Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
администрации +1
Взрослым
31.03.2018
Данная справка представлена как аналитическая деятельность практического психолога после психодиагностики. Эта справка зачитывается психологом на педагогическом совете или консилиуме. В аналитической справке имеются протоколы исследования с закодированными персональными данными об учащихся, выводы, диаграммы, сравнительные таблицы, качественный анализ исследования, а также поданы рекомендации для всех участников учебно-воспитательного процесса.Целью исследования является диагностика состояния адаптации учащихся 5-х классов.
адапт5-хССШ9.doc
Аналитическая справка
по результатам психодиагностического исследования
адаптации учащихся пятых классов
ГБОУ ЛНР ССШ № 9 им. А.Стаханова
за 20172018 учебный год
(І полугодие)
Дата исследования: 07.11 2017 10.11.2017.
Цель исследования: диагностика состояния адаптации учащихся 5х классов:
определение уровня школьной мотивации;
изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.
Всего по спискам зарегистрировано 33 учащихся пятых классов. Непосредственное участие принимали в среднем 30
учащихся пятых классов, находившихся на момент психологического исследования в школе.
В исследовании использовались методики:
Н.Г. Лусканова «Анкета оценивания уровня школьной мотивации и адаптации»;
«Опросник школьной тревожности Филлипса».
Все методики репрезентативны и валидны.
Форма проведения: групповая диагностика.
Диагностика проводилась при использовании индивидуального стимульного материала к предложенным методикам. Перед
проведением исследования ребятам была дана инструкция как фиксировать ответы в бланках.
После проведения диагностики психологом школы Сосюк Н.А. составлены протоколы и интерпретация по результатам
протоколов, построены диаграммы.
С результатами исследования ознакомлены классные руководители, администрация школы, индивидуально ознакомлены
родители.
По результатам исследования психологом школы выведены рекомендации всем участникам педагогического процесса:
психологу, классному руководителю, родителям детей, которые в этом нуждаются.
По окончании исследования проведен психолопедагогический миниконсилиум. На нем обсуждались результаты
исследований и педагогических наблюдений учителямипредметниками и классными руководителями.
1 №
1 А Г
Б Д
2
Б Е
3
К Е
4
К В
5
К А
6
7 Л Л
8 ЛТ
9 ОД
10 Р Е
11 РА
12 С Е
13 С Я
14 С В
15 Т В
16 Ш В
17 Ш Е
Ф.И. учка
5А класса
Протокол определения адаптации в пятом классе по Н.Г.Лускановой
Уровень мотивации (балл)
Высокий
Средний
Внешний
Низкий
Дезадаптация
Прим.
23
24
21
24
4
17
17
18
15
16
5
13
14
14
13
14
5
н/б
6
6
2
∑
0
Вывод: В 5А классе 2 ученика имеют школьную дезадаптацию: Р А и Ш В. Учеников с высоким уровнем адаптации не
выявлено.
Протокол определения адаптации в пятом классе по Н.Г.Лускановой №
1 А Е
Б Д
2
В А
3
Г А
4
Г П
5
Д А
6
Д Я
7
Е А
8
К Е
9
10 К А
11 М П
12 М П
13 П А
14 С А
15 Т А
16 Ч Е
Ф.И. учка
5Б класса
Высокий
27
Средний
21
Уровень мотивации (балл)
Внешний
Низкий
Дезадаптация
16
18
19
18
18
19
6
20
22
20
4
13
14
2
∑
1
Прим.
н/б
н/б
н/б
Вывод: В 5Б классе учеников имеющих школьную дезадаптацию не выявлено. С высоким уровнем адаптации есть 1 ученик
– Б Д.
Протокол сравнительного анализа по Н.Г. Лускановой
3 Школа Количеств
о учся по
списку
5а
17
Школа Количеств
о учся по
списку
Количество
человек
принимавши
х участие
16100%
Количество
человек
принимавши
х участие
Высокая
5 ур
Хорошая
4ур
Полложит
3ур
Колво учеников
Колво учеников
Колво учеников
Низкая
2й ур
Колво учеников
Шк дез
1 ур
Колво учеников
425%
531%
531%
213%
Высокая
5 ур
Хорошая
4ур
Полложит
3ур
Колво учеников
Колво учеников
Колво учеников
Низкая
2й ур
Колво учеников
Шк дез
1 ур
Колво учеников
5б
16
17%
14100%
536%
645%
214%
Вывод: В сравнительных протоколах видно, что уровень адаптации к школе выше у 5Б класса, т.к. есть1 ученик с высоким
уровнем адаптации и не выявлены учащиеся с школьной дезадаптацией.
