понятий:
Модульные блок-циклы, составленные из модулей разных уровней. Под
модулем понимаются функциональный узел, объединяющий учебное
содержание, и технологию овладения им.
Блок – совокупность модулей одной темы. Только уроки заменяются на
модули.
Цикл – последовательность расположения модулей блока по кругу.
В МБЦ модули настолько автономны, что ученик может начинать
освоение любого из них. Класс делится на группы, распечатка модулей
сокращается. В модуле упор делается на самооценку и взаимоконтроль
школьников. Самооценка осуществляется путем сравнения
выполненного задания с эталоном, показанным в контроль-листе и
контрольной карте, где задания выполнил учитель. Сводную ведомость
готовится учителем, которая служит и для контроля, и для анализа
деятельности учащегося.
Групповая работа на уроках географии.
Распространенной технологией является и коллективные способы
обучения (КСО), позволяющаяобучение каждого и всех, а также
взаимообучение. Педагог делит класс на 4-5 групп. В каждой
выбирается лидер, проявляющий склонность к предмету, и, умеющий
работать с картой, схемами. Учитель с лидерами опережающе готовит
карточки с теоретическими и практическими заданиями, проблемами,
задачами, упражнениями, раздаточный материал. Если какая-то из
групп затрудняется или неверно дает ответ, то лидер дает пояснения и
комментарии.
Удачным считается применение КСО на уроках обобщения, т.к. ученики
проговаривают понятия, развивают мыслительно-аналитическую
деятельность, делают выводы.
6
Структурно-логические схемы.
Для успешного усвоения школьниками основных понятий практикуется
на уроках составление схем. Структурирование материала
сопровождается комментарием взаимосвязей, что приводит к осознанному усвоению материала. Составление схем позволяет
избежать многословия и учит детей делать выводы из полученной
информации, что является чрезвычайно важным навыком в процессе
самообразования и зрительному восприятию информации. Наличие
схем в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает
восстановить и осмыслить изученный ранее материал.
Понятие –
иметь, получать понятие о чем-нибудь;
способ, уровень понимания чего-нибудь;
логически оформленная общая мысль о классе предметов, идея чего-
нибудь (понятие времени, качества, науки)
С точки зрения приемов формирования общие научные понятия можно
подразделить на понятия одноэтапного развития и понятия
многоэтапного раскрытия. Понятия одноэтапного развития вводятся
сразу с полной характеристикой и упоминаются в последующих темах
как уже известные учащимся и не нуждающиеся в дополнительных
разъяснениях. Примерами подобного рода смогут служить понятия о
демографической политике, о портово-промышленном комплексе в 10
классе, абсолютная и относительная высота, горизонталь в 6 классе.
К числу понятий многоэтапного раскрытия относится более сложные,
комплексные понятия, формирование которых происходит постепенно.
Как правило, они вводятся, а затем «обрастают» развивающими
понятиями. Например, понятие об урбанизации в 10 классе. В теме
«География населения мира» дается понятие урбанизация, ее основные
черты, темпы, уровни, регулирование урбанизацией, ее влияние на
окружающую среду. Далее в теме «Зарубежная Европа» вводится –
субурбанизация, европейский тип города. В следующих темах –
мегаполис, азиатский тип города, североамериканский тип города,
латиноамериканский тип города, «ложная урбанизация».
Хотя в учебниках географии многие научные термины вводятся
одноэтапно, но, тем не менее, формирование (закрепление) их, по
существу имеет многоступенчатый характер, поскольку вводимые
термины затем несколько раз упоминаются в последующих темах в
течение года или в последующих курсах.
Формы работы по формированию понятий, научных терминов
Работу по усвоению терминов и понятий можно сделать интересной, и
увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом,
используя различные формы работы по их формированию. 1. Создание словаря терминов.
(В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при
этом подчеркивая главное и второстепенное в определении).
В словаре можно посмотреть, как правильно пишется слово, повторить
термин, если он забылся, использовать для создания творческих работ
(например, кроссвордов). Не надо искать термины по всей тетради.
