1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения
учащихся 5 – 9 классов «МКОУ ДИВИНСКАЯ СОШ» в соответствии с:
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);
• Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
• требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
на основе:
• Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования МКОУ ДИВИНСКАЯ СОШ
с учетом:
родная лит-ра 5-9кл.docx
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для
обучения
учащихся 5 – 9 классов «МКОУ ДИВИНСКАЯ СОШ» в соответствии с:
∙ Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);
∙ Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010
г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
∙ требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
на основе:
∙ Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования МКОУ ДИВИНСКАЯ СОШ
с учетом:
∙ Примерной основной образовательной программы основного общего
образования,
одобренной решением федерального учебнометодического объединения по
общему образованию
∙ «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации
∙ «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в
Российской
Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от
03.06.2017
№ 1155;
∙ перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской
Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению»
(письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. №
НТ
41/08).
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт
распределение
учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и
разделов с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно
обеспечить:
ü воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе
как
хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа;
ü приобщение к литературному наследию своего народа;
ü формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение
культуры народа;
ü обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной
речи, правилами речевого этикета;
ü получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых
3
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и
жанров.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его
жанрово
родовой и историкокультурной специфике. Постижение произведения
происходит в
процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом,
так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух,
про себя,
по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и
др.) и базовых навыков творческого и академического письма,
последовательно
формирующихся на уроках родной литературы.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно,
последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе;
на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися
непрерывности
процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за
пределами
школы.
Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература»»
учебный
предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Родной русский
язык». Русская
литература является одним из основных источников обогащения речи
учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение
языка
художественных произведений способствует пониманию учащимися
эстетической
функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного
стандарта общего образования нормативный срок изучения предмета «Родня
(русская)
литература» на уровне основного общего образования составляет 5 лет. Всего
на изучение
предмета отводится 454 часов, в том числе: в 5 классе — 105 часов, в 6
классе — 105
часов, в 7 классе — 70 часов, в 8 классе — 72 часов, в 9 классе — 102 часов.
В 5 7 классах
изучение курса предусмотрено в течение 35 недель. В восьмых классах
изучение курса
предусмотрено в течение 36 учебных недель, в девятых классах в течение 34
учебных
недель.
Место учебного предмета в учебном плане:
Классы Учебный предмет Количество часов в
неделю
Количество учебных
недель
Количество часов в год
5 «Родная (русская) литература» 0,5 35 17
6 «Родная (русская) литература» 0,5 35 18
7 «Родная (русская) литература» 0,5 35 17,5
8 «Родная (русская) литература» 0,5 36 18
9 «Родная (русская) литература» 0,5 34 17 ИТОГО за уровень основного общего
образования:
4
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного
предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного
общего образования предметными результатами изучения предмета
«Родная (русская)
литература» являются:
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской __________позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать
в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие
в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических
особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно
полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов
деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение __________оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные
возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД.
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить
логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать
выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы
для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
• Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других
поисковых систем.
Коммуникативные УУД
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической
контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно
коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально
культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно
эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных
и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные
произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста
от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,
анализировать,
6 критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не
только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Учащийся научится:
∙ определять тему и основную мысль произведения (5 кл.);
∙ владеть различными видами пересказа (5 6 кл.), пересказывать
сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять
фабулу (6–7 кл.);
∙ характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные
характеристики (5 6 кл.); оценивать систему персонажей (5–7 кл.);
∙ находить основные изобразительновыразительные средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные
функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
∙ определять родожанровую специфику художественного
произведения (5–9 кл.);
∙ объяснять свое понимание нравственнофилософской, социально
исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
∙ выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу
текста;
∙ выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий,
характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения (в каждом классе – на своем уровне);
∙ пользоваться основными теоретиколитературными терминами и
понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в
этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации
художественного текста;
∙ представлять развернутый устный или письменный ответ на
поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные
дискуссии (7–9 кл.);
∙ собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания
аннотации,
сочинения, эссе, литературнотворческой работы, создания проекта на заранее
объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную
литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в
каждом классе – на своем уровне);
∙ выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
∙ выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению (59 класс);
∙ ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной
литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек,
библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в
каждом классе – на своем уровне).
