Разработка мастерской ценностно-смысловых ориентаций "О счастье, радости, любви и ещё о чём-то"
Оценка 4.6

Разработка мастерской ценностно-смысловых ориентаций "О счастье, радости, любви и ещё о чём-то"

Оценка 4.6
Мероприятия +2
doc
Междисциплинарный 6
10 кл—11 кл +1
01.02.2020
Разработка мастерской ценностно-смысловых ориентаций "О счастье, радости, любви и ещё о чём-то"
Мастерская посвящена блокаде Ленинграда. Это разговор с современными подростками от 15 лет и старше. Очень хорошо мастерская проходит с участием людей разных возрастов (педагоги, родители).
Андреева Ж.О. Мастерская О счастье, радости, любви и ещё о чём-то.doc

ГБПОУ «Педагогический колледж №4 СПб»

Андреева Жанетта Олеговна,

преподаватель литературы.

 

Мастерская

ценностно-смысловых ориентаций

 

О счастье… радости…  любви…  и ещё о чём-то

 

Несколько слов о том, как и почему появилась эта мастерская.

Я, Жанна (Жанетта) Олеговна Андреева, – дочь и внучка блокадников. Ни мой отец (1928 года рождения), ни его мать и бабушка не покидали город на протяжении всей войны. Бабушка и отец были награждены Медалями «За оборону Ленинграда». Прабабушка была похоронена на Пискарёвском кладбище в 1942. С детства я знала, что у Ленинградцев не один День Победы, а два: 27 января – День снятия блокады Ленинграда и 9 мая. Эти два праздника были превыше всех других, включая Новый год и дни рождения. Они считали чудом, что выжили. О блокаде в семье говорилось скупо и строго. Но меня всегда интересовало, как в нечеловеческих условиях удалось отстоять город и победить. Где люди брали силы подниматься и идти к станку, браться за дело, противостоять болезням?

Эта мастерская – результат изучения огромного количества документов (в том числе своих семейных), размышлений над разного рода литературой, встреч с блокадниками, просмотра документальных фильмов, посещения памятных мест, связанных с войной. Это результат воспринятой от близких боли и гордости, принятой на себя ответственной миссии – быть звеном между теми, кто ЭТО пережил и теми, для кого война 1941-1945 – исторический факт из учебника, давно прошедшее событие. Я помню их голоса, их лица, теплоту и силу их рук. Это мастерская – отчёт перед ними.

Документ, который лёг в основу мастерской, отыскался в Интернете, в сети VK явился мне под названием «Счастливое письмо из блокадного Ленинграда». Возможно, это письмо – имитация документа. Никаких дополнительных сведений об этих людях мне найти не удалось. Думаю, что это и неважно. Важно, что история правдива, не противоречит историческим фактам и даёт пищу для сердца и ума, как сегодняшним подросткам, так и людям старшего поколения.

 

Методические ремарки.

 

Мастерская была разработана для студентов педагогического колледжа, для молодых людей 15 лет и старше. Есть опыт проведения данной мастерской со взрослыми участниками. Восприятие материала и эффекты были абсолютно одинаковыми. С большой вероятностью можно предположить, что мастерская может быть использована для проживания разновозрастной аудиторией, например, старшеклассники и учителя, школьники и родители.

 

В силу совершенно особой эмоциональной атмосферы на этой мастерской предпочтение отдано именно ВНУТРИЛИЧНОСТНОМУ диалогу, потому как задеваются особые струны, звучание которых просит тишины... Задания даются во фронтальном режиме, но каждый участник мастерской проходит свой путь. Интерактив (парная или групповая работа) может погасить это состояние.

 

 

 

 

Педагогические задачи мастерской:

помочь участникам в осознании себя петербуржцами-ленинградцами, в понимании сопричастности великой истории, судьбе нашего Города и народа через погружение в один из блокадных дней;

- побудить к изучению исторического и культурного наследия, обратиться к истории своей семьи как части всеобщей истории;

- помочь в восприятии традиции исторического диалога со временем, людьми, Городом;

- помочь в осознании своих жизненных ценностей, целей и смыслов в исторической ретроспективе и перспективе.