2. «Эскалатор» – групповая форма изучения терминов.
3. Тестовые задания
Использование заданий с пропущенными в тексте словами направлено
на формирование у школьников умения связно излагать учебный
материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на
этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих
учеников.
а) Учитель подбирает текст, исключает из него термины и предлагает
вставить пропущенные слова. Например, в 6 классе можно
использовать такой тест: «Неровности земной поверхности называются
… Он создан при взаимодействии … и … Движение земной коры и
вулканизм это …, а выветривание, работа текущих вод, ледника,
морского прибоя, деятельность человека это … Образование складок,
разломов, подъем, и опускание земной коры происходит под действием
… Сглаживание, выравнивание земной коры под действием …»
б) Тест – дописать предложение. Азимут – это …
в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один
из которых правильный.
г) Тест – найдите соответствие. Смысл задания заключается в
необходимости установить соответствие между термином и его
определением. С одной стороны даны понятия, они пронумерованы
цифрами, а с другой стороны ответы. Их в два раза больше и они
пронумерованы буквами. Например:
Нивелир А. Прибор для определения
относительной высоты
. Эхолот Б. Прибор для определения абсолютной
высоты
Г. Прибор для определения температуры
воздуха
В. Прибор для определения
.
Флюгер
.
Баромет р
атмосферного давления
Д. Прибор для определения глубины
океана
Е. Прибор для определения крутизны
холма
Ж. Прибор для определения
землетрясений
4. Активные формы, активизируют деятельность ученика,
обеспечивают усвоение терминов, развивают логическое мышление,
вызывают живой интерес к географии.
а) Составление кроссвордов требует знания терминов, творческого
процесса, умения оформлять сетку кроссворда. При составлении или
решении кроссворда запоминается правильность написания.
б) Игра-домино. Составляются карточки 5 х 8 см, которые делятся
пополам. В верхней части карточки пишется определение, в нижней –
термин. Учащийся должен за определенное время (или если в паре
работает, кто быстрее составит цепочку) собрать последовательно все
карточки и замкнуть их. Должен получиться прямоугольник.
в) Аукцион знаний. Учитель называет термин, кто из учащихся первым
поднимет руку, дает определение. Если определение дано, верно,
ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет
термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра
продолжается 3-5 минут.
г) Карты – карточки понятия. Карточки 5 х 8 см, делятся пополам. В
верхней части карточки находится термин, в нижней – определение.
Учащиеся работают в парах, у каждого 5-6 терминов по какой-то теме.
Сначала учащиеся 1 варианта указывают на одну из карточек у соседа
и сосед, держащий карточку как игральные карты, читает термин.
Учащийся 1 варианта, если дает правильное определение, получает
карточку и откладывает ее на свой край парты, а если нет,
определение остается у соседа. Далее учащийся 2 варианта выбирают
карточку у учащегося 1 варианта. Игра продолжается до тех пор, пока
все карточки не окажутся на краях парты. Победил тот, у кого больше
карточек.
д) Географическое лото. Учащимся дается поле, размеченное на 20
прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с
определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно
разложить карточки на игровое поле лото. Более сложные задания проблемного характера, требующие
обобщений, анализа:
5. Задание на обобщение группы понятий. Даны слова – термины,
определить, что между ними общего. Например: пролив, залив, море.
Общее – это части Мирового океана.
6. Провести анализ понятий.
а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные.
б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки.
Озеро –
а) большое;
б) глубокое;
в) природное углубление;
г) синее;
д) скопление воды на суше.
7. Построить схему. Расположить предложенные понятия по порядку.
Например. Хозяйство, производственная сфера, промышленность,
здравоохранение, транспорт, сельское хозяйство, образование.
Хозяйство
производственная
сфера
промышленность
сельское хозяйство
транспорт
непроизводственная
сфера
здравоохранение
образование
8. Составление опорных конспектов (ОК).
