АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ КРУЖКА
«Природа вокруг нас»
за 2016-2017 учебный год
Кружковая работа по экологическому воспитанию проводилась мной с сентября 2016 по май 2017 года. Кружковая работа проводилась два раза в неделю. Занятия проводились в групповой комнате, в компьютерном классе, а также на свежем воздухе.
Занятия кружковой работы строились в соответствии с перспективным тематическим планированием, разработанным с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей данной группы.
Курс занятий по экологическому воспитанию разработан мною с целью формирования ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. Соблюдение нравственных принципов природопользования.
При проведении кружковой работы планировалось достигнуть ряда определенных задач.
Обучающие:
· Дать детям системные знания об окружающем его мире в соответствии с возрастом и способностями
· Научить применять на практике полученные знания
· Помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения нарушения его целостности.
Развивающие:
· Развивать у детей эстетические чувства и умение любоваться красотой природы
· Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы
· Повышать общий интеллектуальный уровень знаний детей
· Развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом.
Воспитывающие:
· Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру
· Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям
· Воспитывать потребность в общении с природой
· Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе
· Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
В своей работе я использую различные формы и методы организации воспитательной работы.
1. Беседы на экологические темы.
2. Практикумы.
3. Игры на экологические темы.
4. Интегрированные занятия.
5. Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением. Экологические экскурсии в природу, ближайшие места (лес, поле, парк) с последующим оформлением собранных материалов; с выполнением заданий (фотографирование природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала).
6. Викторины и конкурсы на экологическую тематику.
7. Просвещение. Чтение художественной литературы, посвященной миру природы.
8. Организация уголка живой природы. В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Кроме этого, активно работают с календарем, наблюдают за погодой, за изменениями в природе.
9. Экологические праздники, КВН.
10. Трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению территории детского дома, разбивка цветника.
11. Декоративно – прикладное творчество (рисование, аппликация, лепка).
12. Просмотр мультфильмов, кинофильмов о природе и с участием животных.
В ходе кружковой работы по экологическому воспитанию у детей формируются знания:
1. Об окружающем растительном и животном мире.
2. О явлениях природы, изменениях погодных условий, о временах года.
С детьми детально рассматривается каждое время года, имеющее свои неповторимые особенности. Выделяется круг явлений и предметов природы, которые интересны в определенный сезонный период.
На базе этих знаний у детей происходит:
· Формирование активной внутренней потребности и стремления к любви, доброте.
· Формирование мотивации к деятельности и активных личностных установок.
· Развитие творческих способностей (интеллектуальные, конструктивные). Всю экологическую работу, направленную на развитие творческих способностей детей, я осуществляю не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности, прогулках, трудовой деятельности детей. Через творческую работу я формирую у детей экологическую культуру, развитие познавательной активности, творческого воображения.
· Развитие любознательности.
· Развитие эмоционально – волевых качеств. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения удивляться, сочувствовать, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. На занятиях и в свободной деятельности я знакомлю детей с объектами и явлениями природы, где дети накапливают эмоционально – положительный опыт отношения к живым существам. Полученный опыт применяется детьми в разных видах деятельности – играх, изобразительной деятельности, труде в природе. С одной стороны, при осуществлении деятельности представления о животных и растениях уточняются, становятся более конкретными, что подготавливает детей к составлению рассказов о природе.
Формы организации занятий разнообразны:
1.Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
2.Самостоятельная работа детей.
3.Экспериментирование.
На каждом занятии я использую физкультурные паузы, что позволяет мне переключить умственную, двигательную, речевую активность детей, не выходя из учебной ситуации. Веселые тексты к физкультурным паузам заучиваем в свободное время. Также использую во время прогулок.
Для выбора нужного направления в работе, и чтобы проверить в какой степени ребенок овладел умениями и навыками, на что следует обратить внимание, провожу диагностику по экологии, что позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных занятий.
По результатам диагностики детей был выявлен следующий уровень знаний в области растительного и животного мира.
В начале учебного года по результатам диагностики средний уровень знаний был выявлен у 6 человек, у одного - ниже среднего, у 4 - низкий уровень знаний.
В течение учебного года ребята с удовольствием посещали кружок. Самой любимой формой занятия для детей стали экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на свежем воздухе, развивают нравственные качества.
Кроме экскурсий и походов, дети любят различные игры.
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Круговорот воды в природе», «Экологическая пирамида», «Что где растет?», «Угадай правило», «Семена и листья», «Определи на вкус», «Из чего состоит человек?» и др.
Словесно – дидактические игры: «Закончи предложение», «Загадки – описания», «Что бывает зимой?», «Четвертый лишний», «Кому нужна вода?» и др.
Подвижные игры: «Найди дерево», «У медведя во бору», «Перелетные птицы», «Охотники и утки», «Воробьи и вороны», «Огонь, земля, воздух, вода», «Ходят капельки по кругу».
Немаловажное значение в системе экологической работы имеют словесные методы (беседа). Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе взаимодействия с миром природы.
Проведены беседы: «О правилах поведения на природе», «Животные леса осенью», «Насекомые осенью», беседа о комнатных растениях, беседа о перелетных и зимующих птицах, беседа о зрении и глазах и др.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к экологическому воспитанию. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Сформирована основа экологической культуры детей. Развиваются речевые навыки детей. Через экологическую деятельность у детей идет развитие познавательного процесса, формируется эмоционально – положительное отношение к природе, эффективно развивается: воображение, мышление, память.
В следующем году я планирую продолжать освоение технологии экологического воспитания детей и совершенствовать мастерство в использовании методов и форм экологической работы с детьми. Также мне хочется ввести в свою работу экологические тренинги, направленные на развитие взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм.
Так же я планирую оформление выставки поделок из природного материала для того, чтобы сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.
