Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина»
Кафедра Бухгалтерского учета и финансов
Специальность 080105 Финансы и кредит
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:
Зав. кафедрой
Г.В. Зайцева «___»_______2013 г.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА
ПРИМЕРЕ ООО «Свежесть»
Фрагмент: теоретическая часть
Дата защиты__________ Выполнил студент
Оценка __________ гр. ФК-503
Э.Г. Хажеева
_____________________
Научный руководитель:
Т.Н. Ярушина
_____________________
Нормоконтролер
Челябинск
2013
Оглавление
С
Введение........................................................................................................ 3
1.Теоритические основы анализа финансового состояния предприятия .......
1.1.Сущность и значение анализа финансового состояния предприятия ..... 7
1.2 . Методы финансового анализа.............................................................. 12
1.3 .Порядок проведения анализа финансового состояния предприятия... 15
Заключение………………………………………………….………….….….84
Библиографический список …………………………….…………….…..….87
Приложения……………………………………………….…………..………92
Выпускная квалификационная работа содержит ряд показателей дающих представление о коммерческой и экономической деятельности и эффективности предприятия.
Экономические анализ позволяет оценить эффективность как отдельного предприятия, так и все экономики в целом. После перехода экономики на рыночные путь развития, вследствие чего на рынке появилось большое количество различных предприятий и организации, экономический анализ приобрёл еще более важное значение в деятельности предприятия.
Задача экономического анализа финансового состояние предприятия является: объективная оценка использования финансовых ресурсов, выявление внутрихозяйственных ресурсов, укрепление финансового положения, а также выстраивание отношений предприятия в внешней средой, кредитными, финансовыми и контрольными организациями.
Характерными особенностями экономического анализа является: определенная система показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организации; установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов (основных и второстепенных) и факторов влияющих на них из вне; выявление взаимосвязей между различными факторами влияющих на деятельность организации; выявление приемов и способов для изучения взаимосвязей; количественное измерение влияния факторов на совокупный показатели.
Объектом работы является метод финансового анализа.
Предметом настоящего исследования выступает эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является повышение эффективности деятельности предприятия на основе проведения общего анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Свежесть».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности, содержание, задачи, принципы анализа;
2. Представить информационную базу для проведения оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
3. Определить методику оценки показателей прибыли,
рентабельности, деловой активности и безубыточности;
Вопросы анализа и развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия имеют многоплановый характер. Это предопределяет множественные направления и сложность ее как теоретической разработки, так и практического применения.
Теоретической основой исследования послужили труды известных отечественных и зарубежных ученых экономистов по вопросам оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а именно Савицкой Г.В., Ковалева В.В., Любушина Н.П., Барнгольца С.Б., Брауна С.Дж. и других на тему анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В качестве основы исследования были использованы такие методы общенаучного исследования как: анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей, метод цепных подстановок, метод расчета показателей.
В работе изложены теоретические и методологические аспекты оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Раскрываются содержание, задачи и принципы анализа, представляется методика оценки показателей прибыли, рентабельности, деловой активности и безубыточности.
Одно из важнейших условий успешного управления предприятием - анализ и системное изучение финансового состояния предприятия и факторов, на него влияющих, прогнозирование уровня доходности капитала предприятия[13].
Анализ финансовой отчетности – это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово – хозяйственной деятельности нашей организации относительно будущих условий существования.
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность предприятия финансировать свою деятельность на определенный момент времени.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если поставленные задачи в перечисленных видах деятельности успешно реализовываются, это положительно влияет на финансовое результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия[18].
Основная цель анализа финансового состояния - получение наибольшего числа ключевых, т.е. наиболее информативных, показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика, как правило, интересует не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Основными функциями анализа финансового состояния являются:
1.своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;
2.выявление факторов и причин достигнутого состояния;
3.подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений.
Источниками информации для анализа финансово – хозяйственной деятельности являются данные оперативного и бухгалтерского учета[21].
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации. Отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования и прогнозирования [3].
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» содержит наиболее общие положения в отношении отчетности. В соответствии с Федеральным законом «о бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
1.бухгалтерский баланс;
2.отчет о прибыли и убытках;
3.отчет об изменении капитала; 4.отчет о движении денежных средств;
5.пояснительная записка [1].