а) Учитель дает готовый ОК, учащиеся срисовывают, учат и
рассказывают друг другу. Отработкам терминов идет в парах или в
парах смешанного состава.
б) Учитель дает опережающее задание: составить ОК следующей темы.
В начале урока учитель с учеником разбирает ОК и далее идет
взаимообучение по ОК.
9. Проблемно-поисковое изучение терминов. Учащиеся сами при
помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с
определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают
в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет термин: «Что такое масштаб? Давайте найдем его на карте,
на плане и попытаемся дать определение». Учитель записывает на
доске термин и ответы учащихся и задает наводящие вопросы: «Что
это?», «Кто еще так думает», «Вы уверены, что это число?», «Для чего
он указан на всех картах?», «Что он показывает?». В результате
рассуждений получилось:
Масштаб – это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель
показывает, во сколько раз уменьшена территория.
Сравниваем. А как в учебнике?
Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на
карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на
местности.
А как в словаре?
Масштаб – это отношение длины отрезков на чертеже, плане, карте к
длинам соответствующих им отрезков в натуре, на местности.
Встречается ли этот термин в других предметах, какое определение
дается учебниках других предметов?
Дифференциация форм работы по формированию понятий и научных
терминов с учетом особенностей дифференцированного обучения
Дифференцирование в переводе с латинского языка означает
разделение, расслоение целого на отдельные формы, ступени.
Дифференцированное обучение – это:
а) форма организации учебного процесса, при которой учитель
работает с учеником, с группой учащихся, составленной в наличии в
них каких – либо значительных для учебного процесса общих качеств
(гомогенная группа);
б) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает
специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся;
в) создание разнообразных условий обучения для различных школ,
классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
г) комплекс методических, психолого–педагогических и
организационно – управленческих мероприятий обеспечивающих
осуществление процесса обучения в гомогенных группах.
Итак, в силу неравномерности развития, различных личностных качеств
и других причин в классах базового стандарта появляются и отличники,
и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую
дифференциацию работы учащихся на всех его этапах; при объяснении
материала, закреплении, повторении, контроле. При объяснении нового материала выделяют обычно следующие
уровни:
Ядро, основное, главное содержание знаний, теоретическая сущность
предмета, опорные сведения. Первый уровень вскрывает самое главное
и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя
обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную
логику изложения и создать пусть не плохую, но обязательно цельную
картину основных представлений.
Дополнительные сведения. Они расширяют материал первого уровня,
доказывают и иллюстрируют, конкретизируют основное значение,
показывают функционирование понятий. Этот уровень увеличивает
объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает
общую картину более цельной.
Развивающие сведения существенно углубляют материал, делают его
логическое обоснование, открывают перспективы творческого
применения. Данный уровень позволяет проявить себя в
дополнительной самостоятельной работе. На уроке учитель излагает
материал на втором уровне всему классу, объясняя, выделяя, делая
особый акцент на том, что надо усвоить для первого уровня
(стандартного минимума). Затем идет закрепление: фронтальная
самостоятельная работа (с частичным выбором уровня значений). На
этом этапе отслеживается дифференциация учащихся по уровню
усвоения. Далее учитель переходит к закреплению в режиме
«диалога», привлекая сильную группу детей для разбора заданий с
более слабыми учащимися (добиваясь безусловного усвоения первого
уровня и стимулируя переход ко второму). Третий уровень
предъявления предполагает дополнения к объяснению, обобщающее
повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимся.
При повторении материала широко применяется методика свободного
выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта уровня
дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач
и практических заданий. Первый вариант точно соответствует
обязательным результатам обучения. Второй вариант предполагает
дополнительные задачи и упражнения из учебника, третий – задания из
вспомогательной учебно-методической литературы. Выбор уровня
изучения каждого предмета предоставляется самому школьнику. Так
обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и
одновременно открывается простор для развития творческой
индивидуальности каждой личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в
индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого
учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика
сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу
осуществляется только после овладения учащимися общим для всех
уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной,
групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня
базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого
используются следующие формы организации занятий: работа в
группах (по столам, рядам, командам и т.д.), работа в режиме диалога
(постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система,
модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные
занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на
уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».
