лучшедома
"Роль уроков обобщающего типа уроков в повышении уровня читательского развития обучающихся основной школы

"Роль уроков обобщающего типа уроков в повышении уровня читательского развития обучающихся основной школы

Исследовательские работы
docx
русская литература
5 кл—9 кл
23.03.2020
Работа представляет исследование по теме "Роль уроков обобщающего типа уроков в повышении уровня читательского развития обучающихся основной школы

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Исследовательская работа_Кириллова ВЕ_теория_.docx

 

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Хахальская основная школа»
г. Семёнова Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

Аттестационная работа

Роль уроков обобщающего типа
в повышении уровня читательского развития                                                                              обучающихся второго уровня обучения

(8 класс)

 

 

 

Выполнила:

Кириллова

Валентина Евдокимовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Хахальская основная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Семёнов Нижегородской области
2020 г

 


Оглавление

I.       Введение. 3

II.      Описание исследовательской работы. 4

III.     Выявление уровня читательской деятельности обучающихся 8 класса. 5

IV.     Сквозное планирование уроков обобщающего типа в основной школе. 7

V.      Совершенствование уроков обобщающего типа. 10

VI.     Промежуточная проверка уровня читательского восприятия обучающихся. 11

VII.   Выявление уровня читательского восприятия обучающихся на завершающем этапе обучения. 13

VIII.  Итоги и результаты исследовательского эксперимента. 14

ЛИТЕРАТУРА.. 15

Приложение № 1. 16

Приложение № 2. 18

Приложение № 3. 32

Приложение №4. 39


 

Роль уроков обобщающего типа по литературе
в повышении уровня читательского развития                                                                          обучающихся основной школы

(на примере 8 класса)

I.        Введение.

В наше время, век ОГЭ и ЕГЭ, ВПР,  литература, как учебный предмет, испытывает некоторую ущербность, т.к. ориентация только на формирование знаний, умений и навыков приводит к относительной формализации обучения. Развивающееся общество вправе ждать от школы более глубоких педагогических результатов. Усваивая новые знания, развивая способности мышления, вырабатывая практические навыки, современный человек должен приобщаться к культурному богатству, приобретать ценностные ориентиры, воспитывать в себе нравственные качества. Современному обществу нужен человек с творческим складом ума, обладающий коммуникативными навыками.

Повышение уровня читательского развития обучающихся – одна из актуальных задач сегодняшнего дня, которую призван решать учитель-словесник. Современные дети читают по-новому: меняется уровень мыслительной деятельности, меняются возможности чтения (электронные носители, Интернет-библиотеки), меняются интересы и круг чтения. Учитель должен не только учитывать, но и использовать это в своей работе. Но всё же роль классической литературы при этом не становится менее значимой, а скорее она должна быть прочитана и переосмыслена с проекцией на современную действительность. Ориентиры классической литературы должны быть прочувствованы и приняты современными школьниками как руководство к действию.

Восприятие читателем-школьником литературного произведения – это сложный творческий процесс. О соотнесённости процесса чтения и изучения литературы писали многие методисты: А. Леонтьева, Н. Д. Молдавская, В. Г. Маранцман, О. Ю. Богданова и др. Они отмечают, что преподавателю-словеснику следует не просто учитывать в учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на него воздействовать.

Полностью согласна с мнением Е.Н.Ильина, что «урок литературы – человекообразующий процесс». Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, имеет большие воспитательные возможности, способствует развитию читательского уровня школьников. Материал урока должен быть интересен подросткам, их читательское развитие во многом зависит от того, в какой форме он будет реализован на уроке. Неоценимую роль здесь играют уроки обобщающего типа.

Цель моей работы – экспериментально проверить динамику уровня читательского развития обучающихся 5-9 классов, на примере восьмиклассников,  на основе уроков обобщающего типа.

Задачи исследовательской работы:

1.      Определить уровень читательского восприятия обучающихся на начальном этапе обучения в основной школе (начало 8 класса) и на завершающем этапе обучения (конец 8 класса).

2.      Соотнести уровень читательского опыта в начале изучения темы и на этапе обобщающего урока.

3.      Выявить роль обобщающих уроков в формировании уровня читательских интересов обучающихся.

 

Основные этапы исследовательской работы:

I этап: Выявление уровня читательского восприятия учащихся в начале 1 четверти.

II этап: Планирование и разработка обобщающих уроков разного уровня сложности.

III этап: Совершенствование организации уроков обобщающего типа.

IV этап: Промежуточная проверка уровня читательского восприятия обучающихся.

V этап: Выявление уровня читательского восприятия обучающихся  в конце учебного года.