 

Возможности для участников мастерской:

- задуматься над тем, что называют счастьем; поразмышлять над этим понятием;

- познакомиться с текстом из блокадного Ленинграда и сравнить со своим;

- высказать свои предположения относительно поворотов судьбы героев сюжета;

- задуматься над тем, что помогает человеку оставаться человеком в нечеловеческих условиях;

- создать текст, связанный с темой мастерской;

- определиться с индивидуальным направлением дальнейшей работы по теме «Адреса счастья в годы войны».

 

Ход мастерской

Кл. рук.: Припомните один день последних месяцев, который вы можете назвать радостным и счастливым.

 

Чем он отличался от других, чем был наполнен?

 

Опишите его для памяти в виде страницы дневника или письма кому-то из близких.

Можете сопроводить запись (письмо) рисунком.

 

Если хотите, с кем-то поделиться, можете это сделать.

Если найдутся желающие, то на это можно дать не более 1-2 минут.

 

- Я хочу вас познакомить с одним письмом, которое попалось мне на просторах Интернета под названием «счастливое письмо из блокадного Ленинграда». Сейчас просто послушайте.

 

Письмо датировано  6 июня 1943 года. Можно ли что-то предугадать по дате?

 

Часто студенты, школьники делают предположение, что была прорвана или снята блокада Ленинграда, потом вспоминают, что это произошло зимой…

- что был какой-то указ принят…

- вспоминают, что блокада хоть и была уже прорвана, но не снята окончательно…

- находится кто-то, кто обращает внимание на день и месяц, вспоминают: это день рождения Пушкина.

 

Читаю текст (читать надо несколько отстранённо, строго без излишнего драматизма).

 

 Если что-то задело, запишите словосочетанием.

 

«Только вчера послала тебе, мой мальчик, письмо. А сегодня вечером пишу снова.
Знаешь, Пашенька, я давно хотела написать тебе РАДОСТНОЕ письмо.
 
Думала, что так и не смогу. Смерть папы, бабушки, Валечки. Казалось, ничего в жизни не обрадует меня, кроме встречи с тобой.


А сегодня был день чудес, радостных, нежданных.
Поверишь, я была на праздновании дня рождения Пушкина! Музей был
закрыт с начала войны... И вдруг получаю розовенький листочек -
приглашение в музей!


Пришло восемь человек из близлежащих домов. Выступали Вс. Вишневский, В. Инбер и Николай Тихонов. С какой пронзающей душу верой
Вишневский сказал: «Голод уйдет! Поверьте: мы победим!» В. Инбер читала
«Памяти Пушкина». На бюсте Пушкина был венок, настоящий, из живых
цветов. А я вспоминала, как малышом ты потерялся в музее, и я с трудом
отыскала тебя у этого самого бюста. Ты тогда сказал: "Я с каменным дядей гулял!" Помнишь! Знаешь, сынок, нас было 8 человек. Всего. Но мы были в центре Вечности... и Бессмертия. Жизнь будет! Она бесконечна.
Дом Пушкина не пострадал. Бомба упала в Мойку и не взорвалась! Есть в
мире места, неприкасаемые, хранимые свыше!


Я, Пашенька, пока не очень хорошо хожу (только не волнуйся - ничего
серьезного), а из дома Пушкина пошла (первый раз) на Стрелку. Силы
появились!
А день какой сегодня чудесный! Солнце! Нежная зелень
деревьев!

 Ах, какое чудо!!!


Ты не представляешь, Румянцевский садик разбили на квадратики ...под
огороды! А на набережной разрыхлили газон для ЦВЕТОВ!
Милый, меня так взволновал запах парной земли... Я целыми пригоршнями
подносила ее к лицу и до головокружения вдыхала ее запах - запах жизни!
Господи, скоро я увижу ЦВЕТЫ! Павлик! Какие у нас ЛЮДИ! Город, в
котором сажают в блокаду цветы, победить нельзя!
Вернулась домой. Зашла Зинаида Васильевна. Рассказала, что весь персонал
их детского дома собрался, чтобы посмотреть драку двух мальчуганов.
Представляешь, они ДРАЛИСЬ! Женщины плакали от счастья. Дети молча
лежали, только с трудом начали вставать. И вдруг.... ДЕРУТСЯ! И не из-за
еды! А свои мальчишеские отношения выясняют. Ожил маленький народ!
Победа!

 Еще какая победа!


Вечером у меня стала кружиться голова. Тетя Дуся (бывшая лифтерша -
помнишь ее?) говорит: "От слабости, Лексевна, поди, долго не протянешь.
- А я ей: "От радости!" - Не поняла, посмотрела, словно я умом тронулась.
А я, Павлик, поверила сегодня, что у нас будет ЖИЗНЬ. И ты вернешься,
сынок!

