АММИАК. СОЛИ АММОНИЯ

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
Иконка файла материала Урок 36. Аммиак. Соли аммония.rtf
У р о к   36 АММИАК. СОЛИ АММОНИЯ Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :  аммиак; соли аммония. Т р е б о в а н и я в ы п у с к н и к о в . у р о в н ю       к п о д г о т о в л е н н о с т и У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием аммиака и солей аммония, распознавать опытным путем аммиак. Ц е л ь :  сформировать знания о строении, получении и химических свойствах   аммиака;   особых   свойствах   солей   аммония   (разложение, качественная реакция). О б о р у д о в а н и е :  кристаллические     конц.  НСl, дихромат   аммония,   раствор  NaOH,   ;   пробирки,   штатив, спиртовка, кристаллизатор с водой, фенолфталеин, колба с пробкой и трубкой,   фарфоровая   чашка,   предметный   столик,   керамическая пластина. Х о д   у р о к а I. Проверка домашнего задания. Cтроение и свойства азота (п и с ь м е н н о   н а   д о с к е ), круговорот азота в природе (у с т н о ), разбор упражнений 1, 2 (н а   д о с к е ). II. Изучение нового материала. Аммиак   –   газ   с   резким   характерным   запахом   (раствор   аммиака известен как нашатырный спирт), очень хорошо растворимый в воде, tпл = –78 ºС, tкип = –33,4 ºС. Легко сжижается, значительно легче воздуха, ядовит. Жидкий аммиак бесцветный, твердый – белого цвета. Учитель   демонстрирует   получение   аммиака   из   нашатыря   и гашеной извести     собирает его в перевернутую вверх   дном   колбу;   показывает   растворимость   аммиака   (опыт «фонтанчик»):   для   демонстрации   этого   опыта   можно использовать   резиновую   пробку   с   двумя   отверстиями,   в   одно   изкоторых   вставлена   прямая   стеклянная   трубка,   по   которой   вода будет   подниматься   из   кристаллизатора   в   колбу,   во   второе   – короткая   трубочка   с   резиновой   грушей,   через   которую   в   колбу   с аммиаком   впрыскивается   несколько   капель   воды.   Далее   с полученным   раствором   аммиака   можно   провести   реакцию нейтрализации с кислотой. Аммиак   обладает   восстановительными   свойствами   из­за   того,   что азот находится в нем в низшей степени окисления. Аммиак горит: каталитически окисляется: восстанавливает сложные вещества: На примере аммиака рассматриваются оснóвные свойства с точки зрения   протолитической   теории:   основания   –   частицы,   способные присоединять протон Н+. Учащимся   объясняется   электронное   строение   аммиака;   у   атома азота   остается   неподеленная   электронная   пара,   частичный   заряд   на азоте – отрицательный, поэтому к нему в растворе будут притягиваться положительные ионы водорода: Так по донорно­акцепторному механизму образуется ион аммония. В воде аммиак ведет себя подобным образом: Молекулы   воды   диссоциируют,   протоны   присоединяются   к молекулам   аммиака,   а   гидроксид­анионы   остаются   в   растворе, определяя щелочную среду. Этим   объясняется   малиновая   окраска   фенолфталеина   в   растворе аммиака.Учитель   демонстрирует   взаимодействие   концентрированной соляной кислоты с аммиаком («дым без огня»): Взаимодействием аммиака с кислотами получают соли аммония: все они   растворимы,   реагируют   со   щелочами   (качественная   реакция), разлагаются при нагревании. Учитель   демонстрирует   разложение   дихромата   и   хлорида аммония, взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия. Записывает уравнения реакций: Аммиак получают: 1) прямым синтезом  2) из нитридов  3) из солей аммония  Домашнее задание: § 25, упр. 5; § 26, упр. 4.