 

II.            Описание исследовательской работы.

Работа учителя сегодня связана с необходимостью обеспечения качественного образования, соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта. Традиционные формы и методы преподавания сегодня нуждаются в постоянном обновлении и переосмыслении.

При традиционном изучении литературы на первое место ставятся познавательные задачи, а уже потом воспитательные. При такой системе учитель «даёт» (транслирует) материал, а ученик его «берёт» (или не берёт). При этом у ученика очень часто не возникает интереса к предмету. В своё время это заставило меня отказаться от пассивных методов обучения и заняться поисками разнообразных приёмов, побуждающих обучающихся к активному определению своей позиции в структуре урока. Поиск нетрадиционных форм, методов и средств учебной деятельности изменил приоритеты: на первое место выдвинулись воспитательные задачи, а уже потом учебно-познавательные.

 В своей работе я использую несколько педагогических технологий. Во-первых, в мою практику давно вошла технология Е. Ильина, его система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, построенная на основе гуманизации и демократизации. Во-вторых, считаю очень результативной технологию на основе системы эффективных уроков А. Окунева. В-третьих,  технологию развивающего обучения, системно-деятельностный подход в обучении .

Новизна опыта заключается в использовании нестандартных приёмов и форм работы с целью развития творческих способностей обучающихся, достижения эффективных результатов обучения.

 Неоценимую роль здесь играют уроки литературы обобщающего типа. При организации таких уроков я использую следующие логические приёмы:

1.        Постановка проблемы.
Эффективность мыслительного процесса обучающихся находится в прямой зависимости от того, как сформулирована основная проблема урока.

2.        Сравнение.
Изучение закономерностей невозможно без сравнений явлений, процессов, характеров.

3.        Обобщение.
Решение проблемы развивающего обучения предполагает не только систематизацию знаний, но и углубление их, что развивает интерес к предмету, побуждает к творчеству.

4.        Нестандартное классное или домашнее задание.
Оно всегда должно быть нацелено на самостоятельное творчество.

 

   Основополагающим в организации урока обобщающего типа является проблемный вопрос, служащий ядром урока. Этот вопрос нужно сформулировать так, чтобы для современного школьника он был личностно значимым. Ответ на вопрос-проблему требует глубокого проникновения в суть произведения.

Таким образом, выстраивается следующая схема: от системы уроков по теме → к нестандартной проблемной ситуации урока обобщающего типа → к творческой реализации.

 

III.        Выявление уровня читательской деятельности учащихся
8 класса
.

Вводным уроком в 8 классе является обобщающий урок «Русская литература и история». Одной из целей этого урока, который проходит в форме «круглого стола», является выявление читательского уровня обучающихся, степени сформированной у них читательской культуры. Это происходит в процессе собеседования, где в непринуждённой обстановке обучающиеся могут поделиться впечатлениями о прочитанном летом. Изучению уровня читательской культуры помогает также анкетирование, которое проходит по следующим вопросам:

1.      Назови писателей, которые стали для тебя «открытием». Почему?

2.      Произведения русских или зарубежных писателей тебя больше привлекают? Почему?

3.      Произведения какого литературного жанра ты предпочитаешь? Почему?

4.      Назови книги и их авторов, которые ты бы отнёс к «золотому фонду» литературы.

5.      Какие театральные постановки ты посетил или хотел бы посетить?

6.      Какие театральные жанры тебя привлекают? Почему?

7.      Любишь ли ты стихи? Если «да», назови любимых поэтов.

8.      Как часто берёшься за чтение по собственному желанию («для души»)?

9.      В какой форме ты бы хотел презентовать (представить) любимую книгу товарищам по классу?

        Обработка анкет и читательских дневников (летнее чтение) даёт возможность определить 3 уровня читательского восприятия:

1.      Прагматический уровень: уровень читательского сознания, литературной эрудиции, который включает в себя запас фактических знаний и практического знакомства с художественными произведениями.

2.      Аналитический уровень: уровень читательских чувств, который включает в себя способность к эмоциональной и личностной оценке произведения искусства.

3.      Творческий уровень: уровень читательского поведения, который указывает на степень приобщения к творческой деятельности.

    Первый этап исследования показал, что большинство обучающихся к началу обучения в 8 классе находятся на первом уровне читательского восприятия. Они имеют определённый запас фактических знаний, знакомы с небольшим кругом художественных произведений, по преимуществу очерченным школьной программой.


IV.         Сквозное планирование уроков обобщающего типа
в 8 классе

 

Тема урока

Форма урока

Цели урока

1

Вводный урок в 8 классе «Русская литература и история».