 Я это ЗНАЮ, ЗНАЮ, ЗНАЮ!!


Только не узнаешь ты нашей квартиры. Сожгли все, что горело, даже паркет.
Ничего - наживем! А вот твою комнату не тронули. Там все так, как было.
Даже листочек из  блокнота и карандашик, оставленный тобой на письменном столе.
Мы с твоей Лелей (чудесная девочка) часто сидим у тебя в комнате... С
ТОБОЙ! Твоя Леля давно мне дочь. У меня - никого. У нее - тоже. Один свет
на двоих - твое возвращение. Без нее, моего Ангела Хранителя, я эту зиму
не пережила бы. Теперь-то точно доживу и внуков понянчу…
Не выдавай меня, сынок, - Леля рассердится. Но в такой особый счастливый
день проболтаюсь. У каждого ленинградца есть сумочка, баульчик с самым
ценным, с которым не расстаются. А знаешь, что у Лели в сумочке, кроме
документов и карточек? Не догадаешься!!! - Узелок со свадебным платьем и
туфельками, которые ты ей купил 20 июня 41года! Голодала, а на хлеб не
поменяла. Знает, девочка, что наденет свой свадебный наряд! Волшебная
наша девочка!


Видишь, сынок, получилось!!!! у меня РАДОСТНОЕ письмо.


Будем жить, Павлик, уже втроем. И внуки у меня будут. Красивые и
добрые, как ты и Леля!


Целую тебя, мой ненаглядный мальчик, кровиночка моя, надежда, жизнь моя!

 Береги себя, сынок!


Мне кажется, что прожитый сегодня СЧАСТЛИВЫЙ день - Божье знамение.


Твоя мама».

 

Методическая ремарка. Обычно в аудитории устанавливается напряжённая тишина, трудно и не нужно сразу переходить к разговору. Необходимо дать возможность осознать его, это письмо, ещё побыть с самим собой в состоянии возвышенного недоумения. Поэтому предлагаю пролистать текст в виде презентации (прилагается). Каждый ещё раз прочтёт письмо про себя, со своей интонацией, своим голосом.

 Презентация содержит  фотографии, сделанные в блокадном Ленинграде. Они иллюстрируют текст письма, помогают воссоздать картину происходившего. Сопровождается только музыкой.

 

Мастер: Как думаете, какова судьба этого письма? Получил ли его сын? Встретились ли они все? (Ответы - фронтально 1-2 минуты)

Большинство участников высказывают предположение, что всё случилось так, как надеялась мать. Но есть и мнения менее оптимистичного характера: сын погиб, мать не дожила…  письмо затерялось на фронтовых дорогах и вернулось после войны.

Методическая ремарка. Этот вопрос, не связанный напрямую с содержанием письма, будто уводящий в сторону, необходим – это дополнительный индуктор, включающий воображение, устанавливающий связь сегодняшнего молодого человека с судьбами героев письма.  Как будто уже от тебя зависит развитие сюжета их жизни – так возникает сопричастность давно прошедшим событиям.  

Мастер: Как же на самом деле сложилась судьба этого письма, его автора и адресата?

Вера Алексеевна Вечерская умерла 8 июня 1943 года. О ее смерти Павлик
узнал через полгода. РАДОСТНОЕ письмо матери хранил всю войну в
кармане гимнастерки вместе с фотографией Лели. Фронтовые друзья
не однажды просили прочитать это последнее РАДОСТНОЕ материнское
письмо. И обязательно кто-то вслед за Верой Алексеевной повторял: "Будем
жить, будем! "

Павлик вернулся. Они с Лелей поженились. У них самих есть и внуки, и уже правнуки.

И еще... Кроме обычных праздников, в их семье есть праздник РАДОСТНОГО дня, "дня чудес радостных и нежданных." Маршрут" их праздничной прогулки тот, которым в предпоследний день жизни шла Вера Алексеевна.

Вед.: Скоро мы отметим 75 годовщину Победы в той войне. Нетрудно подсчитать, что этим людям сегодня должно быть далеко за 90 лет. Живы ли они? Будем надеяться, что – да! Но их внуки, правнуки, праправнуки получили их завет. Письмо и сегодня живо. Чем и почему?

