Аналитический отчет в деятельности педагога и руководителя образовательного учреждения

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аналитический отчет является одной из форм педагогического проектирования, следовательно, при его составлении следует руководствоваться общими принципами: - научности и практичности, т.е. должен опираться на научные теории и концепции и иметь практический характер, отражающий деятельность конкретного педагога или руководителя; - целостности, систематичности и логичности, т.е. предметом проектирования может быть любой объект педагогической, управленческой деятельности (педагогическая система, педагогическая технология, педагогический, управленческий, образовательный процесс, организационная форма, деятельность), но при этом он должен быть рассмотрен во взаимосвязи всех компонентов и внешних условий;
Иконка файла материала Аналитический отчет в деятельности педагога и руководителя образовательного учреждения.doc
Аналитический отчет в деятельности педагога и руководителя образовательного учреждения Аналитическая   деятельность   педагога,   руководителя   ОУ   неразрывно   связана   с проектировочной деятельностью, является ее продолжением. Поэтому автор аналитического отчета должен соотнести объект и предмет анализа с объектом и предметом проектирования. Цель аналитического отчета –  самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за межаттестационный период.   С позиции достижения этой цели в ходе составления аналитического отчета решаются задачи: ­ ­ ­ ­ ­   (ведущих   проблем),   решаемых   педагогом вычленение   системообразующих   (руководителем) в прошедший межаттестационный период; анализ полученных им результатов образования; установление   причинно­следственных   связей   между   результатами   образования   и условиями их получения (применяемыми педагогическими технологиями, уровнем профессионально­личностного   потенциала   педагога,   материально­технической базой,   программно­методическим   обеспечением   образовательного   процесса социальными, управленческими условиями и т.д.); выявление   противоречий,   вновь   возникших   в   межаттестационный   период,   и проектирование   путей   решения   этих   противоречий   в   следующий межаттестационный период; самооценка эффективности деятельности. Аналитический   отчет   является   одной   из   форм   педагогического   проектирования, следовательно, при его составлении следует руководствоваться общими принципами:   ­ ­ ­ ­ ­ ­   педагогическая   технология, научности   и   практичности,   т.е.   должен   опираться   на   научные   теории   и концепции и иметь практический характер, отражающий деятельность конкретного педагога или руководителя; целостности, систематичности и логичности, т.е. предметом проектирования может   быть   любой   объект   педагогической,   управленческой   деятельности (педагогическая   система,   педагогический, управленческий, образовательный процесс, организационная форма, деятельность), но   при   этом   он   должен   быть   рассмотрен   во   взаимосвязи   всех   компонентов   и внешних условий; актуальности, целесообразности и перспективности,  заключающейся в том, что педагогический проект должен рассматривать решение конкретных проблем, противоречий   в   контексте   тенденций   развития   современного   образования (федеральный, региональный уровень ОУ, педагога или руководителя); инновационности.  В   педагогическом   проекте   определяется   суть,   характер, уровень       инновационной         деятельности,   осуществяемый   педагогом           или руководителем,         ее     оценка         с       точки         зрения  здоровьесбережения, результативности и технологичности;  безопасности,  отражающий   гуманные  идеи  сохранности здоровья субъектов образования.      Выбранный      объект      педагогической деятельности необходимо оценить с позиции валеологичности;  технологичности (воспроизводимости), который предполагает, что описанные 1педагогом, руководителем результаты своей деятельности могут быть получены и другим педагогом, руководителем в случае воспроизведения   им   предлагаемой формы       проекта       (технологии  педагогической,   управленческой   системы, педагогической формы);  управляемости. При  анализе    и    проектировании   объекта  педагогической, управленческой       деятельности   следует       обратить  внимание     на   систему управления   данным  объектом,  в том числе  контроля, мониторинг и т.д. ­ Требования   к   оформлению   аналитического   отчета   аналогичны   требованиям   к оформлению педагогического проекта. Структура         аналитического         отчета         представлена         следующими разделами: ­ ­ ­ ­ ­ ­ введение; аналитическая часть; проектная часть; заключение; список литературы; приложения. Введение  Введение   отражает:   актуальность   исследования,   цель   исследования,   задачи, объект, предмет исследования. Введение содержит:     ­ ­ актуальную оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; основание и основные данные для проектирования и анализа;          ­  обоснование необходимости и проведения работы. Во   введении   освещаются   проблематика   профессиональной   деятельности,   решаемая педагогом, руководителем в прошедший межаттестационный период, при  этом может быть выделена одна или несколько проблем. Обосновать   актуальность,  значит   проанализировать,   объяснить   почему данную проблему нужно в настоящее время изучить, разрабатывать и т.