Аналитический годовой отчет педагога-психолога.

  • Работа в классе
  • doc
  • 20.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аналитический годовой отчет педагога-психолога. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Аналитический отчет педагога-психолога содержит полный анализ проведенной в течение года работы по направлениям: психопрофилактика, психокоррекция, психопросвещение, психодиагностика, методическая работа. Аналитический отчет педагога-психолога коррекционной школы 7 вида может служить начинающему педагогу-психологу ориентиром для написания подобной отчетной документации.Аналитический годовой отчет педагога-психолога. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Аналитический отчет педагога-психолога содержит полный анализ проведенной в течение года работы по направлениям: психопрофилактика, психокоррекция, психопросвещение, психодиагностика, методическая работа. Аналитический отчет педагога-психолога коррекционной школы 7 вида может служить начинающему педагогу-психологу ориентиром для написания подобной отчетной документации.
Иконка файла материала аналит отчет 2.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический отчет

 о работе педагога-психолога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Проводя сравнительный анализ деятельности психологической службы в течении девяти лет необходимо отметить, что приоритетными направлениями в работе педагога-психолога неизменно являются психологическая коррекция и психологическое консультирование. Данные направления являются ведущими и в 2017-2018 учебном году.

            В течение года было проведено 124 консультаций со всеми участниками учебно-воспитательного  процесса.

 

Категории

Количество консультаций

Количество посещений

1

До трех

Педагоги

65

57

8

Администрация

26

24

2

Учащиеся

3

3

-

Работники учреждения

5

5

-

Специалисты

21

21

-

Специалисты других учреждений

4

4

-

 

Как видно из таблицы, наиболее часто обращающейся за консультацией категорией участников учебно-воспитательного процесса, были педагоги.

Анализируя содержательный аспект взаимодействия с педагогами ГОУ «Азаровский детский дом-школа», важно отметить преобладание у большей части педагогов проблематики, связанной с методической работой, эмоциональным выгоранием, необходимо отметить желание педагога найти быстрый выход из ситуации и получить быстрый положительный результат.

 

Психопрофилактическая работа была связана как с работой МО  учителей и воспитателей, так и с психологическим консультированием. Направлениями психопрофилактической работы были:

1.      Участие в работе МО учителей на тему: «Информационная среда и психологические особенности учащихся».

2.      Проведение практико-ориентированного семинара на тему: «Взрослые, дети, основы понимания».

3.      Сообщение психологической информации на определенные темы по запросам.

4.      Сообщение результатов диагностической работы учащимся, учителям и воспитателям семей.

            Одним из основополагающих было психодиагностическое направление. В течение года было проведено 51 комплексное исследование.  

Проводилось диагностическое обследование актуального уровня развития психических процессов: мышления, внимания (объем и устойчивость), памяти (зрительная и слуховая), восприятия, а также личностных свойств: тревожности, мотивации к учению; самооценки у 2, 3 классов. А также с учащимися 6го, 7го классов проводилось диагностическое обследование личностных свойств: тревожности, гнева, самооценки, уровня притязаний, мотивации к учению; обследование уровня социализации и диагностика актуального уровня развития мышления.

           

Целью диагностического обследования было:

1)      Определение уровня развития ВПФ (высших психических функций), а также изучение личностных свойств детей и подростков.

2)      Определение состава и количества коррекционно-развивающих групп; определение выборки детей для индивидуальных занятий.

3)      Разработка рекомендаций по воспитанию и развитию воспитателям и учителям индивидуально к каждому воспитаннику.

4)      Глубокое диагностическое обследование учащихся на МППК с включением методов неорганизованного и организованного наблюдения.

Диагностическая работа имела взаимосвязь с консультационным, психологическим просвещением и профилактикой (через сообщение результатов диагностических исследований и рекомендаций по развитию ВПФ; организации личностного взаимодействия с воспитанниками, направление личностного роста психокоррекционной профилактикой через формирование групп психокоррекции по развитию ВПФ и коррекции эмоционально-личностного развития, проведение занятий).

 

Организационно-методическая работа.

Этому направлению в работе психолога уделялось большое внимание.

