Анализ безубыточности
Оценка 4.7

Анализ безубыточности

Оценка 4.7
docx
19.11.2021
Анализ безубыточности
Л2-002585.docx

Анализ безубыточности

 

В основе анализа соотношения «Затраты – объем – прибыль» («CVP-анализ») лежит определение уровня безубыточности предприятия. Важным управленческим решением является правильное  обоснование производственной мощности предприятия и установление, при каких объемах выпуска производство более рентабельно, а при каких – не будет давать прибыли.

Применяются два метода определения уровня безубыточности:

1. Аналитический (алгебраический):

1) определяется результат от реализации после возмещения переменных затрат – маржинальный (предельный) доход. Если какой-либо вид продукции приносит маржинальный доход, он тем самым в определенной степени обеспечивает покрытие постоянных расходов организации, снижая риск, связанный с убыточностью производства.

MD=NVC = P+FC                или               md = pAVC,

где MD – маржинальный доход;

       N – выручка;

       С – себестоимость;

       VС – переменные затраты;

       AVC – удельные переменные затраты;

       FС – постоянные затраты;

       p  - цена единицы продукции.

2) рассчитывается удельный вес MD в выручке от продаж – ставка маржинального дохода:

             или        

3) определяется значение точки критического объема продаж в стоимостном выражении. При условии, что  MD= FC, определим, какому значению выручки соответствует данное равенство:

                   

4) рассчитывается критический объем продаж в натуральном выражении – пороговое количество товаров:                   

                                                    

5) рассчитывается значение критической точки в относительном выражении:

6) рассчитывается запас финансовой прочности (ЗФП) – S – показывает, насколько организация может сократить объем реализации, прежде чем понесет убытки.

а) в стоимостном выражении: S=N-Nкрит

б) в натуральном выражении: S=Q-Qкрит

в) в относительном выражении: S=100-N%

или ЗФП = рентабельность продаж / ставку МД.

Данный показатель может рассматриваться как некоторая мера риска. Если разность отрицательна, то существует реальная угроза финансовой стабильности предприятия, поскольку его деятельность убыточна.

 

В том случае, когда организация выпускает несколько видов продукции, анализ усложняется, т.к. разные виды продукции продаются по разным ценам, имеют разную себестоимость и норму прибыли. Одним из решений данной проблемы предлагается определение ожидаемого соотношения видов продукции в общем объеме продаж, что позволяет ввести вместо нескольких видов продукции в анализ «единственное» изделие, которое организация продает как пакет.

Например, организация планирует продать 1500 шт. товара А  и  1000 шт. товара Б, тогда соотношение видов продукции составит 3/2, что означает продажу организацией некоего условного пакета, содержащего 3 шт. товара А и 2 шт. товара Б.

 

Таблица 29 – Исходные данные

 

Структура, шт.

Цена, руб./шт.

Переменные затраты, руб./шт.

Маржинальный доход, руб./шт. (p-AVC)

Товар А

3

90

36

54

Товар Б

2

120

50

70

Пакет (итого)

х

210

86

124

 

Рассчитав МД на один пакет в размере 124 руб./шт. и зная постоянные затраты (например, по товару А - 9450 руб., по товару Б - 1050 руб.) и косвенные затраты (общие для товаров А и Б - 20350 руб.), определим количество пакетов, которые должны быть реализованы для достижения точки безубыточности.

Q/ = (9450+1050+20350)/124 = 325 шт.

Таким образом, организации нужно продать 975 шт. товара А (325 · 3) и 650 шт. товара Б (325 · 2), чтобы обеспечить безубыточный объем продаж.

 

2. Графический:

Существуют различные виды графиков:

·        Прибыль – объем продаж

·        Затраты – объем - прибыль

При построении  графика линия общих затрат при наличии постоянных и переменных затрат представляет собой уравнение вида:    у = а + вх     или          ТС = FC + ∑AVCi · Qi

График выручки  будет иметь вид: N= ∑Qi · рi

Пересечение этих прямых позволит определить точку безубыточности.

 

 

Задание 20. Определить точку критического объема продаж и запаса финансовой прочности, предварительно сгруппировав затраты на постоянные и переменные. Определить эффект операционного рычага, при условии, что объемы производства и продажи увеличатся на 2% (таблица 30).  Построить график. Сделать вывод.

Таблица 30 – Определение порога рентабельности продукции

Показатели

Величина

1. Объем продажи, ед.

14290

2. Затраты, тыс.  руб.:

-                      амортизация

-                      сырье и материалы

-                      транспортные расходы

-                      заработная плата основных работников

-                      заработная плата административных работников

-                      проценты за кредит

-                      торгово-коммерческие затраты

-                      прочие управленческие

 

2098

15157

8104

7673

6799

347

1999

817

3. Выручка от продажи, тыс. руб.

 

4. Цена продажи единицы продукции, тыс. руб.

3,60

5. Маржинальный доход, тыс. руб.

 

6. Ставка маржинального дохода

 

7. Точка критического объема продаж в стоимостном выражении, тыс. руб.

 

8. Точка критического объема продаж в натуральном выражении, ед.

 

9. Эффект операционного рычага, %

 

 

Решение, вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

График:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Анализ безубыточности В основе анализа соотношения «Затраты – объем – прибыль» («

Анализ безубыточности В основе анализа соотношения «Затраты – объем – прибыль» («

ЗФП = рентабельность продаж / ставку

ЗФП = рентабельность продаж / ставку

Определить эффект операционного рычага, при условии, что объемы производства и продажи увеличатся на 2% (таблица 30)

Определить эффект операционного рычага, при условии, что объемы производства и продажи увеличатся на 2% (таблица 30)
Скачать файл