Мониторинг результативной деятельности
кружковцев «Природа вокруг нас» за 2016-2017 учебный год
№ |
Фамилия, имя |
Уровень |
Мероприятие |
Результат |
1 |
Цыденжапова Света |
Районный |
Районный конкурс рисунков «Я рисую маму» |
2 место |
2 |
Лхасаранова Туяна |
Районный |
Районный конкурс рисунков «Я рисую маму» |
2 место |
3 |
Холхоева Намлана |
Районный |
Районный конкурс рисунков «Я рисую маму» |
2 место |
4 |
Оширова Руслана |
Районный |
Районный конкурс рисунков «Я рисую маму |
2 место |
5 |
Жигмитдоржиева Вика |
Районный |
Районный конкурс рисунков «Я рисую маму» |
3 место |
6 |
Холхоева Намгар |
Районный |
Районный конкурс рисунков «Я рисую маму» |
3 место |
7 |
Оширова Руслана |
Районный |
Конкурс рисунков «Новогодняя сказка» |
3 место |
8 |
Лхасаранова Туяна |
Районный |
Конкурс рисунков «Новогодняя сказка» |
2 место |
9 |
Елшина Алина |
Районный |
Конкурс рисунков «Новогодняя сказка» |
2 место |
10 |
Жигмитдоржиева Вика |
Районный |
Конкурс рисунков «Новогодняя сказка» |
1 место |
11 |
Бурлакова Юля |
Районный |
Конкурс рисунков «Осенний пейзаж» |
2 место |
12 |
Яковлева Лилия |
Районный |
Конкурс рисунков «Осенний пейзаж» |
3 место |
13 |
Оширова Руслана |
Районный |
Экологический конкурс поделок «Хочу с природою дружить» |
1 место |
14 |
Елшина Алина |
Районный |
Экологический конкурс поделок «Хочу с природою дружить» |
2 место |
15 |
Котова Настя |
Районный |
Экологический конкурс поделок «Хочу с природою дружить» |
3 место |
16 |
Сергеева Люба |
Районный |
Экологический конкурс поделок «Хочу с природою дружить» |
1 место |
17 |
Носырева Даша, Оширова Руслана |
Районный |
Экологический конкурс поделок «Хочу с природою дружить» |
2 место
|
18 |
Жамбалова Сонора |
Районный |
Экологический конкурс поделок «Хочу с природою дружить» |
2 место
|
19 |
Юрьева Карина |
Районный |
Экологический конкурс поделок «Хочу с природою дружить» |
2 место
|
20 |
Бурлакова Юля |
Районный |
Экологический конкурс «Сохраним лесную красавицу» (литературное творчество) |
1 место |
21 |
Оширова Руслана |
Районный |
Экологический конкурс «Сохраним лесную красавицу» (литературное творчество) |
2 место |
22 |
Юрьева Карина |
Районный |
Экологический конкурс «Сохраним лесную красавицу» (литературное творчество) |
3 место |
23 |
Носырева Даша |
Районный |
Экологический конкурс «Сохраним лесную красавицу» (литературное творчество) |
4 место |
24 |
Яковлева Соня |
Районный |
Экологический конкурс «Сохраним лесную красавицу» (литературное творчество) |
3 место |
25 |
Чимитцыренова Алтана |
Районный |
Экологический конкурс «Сохраним лесную красавицу» (литературное творчество) |
3 место |
26 |
Елшина Алина |
Районный |
Экологический конкурс «Сохраним лесную красавицу» (плакат) |
4 место |
27 |
Оширова Руслана |
Районный |
Экологический конкурс «Сохраним лесную красавицу» (рисунок) |
2 место |
28 |
Лхасаранова Туяна |
Районный |
Конкурс рисунка «Кино глазами детей» |
2 место |
29 |
Цыденжапова Света |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
2 место |
30 |
Золотарева Олеся |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
2 место |
31 |
Лхасаранова Туяна |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
2 место |
32 |
Бурлакова Юля |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
2 место |
33 |
Елшина Алина |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
3 место |
34 |
Ярковая Даша |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
2 место |
35 |
Цыренова Сарюна |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
2 место |
36 |
Бурлакова Юля |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
3 место |
37 |
Жигмитдоржиева Вика |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
3 место |
38 |
Сергеева Люба |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
2место |
39 |
Оширова Руслана |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
1 место |
40 |
Чимитцыренова Алтана |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
2 место |
41 |
Сандитова Алина |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
3 место |
42 |
Глазкова Настя |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
3 место |
43 |
Егорова Тахмина |
Районный |
Конкурс экологического рисунка «МИР живой природы» |
3место |
44 |
Оширова Руслана |
Районный |
Конкурс рисунков»Амар мэндэ, Сагаан» |
2 место |
45 |
Лхасаранова Туяна |
Районный |
Конкурс рисунков»Амар мэндэ, Сагаан» |
2 место |
46 |
Елшина Алина |
Районный |
Конкурс рисунков»Амар мэндэ, Сагаан» |
1 место |
47 |
Коллективная работа |
Районный |
Конкурс рисунков»Амар мэндэ, Сагаан» |
2 место |
48 |
Оширова Руслана |
Районный |
Экологический конкурс «Скворечников и дуплянок» |
1 место |
49 |
Чимитцыренова Алтана |
Районный |
Экологический конкурс «Скворечников и дуплянок |
3 место |
50 |
Оширова Руслана |
Районный |
Экологический фотоконкурс «»Эти забавные животные |
2 место |
51 |
Лхасаранова Туяна |
Районный |
Экологический фотоконкурс «»Эти забавные животные |
2 место |
52 |
Жигмитдоржиева Вика |
Районный |
Экологический фотоконкурс «»Эти забавные животные |
3 место |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.