Аналитический отчёт о работе логопедического пункта в 2017-2018 учебном году.

  • Работа в классе
  • docx
  • 16.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аналитический отчёт о работе логопедического пункта в 2017-2018 учебном году. В работе присутствуют цели и задачи, разные виды деятельности. Материал может быть интересен учителям-логопедам, работающих в условиях логопедического пункта. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения, а также работа с родителями.Аналитический отчёт о работе логопедического пункта в 2017-2018 учебном году. В работе присутствуют цели и задачи, разные виды деятельности. Материал может быть интересен учителям-логопедам, работающих в условиях логопедического пункта. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения, а также работа с родителями.
Иконка файла материала аналит отчет.docx
Аналитический отчет о работе логопедического пункта в 2017­2018 учебном году.Основными  задачами  работы  логопеда на год  являлись: • своевременное выявление  отклонений в речевом развитии воспитанников; • определение их уровня и характера; • коррекция этих нарушений; • распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников и родителей.                                             Работа   логопедической   службы   осуществлялась   по   следующим     направлениям: • диагностическому; • коррекционно­развивающему; • консультативно­профилактическому; • методическому. Цель: своевременное выявление  и  коррекция речевых нарушений, создание условий  для формирования правильного речевого развития дошкольников. Диагностическая работа.    В 2017­2018  учебном году в сентябре  и  мае  я,   учитель­логопед,  провела  диагностические   процедуры в дошкольных группах  прогимназии.                                                                                                  В  программу изучения состояния  речи включила  рекомендации       по обследованию  речи  детей  старшего дошкольного и младшего  школьного возраста  Иншаковой О.Б.,  технологии  и  тестовый   материал Грибовой О.Е.,  методику  индивидуального  обследования   дошкольника  Ткаченко Т.А. Доля  детей, охваченных индивидуальными диагностическими процедурамиВсего детей % Всего дошкольников  182 100 % Воспитанники, охваченные индивидуальными диагностическими процедурами 160 87% 200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0 Доля детей Столбец1   Проведение диагностики позволило:                                                         ­ выявить дошкольников с  речевой  патологией;                                       ­ определить  динамику речевого развития каждого  ребёнка,  в том  числе заметить тенденцию к речевому нарушению Итоги  диагностики  отражены в  документации учителя­логопеда:   Журнале обследования,    в       тетрадях  взаимодействия логопеда  и   воспитателей групп,   в   речевых  картах.Доля  родителей,  охваченных индивидуальными диагностическими           процедурами. Всего родителей 31 26 % 100 % 83% Всего родителей детей, посещающих занятия логопеда Родители, охваченные диагностическими процедурами О результативности логопедических занятий по коррекции звукопроизношения             На   основании   анализа   результатов     сентябрьской     логопедической диагностики   мною   выявлены   дети   с   нарушениями   речи,     требующими исправления;     составлены   индивидуальные   планы   коррекции,   выбраны технологии  и  методики  обучения  с  учетом  структуры  речевого  дефекта   и уровня развития.    Для занятий на логопедическом пункте  рекомендованы   и на       основании   приказа   директора     прогимназии       зачислены   старшие дошкольники,     в   феврале   проведён   промежуточный   выпуск     и     набор воспитанников. Всего детей 31 % 100% Зачислены на коррекционно­ развивающие занятияДля каждого ребёнка заведена речевая карта, в соответствии с  логопедическим заключением составлен индивидуальный план  коррекционно­развивающей работы на учебный год, уточнена  циклограмма деятельности.                                           Осуществлялся  дифференцированный подход к детям­логопатам, были  скомплектованы микрогруппы на основе общности структуры  дефекта, отслеживалась динамика развития всех компонентов речи,   на конец  учебного года оценена эффективность коррекционного  воздействия. В ходе углубленного изучения структуры дефекта  выявлены  количественные особенности нарушений  звукопроизношения:                                                                       ­  мономорфное (нарушена 1 группа звуков)   у 14 детей;          ­  полиморфное (нарушены 2 и более звука)   у 17.  