Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 36
АММИАК. СОЛИ АММОНИЯ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : аммиак; соли аммония.
Т р е б о в а н и я
в ы п у с к н и к о в .
у р о в н ю
к
п о д г о т о в л е н н о с т и
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием аммиака и солей
аммония, распознавать опытным путем аммиак.
Ц е л ь : сформировать знания о строении, получении и химических
свойствах аммиака; особых свойствах солей аммония (разложение,
качественная реакция).
О б о р у д о в а н и е : кристаллические
конц. НСl,
дихромат аммония, раствор NaOH,
; пробирки, штатив,
спиртовка, кристаллизатор с водой, фенолфталеин, колба с пробкой и
трубкой, фарфоровая чашка, предметный столик, керамическая
пластина.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Cтроение и свойства азота (п и с ь м е н н о н а д о с к е ), круговорот
азота в природе (у с т н о ), разбор упражнений 1, 2 (н а д о с к е ).
II. Изучение нового материала.
Аммиак – газ с резким характерным запахом (раствор аммиака
известен как нашатырный спирт), очень хорошо растворимый в воде, tпл
= –78 ºС, tкип = –33,4 ºС. Легко сжижается, значительно легче воздуха,
ядовит. Жидкий аммиак бесцветный, твердый – белого цвета.
Учитель демонстрирует получение аммиака из нашатыря
и гашеной извести
собирает его в перевернутую
вверх дном колбу; показывает растворимость аммиака (опыт
«фонтанчик»): для демонстрации этого опыта можно
использовать резиновую пробку с двумя отверстиями, в одно изкоторых вставлена прямая стеклянная трубка, по которой вода
будет подниматься из кристаллизатора в колбу, во второе –
короткая трубочка с резиновой грушей, через которую в колбу с
аммиаком впрыскивается несколько капель воды. Далее с
полученным раствором аммиака можно провести реакцию
нейтрализации с кислотой.
Аммиак обладает восстановительными свойствами изза того, что
азот находится в нем в низшей степени окисления. Аммиак горит:
каталитически окисляется:
восстанавливает сложные вещества:
На примере аммиака рассматриваются оснóвные свойства с точки
зрения протолитической теории: основания – частицы, способные
присоединять протон Н+.
Учащимся объясняется электронное строение аммиака; у атома
азота остается неподеленная электронная пара, частичный заряд на
азоте – отрицательный, поэтому к нему в растворе будут притягиваться
положительные ионы водорода:
Так по донорноакцепторному механизму образуется ион аммония.
В воде аммиак ведет себя подобным образом:
Молекулы воды диссоциируют, протоны присоединяются к
молекулам аммиака, а гидроксиданионы остаются в растворе,
определяя щелочную среду.
Этим объясняется малиновая окраска фенолфталеина в растворе
аммиака.Учитель демонстрирует взаимодействие концентрированной
соляной кислоты с аммиаком («дым без огня»):
Взаимодействием аммиака с кислотами получают соли аммония: все
они растворимы, реагируют со щелочами (качественная реакция),
разлагаются при нагревании.
Учитель демонстрирует разложение дихромата и хлорида
аммония, взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.
Записывает уравнения реакций:
Аммиак получают:
1) прямым синтезом
2) из нитридов
3) из солей аммония
Домашнее задание: § 25, упр. 5; § 26, упр. 4.