Покажем дифференциацию форм работы по формированию понятий по
уровням сложности.
I. уровень сложности.
Создание словаря терминов.
Тестовые задания (дописать, заполнить пропуски, выбрать правильный
ответ, найти соответствие…).
Аукцион знаний.
“Эскалатор”.
Карты-карточки задания.
II. уровень сложности.
Игра-домино.
Кроссворды, ребусы.
Географическое лото.
III. уровень сложности.
Задания на обобщение группы понятий.
Задания на анализ понятий.
Построение схем.
Создание опорных конспектов.
Составление определения термина и сравнение с определениями
учебника, словаря.
Применение методических приемов технологии критического
мышления при формировании понятий Урок технологии критического мышления отличается структурой.
Рассмотрим это в виде таблицы, отражающей базовую модель урока
данной технологии и методические приемы.
Структура
урока
1-й этап
урока
Вызов
Методические приемы, используемые для формирования
понятий
1. Ключевые слова
2. Прием верно или не верно утверждение (до чтения)
2-й этап
урока
Содержание
3-й этап
урока
Размышлени
е
3. Создание кластер
4. Прогнозирование
5. Перепутанные логические цепочки
1. Денотатный граф
2. Сводная таблица
1. Эссе
2. Презентация графических форм
3. Ключевые слова (подтверждение или опровержение
выдвинутых на этапе вызов)
4. Верно или не верно утверждение (после чтения)
5. Расширение кластер (реконструкция)
6. Синквейн
7. Образ результата
Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных
проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование
разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей
учащихся, использование технологий ЛОО, дает возможность более
эффективно формировать понимание понятий и использование их в
изложении материала научным языком.
При достижении поставленной цели возникли трудности в
размножении составленных карточек-заданий, это занимает много
времени при подготовке к уроку. А так же, особенно на первых уроках,
при анализе терминов и проблемно-поисковом изучении терминов, как
у учащихся, так и у учителя уходит много времени. Тем не менее, дальнейшее умение учащихся рассуждать, мыслить, анализировать на
уроке, оправдывает первоначальную трату времени.
Считаю, что надо учить учащихся размышлять, анализировать, а эти
умения хорошо формируются при проблемном, исследовательском
изучении понятий и научных терминов.
Работа с географическими понятиями занимает особое место в изучении
географии, здесь важно их осмысление, понимание и запоминание. Новое,
незнакомое слово часто проскальзывает мимо сознания учеников, приводя к
непониманию материала.
Приемы работы с понятиями:
Игра, например: лото, где идет проговаривание понятий в группах
Географическое лото «Африка, Южная Америка, Австралия» карточка № 2
16.ГВИАНСКОЕ
17. САХАРА
18.
ИГОЛЬНЫЙ
19. ТЫКВА
20. ВОСТОЧНО
-АВСТРАЛИЙСК
ОЕ
21.
АВСТРАЛИЙСКИЙ
СОЮЗ
26. ЮГО-
ВОСТОЧНЫЙ
22.
АВСТРАЛИЯ
23. ДАВИД
ЛИВИНГСТОН
24.
ИЗОТЕРМА
25. ЧАД
27. ДРЕЙКА 28.
ОГНЕННАЯ
ЗЕМЛЯ
29.
ПАПИРУС
30. КОНГО
Сравнение по тексту двух близких понятия по смыслу, нахождение их различий,
например бризы и муссоны, циклоны и антициклоны, паводок и половодье и т. д.