Качественные   особенности   дефектов   произношения   и   характеристику видов  до занятий  систематизировала в таблице. Виды нарушений У  детей (по  группам  звуков) Ротацизмы Ламбдацизмы Дефекты шипящих Дефекты свистящих Всего                (кол­во) 17 14 17 4 52Коррекция нарушений речи ­  это  система  логопедической работы, направленная   на   формирование   правильного   произношения, фонематического   восприятия,   совершенствование   фонематического слуха и развитие речи.                         Индивидуально­подгрупповые   занятия   по   преодолению фонетического недоразвития речи ­ ФН  и фонетико­фонематического недоразвития   речи   ­   ФФН     в логопедическом кабинете по программам:   проводилась   в   подгруппах,      Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. "Воспитание  и  обучение детей  дошкольного возраста с фонетико­фонематическим  недоразвитием"             Каше Г.А., Филичева Т.Б. "Программа обучения детей с  недоразвитием фонетического строя речи."       Логопедические  занятия планировала и проводила  по методикам и  технологиям В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко  "Индивидуально­ подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения", Л.Н. Смирновой   "Логопедия в детском саду".  На основании психолого­педагогического и  логопедического мониторинга  (выявления динамики в коррекционно­ образовательном процессе воспитанников, занимающихся на логопункте)   корректировались планы  индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.         Ежемесячный  мониторинг  фиксировался  в "Журнале учета      посещаемости занятий", а также в индивидуальных логопедических тетрадях  (папках с файлами).                                                                                                    Положительная динамика по  исправлению нарушенного звукопроизношения в конце учебного года наблюдается у всех занимающихся у логопеда.  У    14 детей ­ логопатов с одной нарушенной группой звуков дефектные  звуки  поставлены, автоматизированы  и     вводятся в самостоятельную речь.   Из  17  человек с полиморфными нарушениями ( с   2 группами звуков и  более)  звукопроизношение исправлено у 14  детей.                                     Количество детей  с нарушенным звукопроизношением значительно  сократилось.Результативность логопедических занятий по коррекции звукопроизношения Количество нарушений   (по группам  звуков) Ротацизмы Ламбдацизмы Дефекты шипящих Дефекты свистящих Всего Количество  нарушений (начало коррекции сентябрь 2014г.) Количество  нарушений ( май 2015 г.) 17 14 17 4 52 3 2 1 1 7 Профилактическая работа учителя­логопеда              Анализируя   итоги   логопедического     обследования   речи   старших дошкольников в   сентябре 2014 г.,   выявила большое количество детей, речь   которых     нуждалась   в     исправлении.   Сложившаяся     ситуация объективно   обусловлена   медицинскими     показаниями   и   социальными факторами,   но   в     конкретном   случае   количество     мест   для   детей зачисляемых   на   логопедические   занятия   не   соответствует   имеющейся потребности.В связи с этим следую современному особому направлению в логопедии под  названием превентивное логопедическое воздействие, или концепция раннего логопедического вмешательства.      Суть этой концепции заключается в том, что   ранняя диагностика и профилактика с младших групп детского сада позволяет как исправить имеющееся речевое нарушение,   так   значительно его  минимизировать (это   сокращает   впоследствии   сроки  коррекции),   а   осуществляется   она через   совместное  согласованное     воздействие  логопеда  и    воспитателя прежде всего на родителей.          Формы работы с родителями ­ коллективные, индивидуальные, наглядные.        Коллективную работу  провожу через выступления на родительских собраниях   групп, на   которых   разъясняю   родителям   необходимость усиленной,   ежедневной   работы   со   своим   ребёнком   по   развитию   речи. Только в таком случае возможно появление результатов. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то ставлю перед собой задачу помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.  