«Круглый стол»

1.          Осмысление непреходящего значения классики и её тесной связи с историей.

2.          Выявление читательского уровня обучающихся.

2

Обобщающий урок по произведениям древнерусской литературы «Духовные ориентиры человека в древнерусской литературе».

 

Урок-исследование

1.Осмысление понятия                                           «духовные ориентиры».

2. Представление о «вечных вопросах», которые нашли отражение в древнерусской литературе.

3. Формирование навыков анализа прочитанных произведений с учетом эстетического воспитания личности. 

4. Отслеживание влияния древнерусской литературы на современного человека.

3

Обобщающий урок по творчеству И.А. Крылова «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (И.А. Крылов)

Научно-практическая конференция

1.Расширить знания  о  баснописце и его баснях, написанных в 1812 году.                                             2. Продолжить обучение элементам анализа поэтического  текста, умению сравнивать, обобщать.                                                                    3. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.                                   4.Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинных героев басни.

4

 Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Честь или бесчестье?..»

/КОНСПЕКТ УРОКА

ПРИЛАГАЕТСЯ/

Урок –

 размышление

1.На основе читательского опыта выявить отношение к героям повести: что близко и понятно и что непростительно в характерах героев.

2.Исследуя литературный приём «испытание любовью», «неотвратимостью  смерти», помочь глубже постичь характер Гринёва и Швабрина.

3. Выявить позицию обучающихся по отношению к проблеме: чтобы спасти себя, правильно ли поступаться честью и достоинством?

5

Обобщающий урок  по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

 «А душу можно ль рассказать?»

Защита проектных работ

1.Через понимание философского понятия о свободе помочь обучающимся глубже проникнуть в суть литературного произведения.

2.Углубить понимание конфликта поэмы благодаря проблемному вопросу: А душу можно ль рассказать?

3.Формировать проектное мировоззрение и мышление; познавательные мотивы учения.

4.Создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

6

Обобщающий урок на тему «Суд над чиновниками из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Урок-суд

1.Выявление остроты социальных и нравственных обобщений в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

2.Отработка навыка отбора материала из текста художественного произведения для характеристики героев.

3.Раскрытие артистических способностей обучающихся

7

 Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» на тему «Несёт ли человек ответственность за всё, происходящее на Земле? Или всё дело в случае?»

Урок-дискуссия

1.Развитие критического мышления обучающихся.

2. Обучение творческому осмыслению произведения.

3. Совершенствование знаний в области литературы (контраст, антитеза).

4. Научить формулировать собственное мнение и отстаивать его, используя убедительные аргументы и факты; развивать навыки монологической речи; совершенствовать навыки характеристики героев.

5.Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения.

8

Обобщающий урок по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

«Что значит быть счастливым?»

/КОНСПЕКТ УРОКА

ПРИЛАГАЕТСЯ/

Урок-диспут

1.Обобщение изучения рассказов о любви, их идейно-художественного своеобразия, изображения мира человеческих чувств, выявление их отношения к любви как одной из главных человеческих ценностей.

2. Обучение умению вести дискуссию, отстаивать свою позицию, высказывать своё мнение.                                                                   3. Воспитание нравственных качеств личности, культуры взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

9

Обобщающий урок на тему «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Итегрированный урок- панорама

1. Обзор поэзии периода  Великой Отечественной войны.

2. Раскрытие творческого потенциала обучающихся.

3. Воспитание чувства патриотизма и гордости за страну и её народ.

10

Поэты «дома» или «бездомья»? (Творчество поэтов первой половины ХХ века)

/КОНСПЕКТ УРОКА

ПРИЛАГАЕТСЯ/

Урок-проект: групповая работа.

1.Обучение  проектной деятельности.

2.Выявление понимания творчества поэтов в контексте времени.

3.Отработка навыка написания сочинения-рассуждения в традициях части «С» ОГЭ.

11

Итоговый обобщающий урок «Праздник хорошей книги»

Урок-презентация

1.Научить  презентовать любимое произведение через анализ эпизода, иллюстрацию, отзыв, эссе.

2.Развивать творческие способности, а именно: умение излагать от лица литературного героя.

3.Отработка навыка эпистолярного жанра.

 


 

V.              Совершенствование уроков обобщающего типа

При планировании уроков обобщающего типа «сквозной» целью является образовательная цель – помочь обучающимся глубже осмыслить изучаемую тему. При этом возможности обобщающего урока велики. Ведь на нём происходит не только систематизация уже полученных знаний, но и расширение читательского уровня, так как изучаемое произведение рассматривается в контексте творчества писателя (в сравнении с другими произведениями), или в контексте эпохи (в сравнении с произведениями других писателей), или в контексте с другими видами искусств. Обобщающие уроки создают дополнительную мотивацию учебной деятельности, способствуют появлению у обучающихся интереса к чтению, самостоятельному обобщению изученного и к творческой реализации.