Общий протокол анализа диагностики уровня школьной адаптации по 5м классам (Лусканова)
Количество уч-
ся по списку
33
Количество человек
принимавших участие
30-100%
5 уровень
1ученик -
3%
4 уровень
9-30%
3 уровень
11-38%
2 уровень
7-23%
1 уровень
2-6%
Вывод: Согласно общему протоколу адаптации по 5м классам, отмечено, что общий фон положительной адаптации
составляет 3%+30+38% = 71%, а фон негативной адаптации 23%+6% = 29%. Такой процент расхождения говорит о том, что
необходимо индивидуально обследовать состояние школьной мотивации у учащихся с уровнем школьной дезадаптации. И на
период I полугодия считается допустимым с последующей работой педагогического и психологического взаимодействия. № Ф.И.ученика
5А
1. А Г
2. Б Д
3. Б Е
4. К Е
5. К В
6. К А
7. Л Л
8. Л Т
9. О Д
10. Р Е
11. Р А
12. С Е
13. С Я
14. С В
15. Т В
16. Ш В
17. Ш Е
%
1 2 3
55
8
5
57
26
40
36
36
30
36
59
62
33
62
33
62
15 5
5
2
11 1
6
3
11 4
9
4
10 3
12 7
19 2
8
2
19 4
5
6
17 4
8
5
4
4
4
5
2
4
7
6
6
7
3
6
об
щ
32
н/б
33
15
23
21
21
17
21
34
36
19
36
19
36
н/б
5А класса
общ
4 5 6
6
4
2
2
3
1
2
5
5
3
4
4
4
3
3
4
5
3
4
4
4
5
4
6
2
6
3
4
3
4
2
3
2
1
1
1
4
3
1
3
2
3
Протоколтаблица по результатам исследования адаптации (тревожность)
7
1
3
0
3
3
3
2
1
3
2
0
4
0
5
%
8
5
1
2
3
4
5
6
7
8
36 45 61 10
0
50 60 20 62
9
0
68 45 38 67 67 80 60 50
4
23 18 31 33 83 40
4
50
5
50
31 33 50 60 60 62
4
27 27 31 50 67 40 60 62
6
50 36 38 17 67 20 60 48
4
14 36 15 33 67 20 40 50
45 27 31 83 67 20 20 37
5
34 63 54 83 67 80 60 37
3
6 86 18 46 50 10
60 40 75
0
3
0
37
8 86 36 54 67 10
80 10
0
0
2
0
25
75
6 77 36 46 50 67 60 10
0
36 18 46 67 33 20
10
0
23 54 23 67 50 40
24
9
26
4
28
3
26
0
18
0
25
0
Вывод: У восьми учащихся 5А класса отмечается высокий уровень тревожности по некоторым факторам: БД, К Л, К В,
РЛ, Р А, С Е, С В, Ш В.
5 Наиболее высоким фактором тревожности для данной группы учащихся является фактор (в порядке убывания): 1) Страх
ситуации проверки знаний(№5);2)Страх самовыражения(№4); 3) Страх не соответствовать ожиданиям окружающих(№6); 4)
Проблемы и страхи в отношениях с учителями(№8); 5) Общая тревожность в школе№1; 6) Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу№7.