Индивидуальная   работа   имеет   преимущество   над   коллективной;   она позволяет установить более тесный контакт с родителями, её задача в том, чтобы помочь семье в выборе профилактических мер по исправлению речи ребёнка, напомнить о том, что необходимо:   многократно проговаривать все режимные моменты;  предъявлять единые и определенные требования к речевому  общению с ребенком всех близких взрослых. Профилактическое   направление  охватывает   работу   логопеда   и  с педагогами детского сада через  взаимодействие  по совместному решению задач   в   соответствии   с   ориентирами   развития:   предупреждать   речевые нарушения у детей с раннего возраста. Учитывая особенности и речевые проблемы,   в   каждой   возрастной   параллели   ставим     совместно   с воспитателями  свои профилактические задачи:Ранний возраст, дети до 3­х лет: предупреждать заикание и ОНР социального   характера.                                                                  Младшие группы:  предупреждать ОНР и дефекты звукопроизношения.   Средние группы:  предупреждать дефекты звукопроизношения.  Старшие группы:  предупреждать фонематические нарушения и лексико­ грамматические виды дисграфии.                    Подготовительные группы: предупреждать дисграфию и дислексию . Провела  для родителей дошкольников, посещающих нашу прогимназию,  следующие  групповые  консультации.  Профилактика  речевых нарушений у младших дошкольников.  Возрастные особенности  речи  детей  подготовительной  группы,    итоги  обследования звукопроизношения;  ситуации,  требующие   коррекционной работы логопеда.  Консультация  для родителей воспитанников,  зачисленных на  логопедические  занятия. Заполнение  родителями  заявлений,   анкетирование. Сообщение о   формах  взаимодействия  семьи   и   логопеда.  Особенности  звукопроизношения в русском языке, часто нарушаемые звуки,  сообщение о результатах  диагностики.  Речевые  умения детей  пятого года жизни.  Рекомендации  по   развитию  речи и проведению артикуляционной  гимнастики .   Сообщение результатов  обследования речи,  выявление детей   группы риска,  рекомендации по  формированию  возрастного   словаря,  речевой моторики.     Выступление  с  подведением  итогов учебного  года, о   результативности  логопедических  занятий.  Письменные  консультации  для  родителей   выкладывались   мною  на   страничке  логопеда    на сайте  прогимназии  под  девизом   "Не  оставляйте  речь  детей  без  присмотра!",     оформлялся  информационный  стенд  логопеда  для  родителей,   тематические папки­передвижки,  материал в  групповые  стенды. В  течении  всего  периода за  индивидуальными консультациями      по   поводу  закрепления дома изученного на занятиях,   по  вопросам  выхода  из  ЗРР (задержки речевого развития),    физиологического недоразвития,  формирования  фонематического  слуха  и   речевой  моторики  ­  обратилось  более  50 родителей.Методическая деятельность. 1. Участие в работе методического объединения учителей­логопедов  города. 2. Выступление  на  городском семинаре "Психолого­педагогические аспекты создания ситуаций успеха в образовательной  среде детского сада"        3.   Участие   в   конкурсах   в   качестве   члена   жюри,   в     интернет­конкурсе Фестиваль педагогических идей.   4.   Работа   по   теме   самообразования,   изучение   публикаций   в   журналах "Логопед", "Обруч", в интернет­ресурсах; размещение своих разработок на сайтах Копилка  уроков,  Мультиурок,  Современный  учительский портал.  Вывод:    Работа   логопедической   службы   за   прошедший   учебный   год   была продуктивной, по всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи  семьям и  детям с речевыми нарушениями.           Список литературы    Боровцова Л.А. Документация учителя­логопеда ДОУ.   М., ТЦ Сфера, 2008.         Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования  Москва. АЙРС ПРЕСС, 2008      Иншакова О. Б. Альбом для логопеда  М., Владос, 1998.       Коноваленко В.В.,  Коноваленко С.В. Индивидуально­подгрупповая  работа по коррекции звукопроизношения.  М.  ГНОМ и Д, 2001.      Никитина Е.Ю. Оформление речевых карт, логопедических представлений  и характеристик.    Ж. “ Логопед” № 2, 2010     Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ.                       М. Творческий центр, 2004     Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. М.,  ГНОМ и Д, 2002      Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста с фонетико­фонематическим недоразвитием. М., Просвещение, 2004 Филичева   Т.Б.,   Чиркина   Г.В.,   Туманова   Т.В.   Коррекция   нарушений речи   //Программы   дошкольных   образовательных   учрежденийкомпенсирующего вида для детей с нарушениями речи.    М., Просвещение, 2008.