На практике использую обобщающие уроки двух типов:

1)             уроки, завершающие изучение произведения, целью которых является воссоздание его целостности. На таких уроках ракурсы обобщения могут быть самые разные: та или иная проблема, чаще нравственная, тот или иной символический образ, тип героя, конструктивная особенность произведения, жанр и др. (уроки № 4,5, 6,7);

2)             уроки, построенные на соотнесении нескольких произведений одного или разных авторов. На таких уроках на основе сопоставительной деятельности выявляется та или иная закономерность, тенденция, особенность, имеющая отношение к литературному процессу. Особое значение приобретает целенаправленная работа с термином (литературным, философским, социологическим, этическим) или символическим образом, каким-либо концептом («свобода», «честь и бесчестье», «мать», «дом» и «бездомье» и др. ). На таких уроках рассматриваются произведения разных видов искусства (уроки № 1,2,3,8,9,10 ).

В организации уроков обобщающего типа следует опираться на личностные качества обучающихся, их возрастные особенности, интересы и потребности. Это предполагает разный уровень сложности уроков обобщающего типа:

Первый связан с учётом специфики непосредственного восприятия произведения и рассчитан на аудиторию, не владеющую в достаточной степени читательскими умениями.

Второй связан с формированием образных и понятийных обобщений.

 

Третий направлен на совершенствование деятельности ученика, направленной на общение с другими видами искусств.

Уроки обобщающего типа, представленные в сквозном планировании,  имеют разный уровень сложности и рассчитаны на динамику читательского развития обучающихся. Так если уроки №1 и №2 нацелены на выявление и начальное формирование читательского уровня, то уроки №3-№8 предполагают формирование аналитического уровня. И, наконец, уроки №9- №11 – это обобщающие уроки высокого уровня, на которых происходит творческая самореализация обучающихся.

Усложняются и формы организации обобщающих уроков. От простых, достаточно традиционных форм, таких как «круглый стол», дискуссия, диспут в 8 классе мы приходим к более сложным формам: урок-исследование, театрализованный урок, урок-проект.

В итоге в 8 классе резко возрастает по качеству уровень диалога и полилога, уровень умения слушать отвечающих, оппонировать им, выражать свою точку зрения, достойно её аргументировать. Все обобщающие уроки завершаются творческими работами самых разных жанров, текстами разных типов.

Таким образом, проблемное обучение на уроках обобщающего типа ведёт к постепенному усложнению восприятия, а значит и к более высокому уровню развития обучающихся.

VI.          Промежуточная проверка                                                                                            уровня читательского восприятия обучающихся.

       В конце 1 полугодия 8 класса был проведён промежуточный контроль с целью проверки уровня читательского восприятия обучающихся. После цикла уроков по творчеству А. С. Пушкина обучающимся было дано следующее задание: Какой эпизод повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка» изображён на экране? Опиши эту сцену.

Анализ работ показал динамику в развитии обучающихся: значительно увеличилось количество обучающихся, находящихся на аналитическом уровне, а также выделилась группа обучающихся способных к творческому восприятию увиденного и прочитанного.

Только 23% обучающихся проявили прагматический уровень восприятия, перечислив персонажей и скупо передав ситуацию. 68% обучающихся проявили аналитический уровень восприятия, дав анализ изображённой сцены, указав её место в композиционной структуре повести, дав характеристику персонажам. 9% обучающихся проявили творческий уровень восприятия, представив ответ в виде литературной зарисовки, творческой миниатюры.  /Приложение №1/

   Эксперимент показал, что уровень читательского опыта на начальном этапе изучения темы и после обобщающего урока резко отличается. Так предварительное анкетирование на вводном уроке в 8 классе показало, что обучающихся  имеют слабое представление о поэтах «серебряного века», знают мало имён, не могут соотнести их с литературными произведениями начала ХХ века. Благодаря проектной деятельности  обобщающий урок №9, интересной форме организации этого урока с использованием разных видов искусства (музыка, живопись, кино), высокой степени творческой самореализации, они приобретают глубокие знания. Выход за пределы изучаемого материала, сравнение его с другими видами искусства выводит учащихся на другой, более высокий уровень развития. /Приложение №2/             

 В домашних работах, как результате обобщающих уроков, также проявляется повышение творческого уровня. Домашнее задание после обобщающих уроков имеет 3-4 уровня сложности:

1.Традиционное сочинение-миниатюра (отзыв об уроке).