Протоколтаблица по результатам исследования адаптации (тревожность)
7
3
2
3
1
2
2
0
3
2
1
1
3
2
5
8
3
3
3
4
3
2
5
4
3
4
2
1
3
5
%
7
6
5
4
3
2
1
8
23 36 23 67 33 40 60 37
32 45 23 83 33 60 40 37
45 18 31 67 50 80 60 37
54
20 50
64 45 38 50 67 80 40 37
36 36 23 83 67 80 40 25
23 17 10
0
0
0
0
0
5
38 33 17 20
10
0
54 18 31 50 50 40 60 50
36 36 38 33 33 60 40 37
9
31 17 17 20 20 50
50 36 23 83 50 20 20 25
9
8
59 45 38 17 67 60 60 12
50 33 60 40 37
32 36
77 45 46 67 50 60 10
62
0
10
0
24
9
10
0
24
0
10
0
№ Ф.И.ученика
5Б
1. А Е
2. Б Д
3. В А
4. Г А
5. Г П
6. Д А
7. Д Я
8. Е А
9. К Е
10. К А
11. М П
12. М П
13. П Н
14. С А
15. Т А
16. Ч Е
об
щ
20
23
13
17
26
11
н/б
9
26
20
8
22
н/б
26
13
38
%
34
40
22
29
45
19
15
45
34
14
38
45
22
65
1 2 3
3
5
4
7
3
5
4
10 2
12 0
3
14 5
8
4
1
0
12 2
8
4
2
1
11 4
13 5
7
4
17 5
5
3
5
4
5
4
3
5
1
6
5Б класса
общ
4 5 6
2
4
5
3
4
4
1
0
2
2
3
6
3
5
2
3
2
1
5
1
3
4
4
4
1
3
2
1
3
4
2
3
4
4
1
2
3
1
1
3
3
3 Вывод: У восьми учащихся 5А класса отмечается высокий уровень тревожности по некоторым факторам: Б Д, В А, ГА, Г
П, Д А, Е А, М П, Ч Е.
Наиболее высоким фактором тревожности для данной группы учащихся является фактор (в порядке убывания): 1) Страх
самовыражения (№4); 2) Страх не соответствовать ожиданиям окружающих(№6); 3) Страх ситуации проверки знаний (№5),
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу(№7) и здесь же проблемы и страхи в отношениях с учителями (№8).
ПРОТОКОЛ сравнительный по 5м классам
Методика диагностики уровня школьной тревожности (Филипс)
о
ек
Коли
честв
челов
прини
мавш
участ
их
ие
14
Общая
тревожн
ость
P
%
N
%
V
%
N
%
8
6
0 10
100% 58 42 - 72
Кла
сс
5-А
Кол
иче
ств
о
уч-
ся
по
спи
ску
17
Рейтинг
фактора
1
P
%
1
7
2
3
V
%
N
%
P
%
V
%
N
%
P
%
V
%
N
%
5
P
%
V
%
N
%
6
P
%
V
%
N
%
7
P
%
V
%
N
%
8
P
%
V
%
ФАКТОРЫ
4
P
%
N
%
V
%
3
13 1 0 11 3 0 7
4
3
4
7 3 7 4 3 7
5
2
8
3
3
21 93 7 - 79 2
1
- 50 29 21 29 5
0
1
1
5
0
3
6
2
1
1
5
0
2
9
2
1
1
14 58 21 21
2
1
7 5-Б
16
14
13
100% 93
1
7
0 9
4
- 64 29
1
7
14 -
- 14 -
-
8
3
3
10 3 1 6 5 3 9 4
10
0
-
- 10
0
-
- 58 21 21 72 2
1
7 4
3
3
6
2
1
5
4
2
9
1
7
12
86
1
7
1
7
2
1
1
2
Рейтинг
фактора
Вывод: В сравнительном протоколе в 5А классе наиболее выражен уровень высокой(V) тревожности по таким факторам:
№1 Общая тревожность в школе,№4 Страх самовыражения,№5 Страх ситуации проверки знаний,№6 Страх не соответствовать ожиданиям
окружающих,№8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями; рангом ниже фактор: №7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
В 5Б классе наиболее выражен уровень высокой(V) тревожности по таким факторам: №4 Страх самовыражения, №6 Страх не
соответствовать ожиданиям; рангом ниже такие факторы: №1 Общая тревожность в школе, №5 Страх ситуации проверки знаний, №7 Низкая
физиологическая сопротивляемость стрессу, №8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Частотность повторений по уровням в
каждом ранге свидетельствует о том, что учащиеся 5А класса испытывают более выраженный высокий уровень
тревожности, чем учащиеся 5Б класса. Совсем не выражены высоким уровнем тревожности в обоих классах такие
факторы: №3Фрустрация потребности в достижении успеха, №2 Переживания социального стресса.
2
2
ПРОТОКОЛ общий по 5м классам
Методика диагностики уровня школьной тревожности (Филипс)
ФАКТОРЫ
4
P
V
1
P
2
3
V
N P V N P V N
6
5
7
N P V N P V N P
8
P
V
V
N
Общая
тревожн
ость
N
P V N
Шко
ла
Кол
иче
ств
о
уч-
ся
по
спи
ску
о
ек
Коли
честв
челов
прини
мавш
участ
их
ие ССШ
№ 9
Им.