Отдельные ветви работы можно выделить:

I)       Участие в методических объединениях психологов города.

II)    Прохождение курсов повышения квалификации по теме: «Травматерапия» в объеме 64 часов.

·    Введение в травматерапию. Фаза стабилизации

·    Возможности работы с телом в травматерапии

·    Работа с внутренними частями в травматерапии

·    Ранние детские травмы и работа с ними. Преподаватель Н.Ю.Андреева – супервизор Института консультирования и системных решений (ИКСР).

III)  Участие в региональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС в контексте приоритетных стратегий национального развития»

IV) Развитие паспорта кабинета.

V)    Расширение методической базы для всех направлений работы психолога в компьютерном варианте.

а)      Печать справок отчетной документации;

б)      Печать бланков для ранее неиспользовавшейся диагностики;

в)      Печать, сканирование и переведение в программу Word материалов для психокоррекционной, психоконсультационной работы, а также психопросвещения;

 V)   Многократное посещение библиотек имени В.Г.Белинского, Городского психологического центра, библиотеки Азаровского детского дома;

VI)   Формирование методического комплекта «Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся 2, 3 классов» на основе проекта сотрудников МОУ «Психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования».

VII)   Подбор и разработка материала для стендов в кабинете и в холле, рядом с психологическими кабинетами, как по развитию ВПФ, так и по развитию рефлексии у детей;

VIII)   Консультативная работа и оказание практической помощи в съемках программы «Легко» на Нике TV;

IX)   Системный просмотр журналов: «Начальная школа», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и газеты «Начальная школа».

Все планируемые аспекты работы в этом направлении в течении 2012-2013 учебного года были выполнены успешно.

Анализируя это направление работы за 2012-2013 учебный год, отмечу его безусловную успешность и продуктивность.

 

Коррекционно-развивающая работа велась в двух направлениях:

·         Развитие ВПФ: внимания, памяти, логического мышления, рефлексии воображения, а также произвольности.

·         Коррекция развития эмоционально-личностной сферы.

Психотерапевтическая работа со всеми категориями участников учебно-воспитательного процесса идет по направлениям:

а)      Арттерапии: песочной терапии, сказкотерапии, драматических методов;

б)      Когнитивной психотерапии;

в)      Кататимно-имагинативной терапии (символдрама), автор Лейнер;

г)      Трансактный анализ;

д)      Используются методы релаксации;

е)      Травматерапия.

Выборка воспитанников детского дома для коррекционно-развивающей работы осуществлялась по результатам диагностического обследования на начало года, а также исходя из запросов воспитателей и учителей. Формы проведения коррекционно-развивающей работы: индивидуальная, групповая. В течение года работало: 2 группы по развитию ВПФ и 4 группы по коррекции эмоционально-личностной сферы. Общий состав учащихся, занимавшихся в коррекционно-развивающих группах – 21 человек. Большой охват детей коррекционно-развивающей работой стал возможен благодаря преобладанию групповой работы и работы в подгруппах. Были проведены занятия:

1)      По коррекции ВПФ, из них 2 класс – 20 занятий, 3 класс – 20 занятий.

2)      По коррекции эмоционально-личностной сферы, 6 класс – 15 занятий; 7 класс – 9 занятий; 2 класс – 21 занятие; 3 класс – 20 занятий.

Итого: 127 групповых занятий, что на 33 занятия  меньше, чем в 2011-2012 учебном году в связи с меньшим количеством групп.

1)      В коррекционно-развивающей работе с учащимися 2 класса использовался цикл занятий «Учись учиться» О.Холодовой, а также цикл занятий М.А.Андрианова «Философия для детей» (в сказках и рассказах).

2)      В коррекционно-развивающей работе с учащимися 3 класса использовались: цикл занятий  М.А.Андрианова «Философия для детей» (в сказках и рассказах), цикл занятий «Учимся говорить правду», цикл занятий по культуре поведения с младшими школьниками и дошкольниками (С.О.Николаева).