Финансовое состояние зависит от всех сторон деятельности предприятия: выполнения производственных планов; снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли; роста эффективности производства; улучшения взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, покупателями продукции, совершенствования процессов реализации и расчетов.
Содержание и основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики[15].
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
- выявление изменений показателей финансового состояния;
- определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;
- оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;
- оценка финансового положения на определенную дату;
- определение тенденций изменения финансового состояния.
Основная задача анализа финансового состояния заключается в своевременном выявлении и устранении недостатков финансовой деятельности и нахождении резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности[19].
В основе комплексного анализа финансового состояния лежит анализ финансовой отчетности организации. Анализ бухгалтерской отчетности – это процесс, при котором оценивается прошлое и текущее положение и результаты деятельности организации. Главной целью является оценка финансово- хозяйственной деятельности организации.
Результаты анализа финансовой отчетности используются для выявления проблем управления производственно - коммерческой деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала, для оценки деятельности руководства организации, а также прогнозирования ее отдельных показателей и финансовой деятельности организации в целом. Анализ финансового состояния является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия[22].
Стратегические задачи финансовой политики предприятия следующие: максимизация прибыли предприятия; оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; достижение прозрачности финансового состояния предприятия для собственников, инвесторов, кредиторов; создание эффективного механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
На основе полученных результатов анализа осуществляется выбор направлений финансовой политики.
Анализ финансового состояния является одним из эффективных способов оценки текущего положения, который отражает мгновенное состояние хозяйственной ситуации и позволяет выделить наиболее сложные проблемы управления имеющимися ресурсами[16].
Основные задачи комплексного анализа финансового состояния предприятия: оценка структуры и состава активов, их состояния и движения; анализе источников собственного и заемного капитала, их состояния и изменения; оценка платежеспособности хозяйствующих субъектов и оценка ликвидности баланса; оценка эффективности использования средств и ресурсов предприятия.
Оценка финансового состояния проводится: руководителям, учредителями, акционерами, государственными органами и банками во время подачи заявки на кредит. У крупных компаний с большим количеством акционеров финансовая отчетность публикуется на официальном сайте или в СМИ [14].
Объектом финансового анализа будут финансовые результаты предприятия. Можно выделить два вида финансового анализа: внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Результаты внутреннего анализа используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства. Результаты анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия нужны внутренним пользователям в качестве исходной информации для принятия различного рода экономических решений.
Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (аудиторами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности). Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери[40].
Анализ финансового состояния предприятия является важным этапом комплексного анализа деятельности организации, он включает как анализ внутренних факторов, так и внешних факторов влияющих на финансовой состояние и дальнейшею деятельность.
Метод финансового анализа – это система наиболее общих, ключевых понятий данной науки, общенаучных и конкретно-научных способов и принципов исследования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы аналитических показателей всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации; изучение причин изменения этих показателей; выявление и измерение причинно – следственных связей между ними. Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы:
1.качественные методы (аналитические) -метод сравнения
-метод построения аналитических таблиц
-метод построения аналитических показателей
-метод экспертных оценок
-психологические и морфологические методы
2.количественные методы (математические)
-бухгалтерские
-статистические
-классические методы анализа
-экономико-математические методы
3.наиболее часто используемые методы финансового анализа:
-метод абсолютных, относительных и средних величин.
-метод сравнения.
-вертикальный, горизонтальный анализ.
-трендовый анализ.
-факторный анализ.
-анализ с помощью финансовых коэффициентов.
-метод экспертных оценок.
Горизонтальный анализ (временной) – сравнение каждой позиции отчетности с соответствующей позицией предыдущего периода, заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются формы, так и динамику ее отдельных показателей. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за отчетный период.
Вертикальный анализ (структурный). Цель вертикального анализа – вычисление удельного веса отдельных статей баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату[23].
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с позициями ряда предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ[27].
Анализ относительных показателей (коэффициентный анализ) сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета. При анализе финансовых коэффициентов их значения сравниваются с базисными величинами, а также изучается их динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных периодов[17].
Помимо финансовых коэффициентов в анализе финансового состояния большую роль играют абсолютные показатели, рассчитываемые на основе отчетности, такие, как чистые активы (реальный собственный капитал), собственные оборотные средства, показатели обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Данные показатели являются критериальными, поскольку с их помощью формируются критерии, позволяющие определить качество финансового состояния.