д.  (Уровень проблемности: федеральный, региональный, уровень ОУ, педагога). Дать   современному   состоянию   системы   (в   сфере   модернизации   образования) дошкольного   образования   краткую   характеристику   (согласно   Закону   РФ   «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания. Типовому положению о ОУ, ГОС (ФК и   НРК),   а     также   современному   состоянию   образовательной   системы   своего   ОУ,   т.е. программно­методическим (программы, методики, технологии), материально­техническим, педагогическим (технологическим, аналитико­проектировочным, организационным) и др. условиям. В ходе обоснования актуальности в аналитическом отчете должны проявиться: ­ понимание   и   знание   современной   философии   образования,   организации 2гуманизации,   нормативно­правовых   и   экономических   норм,   оперирование знаниями   в   осуществлении   и   анализе   собственной   деятельности,   с   учетом нормативно­правовых   требований,   отраженных   в   документах   государства, региона, ДОУ и т.д.; отражение   основных   требований   к   здоровьесберегающей   организации педагогического, образовательного процесса; построение   и   коррекция   профессиональной   деятельности   с   учетом   тенденции развития современного  образования; выстраивание   стратегии   и   тактики   решения   выдвинутых   проблем   на   основе нормативно­правовых требований. ­ ­ ­ Определению   цели   и   задач   должен   предшествовать   проблемно­ориентированный анализ   состояния   управленческого,   педагогического,   образовательного   процессов,   с помощью которого можно выявить этап развития ОУ и т.д.: анализ социальной среды; анализ социального заказа; анализ состояния ресурсных возможностей (кадровых, программно­методических, материально­технических, организационных, технологических и т.д.); анализ состояния здоровья детей; анализ динамики развития детей; анализ и оценка инновационной обстановки. ­ ­ ­ ­ ­ ­ Проблемно­ориентированный   анализ  дает   возможность   выявить   и   четко сформулировать   ведущие   противоречия,   переживаемые   ОУ   и   его   средой;   сопоставить достигнутые результаты с прогнозируемыми. Проблемно­ориентированный   анализ  поможет   выявить   проблемы,   решение которых   позволит   повысить   результаты   педагогического,   управленческого   труда.   Это означает, что в процессе анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы: Что не удовлетворяет в результатах развития детей на этапе завершения ими образования? Какие факторы   и причины ограничивают достижение более высоких результатов? Что следует изменить, чтобы в будущем ОУ могло удовлетворять требованиям, которые ему предъявляются? Схема проблемно­ориентированного анализа: УСЛОВИЯ                ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС                РЕЗУЛЬТАТЫ Введение   заканчивается   формулированием   противоречий,   проблем,   цели   и   задач аналитического отчета. Противоречие   –  это   взаимодействие   противоположных,   взаимоисключающих сторон   объекта,   которые   находятся   во   временном   единстве   и   взаимопроникновении   и являются   источником   самодвижения.   Противоречие   педагогическое   –   несоответствие, возникающее   и   углубляющее   в   процессе   педагогической   практики   между   устаревшими педагогическими   представлениями,   концепциями,   взглядами,   системами   и   новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами и приемами воспитания и обучения. Противоречие формулируется при помощи слова «между», в его левой и правой 3части должны быть названы противоположные стороны одного и того же объекта. В момент разрешения противоречий происходит переход системы из одного качественного состояния в   другое.   Своевременно   не   разрешаемые   противоречия   ведут   систему   к   застою,   к «заболачиванию»,   к   загниванию,   к   ее   надлому,   т.е.   кризису.   Противоречие   –   источник развития. Проблема – неблагополучное положение в какой­либо области деятельности, т.е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дела. Проблема   отражает   противоречие   между   знаниями   о   потребностях   субъектов   в области образования и незнание путей, средств, форм и методов их решения. Проблема вытекает из противоречия. При   определении   проблем   и   противоречий   следует   обратить   внимание   на взаимосвязь разных уровней образовательного пространства: 1­е противоречие – на уровне всей системы образования; 2­е противоречие – на уровне системы дошкольного образования (федеральный и региональный); 3­е противоречие – на уровне дошкольного учреждения (группы), образовательного учреждения (класса). Объект  исследования   деятельности   –   это   определенная   совокупность   свойств, отношений. Любой объект в педагогике в основном рассматривается через процесс. Объект исследования деятельности – это процесс, деятельность или явление, порождающее   проблемную   ситуацию.  Объектом   анализа,   исследования   могут   быть деятельность,   процессы:   образования,   воспитания,   обучения,   развития,   формирования, социализации, адаптации, самореализации, самоопределения и т.д. Предмет   исследования  –   это   то,   что   находится   в   границах   объекта,   их соотношения,   зависимость   объекта   и   свойств   от   каких­либо   условий.   Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между   отдельными   сторонами   и   целым   (совокупность   элементов   связей,   отношений   в конкретной области педагогического, управленческого объекта, в который вычленяется проблема, требующая решения). Из предмета исследования вытекает его цель и задачи. Цель     исследования ­ это     конкретный, охарактеризованный качественно,    а где можно количественно образ желаемого результата предстоящей деятельности, который автор может достичь к четко определенному времени. Цель   формулируется   кратко   и   предельно   точно,   в   смысловом   отношении выражая то основное, что  намеревается  сделать автор и какие результаты ожидает автор. Она конкретизируется и развивается в задачах. Цели выступают как достижение неких   состояний   в   каком­либо   звене   исследовательского   процесса   ­   результат преодоления   противоречия   между   должным   и   сущим.   Цели  должны   находить   свое выражение в описании того прогнозирующего  состояния, в котором желательно видеть объект   исследования в соответствии с социальным заказом.  Наиболее типичны следующие цели: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных; выявление взаимосвязи явлении; изучение динамики явлений; описание нового эффекта, явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций, типологий; создание методики, технологии; адаптация методик, технологий; внедрение методики, технологии. 4­ выявление влияния использования методики, технологии   и пр. на результат образования. Задачи  ­   это   выбор   путей   и   средств   для   достижения   цели   (трудности, которые нужно преодолеть при  достижении цели). Постановка задач основывается на дроблении       цели     на     подцели.     Задача   ­   предполагаемый  результат   деятельности, включающий в себя цель и условия. Формулировка задач направлена на выработку формы и содержания конкретных поисков, устремленных на оптимизацию, варьирование условий (внешних и внутренних), в результате   которых   причинно­следственная   связь  приобретает   все   черты   объективной закономерности. В работе может быть поставлено несколько задач. Задачи, которые подойдут для любого отчета (можно выбрать 3­ 4 из них): 1.   Изучить     и     проанализировать     психолого­педагогическую     литературу   и нормативно­правовую    основу     (обязательно    включаются    в список литературы) по данной теме. 2.   Выявить   состояние   педагогической   системы,   результаты   управленческого, педагогического, образовательного процесса (в ОУ и т.д.). 3. Изучить и определить эффективность пути достижения цели (ей), конкретных результатов. 4. Выявить   основные   причины   и   факторы,   повлиявшие   на   состояние   и   развитие системы, педагогического (управленческого, образовательного) процесса. 5. Выявить степень проявления, влияния и достижения этих факторов. 6. Выявит эффективность внутренних (а возможно и внешних) резервов повышения качества   педагогической   системы   (управленческой   деятельности,   педагогического, образовательного процесса, адаптационного процесса и т.д.). 7. Разработать   конкретные   рекомендации,   программу   по   итогам   анализа, способствующие дальнейшему развитию системы (процесса деятельности). Теоретическая часть В   первой,   теоретической   части,   педагог,   руководитель   кратко  описывает сущность  объекта  проектирования   и   анализа.   Указывается,   на   какие   теории современной  психологии, педагогики, управления, частной методики опирается концепция  (совокупность   взглядов,   идей,   принципов   относительно   процесса  образования, управления)   педагога,   руководителя.   При   этом   теоретическая   часть   аналитического отчета не может быть представлена реферативно. Автор лишь указывает  на  конкретные положения   теории,   необходимые   ему   для  проектирования и анализа педагогического процесса  (процесса управления). Именно в этой части определяются подходы к анализу выделенного предмета. Выделяются критерии и показатели оценки его эффективности.   Критерий  ­   признак,   на   основании   которого   производится   оценка,   средством проверки,  мерило   оценки.   Критерий   выражает   меру   показателя   (ей),   параметра,   по которому ведется сравнение.   Показатель   ­   характеристика,         свойственная         данному         объекту         и обуславливающая его способность удовлетворять определенные потребности. Аналитическая часть Во второй, аналитической части отчета, автором: 1.   Указывается   база   (место)   исследования,   срок   проведения   каждого   из  этапов 5исследовательской деятельности. 2.   Осуществляется   выбор,   и   описываются   методики   сбора   и   обработки информации   («Для   организации   исследования   автор   использовал  методики…» (указывается источник, название, автор) представленные в приложении). 3.   Приводятся   и   анализируются   результаты   педагогического   (образовательного, управленческого)   процесса,   выраженные   в   выбранных   им   показателях   («В   результате организации   исследования   были   получены   результаты…»,   результаты   описываются   и проводятся в приложениях в виде графиков, таблиц, диаграмм). 4. Выявляются факторы, причины, объясняющие эти результаты. 5. Определяются   условия,   при   которых   педагогическая   (управленческая) деятельность приводит к повышению качества образования. 6.   Формулируются выводы о соответствии полученных результатов  поставленным целям педагогической (управленческой) деятельности. Если коротко, то можно представить в виде схемы: База, сроки ­ методика (и) – результат(ы)  –   факторы и причины, оказавшие влияние на полученный результат – выводы. Аналитическая часть может быть представлена через:  ­   анализ   результатов   деятельности, т.