А.Ст
ахан
ова
33
28
21
7
0 21
3
4
27 1 0 27 0 1 15
7
6
23 1 4 1
3
9 6 1
6
100% 75 25 0 75 11 14 96 4 0 96 0 4 54 25 21 82 4 1
4
4
7
3
2
2
1
5
7
3
20
4
4
11 72 14 14
9
3
2
∑
25%
25%
4
%
4
%
46%
18
%
53
%
43%
28%
Рейтинговая таблица по факторам уровня тревожности («повышенный»+ «высокий» от большего к меньшему)
Рейтинг
фактор
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
№6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
№4 Страх самовыражения
№7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
№8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями
№1 Общая тревожность в школе
№5 Страх ситуации проверки знаний
№3 Фрустрация потребности в достижении успеха
№2 Переживания социального стресса
Вывод: В общем протоколе по тревожности следует отметить, что самую сильную тревогу ученики пятых классов
испытывают –по несоответствию ожиданиям окружающих ребята волнуются по поводу мнения других людей о себе, о своем
поведении, о своих способностях. Учеников волнует авторитетное мнение учителя и авторитетное мнение своих
одноклассников и ребят из референтной группы. Это волнение, страх тревога обоснованно сказывается на их ответах.
1. Уровень школьной мотивации:
Качественный анализ по результатам исследования.
9 Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Результат = 3% 1 ученик
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой
требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если
получают неудовлетворительные оценки.
Средний уровень школьной мотивации. Результат = 30% 9 учеников
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной
деятельностью. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им
еще трудно выполнять все требования. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Внешняя мотивация (положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью).
Результат = 38% 11 учеников.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями,
с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у
таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень школьной мотивации. Результат = 23% 7 учеников.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними
делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой
адаптации к школе. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию
обучения, общения с учителем, с детьми.
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Результат = 6 % 2 ученика
С подобными показателями дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной
деятельностью, в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем возникают проблемы, конфликты. Школа
нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети часто плачут,
просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или
иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервнопсихические нарушения.
Диаграмма №1 Уровень тревожности в пределах нормы имеют 75% 21учащихся.
Повышенный уровень тревожности имеют 25 % 7 учащихся.
Высокий уровень тревожности имеют 0 % 0 учащийся.
2. Уровень школьной тревожности
11 Диаграмма № 2
Обобщающие результаты диагностики уровня тревожности по синдромам
1. Общая тревожность в школе общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в
жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные
контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои
потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия,
предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно
публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих ориентация на значимость других в оценке своих результатов,
поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу особенности психофизиологической организации, снижающие
приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного,
деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе,
снижающий успешность обучения ребенка.
Диаграмма №3
Вывод:
Адаптация учащихся 5х классов к школьному обучению проходит успешно.
Негативное к школе отношение, школьную дезадаптацию имеют 2 ученика (6%).
13 Высокий уровень общей тревожности по параллели 5х классов имеют 0%, повышенный 25 % 7 учащихся.
По факторам: уровень тревожности «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» максимальный бал.
Психологу:
Рекомендации участникам учебного процесса.
Организовать для учителей пятых классов тематическое консультирование по вопросам адаптации школьников.
Способствовать смягчению воздействий неблагоприятных факторов, разработать индивидуальные или групповые
коррекционные программы после подтверждения согласия работы с родителями.
По необходимости провести индивидуальные консультации.
Учителям:
Согласовать требования всех учителейпредметников по организации учебного процесса. Соблюдать единые
дисциплинарные требования.
Не перегружать детей заданиями, дифференцировать их. Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач
учеников.
Чередовать виды деятельности на уроке, проводить физкультминутки.
Сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями.
При планировании уроков использовать информацию о здоровье, учитывать психологические особенности учащихся.
(Учесть уровень здоровья в данном классе, вовремя проводить физминутки для глаз, разминки).
Во время объяснения учебного материала (с учетом рекомендаций психолога) использовать наглядность, свертки
информации – таблицы, схемы, ассоциативную память для облегчения запоминания материала.
Учителям – предметникам, планирующим обучение учащихся в 5 классах, посещать уроки четвероклассников в апрелемае,
с целью знакомства с методикой обучения в начальной школе и будущими учениками.
Родителям:
Не сравнивайте достижения своего ребенка с другими.
Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе.
Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности. Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться.
Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими
заболеваниями.
Интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новым условиям, к
школе.
15
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования адаптации учащихся 5-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.