Сравнительный анализ (пространственный) - анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными[50].
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель:
1. для сравнения показателей финансового состояния конкретной фирмы с базисными (нормативными) величинами, аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями;
2. выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния фирмы;
3. определения нормального ограничения и критериев различных сторон финансового состояния предпринимательской фирмы[28].
Анализ финансового состояния предприятия по данным отчетности может осуществляться с различной степенью детализации. Можно выделить два вида анализа: экспресс-анализ и углубленный анализ. В первом случае аналитик предполагает получить лишь самое общее представление о предприятии, чья отчетность подвергается чтению, во втором — проводимые аналитические расчеты и ожидаемые результаты более детализированы и подробны.
Экспресс-анализ. Его цель — получение оперативной, наглядной и простой оценки финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Иными словами, такой анализ не должен занимать много времени, а реализация не предполагает каких-либо сложных расчетов и детализированной информационной базы. Указанный комплекс аналитических процедур, может быть назван чтением отчета.
Углубленный анализ. Если экспресс-анализ, по сути, сводится лишь к чтению годового отчета, то углубленный анализ предполагает расчет системы аналитических коэффициентов, позволяющей получить представление о деятельности предприятия: имущественное положение, ликвидность и платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, прибыль и рентабельность, рыночная активность[43].
Помимо этого комплексный анализ предполагает проведение горизонтального и вертикального анализов отчетных форм, по результатом которых можно судить о финансовом состоянии организации.
В настоящее время анализ финансового состояния предприятия достаточно хорошо систематизирован, а его процедуры имеют унифицированный характер и проводятся, по сути, по единой методике практически во всех странах мира. Общая идея этого унифицированного подхода к анализу заключается в том, что умение работать с бухгалтерской отчетностью предполагает знание и понимание: места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе управления деятельностью предприятия; нормативных документов, регулирующих ее составление и представление; состава и содержания отчетности; методики ее чтения и анализа [25].
В международной и отечественной учетно-аналитических практиках алгоритмы расчета показателей проработаны достаточно детально; известны десятки аналитических коэффициентов, причем некоторые из них регулярно публикуются в информационно-справочных файлах специализированных информационно-аналитических агентств. В подавляющем большинстве случаев приводимые ниже формулы расчета легко алгоритмизируются с помощью отчетных форм[15].
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры («вертикальный анализ» показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализ» показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку [33].
Финансовая оценка имущественного потенциала предприятия представлена в активе баланса. Показатели этого блока позволяют получить представление о «размерах» предприятия, величине средств, находящихся под его контролем, и структуре активов.
Доля основных средств в валюте баланса рассчитывается отнесением итога первого раздела баланса к его валюте. Основные средства представляют собой ядро материально-технической базы предприятия, основной материальный фактор, обусловливающий возможности генерирования прибыли. Этим объясняется значимость аналитической оценки данного актива. Значение показателя существенно варьирует по отраслям; так, в машиностроении доля основных средств в активах существенно выше по сравнению, например, с торговлей или сферой финансовых услуг[41].
Финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами. Краткосрочная задолженность предприятия, обособленная в отдельном разделе пассива баланса, погашается различными способами, в частности ее обеспечением могут выступать любые активы предприятия, в том числе и внеоборотные. Вместе с тем понятно, что вынужденная распродажа основных средств для погашения текущей кредиторской задолженности нередко является свидетельством предбанкротного состояния и потому не может рассматриваться как нормальная операция.
Следовательно, говоря о ликвидности и платежеспособности предприятия как характеристиках его текущего финансового состояния, вполне логично сопоставлять краткосрочные обязательства с оборотными активами как реальным и экономически оправданным их обеспечением.
Прежде всего заметим, что ликвидность и платежеспособность - это различные, хотя и взаимосвязанные, характеристики[24].
Коэффициентный метод анализа ликвидности имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества:
- характеризует уровень покрытия краткосрочных обязательств оборотными активами;
- свидетельствует о степени соответствия достигнутого уровня ликвидности оборотных активов их оптимальному значению.
