Справка- анализ результатов ВПР по биологии в 5классах
Количество участников: 101 учащихся
Дата проведения: 18.04.2019 г.
Сводная таблица результатов:
класс |
кол-во Уч-ся выпол работу |
абсол % |
качество выпол % |
средний балл |
кол-во «5» |
кол-во «4» |
кол-во «3» |
кол-во «2» |
5 «А» |
25 |
100 |
76 |
4,1 |
9 |
10 |
6 |
0 |
5 «Б» |
26 |
100 |
84,6 |
4,1 |
8 |
14 |
4 |
0 |
5 «В» |
27 |
96,3 |
62,7 |
3,7 |
6 |
11 |
8 |
1 |
5 «Г» |
23 |
100 |
78,2 |
3,8 |
2 |
16 |
5 |
0 |
Итого |
101 |
99 |
75,3 |
3,9 |
25 |
51 |
23 |
1 |
Всего 10 заданий.
Максимальный балл – 28.
Время выполнения проверочной работы – 45 минут.
Учащиеся 5 класса показали высокий уровень умений и знаний:
№1- первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
№2 - первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологи.
№3 - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
№4- опыт использования методов биологической науки и проведения не сложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
Наибольшее количество ошибок учащиеся допустили в заданиях №6 и №7. Что говорит о недостаточном овладение понятийным аппаратом биологии и не полной сформированности умений устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Задание №6 предполагает работу с табличным материалом. Первая часть задания проверяет умение обучающихся анализировать статистические данные. Вторая часть задания проверяет знание биологических объектов, представленных в таблице и, умение определять их по внешнему виду. Третья часть задания выявляет понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, представленных в таблице.
Задание №7 проверяет умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации. Вторая часть задания проверяет умение делать сравнительное описание двух объектов по заданному плану.
Задание №9 проверяет понимание обучающимися схематического изображения правил природопользования и техники безопасности при работе в биологической лаборатории и способность объяснить необходимость соблюдения этих правил.
При выполнении задания №10 обучающиеся анализируют профессии, связанные с применением биологических знаний. Задания №9 и №10 требуют развернутых ответов. Все учащиеся справились с данными заданиями, но не в полной мере ответили на вопросы.
Типичные ошибки:
Наибольшее количество ошибок учащиеся допустили в заданиях 1.2., 2, 4 на:
- соотнесение изображённого объекта с выполняемой функцией;
- понимание основных процессов жизнедеятельности;
- освоение элементарных представлений о практической значимости биологических объектов для человека.
Выводы:
Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. Обучающиеся 5 класса в целом справились с предложенной работой и показали, базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако в результаты отдельных заданий требуют доработки по устранению недочётов.
Рекомендации:
1. Провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся.
2. Спланировать коррекционную работу во внеурочное время и содержания урочных занятий.
3. Скорректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.
4. Учителю разработать на 2019-2020 учебный год план мероприятий по подготовке учащихся к ВПР по биологии.
Составила: Петухова И.С., учитель биологии
Справка- анализ результатов ВПР по биологии в 6 классах
Количество участников: 20 учащихся
Дата проведения: 20.04.2018 г.
Сводная таблица результатов:
класс |
кол-во Уч-ся выпол работу |
абсол % |
качество выпол % |
средний балл |
кол-во «5» |
кол-во «4» |
кол-во «3» |
6 «А» |
17 |
100 |
82,3 |
3,8 |
- |
14 |
3 |
6 «Б» |
3 |
100 |
100 |
4,0 |
- |
3 |
- |
Итого |
20 |
100 |
85 |
3,85 |
- |
17 |
3 |
Подтвердили – 2 (10%), повысили -0, понизили – 18 (90%) – сравнение с 3 четвертью.
Максимальное количество баллов- 33 балла. Время выполнения заданий 45 минут. Всего 10 заданий. КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у учащихся:
– специфических биологических умений по работе с биологическими объектами в целях полноценного их изучения;
– овладение видами деятельности по получению нового биологического знания, преобразованию и применению знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
– уровня сформированности естественно-научного типа мышления, научных представлений, владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями, методами и приемами.
Структура варианта проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.
Задания 1, 2, 4, 5, 6, 7, 10 проверяют знания и умения учащихся работать с изображениями биологических объектов, научными приборами, графиками, схемами, таблицами с целью охарактеризовать их по предложенному плану и продемонстрировать уровень сформированности предметных биологических знаний и умений, специфических для предмета «Биология».
Задание 3 предполагает работу по восстановлению текста биологического содержания с помощью избыточного перечня биологических терминов и понятий.
Задание 8 проверяет умение учащихся формулировать гипотезу биологического эксперимента, оценивать полученные результаты и делать обоснованные выводы.
Задание 9 проверяет умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.
Каждое из заданий 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, 5.3, 7.1, 8.1, 10.3 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ совпадает с указанным ниже эталоном. Правильное выполнение заданий 1.1, 3, 6, 10.2, оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Проверяемые требования к уровню подготовки учащихся
Метапредметные
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
-Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- Смысловое чтение
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Предметные
-Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии
-Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде
- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных
- Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды
- Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Поэлементный анализ выполнения заданий ВПР
Проверяемые элементы содержания
Тип задания
Справились с заданием (в том числе частично)
1.1 (85%)
Основные царства живой природы
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов
1.2 (35%)
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов.
2.1 (24%)
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей.
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
2.2 (18%)
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
2.3 (26,5%)
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
2.4 (99%)
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
3 (55%)
Клеточное строение организмов. Многообразие организмов.
Смысловое чтение: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов.
4.1 (22%)
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость)
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов. Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы.
4.2 (55%)
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов. Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы.
4.3 (60%)
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов. Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы.
5.1 (70%)
Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Общее знакомство с животными
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов.
5.2 (34%)
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов.
5.3 (40%)
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов.
6 (75%)
Организм. Классификация организмов. Принципы классификации
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
7.1 (89%)
Жизнедеятельность цветковых растений
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях.
7.2 (20%)
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях.
8.1 (12%)
Жизнедеятельность цветковых растений
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
8.2 (34%)
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
8.3 (10%)
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
9.1 (100%)
Условия обитания растений. Среды обитания растений
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы
Описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений,
ухода за ними.
9.2 (90%)
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы
Описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений,
ухода за ними.
10.1 (78%)
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере
в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных
представлений о картине мира.
10.2 (33%)
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере
в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных
представлений о картине мира.
10.3 (70%)
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере
в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных
представлений о картине мира.
На высоком уровне у учащихся сформированы умения:
- Знание о живой природе, закономерностях её развития
- умеют применять знаки и символы о жизнедеятельности цветковых растений
Типичные ошибки:
- в использовании методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека;
- организм. Классификация организмов. Принципы классификации;
- клеточное строение организмов;
- свойства живых организмов.
Выводы: обучающиеся 6-х классов в целом справились с предложенной работой и показали базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако результаты отдельных заданий требуют дополнительной работы по устранению недочётов.
Рекомендации:
- по результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов;
- организовать сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом;
- организовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение;
- по демоверсиям выполнить РНО.
Составила: Петухова И.С., учитель биологии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.