Основные теоретиколитературные понятия, требующие освоения в
основной
школе
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
7
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть,
рассказ,
новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия,
драма,
трагедия).
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм,
романтизм,
реализм, модернизм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика,
идея; автор
повествователь, геройрассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой,
персонаж,
действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет,
фабула,
композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка,
развитие
действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж,
интерьер;
диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
Язык художественного произведения. Изобразительновыразительные
средства в
художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза,
оксюморон.
Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись,
аллитерация, ассонанс.
Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм,
рифма,
строфа.
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций
происходит у
разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не
заканчивается в школе.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
– акцентносмысловое чтение; воспроизведение элементов содержания
произведения
в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с
инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и
ответы на них
(устные, письменные);
– устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием
теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание,
сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого
из
элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе
сплошного
и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе
стихотворений
и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или
поэпизодного;
проведение целостного анализа;
– устное или письменное истолкование художественных функций
особенностей
поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также
истолкование смысла
произведения как художественного целого; создание эссе, научно
исследовательских
заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
3. Содержание учебного предмета
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития
человека. Родная литература как национальнокультурная ценность народа.
8
Родная литература как способ познания жизни.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ
автора в
литературном произведении. Образ рассказчика в литературном
произведении.
Слово как средство создания образа.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке. Русский фольклор
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов (5 – 6
класс).
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера,
народных
нравственных ценностей (5 – 6 класс).
Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества,
справедливости,
бескорыстного служения Отечеству (5 – 6 класс).
Жанровое своеобразие фольклорных произведений (5 – 6 класс).
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном искусстве и музыке (7 – 8 класс).
Фольклорные традиции в русской литературе (8 – 9 класс).
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы (8 9 класс). Традиции
древнерусской литературы (8 – 9 класс). Традиции и особенности духовной
литературы (5
– 9 класс). Образное отражение жизни в древнерусской литературе (5 – 9
класс). «Русская
земля» (5 – 6 класс). Поучения Владимира Мономаха (7 – 8 класс). «Гнездо
орла» (8 – 9
класс). «Повесть о Евпатии Коловрате» (7 – 8 класс).
Из литературы XVIII века
Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла». Сказания, легенды,
рассказы из «Истории государства Российского» (8 – 9 класс).
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору)
(6 – 7
класс).
Из литературы XIX века
Традиции литературы XIX века
Басни.
Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два
товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» (на выбор). Изображение пороков,
недостатков,
ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы
басен. Приёмы
создания характеров и ситуаций. Мораль басен (5 – 7 класс).
Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и
собака», «Три льва», «Отец с сыном» (на выбор). Аллегория как основное
средство
художественной выразительности в баснях (5 – 7 класс).
Басни В. Майкова, И. Хемницера (на выбор) (8 – 9 класс). Литературные сказки.
Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в
сказке.
Сказка «Что значит досуг?». Идейнохудожественный смысл сказки.
Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной
речи автора и
речи действующих лиц (5 – 6 класс).
ГаринМихайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья».
Социально
нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней
особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к
событиям и
героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в
окружающем мире);
своеобразие языка (5 – 6 класс).
9
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Образ родной природы в стихах русских поэтов (по выбору).
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд,
быт,
волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. (5 – 6
класс)
Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта.
Основная тема
и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении.
Умение
чувствовать красоту природы и сопереживать ей (5 – 6 класс).
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в
стихотворении
«Водопад». Звукопись (7 – 8 класс).
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…».
Поэтические
традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. (9 класс).
