Аналитическая таблица
для оценки базовых компетентностей педагогов
№ п/п |
Базовые компетентности педагога |
|
Характеристики компетентностей |
Показатели оценки компетентности |
1. Личностные качества |
|
|||
1.1 |
Вера в силы и возможности обучающихся |
|
Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности |
- Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся; - умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность; - умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития; - умение разрабатывать индивидуально ориентированные образовательные проекты
|
1.2 |
Интерес внутреннему обучающихся |
к миру |
Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их инди видуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической |
- умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; |
|
|
|
деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности |
- умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается; -умение построить индивидуализированную |
№ п/п |
Базовые компетентности педагога |
Характеристики компетентностей |
Показатели оценки компетентности |
|
|
|
образовательную программу; - умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира |
1.3 |
Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога) |
Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает свою точку зрения един ственно правильной. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции |
- Убеждённость, что истина может быть не одна; - интерес к мнениям и позициям других; - учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся
|
1.4 |
Общая культура |
Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся |
- Ориентация в основных сферах материальной идуховной жизни; - знание материальных и духовных интересовмолодёжи; - возможность продемонстрировать свои достижения; - руководство кружками и секциями |
1.5 |
Эмоциональная устойчивость |
Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом |
- В трудных ситуациях педагог сохраняетспокойствие; - эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки; - педагог не стремится избежать эмоционально напряжённых ситуаций |
1.6 |
Позитивная |
В основе данной компетентности лежит вера в |
- Осознание целей и ценностей педагогической |
№ п/п |
Базовые компетентности педагога |
Характеристики компетентностей |
Показатели оценки компетентности |
|
направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе |
собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность |
деятельности; - позитивное настроение; - желание работать; - высокая профессиональная самооценка |
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности |
|||
2.1 |
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу |
Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъектсубъектного подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности |
- Знание образовательных стандартов иреализующих их программ; - осознание нетождественности темы урока и цели урока; - владение конкретным набором способовперевода темы в задачу |
2.2 |
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся |
Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью |
- Знание возрастных особенностей обучающихся; - владение методами перевода цели в учебную задачу в конкретном возрасте |
3. Мотивация учебной деятельности |
|||
3.1 |
Умение обеспечить успех в деятельности |
Компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения |
- Знание возможностей конкретных учеников; - постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика; - демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам |
3.2 |
Компетентность в |
Педагогическое оценивание служит реальным |
- Знание многообразия педагогических оценок; |
№ п/п |
Базовые компетентности педагога |
Характеристики компетентностей |
Показатели оценки компетентности |
|
педагогическом оценивании |
инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании |
- знакомство с литературой по данному вопросу; - владение различными методами оценивания и их применение |
3.3 |
Умение превращать учебную задачу в личностно значимую |
Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности
|
- Знание интересов обучающихся, их внутреннего мира; - ориентация в культуре; - умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов |
4. Информационная компетентность |
|||
4.1 |
Компетентность в предмете преподавания |
Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, |
- Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось); |
|
|
что является предпосылкой установления личностной значимости учения |
- возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений; - владение методами решения различных задач; - свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных |
№ п/п |
Базовые компетентности педагога |
Характеристики компетентностей |
Показатели оценки компетентности |
4.2 |
Компетентность в методах преподавания |
Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности |
- Знание нормативных методов и методик; - демонстрация личностно ориентированных методов образования; - наличие своих находок и методов, авторскойшколы; - знание современных достижений в области методики обучения, в том числе использование новых информационных технологий; - использование в учебном процессе современных методов обучения |
4.3 |
Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) |
Позволяет осуществлять индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности |
- Знание теоретического материала по психологии,характеризующего индиви дуальные особенности обучающихся; - владение методами диагностики индивидуальныхособенностей (возможно, совместно со школьным психологом); - использование знаний по психологии в организации учебного процесса; - разработка индивидуальных проектов на основе личных характеристик обучающихся; - владение методами социометрии; - учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе; - знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности |
№ п/п |
Базовые компетентности педагога |
Характеристики компетентностей |
Показатели оценки компетентности |
4.4 |
Умение вести самостоятельный поиск информации |
Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагают непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск |
- профессиональная любознательность; - умение пользоваться различными информационнопоисковыми технологиями; - использование различных баз данных в образовательном процессе |
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений |
|||
5.1 |
Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты |
Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях |
- Знание образовательных стандартов и примерных программ; - наличие персонально разработанных образовательных программ: характеристика этих программ по содержанию, источникам информации; по материальной базе, на которой должны реализовываться программы; по учёту |
|
|
невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных |
индивидуальных характеристик обучающихся; - обоснованность используемых образовательных программ; - участие обучающихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута; - участие работодателей в разработке образовательной программы; - знание учебников и учебнометодических |
№ п/п |
Базовые компетентности педагога |
Характеристики компетентностей |
Показатели оценки компетентности |
|
|
комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической дея тельности, сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся |
комплектов, используемых в обра зовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием; - обоснованность выбора учебников и учебнометодических комплектов, исполь зуемых педагогом |
5.2 |
Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях |
Педагогу приходится постоянно принимать решения: - как установить дисциплину; - как мотивировать академическую активность; - как вызвать интерес у конкретного ученика; - как обеспечить понимание и т. д. Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные |
- Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения; - владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций; - владение критерием предпочтительности привыборе того или иного решающего правила; - знание критериев достижения цели; - знание нетипичных конфликтных ситуаций; - примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций; - развитость педагогического мышления |
6. Компетенции в организации учебной деятельности |
|||
6.1 |
Компетентность в установлении субъектсубъектных отношений |
Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога |
- Знание обучающихся; - компетентность в целеполагании; - предметная компетентность; - методическая компетентность; - готовность к сотрудничеству
|
№ п/п |
Базовые компетентности педагога |
Характеристики компетентностей |
Показатели оценки компетентности |
6.2 |
Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способов деятельности |
Добиться понимания учебного материала — главная задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путём демонстрации практического применения изучаемого материала |
- Знание того, что знают и понимают ученики; - свободное владение изучаемым материалом; - осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных обучающимися знаний; - демонстрация практического применения изучаемого материала; - опора на чувственное восприятие |
6.3 |
Компетентность в педагогическом оценивании |
Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога |
- Знание функций педагогической оценки; - знание видов педагогической оценки; - знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; - владение методами педагогического оценивания; - умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах; - умение перейти от педагогического оценивания к самооценке |
6.4 |
Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося |
Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы осуществить или организовать поиск необходимой для ученика информации |
- Свободное владение учебным материалом; - знание типичных трудностей при изучении конкретных тем; - способность дать дополнительную ин формацию или организовать поиск до полнительной информации, необходимой для решения учебной задачи; - умение выявить уровень развития обучающихся; - владение методами объективного контроля и оценивания; - умение использовать навыки само оценки для построения информационной основы |
№ п/п |
Базовые компетентности педагога |
Характеристики компетентностей |
Показатели оценки компетентности |
|
|
|
деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи) |
6.5 |
Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебновоспитательного процесса |
Обеспечивает эффективность учебновос питательного процесса |
- Знание современных средств и методов построения образовательного процесса; - умение использовать средства и методы обучения,адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам; - умение обосновать выбранные методы и средстваобучения |
6.6 |
Компетентность в способах умственной деятельности |
Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интел лектуальных операций |
- Знание системы интеллектуальных операций; - владение интеллектуальными операциями; - умение сформировать интеллектуальные операции у учеников; - умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.