Что особенно задело в письме? В судьбе этих людей?

Методическая ремарка. Здесь возможно дать слово всем желающим высказаться. Если таких будет много, то можно 2-3 минуты поговорить в парах, малых группах, а потом один от группы поделится своими наблюдениями, вопросами, соображениями.

Мастер: О чём подумалось ещё? Блиц-обмен во фронтальном режиме.

Это письмо – последнее материнское слово, оно стало своеобразным завещанием. Что завещано матерью-ленинградкой сыну? Всем нам?

День рождения Пушкина в музее на Мойке, 12. Этот адрес мать называет в письме «центром Вечности... и Бессмертия», а какие ещё адреса блокадного Ленинграда можно назвать «адресами радости, любви и силы»?

Участники вспоминают всё, что знают о жизни в блокадном городе:

- работали театры и почти всегда были все билеты проданы;

- были концентры в филармонии – знаменитое исполнение Ленинградской симфонии Д.Д.Шостаковича транслировалась на передовую и её слышали не только наши части, но и немцы;

- Дом радио, откуда велись передачи, звучали не только фронтовые сводки, но читала стихи Ольга Берггольц, были передачи для детей;

- Работала Публичная библиотека, выдавались книги… люди читали!

- в Эрмитаже даже экскурсии проводились, картины были сняты, но это не мешало экскурсоводам, они останавливались у пустующих стен и рассказывали так, что все, кто слушал, могли вообразить, увидеть…

 

 Дополнительно демонстрируется презентация «Адреса радости, любви и силы блокадного Ленинграда», которые не были названы.

Какой адрес вам запомнился и почему? Как, по-вашему, можно продолжить эту работу?

Пример:

- к Дню Победы создать сборник рассказов родных, знакомых, или прочитанные в мемуарной литературе о любви, радости, счастье в самых тяжёлых военных буднях;

- сделать видеофильм по «адресам счастья и силы» военного города;

- сделать видеофильм с чтением мемуаров блокадников, где они рассказывают о том, что помогло выжить и победить;

- …

Рефлексия.

Мастер: название нашей мастерской «О счастье… радости…  любви…  и ещё о чём-то».

О чём ещё эта мастерская для вас?  Возьмите листы бумаги, напишите своё письмо-ответ.

Сверните фронтовым треугольником, надпишите, кому хочется адресовать это письмо.

Письма можно сложить на отдельном столе, когда сдадут все, мастер зачитывает. Можно чтобы каждый участник мастерской взял одно письмо (кроме своего) и зачитал его.

16-18-летние студентки педагогического колледжа писали «самим себе», «потомкам», «всем моим сверстникам», «моим будущим детям, внукам, правнукам», «своим родителям»;

- о том, что всегда есть надежда и надо верить…

- о том, что память о простых людях, которые ежедневно свершали подвиг ЖИЗНИ, не думая о том, что свершают подвиг, должна жить вечно;

- о том, что любой адрес, где люди думают о других, заботятся о спасении других жизней, даже жизни животных, растений, – везде – адреса СИЛЫ;

- о том, что человек обязан оставаться человеком, а не потребителем и счастье не в богатых подарках, дорогих покупок, а в самых простых вещах: цветах, солнце, близких людях, стихах…

- надо читать, надо знать, чтобы сохранить этот город;

- о том, что сила – в духе!

- пусть НИКОГДА это не повторится!

- когда тебе плохо, когда ты теряешь надежду, вспомни о них, 900 дней веривших, не отчаявшихся – живших…

- поняла, что такое ленинградский характер;

- не хлебом единым жив человек!

- о новом смысле слова «подвиг» - сохранить реликвии, помнить Пушкина, радоваться драке мальчишек, творчество;

- думать о том, чтобы даже в нечеловеческих условиях подарить детям детство, нарядить ёлку, придумать подарки…

- для нас счастье – жить в достатке, для блокадников – счастье – наступление нового дня, письмо с фронта, жизнь близкого человека;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Адреса любви, радости и силы блокадного Ленинграда



1. Ржевская площадь, 1д, железнодорожная станция Ржевка. Именно на эту ленинградскую станцию по Дороге жизни прибывали поезда с мукой, продовольствием и лекарствами. Дорога от Ржевки до центра города вошла в историю под названием «Ржевский коридор».



2. Улица Рубинштейна, д.7, дом-коммуна инженеров и писателей, где жила и творила главный блокадный поэт Ольга Берггольц.

