Анализ эпилога романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Оценка 4.6

Анализ эпилога романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Оценка 4.6
Документация
doc
русская литература
10 кл—11 кл +1
15.07.2024
Анализ эпилога романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Это конспект заключительного урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". В этом уроке проводится анализ последнего абзаца эпилога с точки зрения цветописи, значения образов, хронотопа, ритма и композиции.
конспект урока_анализ эпилога.doc

Анализ эпилога романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Нельзя сказать, что разумное прекрасно,

но прекрасное всегда разумно.

И.-В. Гете

 

Слово учителя. Сегодня мы еще раз поговорим о поэтике. Напомню: поэтика – это художественность. Идея в хорошем произведении передается всеми способами. Наша цель сегодня – через образы, через языковую ткань проникнуть в замысел автора.

            Почему эпилог? Мы говорили уже, что в тексте есть несколько сильных позиций, т.е. позиций, в которых наиболее ярко выражена идея произведения. Это:

Ø  название текста

Ø  эпиграф,

Ø  начало текста,

Ø  конец текста

Мы поговорим об эпилоге романа, но не обо всем, а о последнем абзаце эпилога, т.е. о самом конце текста.

Мы с вами говорили об уровнях организации поэтического художественного текста:

1.      Фоно-стилистический (звукостилистический)

а) звукопись,

б) рифма (если есть),

в) интонация

2.      Ритм

а) ритмические фигуры

б) ритмический синтаксис

3.      Композиционный

а) система образов,

б) система мотивов,

в) система сильных позиций текста.

            Давайте начнем с того, что рассмотрим ритмическую организованность эпилога.

Выступление 1 группы

            Обращает на себя внимание то, последний абзац романа написан в основном правильными ритмическими фигурами, что можно увидеть на схеме. Особый ритм эпилогу придают также ряды однородных членов предложения, синтаксический параллелизм, ритм повторов, анафора в 3 предложении, многосоюзие – в шестом, риторические вопросы и риторическое восклицание, периоды в предложениях. Ритмически подчеркнуто деление эпилога на три ритмо-смысловые части, которые отделяются многоточиями, но все эти части объединены в один абзац. Таким образом, можно сделать вывод, что этот последний абзац романа очень напоминает стихотворение, только стихотворение в прозе.

Учитель. Совершенно согласна с этим, поэтому давайте проанализируем эпилог так, как мы обычно анализируем стихотворения. Напомню вам алгоритм анализа стихотворения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель. Итак, давайте «пройдем» по алгоритму и попытаемся понять то главное, что хотел сказать Тургенев в заключение романа – в сильной позиции текста.

Выступление 2 группы

Надпись: Но

 одна (могила)

не касается ни человек, ни животное

птицы поют на заре

железная ограда

две молодые елки

Евгений Базаров

в этой могиле недалекая деревушка

дряхлые старички (приблизятся, припадут, станут на колени, горько плачут, молятся…)

ограда

немой камень

сын

пыль

воспоминания о нем

 

канавы заросли

деревянные кресты поникли и гниют

каменные плиты сдвинуты, словно их кто-то подталкивает

2 – 3 ощипанных деревца

скудная тень

овцы

могилы

 
            Мы выписали все основные образы сначала эпилога:

молитвы

слезы

любовь

святая, преданная любовь

страстное, грешное, бунтующее сердце

могила

цветы безмятежно глядят на нас невинными глазами

вечное спокойствие

великое спокойствие

«равнодушная» природа

вечное примирение

жизнь бесконечная

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Образы можно объединить в три группы:

                        - образы реальные, земные, хотя и связанные с кладбищем;

                        - образы, связанные с Базаровым (молитвы, слезы, любовь, елки, птицы на заре, железная ограда, бунтующее сердце)

                        - образы, связанные с вечностью (могила, цветы, вечное спокойствие, великое спокойствие, равнодушная природа, вечное примирение, жизнь бесконечная)

Интересно, что последняя характеристика Базарова дается через родителей:

- кладбище отдаленное, никто не приходит к Базарову, о нем никто не вспоминает, кроме родителей;

- только родители, от которых он пытался отдалиться. Одиночество (трагическое): герой бунтует не только против социальной системы, но и против мира «равнодушной» природы, один против всего мирового порядка, как романтический герой.

Учитель: Почему Тургенев в конце романа делает Базарова романтическим героем?

- Герой обречен: романтический герой, бунтуя против мирового порядка, трагически одинок и обычно гибнет в этой борьбе. Он будто заранее обречен. Бунтующее сердце вынуждено отступить перед великим спокойствием равнодушной природы.

Выступление 3 группы (Соколова Е.)