Недостатки:
- критериальные значения коэффициентов ликвидности не ранжированы в зависимости от вида деятельности, масштабов и специфики организации;
- группировка активов и обязательств по балансовым данным носит достаточно условный характер, так как балансовая величина некоторых показателей может существенно отличаться от их реальной ликвидной величины (например, в результате различий в формировании учётной политики, при наличии в составе обязательств так называемых неденежных[46].
Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. В учетноаналитической литературе под ликвидными понимают активы, потребляемые в течение одного производственного цикла (года).
Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Иными словами, ликвидность означает формальное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами [26].
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:
1. наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;
2. отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Являясь абсолютным, показатель, характеризующий величину собственных оборотных средств, не приспособлен для пространственновременных сопоставлений, поэтому в анализе более, активно применяются относительные показатели - коэффициенты ликвидности. Принято выделять три группы оборотных активов, различающиеся с позиции их участия в погашении расчетов: производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Средства, «омертвленные» в запасах, должны пройти стадию «средства в расчетах», то есть побывать в виде дебиторской задолженности. Поэтому они относительно дольше исключены из активного оборота[34].
Приведенное подразделение оборотных активов на три группы позволяет построить три основных аналитических коэффициента (текущей ликвидиности, быстрой ликвидности, абсолютной ликвидности(платежеспособности)), которые можно использовать для обобщенной оценки ликвидности и платежеспособности предприятия.
Данные три показателя являются основными для оценки ликвидности и платежеспособности. Тем не менее, известны и другие показатели, имеющие определенный интерес для аналитика. Оценку ликвидности и платежеспособности нужно проводить осмысленно; например, если величина собственных оборотных средств отрицательна, то финансовое положение предприятия в краткосрочной перспективе рассматривается как неблагоприятное, при этом расчет коэффициентов ликвидности уже не имеет смысла [44].
Финансовая устойчивость предприятия в основном характеризует состояние его взаимоотношений с кредиторами. Дело в том, что краткосрочными обязательствами (в том числе и кредитами и займами) можно оперативно управлять: если прогноз финансового состояния неблагоприятен, то в целях экономии финансовых расходов можно отказаться от кредитов и постараться «выкрутиться», опираясь, лишь на собственный капитал (кстати, статистика свидетельствует о том, что при переходе к рынку многие отечественные предприятия стали более осторожно и осмысленно пользоваться кредитами, в том числе и краткосрочными). Что касается долгосрочных заемных средств, то обычно это решение стратегического характера; его последствия будут сказываться на финансовых результатах в течение длительного периода, а необоснованное и чрезмерное пользование заемным капиталом может привести к банкротству[37].
Количественно финансовая устойчивость оценивается двояко: вопервых, с позиции структуры источников средств, во-вторых, с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников. Соответственно выделяют две группы показателей, называемые условно коэффициентами капитализации и коэффициентами покрытия. Показатели первой группы рассчитываются в основном по данным пассива баланса (доля собственного капитала в общей сумме источников, доля заемного капитала в общей сумме долгосрочных пассивов, под которыми понимается собственный и заемный капитал, уровень финансового левериджа. Во вторую группу входят показатели, рассчитываемые соотнесением прибыли до вычета процентов и налогов с величиной постоянных финансовых расходов, т. е. расходов, нести которые предприятие обязано независимо от того, имеет оно прибыль или нет[31].
В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия этот термин понимается в более узком смысле - как его текущая производственная и коммерческая деятельность.
Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим трем направлениям:
- оценка степени выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям и анализ отклонений;
- оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности;
- оценка уровня эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов коммерческой организации[48].
Именно последнее направление является ключевым, а суть его состоит в том, чтобы обеспечить рациональную структуру оборотных средств. Логика текущего управления финансами подчинена требованию эффективного использования оборотных средств — по возможности каждый рубль должен «работать» и не быть чрезмерно долго «омертвленным» в активах. Контроль за этим осуществляется путем расчета показателей оборачиваемости.
Поскольку трансформация средств в ходе текущей деятельности осуществляется по схеме: ... деньги => производственные запасы => средства в расчетах (дебиторы) => деньги .... то «омертвление» денежных средств относится прежде всего к запасам и дебиторам [9].