Ее слова входили в обледенелые мертвые дома, вселяли надежду в голодных, ослабевших людей, им верили. Это она сказала: «Сто двадцать пять блокадных грамм, с огнем и кровью пополам».

 

Обжигающие выступления Берггольц имели такую силу, что немцы внесли ее в список советских деятелей, которые сразу будут расстреляны, как только возьмут Ленинград.

 

Откуда сама брала силы – неизвестно. От истощения она была на грани смерти и так же, как все, прозябала на голодном пайке. В 42-м ее вывезли в Москву, где «тепло, уютно, светло, сытно, горячая вода». Но при первой же возможности она торопится «назад, в Ленинград, в блокаду. Свет, тепло, ванна, харчи – все это отлично, но как объяснить им, что это вовсе не жизнь, это сумма удобств. Здесь только быт,  бытие - там».

https://spb.aif.ru/culture/event/133437?utm_source=pj17linkb&utm_medium=click&utm_campaign=pj17linkb



3. Итальянская улица, д.13/площадь Островского, д.6, Театр музыкальной комедии. Единственный театр, который не был эвакуирован в глубь страны и в течение всей блокады давал представления (оперетты) для ленинградцев.



4. Александровский парк, 1, Ленинградский зоопарк. В годы блокады сотрудники зоосада сумели героически спасти множество животных, которых не удалось эвакуировать из города. Так, бегемотиху Красавицу, которая жила в осушенном бассейне (водопровод не работал), ежедневно поливали водой, которую набирала в Неве, привозила и нагревала служащая зоопарка Евдокия Ивановна Дашина. Благодаря ей Красавица, которая к началу войны была уже весьма не молода, дожила до 1951 года. https://bigpicture.ru/?p=465728&fbclid=IwAR0APLmh_0_P7RcvJIbNokSjE4RPk-Pn30PvNCXpSKepKgnGWx7jRW_OQHQ

Удивительно, однако Ленинградский зоопарк закрывался только зимой 1941-1942 годов. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400 ленинградцев, что доказывало необходимость такого мирного учреждения в те страшные годы.
5. Большая Пушкарская улица, 37 («Дом Бенуа»), квартира Дмитрия Шостаковича. Здесь были написаны три первые части легендарной седьмой («ленинградской») симфонии композитора.

 

6. Театральная пл., д.3, Ленинградская консерватория. 15 октября 1941 года в консерватории начался новый учебный год. Концертная жизнь города продолжалась почти беспрерывно всю блокаду, включая самые тяжелые месяцы — ноябрь и декабрь 1941 года. Исполнителями были преподаватели и студенты консерватории. Всего с начала Великой Отечественной войны до прорыва блокады на фронте и в Ленинграде было проведено свыше 35 000 выступлений, концертно-шефские бригады вуза заняли важное место в обороне Ленинграда, внося огромный вклад в борьбу с врагом.



7. Михайловская улица, 2, Большой зал Ленинградской филармонии. Здесь 9 августа 1942 года была вживую исполнена Ленинградская симфония Шостаковича, что само по себе стало символом стойкости непокорного города.



8. Итальянская улица, 27, Ленинградский Дом радио. Отсюда в течение всей блокады неслись в голодный и холодный город ободряющие слова сотрудников ленинградской радиостанции. Кстати, Москва транслировала эти программа на весь остальной Союз.

В блокадном Ленинграде действовало распряжение МПВО, запрещающее выключать репродукторы в домах ленинградцев. Оповещение о воздушном или артиллерийском налёте передавалось по радио. В тот момент, когда вещание не велось, передавался сигнал метронома, который подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна.

 

Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.

 

В окруженном фашистами Ленинграде проводное вещание продолжалось круглосуточно. Трансляция концертов, сводок Совинформбюро, выступления по радиосети известных горожан, деятелей культуры вселяли в жителей города надежду и веру в неизбежную победу над захватчиками. По окончании передач звучал метроном - его стук называли живым биением сердца Ленинграда.

 

« Ленинградский метроном»

Стучит устало метроном,

Считая чьи-то жизни.

Кому заснуть здесь вечным сном?

Кому «ура!» кричать Победе зычно?

 

Секунда – умер голосок,

Что хлеб просил у мамы.

Ещё мгновенье – мир умолк

И для неё самой…Таких немало!

