Анализ безубыточности
В основе анализа соотношения «Затраты – объем – прибыль» («CVP-анализ») лежит определение уровня безубыточности предприятия. Важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности предприятия и установление, при каких объемах выпуска производство более рентабельно, а при каких – не будет давать прибыли.
Применяются два метода определения уровня безубыточности:
1. Аналитический (алгебраический):
1) определяется результат от реализации после возмещения переменных затрат – маржинальный (предельный) доход. Если какой-либо вид продукции приносит маржинальный доход, он тем самым в определенной степени обеспечивает покрытие постоянных расходов организации, снижая риск, связанный с убыточностью производства.
MD=N – VC = P+FC или md = p – AVC,
где MD – маржинальный доход;
N – выручка;
С – себестоимость;
VС – переменные затраты;
AVC – удельные переменные затраты;
FС – постоянные затраты;
p - цена единицы продукции.
2) рассчитывается удельный вес MD в выручке от продаж – ставка маржинального дохода:
или
3) определяется значение точки критического объема продаж в стоимостном выражении. При условии, что MD= FC, определим, какому значению выручки соответствует данное равенство:
4) рассчитывается критический объем продаж в
натуральном выражении – пороговое количество товаров:
5) рассчитывается значение критической точки в относительном выражении:
6) рассчитывается запас финансовой прочности (ЗФП) – S – показывает, насколько организация может сократить объем реализации, прежде чем понесет убытки.
а) в стоимостном выражении: S=N-Nкрит
б) в натуральном выражении: S=Q-Qкрит
в) в относительном выражении: S=100-N%
или ЗФП = рентабельность продаж / ставку МД.
Данный показатель может рассматриваться как некоторая мера риска. Если разность отрицательна, то существует реальная угроза финансовой стабильности предприятия, поскольку его деятельность убыточна.
В том случае, когда организация выпускает несколько видов продукции, анализ усложняется, т.к. разные виды продукции продаются по разным ценам, имеют разную себестоимость и норму прибыли. Одним из решений данной проблемы предлагается определение ожидаемого соотношения видов продукции в общем объеме продаж, что позволяет ввести вместо нескольких видов продукции в анализ «единственное» изделие, которое организация продает как пакет.
Например, организация планирует продать 1500 шт. товара А и 1000 шт. товара Б, тогда соотношение видов продукции составит 3/2, что означает продажу организацией некоего условного пакета, содержащего 3 шт. товара А и 2 шт. товара Б.
Таблица 29 – Исходные данные
|
Структура, шт. |
Цена, руб./шт. |
Переменные затраты, руб./шт. |
Маржинальный доход, руб./шт. (p-AVC) |
Товар А |
3 |
90 |
36 |
54 |
Товар Б |
2 |
120 |
50 |
70 |
Пакет (итого) |
х |
210 |
86 |
124 |
Рассчитав МД на один пакет в размере 124 руб./шт. и зная постоянные затраты (например, по товару А - 9450 руб., по товару Б - 1050 руб.) и косвенные затраты (общие для товаров А и Б - 20350 руб.), определим количество пакетов, которые должны быть реализованы для достижения точки безубыточности.
Q/ = (9450+1050+20350)/124 = 325 шт.
Таким образом, организации нужно продать 975 шт. товара А (325 · 3) и 650 шт. товара Б (325 · 2), чтобы обеспечить безубыточный объем продаж.
2. Графический:
Существуют различные виды графиков:
· Прибыль – объем продаж
· Затраты – объем - прибыль
При построении графика линия общих затрат при наличии постоянных и переменных затрат представляет собой уравнение вида: у = а + вх или ТС = FC + ∑AVCi · Qi
График выручки будет иметь вид: N= ∑Qi · рi
Пересечение этих прямых позволит определить точку безубыточности.
Задание 20. Определить точку критического объема продаж и запаса финансовой прочности, предварительно сгруппировав затраты на постоянные и переменные. Определить эффект операционного рычага, при условии, что объемы производства и продажи увеличатся на 2% (таблица 30). Построить график. Сделать вывод.
Таблица 30 – Определение порога рентабельности продукции
Показатели |
Величина |
1. Объем продажи, ед. |
14290 |
2. Затраты, тыс. руб.: - амортизация - сырье и материалы - транспортные расходы - заработная плата основных работников - заработная плата административных работников - проценты за кредит - торгово-коммерческие затраты - прочие управленческие |
2098 15157 8104 7673 6799 347 1999 817 |
3. Выручка от продажи, тыс. руб. |
|
4. Цена продажи единицы продукции, тыс. руб. |
3,60 |
5. Маржинальный доход, тыс. руб. |
|
6. Ставка маржинального дохода |
|
7. Точка критического объема продаж в стоимостном выражении, тыс. руб. |
|
8. Точка критического объема продаж в натуральном выражении, ед. |
|
9. Эффект операционного рычага, % |
|
Решение, вывод:
График:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.