Определение понятия «занятие»
•
Занятие
-
это
форма
организации
учебного
процесса, ограниченная временными рамками,
предполагающая
специально
организованный
педагогом процесс передачи знаний, умений и
навыков по конкретному предмету.
• В учебном занятии представлены все элементы
образовательного
процесса:
цели,
содержание,
средства, методы, организация. То есть учебное
занятие – есть модель образовательного процесса,
качество
которого
зависит
от
правильности
определения
каждого
из
рационального сочетания.
компонентов
и
их
• Любое занятие представляет собой одно из звеньев
образовательной
программы,
реализуемой
конкретном детском творческом объединении.
в
Особенности учебного занятия в системе
дополнительного образования
Занятие характеризуется тем, что личностный
компонент
является
приоритетным
в
содержании образовательной деятельности,
и
основное
дополнительного
внимание
образования
педагог
уделяет
развитию
ребенка
личностно-смысловой
сферы
(отношение
к
действительности,
переживание,
сопереживание,
ценностных ориентиров и пр.).
осознание
Основные требования к современному занятию
•
Занятие должно иметь четкую структуру.
• На занятии должны комплексно решаться обучающие, развивающие и
воспитательные задачи, создаваться мотивация предстоящей деятельности.
• Занятие должно реализовываться через применение активных форм
организации
образовательного
процесса,
приемов, методов и средств обучения.
эффективных
технологий,
• Содержание
занятия
должно
отвечать
интересам,
потребностям
обучающихся,
государства.
быть
современным,
отвечать
запросам
родителей,
• Занятие должно способствовать развитию у обучающихся способов
познавательной и практической деятельности, личностного развития,
умения и навыков учебного труда, интересов к занятию.
• Формы и методы, используемые при проведении занятия, должны
учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности детей и
строиться на основе индивидуального подхода.
• Занятие должно быть выстроено на основе принципов здоровьесбережения,т.е.
учитывать состояние здоровья детей, настроение; степень общей учебной
нагрузки; учитывать правильную организацию учебного пространства;
способствовать созданию «ситуации успеха».
Принципы обучения в системе
дополнительного образования
• научности;
• природосообразности;
•
последовательности и систематичности;
• доступности;
•
учета «зоны ближайшего развития»;
• сознательности и активности;
• наглядности;
•
индивидуального подхода в условиях
коллективной работы в детском объединении;
• сотрудничества;
•
заинтересованности и мобильности;
• создание «ситуации успеха»;
• обеспечение отбираемой информации.
Типы занятий
Тип занятия
Основные элементы структуры занятия
Комбинированное занятие
Организационная часть
Проверка знаний ранее изученного материала и выполнения
домашнего задания.
Изложение нового материала.
Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Занятие сообщения и
усвоения новых знаний
Организационная часть
Изложение нового материала и закрепление его.
Занятие повторения и
обобщения полученных
знаний
Организационная часть
Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися
заданий и решения задач.
Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
Подведение итогов.
Занятие закрепления
знаний, выработки умений и
навыков
Организационная часть
Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение
учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
Обобщение и оценка выполненной работы.
Занятие применения
знаний, умений и навыков
Организационная часть
Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с
ранее изученным материалом.
Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа
учащихся, оценка ее результатов.
Виды занятий
• собственно обучающие - преследуют сугубо
обучающие
цели:
научение
чему-либо,
овладение детьми конкретными знаниями и
умениями по преподаваемому предмету;
• общеразвивающие
-
развития
ставят
цели
формирования
и
личностных качеств ребенка;
определенных
• воспитательные - ставят целью формирование
положительного психологического климата в
детском коллективе, приобщение детей к
нравственным и культурным ценностям.
Формы организации занятий
Традиционные занятия
Нетрадиционные
занятия
Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее
мыслительную деятельность обучающихся.
Презентация предмета, явления, события, факта
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в
жизни человека, участие социальных отношениях.
Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения
подготовленных сообщений и докладов под руководством
педагога.
Социодрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев;
ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-
психологических отношений, осознание себя в структуре общественных
отношений.
Дискуссия
Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение
спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания
путем обмена информацией, развивает навыки критического
суждения и отстаивания своей точки зрения.
Защита проекта
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения
жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение
новых идей для решения жизненных проблем.
Конференция
Собрание, совещание представителей различных
организаций для обсуждения и решения каких-либо
вопросов.