 

Бомбёжки, голод, метроном…

Но жизнь не уходила!

Работал, воевал с врагом

Любимый город, хоть зима студила.

 

Иным историкам не внять:

"Сдать Ленинград – дороже?"

"И стоило ли сохранять

Все ценности?"- другой вопрос, построже!

 

Но душу русскую понять

Таким учёным сложно.

Фашист спешил с землёй сровнять

Наш город. Так что вывод этот - ложный!

 

Но если б стены сберегли

Фашисты для себя лишь,

То ленинградцев увели,

В концлагеря иль тут же расстреляли.

 

Благодарю я свой народ

За подвиг дней Блокады.

Со мной согласен весь мой род,

Отец и мать, как дети-ленинградцы.

 

На Пискарёвке метроном

Считает всех погибших.

Сердца с ним бьются в унисон,

Полно гвоздик, головками поникших…

 

Нина Орлова



9. Проспект Динамо, 44, стадион «Динамо». Здесь 31 мая 1942 года прошел матч между командами "Динамо" и ЛМЗ. Таким образом руководство и жители северной столицы ответили на заявление немецкой пропаганды о том, что Ленинград - город мертвых.



10. Набережная Фонтанки, 3, Блокадная электроподстанция. После страшной зимы 1941-42 года эта подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение пассажирских трамваев.



11. Соляной переулок, 9, музей обороны и блокады Ленинграда. Уже в декабре 1943 года, еще до полного освобождения города от блокады власти решили организовать выставку «Героическая защита Ленинграда». Она разместилась в здании бывшего Сельскохозяйственного музея в Соляном городке. Теперь здесь подробный и интересный музей блокады.

 

12. Государственная Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина во время блокады не прекращала обслуживания читателей. За годы войны в Публичке побывали 42 500 читателей, которым было выдано почти 1 500 000 печатных изданий. Самая ценная часть фондов Публичной в июле 1941 года была эвакуирована.

Всегда волнуюсь, детство вспоминая:
Зимы блокадной – первой – холод, мрак,
Коптилку, что страницу освещая,
Чадила в нос… Кружилась голова,
Хотелось есть… Но книга уводила
В Жюль-Верновы моря и острова,
И время незаметно проходило…
Леонид Мисюк

Смерть уносила тысячи жизней, а люди шли в библиотеку В истощённом, разрушенном городе книга согревала души ленинградцев, спасала от страха смерти. Н. К. Чуковский писал: «В осаждённом Ленинграде удивительно много читали, читали классиков и поэтов, читали в землянках и дотах, читали на батареях и на вмёрзших в лёд кораблях: охапками брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промёрзших квартирах, лёжа при свете коптилок, читали, читали…».

В начале войны библиотекари организовывали специальные книжные передвижки, обслуживавшие ленинградцев, занятых на оборонительных укреплениях, проводили с ними громкие читки газет и журналов, выступали с докладами, лекциями и беседами. Команды МПВО получали из библиотек литературу о борьбе с пожарами, о правилах тушения зажигательных бомб.

13. Невский пр. 39. Дворец пионеров

Детский танцевальный ансамбль Обранта и другие творческие коллективы и кружки.

Весной 1942 начал работать Дворец пионеров. В распоряжениях художественного руководителя Дворца М.Л. Гольденштейн говорилось об ответственности за детские жизни. Формируя педагогический коллектив, она хотела, чтобы преподаватели были для детей и «чутким другом, безраздельно отдающим себя людям». «Дворец детской радости» - так назывался Дворец пионеров.

По воспоминаниям А.Н. Крюкова, при Дворце пионеров был открыт детский дом, где дети жили и имели возможность продолжать музыкальное образование уже как профессионалы. В воспоминаниях А.Н. Крюков говорит, что на фортепиано занимался каждый день по несколько часов. Интересно, что в осажденном городе работал прокат инструментов, работали и настройщики фортепиано.

Юные музыканты выступали по радио, участвовали в концертах для защитников города. Каждый месяц предоставлялся определенный день и час для показа работы студентов и учеников на радио.

14. Ленинградская консерватория

Консерватория, вернее, основной состав был эвакуирован. Но те, кто остался, продолжали работать. Среди преподавателей, приступивших к работе в консерватории имена Н.Н. Поздняковской, В.В. Софроницкого и др.

