Формирование монологической речи у детей с нарушением слуха на уроках географии
Оценка 5

Формирование монологической речи у детей с нарушением слуха на уроках географии

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
география
5 кл
07.05.2024
Формирование монологической речи у детей с нарушением слуха на уроках географии
формирование монологической речи у детей с нарушением слуха на уроках географии
формирование монологической речи у детей с нарушением слуха на уроках географии.docx

                               Государственное казенное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27»

 

 

 

 

 

 

Формирование монологической речи у обучающихся с нарушением слуха

на уроках географии

 

 

 

 

 

 

 

учитель географии

Иванова Любовь Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май 2024г

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: не соответствуют возрасту говорящего, не являются диалектизмами, безграмотностью речи и следствием незнания языка, часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка; носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают; требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

 

В связи с этим особо важным является понимание учителем - предметником проблемы, знание путей её решения с целью адаптации ребёнка в речевой и социальной среде. Как учитель географии я сталкиваюсь на своих уроках с проблемой нарушения речи учащихся. Дети, приходящие в школу, не обладают достаточным словарным запасом, не имеют навыков построения рассказа, ведения диалога. Большую трудность для учащихся представляет работа с текстом: пересказ, постановка вопросов, составление плана и конспекта. При написании географических терминов учащиеся допускают большое количество как орфографических, так и дисграфических ошибок. Есть дети с нарушением произношения, заиканием.

 

Предметом рассмотрения в данном случае является помощь «проблемному» ребёнку, с ограниченными возможностями познавательной и речевой деятельности.

Коррекция речи на уроке географии.

К сожалению, при явной и усиливающейся значимости проблемы детей с нарушениями речи, очень мало на сегодняшний день встречается исследований по этому вопросу. Задача коррекции речи рассматривается в основном в специальной литературе, предназначенной для учителей-дефектологов и логопедов. В этих работах освещаются методы и приёмы специфической работы специалистов. А вот учителя предметники оказываются безоружными, а вследствие этого, часто непонимающими и действующими неверно.

В работах специалистов – логопедов и дефектологов скупо представлены приёмы работы с детьми, имеющими, хоть и не всегда обозначенные и зафиксированные нарушения речи на уроках, в т. ч географии. Больше внимания уделяется работе на специальных занятиях, уроках развития речи, русского языка, литературы.

При существующем крене в строну индивидуальных занятий с «речевыми» детьми, трудно найти какие-либо практические советы, применимые на уроке в школе. Пожалуй, исключение составляет работа В. Г. Суслова «Развивающие упражнения на уроках географии. 6 класс». Автор, прежде всего, ставит проблему, как таковую и предлагает приёмы преодоления речевого недоразвития у детей.

Таким образом, мне, как учителю, работающему в речевой школе, необходимо с особой тщательностью отбирать материал, подбирать методы и приёмы работы с детьми. Важно вовремя распознать нарушение у ребёнка, хотя бы предположить его, чтобы в дальнейшем действовать грамотно и адекватно.

Как же это сделать? Начать, видимо, надо, со знакомства с медицинскими картами детей или, по крайней мере, с соответствующей страницей классного журнала. Очень может помочь беседа с учителем русского языка и, по возможности, со школьным логопедом и психологом.

 

 

Какой же может быть коррекционная работа на уроке географии?

Выбор методов и приёмов определяется характером нарушений и их проявлениями.

Вот некоторые примеры проявления речевых нарушений:

1. Отстаёт техника и скорость чтения.

2. Нарушено звукопроизношение.

3. Ограничен словарный запас.

4. Ребёнок не может пересказать текст.

5. Нарушено письмо.

В каждом из обозначенных случаев допустимо предположить наличие объективной причины, а не просто лень, неорганизованность или неспособность ученика.

Предполагая совместную и организованную работу коллектива школы по образованию, развитию и воспитанию ученика, каждый учитель, независимо от предмета, должен включиться и в коррекционную работу. Только тогда «на выходе» можно ожидать положительный результат. Конечно, такая работа предполагает индивидуальный подход и серьёзную подготовку к уроку. Но эта работа стоит того, чтобы ею заниматься.