Оборачиваемость (в оборотах). Важнейшие индикаторы финансовохозяйственной деятельности — выручка от продаж и прибыль — находятся в прямой зависимости от показателей оборачиваемости. Взаимосвязь здесь очевидна — предприятие, имеющее относительно небольшой запас оборотных средств, но более эффективно их использующее, может добиться тех же результатов, что и предприятие с большим объемом оборотных активов, но нерациональной их структурой и завышенной по сравнению с текущими потребностями величиной. Кроме того, оборотные активы, находящиеся на разных стадиях кругооборота, как правило, взаимосвязаны: ускорение оборачиваемости на отдельной стадии чаще всего сопровождается мерами по ускорению оборачиваемости и на других стадиях[35].
Эффективность вложения средств в производственные запасы может характеризоваться показателями оборачиваемости, измеряемыми в оборотах или в днях.
Оборачиваемость в оборотах: его рост в динамике рассматривается как положительная тенденция и характеризуется как ускорение оборачиваемости средств в запасах. Оборачиваемость рассчитывается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Экономическая интерпретация индикатора такова: он показывает, сколько раз в течение отчетного периода обернулись денежные средства, вложенные в запасы. Основной фактор ускорения оборачиваемости в системе управления оборотными средствами — обоснованное относительное снижение запасов: чем меньшим запасом удается поддерживать ритмичность производственно-технологического процесса, тем выше эффективность и рентабельность[49].
Оборачиваемость (в днях): это иное представление оборачиваемости — не в оборотах, а в днях. Показатель характеризует, сколько в среднем дней денежные средства были «омертвлены» в производственных запасах.
Чем меньше продолжительность этого периода, тем лучше, т.е. снижение показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.
Показатели оборачиваемости в оборотах и днях связаны очевидной взаимосвязью — их произведение равно продолжительности анализируемого (отчетного) периода.
Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности. Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства. В числе ключевых факторов — уровень и структура затрат (издержек производства и обращения), поэтому в рамках внутрифирменного управления финансами в этом блоке может выполняться оценка целесообразности затрат, их динамика, структурные изменения, а основные показатели— уровень издержек производства (обращения) и абсолютная и относительная экономия (перерасходы) издержек.
Можно выделить различные показатели прибыли, представляющие особый интерес для тех или иных категорий пользователей. Поскольку данные показатели являются наиболее распространенными обобщенными характеристиками успешности деятельности компании, необходима четкая и однозначная их идентификация, позволяющая делать обоснованные оценочные суждения [47].
Показатели рентабельности — это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности.
Коэффициенты рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль.
Оценивая значения показателей, необходимо помнить, что они характеризуют результаты работы за полугодие. Если динамика финансово-хозяйственной деятельности сохранится, то значения коэффициентов рентабельности капитала по результатам года примерно удвоятся[29].
Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражает способность организации финансировать свою текущую деятельность и развитие производства, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инновационную привлекательность. Информационное обеспечение является необходимым и пригодным для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Применение на практике представленных и рассмотренных методик оценки показателей и подходов к изучению финансовых результатов, позволит достаточно объективно оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, установить причины ее изменения и разработать конкретные меры, обеспечивающие снижение необоснованных расходов и повышение доходов.
Выпускная квалификационная работа представляет анализ финансово-хозяйственной деятельности с выбором следующих методов: анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей, метод цепных подстановок, метод расчета финансовых показателей, моделирование финансовых потоков, инвестиционный анализ, финансовой прогнозирование и планирование.
Комплексный анализ финансовых показателей деловой активности деятельности организации среди PEST-факторов, в наибольшей степени определяет влияние на стратегию динамичным развитием отрасли, повышением стоимости сырья и востребованностью продукции у потребителей.
SWOT-анализ выявил наиболее значимую проблему: высокая доля производственных издержек в связи с ростов основных издержек.
В процессе оценивания прошлого и текущего финансового положения и результатов деятельности организации, главной целью является оценка финансово – хозяйственной деятельности относительно будущих условий существования через совокупность показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота с выявлением способности предприятия финансировать свою деятельность на определенный момент времени.
Исследование производственной, коммерческой и финансовой деятельности определяет финансовое состояние предприятия, от которого зависит его устойчивость и стабильность результатов деятельности. Для успешной деятельности необходимо поставить задачи и успешно реализовать их для положительного влияния на финансовое результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Система аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации; изучение причин изменения этих показателей; выявление и измерение причинноследственных связей между ними признаны характерными особенностями метода экономического анализа, которые объединяются в две большие группы, включающие: качественные методы (аналитические), количественные методы (математические). Отдельно можно выделить наиболее часто используемые методы финансового анализа:
Прекрасная систематизация финансового состояния предприятия с процедурами унифицированного характера, дают возможность проведения по единой методике практически во всех странах мира и предоставляет возможность партнерам работать с бухгалтерской отчетностью и формировать представления о финансовом состоянии партнеров.