В осажденном городе продолжались занятия в музыкальных учебных заведениях. В училище им. Мусоргского на 16 января 1942 года занимались 300 студентов, но к апрелю осталось 200 учащихся. В 1943 ввиду большого спроса на музыкальное и художественное образование детей и подростков в музыкальное училище при консерватории было принято 100 учеников.

Нам, современным преподавателям, надо обязательно рассказывать детям о концертах Софроницкого в блокаду. Его исторические выступления состоялись 7 ноября 1941 года в зале Ленинградской филармонии и 12 декабря в театре имени Пушкина. В. Софроницкий писал: «Я играл в перчатках с вырезанными кончиками пальцев, но как меня слушали и как мне игралось! Я понял – пока лучшие люди нашей страны отстаивают каждую пядь земли, пока наши дети сражаются на фронте, мы, художники, должны своим искусством поднимать духовные и физические силы на разгром врага».

15. Фурштатская, 36 Роддом №2 –  в блокадном Ленинграде. как это ни невероятно звучит – за долгие 872 дня блокады родилось 95 тысяч новых горожан! Как же проходили роды в осажденном, голодающем городе?

К осени 1941 года в Ленинграде работало 15 родильных домов. В связи с эвакуацией и близости фронта постепенно большинство из них перепрофилировалось в госпитали. К тому же врачи, акушерки и медсестры массово уходили на фронт по призыву либо добровольцами, их число в городе сократилось втрое. Однако шесть роддомов работало даже в тяжелейшем 1942 году. Работали и женские консультации в каждом районе, всего их было не менее 34-х, и 80% будущих мам посещали их достаточно исправно, несмотря на голод, холод и бомбежки. Даже в 1943 году родилось более 7 тысяч маленьких ленинградцев, вся жизнь которых до рождения уже прошла в условиях блокады. И, по данным статистики, около 85% этих детей выжили на момент полного снятия блокады! В 1942 году в педиатрическом института и находившейся при нем молочно-пищевой станции придумали 14 рецептов соевой смеси, которая и спасала маленьких ленинградцев.

https://sibmama.ru/roddom_blocada.htm

16. Петропавловская крепость, д. 6. В осажденном городе Ленинградский монетный двор возобновил работу, выполняя заказ на чеканку медалей «За оборону Ленинграда». Уже в конце апреля 1943 была выпущена первая партия изделий, а к завершению второго квартала монетчики даже перевыполнили задание, выпустив 376600 медалей вместо 350 тысяч штук. «Условия работы на заводе в дни блокады были тяжелыми, — записал впоследствии Григорий Берсуцкий. — Восстановить сразу паровое отопление оказалось невозможным — большинство труб и батарей лопнуло. В цехах и других помещениях были сложены из кирпича временные печи, отапливаемые дровами. Завод часто обстреливался из дальнобойных немецких орудий. Вражеские самолеты неоднократно бомбили район Петропавловской крепости. Часто, работая во время обстрелов, рабочие из цехов никуда не уходили». монетчики по 10–12, а то и более часов работали у станка, успевая при этом подготовить очередной выпуск стенгазеты или «Боевого листка», поработать на огороде подсобного хозяйства на территории крепости, принять участие в учениях и занятиях по МПВО.

Целых пять месяцев подряд в 1943 году монетчики ЛМД держали переходящее Красное знамя победителей соцсоревнования среди предприятий «Гознака»

Первые медали заблестели на груди награжденных 3 июня 1943 года: это были воины, защищавшие город, военачальники и партийные руководители, представители трудящихся, творческой интеллигенции и даже школьники. Медаль «За оборону Ленинграда» еще крепче сплотила людей для выполнения единственной задачи — отстоять родной город.

 

 

17. Ул. Профессора Попова, д. 2. На территории Ботанического института им. В. Л. Комарова, "тропический маршрут", теплица № 16.
Мемориальные растения (кактусы), пережившие блокаду - живой памятник самоотверженному труду работников Ботанического института во время блокады Ленинграда. Помечены георгиевскими ленточками.

18. Академия художеств. Первая военная выставка дипломных работ выпускников факультетов живописи, скульптуры и архитектуры прошла в блокадном городе в конце декабря 1941 года. 

С конца 1941 г. по ноябрь 1942 г. в осажденном городе было устроено 5 стационарных и 10 передвижных выставок в частях Красной Армии, в госпиталях, театрах и парках. За 1943 год в Ленинграде было организовано 12 стационарных и 22 передвижные выставки в частях Ленинградского фронта. Это были картины, эскизы, плакаты и графика на тему о Великой Отечественной войне и обороне города на Неве.