2. Письмо литературному герою.

3. Страничка из дневника литературного героя или письмо литературного героя читателю.

4. Проект-презентация.

Если на начальном этапе обучения в 5-7 классах предпочтение отдавалось традиционному сочинению, то к концу 8 класса количество творчески работающих обучающихся увеличилось.


 

VII.    Выявление уровня читательского восприятия обучающихся
на завершающем этапе обучения

     Опыт показывает, что уроки обобщающего типа для обучающихся становятся явлением не только обычным, но и долгожданным. Наряду с традиционными формами они осваивают новые, современные формы организации урока, где роль учителя сводится до минимума: урок-исследование, урок-проект, урок-презентация, урок-диспут. /Приложение №3/

Анкетирование обнаружило следующий факт: если в 5-6 классах обучающиеся перед уроками обобщающего типа испытывали некоторую неуверенность, робость и даже страх, то в 8- 9 классах они видят в этих уроках огромный потенциал для собственной творческой самореализации. /Приложение №4/

 Анкетирование и проверка читательских дневников в 8 классе дали качественно новые результаты. Расширился круг читательских интересов, появились книги, выходящие за пределы школьной программы, находящие отклик на эмоциональном уровне, виден интерес к другим видам искусства и желание самореализации.

Бывает очень радостно, когда обобщающий урок вызывает интерес и потом находит продолжение во внеклассной работе. Так цикл уроков по творчеству А.С. Пушкина стал поводом для проведения литературной гостиной «Мой Пушкин», где школьники с интересом инсценировали эпизоды из произведений великого поэта. /Приложение №5/

 

 

 

 

VIII.          Итоги и результаты исследовательского эксперимента

   Главным результатом своей работы по организации уроков обобщающего типа я считаю повышение интереса к своему предмету. Показателем этого является, например, то, что при опросе большинство обучающихся-выпускников назвали литературу любимым предметом. А на вопрос «Какой школьный предмет ты можешь назвать самым интересным и любимым?»  многие назвали уроки литературы, в которых они принимали активное участие.

Фактические итоги эксперимента:

1. Освоены формы уроков исследовательского, проектного, творческого характера.

2. Увеличилось количество читающих обучающихся.

3. Значительно повысился уровень читательского восприятия обучающихся.

4. Повысилось качество обучения по предмету.

Ежегодно  мои выпускники показывают высокое качество знаний  не только по литературе (85%), но и по русскому языку (85%) в целом по школе, подтверждая его по русскому языку на ОГЭ, как правило, это 85 – 100% на протяжении многих лет.  Самое главное дети любят читать,  успешно участвуют в конкурсах творческих работ на муниципальном и региональном уровнях, пишут очерки в газеты и журналы, на веб-страницах в социальных сетях, пишут стихи, ставят спектакли и проводят литературные гостиные. (Копии грамот представлены в портфолио учителя.)

Вывод:

Правильная организация уроков обобщающего типа способствует повышению уровня читательского восприятия учащихся, их социализации и успешности.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.                   Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. Логико-психологические принципы построения учебных предметов. - М., 1972.

2.                   Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. -  М., 1988.

3.                   Браже Т. Г. – «Целостное изучение эпического произведения», СПб «Глагол», 2000.

4.                   Окунев А. А. – «Спасибо за урок, дети!», М., «Просвещение», 1988.

5.                   Ильин Е. Н. – «Воспитаем читателя», СПб, 1995.

6.                   Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. – «Проблемное изучение литературного произведения в школе»: Пособие для учителей. -  М., «Просвещение», 1977.

7.                   Шамрей Л.В. Особенности структурирования учебного процесса на уроках моделирующего типа// Образность как основа и принцип изучения художественной литературы: Монография». – Н. Новгород: НИРО, 2015.

8.                   Шутан М.И. Принципы моделирующей деятельности школьников на уроке литературы// Литература в школе. – 2014. -№2.

9.                   Шутан М.И.  Концепты русской литературы// Литература: Первое сентября». – 2016. - №4.

10.               Шутан М.И.  Концепт «мать» на обобщающих уроках  литературы. 10 класс// Литература в школе. – 2017. - № 1.

11.               Шутан М.И.  Обобщающие уроки  литературы в 10 классе// Литература: Первое сентября. – 2018. - № 3-4.

12.               Тихонова С.В. Чтение как основа изучения творчества Роберта Рождественского в средней школе: Методическое пособие. - Н. Новгород: НИРО, 2017.

 



 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)