Движение во времени:

I часть: настоящее → в прошлое (сочетание настоящего и прошедшего времени в глаголах; в этой части 8 глаголов: есть движение, правда, не очень быстрое)

II часть: настоящее земное постоянное (много глаголов – 19 + однородные члены + повторы: движение ускорено, несмотря на описание могилы Базарова)

III часть: время вечное, всего 4 глагола (движения практически нет)

 

 

Движение в пространстве построено на приеме ступенчатого сужения образа, а затем расширения пространства:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Хронотоп подчеркивает,

во-первых, одиночество Базарова: даже могила его отделена от всех остальных,

во-вторых, несмотря на то, что могила его забыта, вокруг нее по-прежнему – жизнь-движение (19 глаголов),

в-третьих, видно, что Базаров – это некий фокус, в котором сходятся основные проблемы романа и главная из них – проблема «отцов и детей».

 Выступление 4 группы

Серые кресты, тень    →      заря, елки (зелень)     →     пыль, цветы

Выводы: цветовых эпитетов немного, но они имеют символическое значение: в 1 части – при описании кладбища – что-то невыразимо тоскливое, здесь нет жизни – тень, а еще здесь живут тени умерших. С описанием могилы Базарова приходят краски: зеленые – символ жизни и юности (елки – символ вечности) и цвет зари – символа победы дня над ночью, символа целеустремленности и трудолюбия. И наконец, в последней части совмещаются «пыль» и «цветы»: бренное, земное и вечное, вневременное. И нет конфликта, противоречия: единый закон жизни и смерти, закон цикличности.

Учитель: В поэзии огромную роль играет звукопись. Можно ли увидеть в эпилоге романа применение этого приема?

Выступление 5 группы

Звуки в эпилоге построены на антитезе – противопоставление светлым, тёплым звукам ([а], [э]) ↔ холодных, угрожающих звуков ( [о],[у]). Кроме того, в тексте иногда встречаются тревожные, напряжённые звуки [ы], [и].

«К н[э]й, из недал[о]кой дерев[у]шки, ч[а]сто прих[о]дят дв[а] уж[э] др[a]хлые старичк[а] – м[у]ж с жен[о]ю»

Можно отметить, что в имени главного героя Евг[Е]ний Баз[А]ров почти не встречаются угрожающие звуки и имя его построено на светлом начале.

Тишина играет огромную роль при описании кладбища, на котором похоронен Базарова – она выражается в активном использовании шипящих и свистящих звуков [ш], [щ], [ч], [с], [з].

В последней части эпилога часто употребляются сонорные звуки [р],[л],[м] – они символизируют любовь и вечность, жизнь и смерть.

 

Заключительное слово учителя:

Эпилог, конец романа – сильная позиция текста, в котором, как в зеркале, мы увидели отражение основных мыслей романа. Но если в романе больший упор делается на социально-политический конфликт поколений, то эпилог высвечивает главный – философский – связанный с вечным законом жизни: все смертно: одно поколение сменяет другое, новое поколение становится «отцами» и ему также приходится «глотать пилюлю» от детей. И еще вернемся к спору о том, насколько Тургенев объективен в изображении своего главного героя. Да, Базаров одинок, да, о нем все забыли, кроме родителей, но это было «страстное, грешное, бунтующее сердце», это был человек, не желающий мириться с несовершенством мира и, как Дон Кихот, о котором мы читали в статье Тургенева «Гамлет и Дон Кихот», Базаров подчас вступал в бой с «ветряными мельницами», но, как и Гамлета,  его терзали вечные вопросы: «Быть или не быть?». Его идеи – идеи нигилизма не близки Тургеневу, и все же вместе с «равнодушной природой» он не мог не восхищаться Базаровым, его силой, целеустремленностью, отвагой, самопожертвованием и, при понимании своей обреченности, продолжением борьбы. Весь эпилог – перечисление того, что стало с живыми людьми, которые как бы закончили свое существование: оно статично и мертво. А Евгению Базарову посвящен только последний абзац, это последний трагический аккорд – и… вечная жизнь. Хотя можно ли говорить о примирении, если весь последний абзац построен на антитезе?

(К конспекту прилагается мультимедийная поддержка урока)


Анализ эпилога романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Анализ эпилога романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Учитель. Итак, давайте «пройдем» по алгоритму и попытаемся понять то главное, что хотел сказать

Учитель. Итак, давайте «пройдем» по алгоритму и попытаемся понять то главное, что хотел сказать

Учитель: Почему Тургенев в конце романа делает

Учитель: Почему Тургенев в конце романа делает

С описанием могилы Базарова приходят краски: зеленые – символ жизни и юности (елки – символ вечности) и цвет зари – символа победы дня над ночью,…

С описанием могилы Базарова приходят краски: зеленые – символ жизни и юности (елки – символ вечности) и цвет зари – символа победы дня над ночью,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2024