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (8 – 9 класс).
БестужевМарлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм
светского
общества и благородство чувств героя рассказа (8 – 9 класс).
Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе
Л.Н.
Толстого «Бедные люди» (6 – 7 класс). Лесков Н.С. Рождественские рассказы (7 – 8 класс).
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность
любой
ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический
смысл лирико
философской новеллы. Мастерство иносказания (7 – 8 класс).
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Милосердие и вера в произведении писателя (5 – 6 класс)
Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в
рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное
перерождение
героини. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» (5 – 8 класс).
Из литературы XX века
Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б. Шергина, С.Я.
Маршака
9на выбор) (5 – 6 класс).
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов.
Проблемы __________зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический
язык сказки (5 – 6
класс).
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А.М.
«Макар
Чудра». Герои неоромантизма (8 – 9 класс).
«Живое и мёртвое в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус» (8 – 9 класс).
Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» (на выбор). Тема равнодушия
и
непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. Глубина человеческих
чувств и
способы их выражения в литературе (6 – 7 класс).
Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О
серьёзном – с
улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия
Аверченко
(8 – 9 класс).
Толстой А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита». Ефремов И.
«Звёздные
корабли», «На краю Окуймены» (на выбор) (7 – 8 класс).
Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.
Красота
искусства (7 – 8 класс).
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения
взрослых и детей, тимуровское движение. «Военная тайна», «Судьба барабанщика».
«Голубая
чашка», «Горячий камень», «Дальние страны» (на выбор). (5 – 6 класс).
10
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы» (5 – 6 класс).
Паустовский __________К.Г. «Заячьи лапы», «Котворюга», «Старый
повар». «Исаак Левитан».
«5 – 6 класс) Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров
спасения»,
«Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик». «Синий
лапоть».
«Лесная капель» (на выбор).(5 – 6 класс).
Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа
«Золотая рыбка». Нравственноэмоциональное состояние персонажей.
Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия,
сострадания, заботы о беззащитном. (6 – 7 класс).
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской
любви и
сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала (8 – 9 класс).
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие
рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия
Алексеевича
Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) (8 – 9 класс).
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь
героев.
Поэтика психологического параллелизма (8 – 9 класс).
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.
Гуманистический
характер военной поэзии и прозы.
Воробьёв К.Д. «Гусилебеди». Человек на войне. Любовь как высшая
нравственная
основа в человеке. Смысл названия рассказа (6 – 7 класс).
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах
произведения.
Подвиг речников. (7 – 8 класс).
Васильев Б.П. «Завтра была война» (8 – 9 класс).
Быков В. «Обелиск» (8 – 9 класс).
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие
молодёжи (7 –
9 класс).
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о
человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые
средства
философского цикла и их роль в раскрытии образа автора (8 – 9 класс).
Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки».
«Гринька
Малюгин» (7 – 8 класс).
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две
героини,
две судьбы (8 – 9 класс).
Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема ответственности за родных.
Образы
главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и связи поколений. Рассказ –
притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
«Рыцарь
Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам (6 – 7
класс).
Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовнонравственная
проблематика
рассказа. Позиция автора. Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа
«Расскажи про Иван Палыча» (7 – 8 класс).
Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей.
Доброта
и дружба. Нравственные уроки произведений современной литературы (7 – 8
класс).
Телешов Н.Д. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность
перед
будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке (7 – 8 класс).
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой
жизни в
изображении писателя (8 – 9 класс).
Родная природа в произведениях поэтов XX века (5 – 9 класс).
Поэтический образ Родины в стихотворениях. Поэтическое изображение
родной
природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический
герой в
11
произведениях. Стихотворные лирические произведения о Родине, родной
природе как
выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление
собственного
мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый
образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в
лирических
стихотворениях.
Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система,
художественное
своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственноэмоциональное
состояние
лирического героя. Средства создания образов.
Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Единство
человека и
природы.
Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ
стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова
Г.И. «Собака».
Стихи о прекрасном и неведомом (5 – 9 класс).
В. Берестов «Почемуто в детстве...», Д. Самойлов «Сказка».
Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» (по выбору)
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Родная (русская) литература. 5 класс (17 часов)
№ раздела
(название)
Основное содержание по темам раздела Колво
часов
РР ЭкС ВН.
чт
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных
действий)
1.Своеобразие
родной
литературы
Значимость чтения и изучения родной литературы
для дальнейшего развития человека. Родная
литература как национально – культурная
ценность народа.
1 Объяснение значимости чтения и изучения
родной литературы, привлечение для
аргументации собственного мнения. 2.Русский
фольклор
Отражение в фольклорных произведениях быта,
традиций, обрядов.
1 Выразительное чтение произведения. Поиск
незнакомых слов и определение их значения с
помощью словарей и справочной литературы.
Характеристика героев фольклорных
произведений.
3.Древнерусская
литература
Традиции и особенности духовной литературы.
«Русская земля».
1 Выразительное чтение произведения. Поиск
незнакомых слов и определение их значения с
помощью словарей и справочной литературы.
Характеристика героев древнерусской
литературы.
4.Литература
XVIII века
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и
разума» (фрагменты по выбору).
1 Выразительное чтение произведения .Устные
ответы на вопросы. Участие в коллективном
диалоге.
5.Литература
XIX века
Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика
басен, злободневность басен: «Два товарища»,
«Лгун». Изображение пороков, недостатков,
хитрости, ума и глупости. Мораль басен.
Литературные сказки. Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема
труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?».
Идейно – художественный смысл.
Индивидуальная характеристика героя и авторское
отношение. Использование описательной речи
6 Поиск сведений о писателе с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительное чтение басен.
Поиск незнакомых слов и определение их
значения с помощью словарей и справочной литературы.
Участие в коллективном диалоге.
Работа со словарём литературоведческих
терминов.
автора и речи действующих лиц.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег».
Радостные впечатления, труд, быт, волнения
сердца, чистота помыслов и стремлений
лирического героя.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:
проблематика рассказа. Милосердие и вера в
произведении писателя.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова
«Шуточка».
Устные или письменные ответы на вопросы (в
том числе с использованием цитирования).
Создание собственных иллюстраций и их
защита.
6.Русская
литература XX
века
Литературные сказки. Сказы. Произведения П.
Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору
учителя).
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы
в повести, отношение взрослых и детей,
тимуровское движение.
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.
«Предательская колбаса», «Таинственный ящик»,
«Лесная капель».
Стихи о прекрасном и неведомом.
В. Берестов «Почему –то в детстве…», Д.
Самойлов «Сказка».
7 Поиск материалов о биографии и творчестве
писателя, истории создания произведения,
прототипах с использованием справочной
литературы. Устный рассказ о писателе.
Различные виды пересказов. Устные ответы на
вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейноэмоционального
содержания произведения, нравственная оценка
героев.
Итого 17
Родная (русская) литература. 6 класс (18 часов)
№ раздела
(название)
Основное содержание по темам раздела Колво
часов
РР ЭкС ВН.
чт
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных
действий)
1.Своеобразие
родной
литературы
Значимость чтения и изучения родной литературы для
дальнейшего развития человека. Родная литература как
способ познания жизни.
1 Объяснение значимости чтения и изучения
родной литературы, привлечение для
аргументации собственного мнения.
2.Русский
фольклор
Воплощение в фольклорных произведениях
национального характера, народных нравственных
ценностей, прославление силы, справедливости,
бескорыстного служения Отечеству.
1 Выразительное чтение произведения. Поиск
незнакомых слов и определение их значения с
помощью словарей и справочной литературы.
Характеристика героев фольклорных
произведений.
3.Древнерусская
литература
Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
«Русская земля».