Для того, чтобы дословное запоминание понятий не сковывало речь и мышления
учеников, необходимо развивать словарный запас. В работе использую для этого
прием синквейна, например:
11 класс 7 класс
Страна Река
Необычная, интересная Загадочная, самая длинная
Увлекает, оживляет, притягивает Протекает, изменяет, восхищает
Самая маленькая страна мира Удивительный водный объект Египта Город государство. Водная артерия
Интересна работа на дополнения текста, например:
Растение вельвичия уникальное и удивительное, потому что……
Пустыня Сахара самая жаркая и сухая область всей Земли, потому что………
Использую задание, где необходимо найти в тексте слово, употребляемое в
переносном смысле и объяснить его значение, например:
У нашей планеты два «легких» экваториальные леса и сибирская тайга.
Главный «колодец» России – так называют древнюю тверскую землю.
Применяю задание, где необходимо дописать словосочетания, подставляя
недостающие слова.
Горная…, бурые….., тропическая…., вечнозеленый…, умеренный…,
Устойчивый познавательный интерес формируют задания, текст которых тесно
связан с жизнью. В тексте есть непонятные слова и выражения, необходимо
объяснить их смысл, используя словарь или энциклопедию, например: «Мы,
каждый раз обращаемся к самым обыкновенным вещам – надеваем брюки,
панаму, одежду из кашемира, бостона, вешаем тюлевые занавески на окна,
приправляем кушанья соусами «майонез» и «провансаль», лакомимся мороженым
«пломбир», пьем минеральную воду «боржоми» и не подозреваем, что все эти
названия географические». Расскажите, откуда пришли названные предметы.
Использую текст учебника как одну из форм проверки знаний учащихся.
Решение мини проектных задач, например:
С помощью горизонталей изобразите в тетради холм высотой 40 м. Западный
склон его должен быть пологий, а восточный — крутой. Горизонтали проведите
через 5 м по высоте. Покажите спуск.
Изучив по тексту местные признаки погоды, проведите наблюдения в природе и
составьте свой прогноз погоды на следующий день.
Спишите топографический диктант, заменяя выделенные слова условными
знаками: «На каникулы мы приехали погостить в деревню.
Нашадеревнярасположена левеегрунтовой дороги,которая пересекаетсосновый
лес. На опушке леса стоит заброшеннаямельница,рядом с
нейколодец.От колодцак югу тянутьсякустарникидо самойреки. Все лето мы
купались вреке, прыгая сдеревянного моста. Зарекойрасположенфруктовый
садипашни. Вдеревне естьшколаикаменная церковь. Приехать сюда можно
пошоссе ижелезной дороге». Самый доступный вид работы с текстом – это составление плана пересказа,
либовопросов к тексту, например по тексту «Внутренние воды Африки»:
Какие крупные реки протекают по территории Африки?
Почему в прошлом Нил был загадкой для жителей Африки?
Почему многие озера Африки имеют вытянутую форму? и т.д.
Важной составляющей при работе с текстом является выделение главной мысли
и выражение её своими словами, например текст:
«Есть река в океане, она не высыхает во время сильных засух и не разливается
во время самого большого половодья. Берегами её и руслом служат слои
холодной воды, между которыми быстро струятся её теплые синие воды. Нигде
на Земле нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки,
стремительнее Миссисипи…». Ученики находят главную мысль данного текста
движение воды в океане.
Научить умению определять причинноследственные связив тексте помогает
составление опорных схем, например:
Климат – многолетний режим погоды, характерный для какой либо местности.
Климатообразующие факторы
Погода
Элементы погоды
температура атмосферное давление ветер
облачность осадки
Для развития внимания учеников можно использовать текст –
«путаницу»,например:
Каждый с детства твердо знает:
Ангара в Байкал впадает.
Белые медведи – бродят по лесу,
А их братья бурые – по Северному полюсу.
Пространственное мышление, образность формируется у учеников через работу
с дополнительной литературой, абзацы которой включены в текст учебника.
Например, 8 класс в теме «Восточная Сибирь» слова А.П.Чехова «…Сила и
очарование тайги не в деревьяхгигантах и не в гробовой тишине, а в том, что
разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается…» Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников
перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть
специальными терминами.
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Алгоритм работы с понятиями,география
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.