Проведение маркетинговых исследований и разработка прогнозного финансового плана дает возможность увеличить количество потенциальных покупателей, расширить клиентскую базу и увеличить выручку, которая составит достаточную сумму для выведения организации на качественно новый уровень обслуживания покупателей и улучшения финансового состояния предприятия в целом.
В результате за счёт приобретения можно увеличить количество основных средств и снизить величину амортизационных отчислений. Денежные средства организации снизить на величину инвестиционных вложений и увеличить на величину чистой прибыли, так же они увеличиваются на сумму амортизационных отчислений ежегодно, без привлечения средств в уставной и добавочный капиталы.
Динамика коэффициентов, характеризующих платежеспособность можно сохранить в нормативных значениях, а предприятие можно считать платежеспособным, при условии, что сумма его оборотных активов больше суммы кредиторской задолженности.
В результате реализации мероприятия наблюдается улучшение финансового состояния организации, и его укрепление на рынке, занимание более весомого положения и как следствие привлечение большего количества покупателей.
Таким образом, можно сказать, что представленные методы проведения финансового анализа, могут сформировать благополучное развитие предприятия.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1. [Электронный ресурс]: федер. закон № 51-ФЗ 30.11.1994 с изм., внесенными Федеральным законом от 18.12.2006 Ш31-ФЗ, в ред. 18.12.2008. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 13.03.2013)
2. Налоговый кодекс РФ, ч. 1. [Электронный ресурс]: федер.
закон № 154-ФЗ 09.07.1999 с изм., внесенными Фед. законом от 27.07.2006 N137-ФЗ, в ред. 27.07.2008. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения:
28.03.2013)
3. О бухгалтерском учете: [Федер. закон утв. от 6 декабря 2011 года № 402-Ф3 по состоянию на 22 апреля 2013]: [Электронный ресурс] : СПС «Гарант», 2013.
4. Устав общества с ограниченной ответственностью ООО «Свежесть» (новая редакция): [Устав утв. приказом от 4.09.09 г. № 9 по состоянию на 20 марта 2013 года]
5. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической
деятельности компании: Учебно-практическое пособие/ М.С. Абрютина, А.В. Грачев. М.:Дело и сервис, 2008.-273с.
6. Абчук, В. Азбука маркетинга. - С Пб.: Союз, 2011.
7. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы/
М.П. Афанасьев – М.:Финстатинформ, 2009. – 645с.
8. ААртеменко В.Г. Финансовый анализ: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп/ В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир – М.: Дело и Сервис; Новосибирск: Изд. дом «Сибирское соглашение», 2009. - 160 с.
9. Баканов М.И., Сергеев Э.А. Анализ эффективности использования оборотных средств // Бухучет. – 2010. - № 10. - С. 64-66.
10. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп./ И.Т. Балабанов – М.: Финансы и статистика, 2001. – 145 с.
11. Безруков, А.И. Организация и методы исследования спроса и рынков сбыта в современных условиях. - М. : Дело, 2011.
12. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс./И.А.
Бланк – К.: Ника-Центр, Эльга, 2010. – 528 с.
13. Бородина Е.И., Недосекин С.В. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия // Бухучет. - 2009. - № 7. - С. 82-84.
14. Бринк, И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. Савельева Н.А. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
15. Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой)
отчётности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф.
Фомина. - СПб.: Издательский дом "Герда", 2009. - 288 с.
16. Глушков И.Е. Бухгалтерский учёт на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учёту / И.Е. Глушков. - Новосибирск: ЭКОР, 2012. - 754 с.
17. Горикова, И.Н. Финансовый менеджмент/ И.Н. Горикова. – М.:Инфра-М, 2009.-208с.
18. Ефимов, О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во «бухгалтерский учет», 2010 – 528с.
19. Жирнова И. Ю. Изменения в учете основных средств //
Главбух. - 2009. - № 8. С. 41-44
20. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – М.: ПБОЮЛ, 2009. - 424 с.
21. Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. и др. Финансы предприятий / Под ред. проф. Н.В. Колчиной.– М.: Финансы, ЮНИТИ,
2008. - 413 с.
22. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмен: Учеб. пособие./ М.Н.
Крейнина – М.: Дело и Сервис, 2008. - 304 с.
23. Леденев, Е.Е. Методика проведения SWOT-анализа / Е.Е.
Леденев. – Пермь: РМЦПК. – 2011. – 311с.
24. Мазур, И.И. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапира, Е.Г. Ольдерогге. – Управление проектами – М.: Омега – Л, 2011.
– 164с.
25. Медынский, В.Г. инновационный менеджмент: учебник / Медынский, В.Г. – М.:Инфра-М. – 2011. – 371с.
26. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: учебник/ М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф. Чедоури. – М.:Владос,2010.-516с.;
27. Михарева, В.А. Стратегический маркетинг: учебник/ В.А. Михарева.-М.:изд.Гревцова,2012.-205с.;
28. Рязкова С.В. Инструменты финансового менеджмента / С.В. Рязкова // Сборник научных статей аспирантов и соискателей
Нижегородского коммерческого института. Вып. 9. - Н.Новгород: НКИ,
2010. - С. 10 - 24.
29. Савицкая, Г.В. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности: учебное пособие/ Г.В. Савицкая. М.:Новое знание, 2010. – 704с.
30. Светуньков, С.Г. Методы маркетинговых исследований:
учебник/Светуньков.-СПб: изд.ДНК,2012.-352с.
31. Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия / Л.Г. Скамай - М. ЮНИТИ - 2008. - 140 с.
32. Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчётности / Н.В. Парушина // Бухгалтерский учёт. - 2009. - № 5. -С.68-74.
33. Поляк Г.Б., Акодис А.И., Краева Т.А. и др. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.:
Финансы, ЮНИТИ, - 518 с.
34. Попов, В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документациция: учебник / В.М. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 432с.
35. Попов,в.М. Деловое планирование. Методы ,организация, своевременная практика: учебник/В.М. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2012.-514с.;
36. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С.М. Пястолов. - М.: Мастерство, 2009. - 336 с.
37. Уткина, Э.А. Бизнес-план компании / Э.А. Уткина. – М.:
ЭКМОС, 2010. – 96с.
38. Фатхутдинов, Р.А. Управление решениями: учебник / Р.А.
Фатхутдинов. – М.: Инфра-М. – 2009. – 287с.
39. Финансовый менеджмент. Теория и практика: Учебник / Под
ред. Е.С. Стояновой. - 8-е изд.., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2009. - 495 с.
40. Хруцкий , В.Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий, И.В.
Корнеева, Е.Э. Автухова. – М.: Финансы и стратегия, 2009. – 528с.
41. Чечина,Н.А. Основы организации производства: учебник/ Н.А.
Чечина.-М,2011.-264с.;
42. Чурилов С.В. Анализ собственного оборотного капитала //
Бухучет. - 2009. - С. 76-78.
43. Шаранова Н.,Шарыпова Н. Как нормировать оборотные активы компании // Финансовый директор. - 2009. - № 2. - С. 27 - 41.
44. Щелгачев А. Внедрение системы управления оборотными активами // Финансовый директор. - 2008. - № 6. - с.27 - 36.
45. Щевалев, А.П. Современный взгляд на финансовую
устойчивость организации/ ЭКО. – 2010.- с.18-25
46. Шеремет, А.Д. Методира финансового анализа / А.Д.
Шеремет, Р.С. Сайфулин ,Е.В. Негашев – М.: ИНФРВ-М, 2010. – 208с.
47. Швецкая В.М., И.А. Головко, Бухгалтерский учет [учебник, 2-е издание]
48. Шим Джей К. Финансовый менеджмент / Джей К. Шим, Джоэл Г. Сигел. Перевод с англ. – М.:Информ.-издательский дом «Филинъ», 2009.
– 400с.
49. Шуляк П.Н. Финансы предприятий: Учебник / П.Н. Шуляк–
М.: Изд. дом «Дашков и К˚», 2008. - 752 с.
50. Яценко А. Н. Оценка эффективности финансового
менеджмента // Экономист, 2010. - № 5. - С. 52-57
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.