1 Выразительное чтение произведения. Поиск
незнакомых слов и определение их значения с
помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев древнерусской
литературы.
4.Литература
XVIII века
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума»
(фрагменты по выбору).
1 Выразительное чтение произведения . Устные
ответы на вопросы. Участие в коллективном
диалоге.
5.Литература
XIX века
Басни. Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в
баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва»,
«Отец с сыном». Аллегория как основное средство
художественной выразительности в баснях.
Литературные сказки. Гарин – Михайловский Н.Г.
Образы и сюжеты сказки «Книжка счастья». Социально –
нравственная проблематика произведения. Отношение
писателя к событиям и героям. Мир глазами ребенка
(беда и радость; злое и доброе начало в мире);
6 Поиск сведений о писателе с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительное чтение басен.
Поиск незнакомых слов и определение их
значения с помощью словарей и справочной
литературы.
Участие в коллективном диалоге.
Работа со словарём литературоведческих
терминов.
Устные или письменные ответы на вопросы (в
своеобразие языка.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские
впечатления поэта. Основная тема и способы ее
раскрытия. Сравнение и олицетворение в стихотворении.
Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Доброта и любовь как высшие проявления человеческой
сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди».
том числе с использованием цитирования).
Создание собственных иллюстраций и их
защита. 6.Русская
литература XX
века
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности
создания образов. Проблема зависти и злобы, добра и зла
в сказке. Аллегорический язык сказки.
Чарская Л.А. Рассказ _____«Тайна». Ранимость души
подростка. Глубина человеческих чувств и способы их
выражения в литературе.
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная
проблематика рассказа «Золотая рыбка». Выразительные
средства создания образов. Воспитание чувства
милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Воробьев К.Д. «Гуси – лебеди». Человек на войне.
Любовь как высшая нравственная основа в человеке.
Смысл названия рассказа.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как
следование внутренним нравственным идеалам.
Стихи о прекрасном и неведомом.
Анненский И. Из книги «Кипарисовый ларец» (по
8 Поиск материалов о биографии и творчестве
писателя, истории создания произведения,
прототипах с использованием справочной
литературы. Устный рассказ о писателе.
Различные виды пересказов. Устные ответы на
вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Характеристика идейноэмоционального
содержания произведения, нравственная оценка
героев.
выбору). Брюсов В.Я. «Весенний дождь». Образная
система, художественное своеобразие стихотворения.
Слияние с природой, эмоциональное состояние
лирического героя.
Итого 18
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Родная (русская) литература, 7 класс (17,5 часов)
№ раздела
(название)
Основное содержание по темам раздела Количес тво
часов
РР Эк
С
ВН.
ЧТ
Характеристика основных видов деятельности
ученика (на уровне учебных действий)
1.Своеобразие
родной
литературы
Образ человека в литературном произведении. Система
персонажей. Образ автора и образ рассказчика в литературном
произведении.
1 Работа со словарем литературоведческих
терминов. Ответы на вопросы.
2.Русский
фольклор
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.
Русский героический эпос в музыке.
1 Работа с интернет источниками,
прослушивание музыкальных произведений,
участие в коллективном диалоге.
Характеристика идейноэмоционального
содержания произведения, нравственная оценка
героев.
3.Древнерусская
литература
Образное отражении жизни в древнерусской литературе.
«Повесть о Евпатии Коловрате».
1 Воспринимать древнерусский текст в
современном переводе.
Читать выразительно фрагменты
произведений древнерусской литературы.
Характеризовать героя древнерусской
литературы.
Находить в тексте незнакомые слова и
определять их значение.
Давать устный или письменный ответ на
вопрос по тексту произведения.
4.Литература
XVIII века Н. Карамзин «Прекрасная царевна и счастливый карла». 1 Читать
выразительно фрагменты
произведений литературы XVIII века
Находить в тексте незнакомые слова и
определять их значение.
Подбирать и обобщать дополнительный
материал о биографии и творчестве Н.