 

Из интервью Народной артистки СССР Алисы Бруновны Фрейндлих – ребёнока блокады.

«Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жёсткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых — выжить, во-вторых — всё, всё запомнить. Может быть, когда-нибудь напишу об этом… Вместе с трудным, с очень страшным, в моих детских впечатлениях из тех дней осталось и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность в улыбке — видимо, в этом заключалась и какая-то психотерапия, какая-то даже физическая защита…

Я помню, как моя первая кукла была сшита из старых чулок. Я сама рисовала и вышивала на этой чулочной мордочке глазки и губки. И какое это было счастье, как я её любила, эту куклу!..

https://profilib.com/reader/46/04/b40446/001.jpg…дворничиха тетя Шура, имевшая доступ ко всем квартирам, которые бросали, где умирали и так далее, принесла откуда-то книжку Лидии Чарской «Лизочкино счастье». Это была моя единственная книжка за всю войну. Я читала ее по кругу: заканчивала последнюю страницу и тут же начинала первую. Еще тетя Шура подарила мне однажды чью-то роскошную куклу с фарфоровым лицом, в атласном платье, поразительную красавицу. Вот так мы и пережили блокаду. Я умудрилась даже выкарабкаться из двустороннего воспаления легких, которое подхватила.

Жила на Исаакиевской площади, а там во всех более-менее значительных зданиях — «Астории», Институте растениеводства — были устроены госпитали. А школа наша тоже находилась на той же площади, около Александровского сада. Оттуда мы и засылались в госпитали, пели песни и читали стихи… Вот такого рода наши подвиги в моей памяти остались.

Я убеждена, что ангел-хранитель — это суммированная энергия любви. Людей, которые нас любили. Я тоже думаю, что меня спасала энергия маминой любви. https://www.liveinternet.ru/users/institytka/post383013828/

В Блокадном Ленинграде случались чудеса! Дневник другой Тани

https://s-ova.ru/lifeforus/v-blokadnom-leningrade-sluchalis-chudesa-dnevnik-drugoy-tani

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ГБПОУ «Педагогический колледж №4

ГБПОУ «Педагогический колледж №4

Педагогические задачи мастерской: помочь участникам в осознании себя петербуржцами-ленинградцами, в понимании сопричастности великой истории, судьбе нашего

Педагогические задачи мастерской: помочь участникам в осознании себя петербуржцами-ленинградцами, в понимании сопричастности великой истории, судьбе нашего

Если что-то задело, запишите словосочетанием

Если что-то задело, запишите словосочетанием

Вечером у меня стала кружиться голова

Вечером у меня стала кружиться голова

Презентация содержит фотографии, сделанные в блокадном

Презентация содержит фотографии, сделанные в блокадном

Мастер: О чём подумалось ещё?

Мастер: О чём подумалось ещё?

Сверните фронтовым треугольником, надпишите, кому хочется адресовать это письмо

Сверните фронтовым треугольником, надпишите, кому хочется адресовать это письмо

Приложение Адреса любви, радости и силы блокадного

Приложение Адреса любви, радости и силы блокадного

Театральная пл., д.3, Ленинградская консерватория

Театральная пл., д.3, Ленинградская консерватория

Все ценности?"- другой вопрос, построже!

Все ценности?"- другой вопрос, построже!

И время незаметно проходило…

И время незаметно проходило…

Я понял – пока лучшие люди нашей страны отстаивают каждую пядь земли, пока наши дети сражаются на фронте, мы, художники, должны своим искусством поднимать духовные…

Я понял – пока лучшие люди нашей страны отстаивают каждую пядь земли, пока наши дети сражаются на фронте, мы, художники, должны своим искусством поднимать духовные…

Академия художеств. Первая военная выставка дипломных работ выпускников факультетов живописи , скульптуры и архитектуры прошла в блокадном городе в конце декабря 1941 года

Академия художеств. Первая военная выставка дипломных работ выпускников факультетов живописи , скульптуры и архитектуры прошла в блокадном городе в конце декабря 1941 года

Разработка мастерской ценностно-смысловых ориентаций "О счастье, радости, любви и ещё о чём-то"

Разработка мастерской ценностно-смысловых ориентаций "О счастье, радости, любви и ещё о чём-то"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020