Итак, на урок в среднюю школу пришёл ребёнок с замедленным темпом чтения и нарушенной техникой. Такие дети есть в каждом классе.

Чтение текста должно присутствовать на каждом уроке. Детям необходима тренировка. Поэтому планируя урок, надо выделить на это время, пусть даже 3-5 минут. Все допущенные при чтении ошибки необходимо вовремя исправить, добиться правильного прочтения слов. Слова, вызвавшие затруднения следует написать на доске (можно даже, разделяя на слоги) и проговорить их ещё раз (Корнеплод, КОР_НЕ_ПЛОД; Корнеклубень, (КОР_НЕ_КЛУ_БЕНЬ)

Детям с нарушением звукопроизносительной стороны речи необходим тренинг. В большинстве такие дети достаточно критичны к своему дефекту, поэтому следует проявить максимум такта. Например, предложить произнести трудное слово не ошибившемуся ученику, а всему классу хором, по слогам. Вот некоторые примеры слов, вызывающих затруднения: ориентирование, субэкваториальный, континентальность, агропромышленный комплекс, инфраструктура. Особое внимание следует уделять произношению топонимов.

Недостаточный активный словарь детей часто вызывает затруднения в работе учителя. Ответы детей односложны, не имеют свойственной географическому содержанию красочности и эмоциональности. Задача школы развивать речь детей, адаптировать их в современной речевой среде. А задача учителя географии – обогащать словарь ребёнка географическими терминами, которым всегда есть место в повседневной жизни. 

 

 

 

Как же включать новые термины в активный словарь?

Вот примеры некоторых заданий:

Работа на уроке.

1. Из ряда слов выбери незнакомые: погода, бриз, климат, ветер, муссон.

2. Найди значение новых слов в тексте учебника.

3. Составь предложения и (или) вопросы с этими словами.

4. Дай определения новых понятий по схеме:

1) Бриз – это ...

Что? Чем он отличается от других ветров?

Существительное.

(ветер) (который дует…)

1) Барометр - это....

Что? Чем он отличается от других приборов?

(прибор) (который предназначен для…).

Задание по тексту учебника могут быть такими:

Подбери и запиши в тетрадь 10 характерных слов для составления рассказа о Сахаре, о природе тропического леса и тому подобные задания, которые заставляют осознанно читать текст и выбирать только слова, эпитеты для характеристики природного объекта или явления.

Во время комментирования выписанных слов предлагается обыграть их в виде предложения. (Например, выписано слово «ярусы» для тропического леса, которое надо расшифровать и для этого предлагается иллюстрация «Тропический лес»). Конечно, такая работа дается либо при закреплении либо при проверке домашнего задания, так как самостоятельно найти и выписать слова - характеристики дети не могут.

Такой прием работы можно проводить другим способом. При изучении темы внешнее строение рыбы учащимся предлагается по тексту заполнить рабочий лист. выписать нужно только одно слово для характеристики.

Слова, вписанные в овалы - это всего слова-подсказки. А формировать предложение - характеристику учащиеся должны сами. Например, слово «чешуя», дает возможность составить предложение - тело рыбы покрыто чешуей. Для более подготовленных детей задание можно усложнить: определите функции этого органа (она защищает кожу рыбы). Можно организовать диалог: одна группа детей называют органы тела, вторая более подготовленная, определяет их функции).

 

 


 

Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27»

Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27»

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: не соответствуют возрасту говорящего, не являются диалектизмами, безграмотностью речи и следствием незнания языка, часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое…

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: не соответствуют возрасту говорящего, не являются диалектизмами, безграмотностью речи и следствием незнания языка, часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое…

Какой же может быть коррекционная работа на уроке географии?

Какой же может быть коррекционная работа на уроке географии?

Как же включать новые термины в активный словарь?

Как же включать новые термины в активный словарь?

Формирование монологической речи у детей с нарушением слуха на уроках географии

Формирование монологической речи у детей с нарушением слуха на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2024