е.   продуктивности   труда (руководителя). Он оценивается по таким  показателям, как вклад  педагога (руководителя)   в результат образования   воспитанников (развития  педагогического,   образовательного   процесса)   в развитие   педагогической теории (теории управления) и практики, в саморазвитие.                          ­ анализ условий получения результата, проводимый с целью установления причинно­следственных   связей   между   результатом   и   условиями.   В   качестве  условий могут    быть    выбраны    педагогические    технологии,  состояние материально­технической базы,   временные  и пространственные  связи,  система  управления       в       образовательном учреждении,   профессионально­личностный  потенциал,   профессионализм,   квалификация педагога и т.д. При этом педагог, руководитель должен выбрать совокупности тех условий, которые в степени влияют на результат, и проанализировать характер этого влияния.   Аналитическая    часть     отчета    завершается     вычленением    совокупности противоречий, проблем, возникших в этот период. Проектная часть В  третьей, проектной  части   аналитического   отчета,   автор  указывает проблемы (трудности), с которыми он столкнулся,  реализуя свою деятельность в   межаттестационный период, указывает   основные   направления и этапы совершенствования своей деятельности (системы или ее отдельных элементов: программы, методы, приемы и пр.). Заключительная часть В   заключительной   части   аналитического   отчета   автор   приводит   самооценку собственной аналитической деятельности. Обозначает основные направления саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельности (таблица). 6Сравнительная характеристика сходных и отличительных особенностей педагогического проектирования деятельности педагогов и руководителей ОУ № п/п 1. 2. Педагогический проект Аналитический отчет Описание особенностей разработки и реализации   одного   из   объектов педагогической   (управленческой) деятельности Цель Самоанализ   и   самооценка   профессиональной деятельности за межаттестационный период Содержание 7в проблемы,   ­ особенности индивидуального стиля   деятельности   педагога, руководителя; частично ­   индивидуально­ решенные профессиональной   деятельности   и предлагаемые   к   решению   в последующий   межаттестационный период; ­ выявленных проблем. обоснование   путей   решения     в   вычленение анализ   полученных   им   результатов ­ системообразующих (ведущих   проблем),   решаемых   педагогом, руководителем прошедший межаттестационный период; ­ образования; ­ установление   причинно­следственных связей   между   результатами   образования   и условиями   их   получения   (примерными   уровнем педагогическими   технологиями, профессионально­личностного потенциала   материально­технической   базой, педагога, программно­методическим обеспечением образовательного   процесса   социальными, управленческими условиями и т.д.); ­ вновь возникших   в   межаттестационный   период,   и проектирование   путей   решения   этих противоречий в следующий межаттестационный период; ­ деятельности.   противоречий, эффективности самооценка выявление         3. Принципы реализации 8педагогическая   технология, научности  и практичности,   т.е.   должен   опираться   на   научные   теории   и ­ концепции и иметь практический характер, отражающий деятельность конкретного педагога или руководителя; целостности, системности и логичности, т.е. предметом проектирования ­ может   быть   любой   объект   педагогической,   управленческой   деятельности (педагогическая   система,   педагогический, управленческий, образовательный процесс, организационная форма, деятельность), но при этом он должен быть рассмотрен во взаимосвязи всех компонентов и внешних условий; актуальности,  целесообразности  и перспективности,  заключающейся   в ­ том, что педагогический проект должен рассматривать решение конкретных проблем, противоречий   в   контексте   тенденций   развития   современного   образования (федеральный, региональный, уровень ОУ, педагога и руководителя); инновационности.  В педагогическом проекте определяется суть, характер, ­ уровень   инновационной   деятельности,   осуществляемый   педагогом   или руководителем, ее оценка с точки зрения здоровьесбережения, результативности и технологичности; безопасности,  отражающий гуманные идеи сохранности здоровья субъектов ­ образования. Выбранный объект педагогической деятельности необходимо оценить с позиции валеологичности; технологичности   (воспроизводимости),   который   предполагает,   что ­ описанные   педагогом,   руководителем   результаты   своей   деятельности   могут   быть получены   и   другим   педагогом,   руководителем   в   случае   воспроизведения   им предполагаемой   формы   проекта   (технологии,   педагогической,   управленческой системы, педагогической формы); управляемости.  При   анализе   и   проектировании   объекта   педагогической, ­ управленческой   деятельности   следует   обратить   внимание   на   систему   управления данным объектом, в том числе контроля, мониторинг и т.д. 4. введение; реферативная ­ ­ (теоретическая) часть; проектная часть; ­ заключение; ­ ­ список литературы; приложения. ­ Структура проекта введение;  аналитическая часть; проектная часть; заключение; список литературы; приложения. ­ ­ ­ ­ ­ ­ 910