Карамзина
Выявлять характерные для произведений
русской литературы XVIII века темы, образы и
приемы изображения человека.
5.Литература
XIX века
Басни.
Нравственная проблематика басен В. Майкова.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств
5 Воспринимать текст литературного
произведения.
Читать выразительно наизусть лирические
стихотворения и фрагменты произведений
человека в стихотворении «Водопад». Звукопись (7 – 8 класс).
Творчество поэтов и писателей XIX века.
БестужевМарлинский А.А. «Вечер на бивуаке».
Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств
героя рассказа.
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя.
Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе
«Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико
философской новеллы. Мастерство иносказания.
русской литературы 19 века.
Характеризовать героя литературы 19 века.
Давать устный или письменный ответ на
вопрос по тексту произведения.
Характеризовать сюжет произведения, его
проблематику, тематику, идейно
эмоциональное содержание.
Сопоставлять сюжеты, персонажей
литературных произведений.
6.Русская
литература XX века
Фантастика в произведениях Толстова А.Н. «Гиперболоид
инженера Гарина». «Аэлита» (на выбор).
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на
страницах произведения. Подвиг речников.
Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе.
«Волки». «Гринька Малюгин».
Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и
родителей. Доброта и дружба. Нравственные уроки произведения.
Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно
нравственная проблематика рассказа. Позиция автора.
Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа «Расскажи
про Иван Палыча».
Н.Д. Телешев «Белая цапля». Назначение человека и его
ответственность перед будущим. Нравственные проблемы,
поставленные в сказке.
Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен….».
Единство _____человека и природы.
8,5 Воспринимать текст литературного
произведения.
Читать выразительно фрагменты
произведений.
Читать выразительно наизусть лирические
стихотворения и фрагменты произведений
русской литературы 20 века.
Характеризовать героя литературы 20 века.
Давать устный или письменный ответ на
вопрос по тексту произведения.
Характеризовать сюжет произведения, его
проблематику, тематику, идейно
эмоциональное содержание.
Подбирать цитаты из текста литературного
произведения по заданной теме.
Подбирать и обобщать дополнительный
материал о биографии и творчеству писателей,
истории создания произведения, прототипах с
использованием справочной литературы и
ресурсов интернета.
Сопоставлять сюжеты, персонажей
литературных произведений.
Итого 17,5 Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Родная (русская) литература, 8 класс (18 часов)
№ раздела
(название)
Основное содержание по темам раздела Кол
ичес
тво
часо
в
РР Эк
С
ВН.
ЧТ
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)
1.Своеобразие
родной
литературы
Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание
одного поколения другому.
1 Работа со словарем литературоведческих
терминов. Ответы на вопросы.
2.Русский
фольклор
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном искусстве.
1 Работа с интернет источниками, обращение
к картинам, участие в коллективном
диалоге. Характеристика идейно
эмоционального содержания произведения,
нравственная оценка героев.
3.Древнерусская
литература
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла». 1
Воспринимать древнерусский текст в
современном переводе.
Читать выразительно фрагменты
произведений древнерусской литературы.
Характеризовать героя древнерусской литературы.
4.Литература
XVIII века
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории
государства Российского».
2 Читать выразительно фрагменты
произведений литературы XVIII века.
Подбирать и обобщать дополнительный
материал о биографии и творчестве Н.
Карамзина
Выявлять характерные для произведений
русской литературы XVIII века темы,
образы и приемы изображения человека.
5.Литература
XIX века
Басни
Нравственная проблематика басен И. Хемницера.
4 Воспринимать текст литературного
произведения.
Характеризовать героя литературы 19
века.
Давать устный или письменный ответ на
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в в
рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы.
Нравственное перерождение героини.
Лесков Н.С. Рождественские рассказы.
вопрос по тексту произведения.
Характеризовать сюжет произведения,
его проблематику, тематику, идейно
эмоциональное содержание.
6.Русская
литература XX
века
Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О
серьёзном – с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный
смех Аркадия Аверченко
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России.
«Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии
космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по
выбору учителя). Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная
жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма
Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.
Красота искусства.
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Тема материнской
любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала.
Образы подростков в произведениях о ВОВ. Васильев Б.П. «Завтра была
война».
9 Воспринимать текст литературного
произведения.
Читать выразительно фрагменты
произведений.
Читать выразительно наизусть лирические
стихотворения и фрагменты произведений
русской литературы 20 века.
Характеризовать героя литературы 20
века.
Давать устный или письменный ответ на
вопрос по тексту произведения.
Характеризовать сюжет произведения,
его проблематику, тематику, идейно
эмоциональное содержание.
Подбирать цитаты из текста
литературного произведения по заданной
теме.
Подбирать и обобщать дополнительный
материал о биографии и творчеству
писателей, истории создания произведения,
прототипах с использованием справочной
литературы и ресурсов интернета.
Сопоставлять сюжеты, персонажей
литературных произведений.
Итого 18
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Родная (русская) литература, 9 класс (17 часов)
№ раздела
(название)
Основное содержание по темам раздела Коли
честв
о часов
РР ЭК
С
ВН.
ЧТ
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)
1.Своеобразие
родной
литературы
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
1 Работа со словарем литературоведческих
терминов. Ответы на вопросы,
аргументация собственного мнения.
2.Русский
фольклор
Фольклорные традиции в русской литературе. 1 Участие в коллективном
диалоге.
3.Древнерусская
литература
Традиции древнерусской литературы. 1 Участие в коллективном диалоге.
Характеристика героя древнерусской
литературы. Анализ различных форм
выражения авторской позиции в
произведении.
4.Литература
XIX века
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…».
Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (на
выбор).
2 Устный рассказ о поэте. Выразительное
чтение стихотворения. Анализ темы, идеи,
образных средств. Характеристика героев
произведений, нравственная оценка.
5.Русская
литература XX
века
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А. М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
«Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И.» Габринус».
Образы подростков в произведениях о ВОВ. Повесть В. Быкова
«Обелиск».
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие
молодежи.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» многолетние раздумья автора о
человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе
России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии
образа автора.
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.
12 Устные рассказы о писателях и поэтах.
Выразительное чтение фрагментов.
Различные виды пересказов. Участие в
коллективном диалоге. Характеристика
героев. Нравственная оценка героев
произведений.
Две героини, две судьбы.
З. Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя
рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении писателя.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».
Итого 17
Приложение к РПУП ォ Родная (русская) литература サ
Учебнометодическое, материальнотехническое обеспечение.
Словари
1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарьсправочник. – М.: Просвещение,
2011.
2. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В.
Творогова. – М.:
Просвещение, 2013
3. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под
ред. Н.Н. Ска
това. – М.: Просвещение, 2012
4. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред.
П.А. Николаева.
М.: Просвещение, 2011.
5. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А.
Джанумова. –
М.: Просвещение, 2013. 6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под
ред.Н.Н. Скатова. –
М.: Просвещение,2010.
7. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.:
Просвещение,
2012.
Хрестоматии
1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 59 кл. / Сост. О.В. Творогов.
– М.: Просве
щение, 2013.
2. Наш XIX век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.,2011.
3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко
литературных ма
териалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2012.
4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко
литературных ма
териалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2011.
Интернетресурсы
Художественная литература:
1.http://www.rusfolk.chat.ru–Русский фольклор
2.http://www.pogovorka.com. –Пословицы и поговорки
3.http://oldrussian.chat.ru–Древнерусская литература
4.http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы
5.http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60х годов.
Справочноинформационные и методические материалы:
1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2.http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература»
(Приложение к «Пер
вому сентября»)
3.http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Материальнотехническая база
1 Компьютер
2 Проектор
3 Колонки
4 Экран
5 Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Экраннозвуковые пособия
1 Презентации к занятиям
2 DVD фильмы__
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5-9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.