Анализ художественного текста как средство развивающего обучения на уроках литературы в 5 классе
Оценка 5

Анализ художественного текста как средство развивающего обучения на уроках литературы в 5 классе

Оценка 5
Документация
docx
русская литература
5 кл—9 кл
11.06.2020
Анализ художественного текста  как средство развивающего обучения  на уроках литературы  в 5 классе
Статья Тыныбаевой.docx

Тыныбаева  Е.С.,

г. Костанай

 

Анализ художественного текста  как средство развивающего обучения  на уроках литературы  в 5 классе

 

Задача и цель уроков литературы в школьном образовании – приобщить учащихся к лучшим образцам отечественной и мировой литературы, формирование духовной, эстетической и нравственной культуры школьников, развитие их творческих способностей.

Благодаря анализу художественного текста учащиеся учатся воспринимать художественное произведение как искусство слова, как художественное образное выражение мира, мировоззрения, авторской идеи писателя. Осознанное чтение художественного произведения способствует пониманию поэтики произведения, эстетическому восприятию прекрасного, формированию нравственно-эстетического мировоззрения учащихся.

Художественный текст состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих друг с другом компонентов, в единстве составляющие художественную целостность произведения.

Основным методом изучения художественного текста является анализ.

В литературной энциклопедии терминов и понятий анализ понимается как литературоведческое изучение частей и элементов произведения, а также связей между ними [4, с. 32]. Таким образом, под анализом в литературоведении принято понимать поэтапное исследование, изучение художественного произведения.В литературоведческой науке и школьной практике в основном применяется разработанный В.Г. Маранцманом в 70-80-х годах XX столетия целостный анализ системы образов и проблем [3,  c. 34].

Существует несколько подходов к анализу литературного произведения: стилистический анализ, проблемный анализ, анализ развития действия, анализ художественных образов.

Стилистический анализ показывает, как в подборе слов-образов  проявляется авторское отношение к изображаемому. Проблемный анализ включает в себя анализ проблемных вопросов и ситуаций.Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементов (эпизод, глава и т.д.). Анализ художественных образов – это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.

Художественное целое составляется из многих тесно связанных между собой элементов. Рассмотрению подлежат только такие элементы, которые наилучшим образом раскрывают смысл, идейное содержание прочитанного. Выбор исходного пункта для анализа, решение вопроса, над чем сосредоточить главное внимание при изучении того или иного произведения, зависят прежде всего от особенностей произведения, уровня общей и литературной подготовки учащихся, от литературных самого учителя и т.д. [5,  с. 68].

Б.Г. Бобылев выделяет три основных этапа анализа художественного текста: на первом этапе учащиеся учатся филологическому комментированию художественного текста. Филологическое комментирование включает в себя лингвистическое, литературоведческое и культурно-историческое комментирование текста [9, c. 185].

В решении вопроса о том, какие факты из текста нуждаются в комментировании, учитель должен руководствоваться из представлений о степени их общеизвестности. Для понимания текста, как правило, важно знать не только какой объект обозначен тем или другим словообразом, сколько какие атрибуты этого объекта и какие связанные с ним сюжеты имеются в виду. Важно, чтобы обучаемые в полной мере могли почувствовать и осознать эмоциональный подтекст и атмосферу, сопутствовавшие созданию художественного произведения. Для этого проводят вводные беседы, а также дается система заданий, ориентирующие учащихся на работу с различными словарями, литературоведческими, школьными комментариями к отдельным текстам, на сопоставление однотемных произведений.

Задачей второго (основного) этапа является создание условий для адекватного понимания эстетической значимости текста. Система заданий, предлагаемых учащимся на втором этапе обучения, ориентирована на развитие способности к самостоятельному истолкованию художественного текста, постижение литературного произведения как своего рода уникальной,  ни  на кого непохожей,  личности.

На третьем этапе анализа художественного текста на первый план выступает синтезирующий, итоговый аспект рассмотрения художественного текста. Задания третьего этапа должны нацеливать учащихся на рассмотрение художественного текста не только как факта индивидуально-речевого творчества, но и как факта родной, отечественной и мировой культуры.

Автор дидактических материалов к курсу «Методология работы над художественным произведением» для учителей русского языка и литературы Габриэлла Топор считает, что современная методика изучения литературы в школе выработала свою систему методов работы с художественным произведением, в которой ведущими являются: чтение литературного произведения; анализ художественного текста; комментирование литературного произведения контекстными (внетекстовыми) материалами; претворение литературных произведений в других видах искусства; изучение произведения в контексте творчества писателя или сравнительно с произведениями других авторов; литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников  [2,  c. 29].

Если взять за основу классификации способы работы с текстом художественного произведения, то в современной практике преподавания литературы в школе наибольшее распространение получили следующие методы: проблемно-тематический, предполагающий изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики; аналитический, в основе которого – использование приемов анализа художественного произведения, направленных на выявление его идейного содержания и художественного своеобразия; интерпретационный, сущность которого заключается в истолковании смысла художественного произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия; исследовательский, имитирующий научное исследование по основному способу деятельности; интертекстуальный, выявляющий множественные связи данного художественного произведения с другими текстами и явлениями культуры; интегрированный, в основе которого – изучение произведения с использованием других наук и искусств; синтетический, соединяющий различные методы и приемы.

       Основное внимание в процессе литературного образования уделяется работе со словом в контексте художественного произведения, позволяющей сформировать у учащихся представления   о литературе как искусстве слова; художественном тексте в теоретико-литературном аспекте; слове как социокультурном знаке, смысл которого актуализируется в каждом конкретном художественном тексте [2, c. 32].

