Содержание воспитания в экологическом направлении
Содержание экологического образования и воспитания включает следующие аспекты:
1. Понимание важности и ценности природы
2. Развитие навыков экологического поведения
3. Сознательное потребление и устойчивый образ жизни
4. Вовлечение в экологические инициативы и проблемы
5. Развитие эко-культуры и эко-образования
Задачи экологического направления воспитания
1. Формирование экологической осведомленности – расширение знаний о природе, экосистемах, а также об угрозах, которые существуют для окружающей среды
2. Развитие экологического мышления – способность оценивать экологические проблемы, принимать решения и прогнозировать последствия своих действий
3. Формирование экологической грамотности – умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни, участвовать в экологических инициативах и действовать в интересах сохранения природы
4. Воспитание экологической ответственности – осознание своей роли в сохранении окружающей среды, а также пропаганда экологических ценностей среди других людей
5. Развитие экологической активности – участие в экологических мероприятиях, а также реализация практических решений для улучшения состояния окружающей среды
6. Формирование экологической культуры – развитие уважения к природе, понимание взаимосвязи всех живых организмов и осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде
Задачи экологического направления воспитания
Экологическое направление в урочной деятельности
В большинстве российских школ экологические знания включаются в предметы, такие как:
1. Биология: уроки могут быть направлены на изучение экосистем, биоразнообразия, влияния деятельности человека на окружающую среду, роли растений и животных в экосистеме и других экологических тем
2. География: уроки могут быть посвящены изучению географического положения различных регионов, их климата, природных ресурсов и проблем экологии
3. Физика: на уроках можно рассмотреть вопросы энергосбережения, использования альтернативных источников энергии, энергетической эффективности
Экологическое направление в урочной деятельности
4. Химия: уроки могут быть направлены на изучение процессов загрязнения окружающей среды, химических реакций и применения методов очистки
5. Русский язык или литература: проводить чтение и анализ произведений, посвященных природе, экологическим проблемам, создавать экологические тексты и стихи
6. Математика: на уроках можно рассмотреть примеры из расчетов потребления энергии, объемов загрязнения, экономии ресурсов и других экологических параметров
Экологическое направление воспитания интегрировано в учебные предметы, что позволит получить знания о природе, экологических проблемах и стимулировать их экологическую активность и ответственность
Экологическое направление в урочной деятельности
Экология как отдельный предмет не относится к обязательным – в некоторых школах она дается на выбор в 10-11 классах
Программы по курсу «Экология» представлены на сайте Российской электронной школы – в рамках него школьники узнают об основах фундаментальной экологии и факторах устойчивого развития
Мотивировать школьников на самостоятельное изучение экологии помогает Всероссийская олимпиада школьников по экологии
На ней ученики 9-11 классов решают не только теоретические задания, но и готовят проекты
Экологическое направление во внеурочной деятельности
1. Экологический театр (обучающиеся участвуют в театрализованной постановке, используя полученные знания и умения в области экологии)
2. Эко-квест (игра, которая заключается в решении обучающимися различных головоломок и логических заданий по экологической проблематике)
3. Дебаты (обучающиеся участвуют в обсуждении событий, основанных на реальных событиях, которые влекут за собой экологические проблемы)
4. Экологический патруль (обучающие осуществляют контроль за экологическим поведением людей на территории школы)
Экологические мероприятия:
Экологические мероприятия во внеурочной деятельности
5. Эко-десант (мероприятия, направленные на благоустройство природных и культурно-исторических мест, проведение субботников)
6. Марафон эко-привычек (создание чек-листа эко-привычек с заданиями и его выполнение в определенный срок)
7. Эко-бумажная фантазия (экологический мастер-класс по работе с бросовым материалом)
8. Тематическая картотека (создание перечня книг, статей, журналов на определенную экологическую тему, которой учащееся могут пользоваться для создания мероприятий экологической направленности)
Экологические мероприятия:
Экологическое направление в школьной жизни
Организация экологических мероприятий и фестивалей
Внедрение энергосберегающих технологий
Организация чистоты на территории школы
Киноклуб экологической направленности
Внедрение раздельного сбора и переработки отходов
Создание экологических клубов и групп
Создание садов и оранжерей на территории школы
Рекомендации по работе в экологическом направлении
1. Включение предмета экологии в учебные планы на всех уровнях образования
2. Сотрудничество с местными организациями и предприятиями, которые решают экологические проблемы
3. Проведение конференций и мероприятий с экологами
4. Расширения знаний в области экологии у преподавателей для эффективной работы в экологическом направлении
5. Создание пособий, учебно-воспитательных материалов как для учащихся, так и для учителей
6. Проведение семейных экологических мероприятий
Организация воспитательной работы по экологическому направлению во 2 классе
Так как я являюсь учителям начальных классов, то во 2 классе я могу организовать воспитательную работу следующих на уроках:
1. Окружающий мир –тема «Про воздух и про воду» (рассказать о экологических проблемах, создать экологические знаки), тема «Красная книга» (детям подготовить сообщение о редком животном или растении), тема «Звездное небо» (рассказать учащимся о экологических проблемах космоса)
2. Литературное чтение – раздел «О братьях наших меньших» (организовать работу с произведениями так, чтобы дети могли увидеть те экологические проблемы, которые автор раскрывает в своих произведениях)
3. Математика – тема «Объем и литр» (вместе с учащимся определить правила экономного расхода воды)
Эко-дебаты на тему «Космос и экология»
Участники:
2 команды (от 2 до 6 человек)
Судейская коллегия, состоящая из нечетного числа судей
Тайм-кипер, который следит за временем выступления или перерыва
Регламент:
Выступление – 2 минуты
Перерыв – 3 минуты
Вопросы к команде – 2 минуты
Цель игры: привлечение внимания учащихся к проблемам загрязнения космоса, развитие способностей выявлять причины космических проблем и находить способы их решения
Эко-дебаты на тему «Космос и экология»
Сущность игры:
Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте. Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис: эту команду называют «оппозицией», а другая команда его опровергает: эта команда «парламент». После каждого раунда команды меняются ролями. Команды имеют право на перерыв для консультации друг с другом. За соблюдением регламента игры следит тайм-кипер. Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает.
Эко-дебаты на тему «Космос и экология»
Выбор данного мероприятия обусловлен тем, что:
Это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии
В игре затрагивается тема загрязнения космоса и методов борьбы с этой экологической проблемой, которая очень редко освящается в образовательных учреждениях
Эко-дебаты на тему «Космос и экология» помогают осознать важность сохранения космоса, борьбы с имеющимися уже сейчас экологическими проблемами и предотвращения новых проблем экологии космоса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.