3)      В коррекционно-развивающей работе с учащимися 6,7 класса использовалась программа групповых занятий с младшими подростками из классов КРО Л.Годовниковой, а также цикл занятий «Уроки общения для младших подростков» Н.П.Слободняк.

Необходимость модификации программ обусловлена спецификой учреждения и небольшим количеством специализированных программ для детей с ЗПР, а также необходимостью психологического сопровождения воспитанников в течение всего учебного года диктует подбор программ, расположение их в логической последовательности.

В течение 2012-2013 учебного года было проведено 294 индивидуальных занятий по коррекции эмоционально-личностной сферы, что превышает показатели прошлого учебного года на 39 занятий.

В индивидуально-коррекционной работе с учащимися начальных классов и старшего звена школы использовались психотерапевтические техники: песочная терапия (в рамках юнгианской психотерапии), сказкотерапия (автор Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева), рисуночная терапия, мандала-терапия, травматерапия.

По результатам диагностического обследования по определению актуального уровня развития ВПФ, а также личностных свойств можно проследить следующую динамику развития, наблюдающуюся у воспитанников детского дома:


Динамика развития психических процессов учащихся 3 класса

 за 2013-2014 учебный год

 


Динамика развития психических процессов учащихся 4класса

 за 2013-2014 учебный год

 


Динамика развития психических процессов учащихся 7 класса

 за 2013-2014 учебный год

 


Динамика развития психических процессов учащихся 8 класса

за 2013-2014учебный год


Учащиеся 2 класса (см. график):

Отмечается значительный рост психических процессов: мышления, внимания (объем, устойчивость) восприятия, слуховой памяти, снижение тревожности, что свидетельствует об эффективности коррекционно-развивающей работы. Происходит повышение учебной мотивации, что свидетельствует о позитивной динамике у детей.

 

Учащиеся 3 класса (см. график):

Отмечается снижение психических процессов: слуховой памяти, восприятия, логического мышления на фоне снижения тревожности и роста учебной мотивации, что свидетельствует об эффективности работы. Данные факты свидетельствуют о наличии двух умственно отсталых учеников в классе.

 

Учащиеся 6 класса (см. график):

Отмечается небольшой рост учебной мотивации, снижение адекватной самооценки, что свидетельствует о начале процесса полового созревания.

 

Учащиеся 7 класса (см. график):

Отмечается небольшое снижение учебной мотивации, стабилизация самооценки, стагнация логического мышления, что свидетельствует о сниженном темпе психического развития.

 

Проблемы коррекционно-развивающей работы за 2012-2013 уч. год:

Трудности в формировании учебной мотивации и необходимости посещения коррекционно-развивающих занятий со стороны воспитанников старших классов.

 

Экспертная работа в 2012 – 2013 учебном году проводилась в следующих направлениях:

  • Участие в работе совета профилактики школы (2 раза).
  • Участие в работе школьной ПМПК (8 раз).
  • Участие в работе областной ПМПК (3 раза).

Экспертная работа проводилась на основе диагностической и была тесно связана с работой медицинской службы, а также педагогическим составом учреждения. Экспертная работа имела выход на психопрофилактическое направление работы и психоконсультационное путем актуализации психологического статуса ребенка для учителей и воспитателей.

 

Выводы:

Приоритетными направлениями в работе за 2012 – 2013 учебный год были диагностическая, консультационная, коррекционно-развивающая работа. Прослеживалась взаимосвязь направлений работы. Таким образом, цель работы, направленная на создание социально-психологических предпосылок успешного обучения и воспитания достигнута.

 

Перспективы работы:

В будущем учебном году планируется:

  • Усиление роли психопрофилактической работы по предупреждению развития эмоционально-личностных проблем воспитанников путем усиления сотрудничества с воспитателями семей, учителями, а также расширения диагностического поля за счет преобладания эмоционально-личностных методик.
  • Модификация методического комплекта «Типовые задачи для оценки сформированности УУД учащихся 2-3 классов».

 

Таким образом, основными причинами, порождающими существование проблемного поля, можно считать:

  • Сниженная познавательная мотивация учащихся, широкий спектр эмоционально-личностных проблем учащихся и педагогов.