Аналитическая справка по результатам диагностики
уровня школьной тревожности, самооценки и мотивации учащихся
5 классов МАОУ СОШ № 16 в 2017-2018 учебном году
Цель: провести психодиагностику учащихся пятого класса
1. по методике Филлипса и определить уровень тревожности учащихся, в период адаптации
2. по методике Лускановой и определить уровень школьной мотивации учащихся в период адаптации
3. по анкете и определить уровень самооценки
Задачи: определить уровень и характер тревожности и самооценки у учащихся 5 класса в период адаптации, определить уровень школьной мотивации.
В анкетировании приняли участие учащиеся 5 классов- 123 человек, из них мальчиков –53, девочек –70.
В результате диагностики были получены следующие результаты:
Показатели тревожности |
Количество учащихся |
Процентный показатель |
||||
норм |
повыш |
высокий % |
норм % |
повыш % |
высокий % |
|
Общая тревожность |
86 |
28 |
9 |
70% |
23% |
7% |
Социальный стресс |
98 |
22 |
3 |
80% |
18% |
2% |
Фрустрация потребности.в достижении успеха |
109 |
14 |
0 |
89% |
11% |
0% |
Страх самовыражения |
51 |
40 |
32 |
41% |
33% |
26% |
Страх ситуации проверки знаний |
51 |
48 |
24 |
41% |
39% |
20% |
Страх несоответствия ожиданиям |
78 |
18 |
27 |
63% |
15% |
22% |
Низкая сопротивляемость стрессу |
88 |
21 |
14 |
72% |
17% |
11% |
Проблемы в отношениях с учителями |
53 |
62 |
8 |
43% |
50% |
7% |
Уровень тревожности учащихся пятых классов
В результате анализа проведенной диагностики уровня школьной тревожности Филлипса в период адаптации учащихся пятых классов были сделаны следующие выводы:
Наибольшую тревожность у пятиклассников вызывают:
- страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
-страх несоответствия ожиданиям - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
-страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
Повышенную тревожность вызывают:
-проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
При качественном анализе всех факторов тревожности выделяются учащиеся (30 чел.), которые имеют высокий уровень неблагополучия по большинству факторов. Они составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.
Классы |
Кол-во |
Уровень мотивации |
||||
высокий |
средний |
внешний |
низкий |
дезадаптация |
||
5А |
26 |
0 |
6 |
10 |
8 |
1 |
5Б |
31 |
0 |
8 |
12 |
7 |
2 |
5В |
29 |
2 |
5 |
12 |
9 |
1 |
5Г |
10 |
0 |
1 |
7 |
2 |
0 |
5Д |
27 |
2 |
6 |
3 |
15 |
1 |
Итого |
123 |
4 |
26 |
44 |
44 |
5 |
В результате анализа проведенной диагностики уровня школьной мотивации учащихся 5-х классов в период адаптации были сделаны следующие выводы:
Среди учащихся преобладает внешний и низкий уровень школьной мотивации. У тех учеников, у которых преобладает внешний уровень школьной мотивации, имеется положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Те из них кто имеет низкий уровень школьной мотивации, посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Также была определена группа детей, имеющих негативное отношение к школе. Такие учащиеся не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем, могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Эти учащиеся также составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.
Классы |
Кол-во |
Уровень самооценки |
||
высокий |
средний |
низкий |
||
5А |
26 |
7 |
14 |
4 |
5Б |
31 |
12 |
18 |
1 |
5В |
29 |
10 |
19 |
0 |
5Г |
10 |
10 |
0 |
0 |
5Д |
27 |
7 |
20 |
0 |
Итого |
123 |
46 |
72 |
5 |
В результате анализа проведенной диагностики уровня самооценки учащихся 5-х классов в период адаптации были сделаны следующие выводы:
У 60% учащихся преобладает средний уровень самооценки. Это значит, что большинство учащихся правильно соотносят её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставят перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходят не только со своими личными мерками, но стараются предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Что приносит большие успехи в учебной деятельности, благоприятствует общению с окружающими сверстниками и взаимоотношениям с учителями.
Также была определена группа детей, имеющих низкую самооценку. Это значит, у таких детей существует комплекс неполноценности. Они неуверены в себе, робкие, пассивные. Что может плохо отразиться на учебной деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Эти учащиеся также составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.
Рекомендации: для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, педагогам необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.
Педагог-психолог Альшина А.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.