Организация работы со словом может осуществляться на всех этапах изучения художественного произведения в рамках системы уроков с использованием самостоятельной деятельности учащихся.

В рамках технологии развивающего обучения самостоятельная деятельность учащихся должна способствовать развитию знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста. В ходе урока можно создавать дополнительные ситуации для применения полученных на уроке знаний, умений и навыков, постижения художественного текста в эстетическом аспекте в соответствии с читательскими и исследовательскими интересами и потребностями учащихся. Эффективным является изучение художественного произведения во взаимосвязи с другими видами искусства. Такой подход способствует формированию эстетического восприятия художественного произведения, представления о художественном произведении, творчестве писателя, периоде развития литературы в контексте мировой культуры.

По мнению И.В. Рогожиной, урок литературы с использованием технологии развивающего обучения может состоять из следующих этапов: осмысление учителем состояния актуальной зоны и возможности постановки ближайших и перспективных задач литературного развития учащихся в связи с изучением данной темы курса; разработка системы перспективных познавательных задач; разработка системы постепенно усложняющихся заданий для индивидуальной, групповой, коллективной работы с текстом произведения, предполагающей развитие главных компонентов художественного восприятия (воображение, эмоции, мышление); подготовка учителем восприятия текста учащимися с целью создания условий для постановки перспективных познавательных задач; выполнение заданий с постоянной фиксацией и обобщением результатов и обсуждением сдвигов в восприятии текста произведения; подведение итогов рассмотрения и решения учащимися перспективных познавательных задач, рефлексия; осмысление учителем изменений, произошедших в зоне актуального и ближайшего развития восприятия учащимися литературного произведения [6, c. 56].

Как отмечают педагоги-практики, использование технологии развивающего обучения в 5 классах на уроке литературы  предполагает выбор таких направлений в работе, которые помогали бы учащимся безболезненно  переходить из младшего школьного звена в среднее.

На уроках литературы в 5-х классах часто используются следующие приёмы и виды работ: приём рефлексии (мотивационное упражнение, которое создаёт стимул, побуждающий к выполнению задания, формирует интерес к изучению данной темы). Например,  при   изучении темы «Образы родной природы в стихотворениях  поэтов». Приём выбора учебного задания, темы, средства обучения (на примере выбора темы к сочинению «Моё любимое время года»). Некоторые приёмы развития различных форм мышления: ассоциативного, наглядно-образного, абстрактно-теоретического (на примере изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» –антитеза).  Создание творческого продукта (показать пример антитезы в мини-сочинении на тему: «Как влияет погода на моё настроение»). Приём стартовой актуализации жизненного опыта учащихся (на примере изучения творчества  А.С. Пушкина). Приём наблюдения над строением поэтического текста  (изучение стихотворного ритма на примере отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Приём наблюдения над художественным словом  (на примере изучения рассказа  И. Тургенева «Муму»). Приём обучения написанию сочинений в эпистолярном жанре  (после изучения творчества  А.С.  Пушкина и его произведений  пишут   «Письмо Пушкину»). Приём изучения литературного материала через слуховое восприятие (на примере изучения темы  «Народные песни») [7, c. 63].

Такие приемы и виды работ, применяемые на уроках литературы в пятом классе, по мнению педагогов-практиков, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно,  и эффективности урока.

                                            Список использованной литературы

1        Бобылев, Б.Г. О методике филологического анализа художественного теста [Текст] / Б.Г. Бобылев // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. –№ 3. – С. 185-189.

2        Дидактические материалы к курсу методология работы над художественным произведением (для учителей русского языка и литературы) [Текст] / Габриэлла Топор. –  Кишинёв,  2019. – 58  с.

3        Маранцман, В.Г. Труд читателя. От восприятия литературного произведения к его анализу [Текст] / В.Г. Маранцман. – М.: Просвещение, 1986. – 124  с.

4        Николюкин,  А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] /А.Н. Николюкин // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: НПК «Интерван», 2001.  –  799  с.

5        Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2008. – 176  с.

6        Рогожина, И.В. Современные педагогические технологии на уроке литературы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2008. –   С. 56-62.

7        Технологии и методики обучения литературе [Текст]: учеб. пособие / под ред.  В.А. Кохановой.  – М.: Флинта: Наука, 2018. – 248  с.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тыныбаева Е.С., г. Костанай

Тыныбаева Е.С., г. Костанай

Б.Г. Бобылев выделяет три основных этапа анализа художественного текста: на первом этапе учащиеся учатся филологическому комментированию художественного текста

Б.Г. Бобылев выделяет три основных этапа анализа художественного текста: на первом этапе учащиеся учатся филологическому комментированию художественного текста

Основное внимание в процессе литературного образования уделяется работе со словом в контексте художественного произведения, позволяющей сформировать у учащихся представления о литературе как искусстве слова; художественном…

Основное внимание в процессе литературного образования уделяется работе со словом в контексте художественного произведения, позволяющей сформировать у учащихся представления о литературе как искусстве слова; художественном…

Как отмечают педагоги-практики, использование технологии развивающего обучения в 5 классах на уроке литературы предполагает выбор таких направлений в работе, которые помогали бы учащимся безболезненно переходить…

Как отмечают педагоги-практики, использование технологии развивающего обучения в 5 классах на уроке литературы предполагает выбор таких направлений в работе, которые помогали бы учащимся безболезненно переходить…

Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] /А

Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] /А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2020