Философский стол
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного
смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.
Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра,
знакомства с какой-либо достопримечательностью, профессией
«Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный
разговор на основе добрых взаимоотношений.
Туристический поход
Передвижение группы людей с определенной целью.
Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для
познания нового, отдыха и удовольствия.
Выпускной ринг
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на
будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование
умения взаимодействовать с людьми.
Утренник, праздник т.д.
Организационно-массовые мероприятия, про водимые в
соответствии с планами воспитательной, досуговой деятельности
Психологическое занятие
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет
педагогам дополнительного образования оказывать своевременную
квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных
Алгоритм подготовки к занятию
1. Согласовать тему занятия с программой,
учебным календарным графиком.
2. Проанализировать предыдущее занятие и
откорректировать тему занятия.
3. Определить тип занятия и его структуру (в
соответствии с типом).
4. Определить цель и задачи занятия.
5. Составить план занятия.
6. Отобрать содержание теоретической и
практической части занятия.
7. Определить методы проведения занятия.
Алгоритм подготовки к занятию
8. Определить необходимое оборудование.
9. Подготовить необходимое методическое
обеспечение и дидактический материал (с
учетом разного уровня готовности учащихся).
10. Подготовить резервный материал на
случай более быстрого выполнения плана
занятия.
11. Разработать краткий (или развернутый)
план-конспект занятия.
12. Провести эмоционально-психологическую
подготовку к занятию.
Цель учебного занятия
"…если нет конкретной конечной цели, нет четко
очерченных задач, не будет и практического
результата: какая поставлена цель, такой и будет
результат. Ведь если человек поставил перед
собой ясную чёткую конечную цель, то он будет
искать и четкие пути ее достижения. Если же
конечная цель не ясна или отсутствует вообще,
то собственно, не ясно, что достигать".
Заслуженный учитель школы РСФСР
И.П. Волков
Цель
- это образ результата с фиксированным
временем его получения, соответствующего
потребностям и возможностям обучающегося,
мотивирующий его действовать на достижение
конкретного запланированного результата.
Т.е. цель должна ориентировать деятельность
педагога
на
выбор
средств
и
создания
условий необходимых и достаточных для их
достижения.
Типология целей
Цель
определяется
в
воспитательного процесса.
соответствии
с
функциями
учебно-
Различают:
•
Когнитивную, познавательную функцию (формирование системы
знаний, навыков, умений).
•
Ценностную,
воспитательную
функцию (становление
основ
мировоззрения, взглядов, убеждений, ценностных ориентации, "Я -
концепции" и самосознания в целом, становления мотивационной
сферы,
направленности
личности,
желаний,
стремлений,
потребностей, интересов, обогащения личностного опыта, опыта
деятельности,
поведения,
общения,
отношений
опыта осуществления выбора, поступков и т. п.).
переживаний,
•
Функцию психического развития (реальные преобразования в
интеллектуальной сфере обучающихся (в их внимании, восприятии,
мышлении, воображении, речи) в их эмоциональной и волевой
сферах).
•
Функцию развития творчества, креативности обучающихся.
•
Оздоровительную
функцию
(профилактика
и
коррекция
неблагоприятного соматического и психического развития детей,
обеспечение готовности к ведению здорового образа жизни).
Требования к постановке цели
1. Главным основанием постановки целей занятий должны служить
анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе
реализации программы.
2. Цели должны быть актуальными, т. е. отвечающими наиболее
значимым проблемам объединения.
3. Цели должны быть «напряженными», но и реальными, т. е.
находиться в зоне ближайшего развития обучающихся и объединения.
4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы
можно было четко определить, достигнуты ли они.
5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер.
6. Цели должны соответствовать базовым ценностям объединения,
учреждения дополнительного образования.
7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны
и осознанно приняты ими.
8. Цель конкретного занятия должна подчиняться более крупным
программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям
коллектива, объединения, учреждения дополнительного образования
Общие требования к постановке задач занятия
•
Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса
образования.
•
Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления
задуманного.
•
Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам
предполагаемой образовательной деятельности.
•
Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была
возможность проверить (самопроверить) их выполнение.
•
Формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной
(развернутой во времени и пространстве).
•
Задачи лучше поставить в определенной последовательности
(классифицировать).
•
В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол,
определяющий основные действия педагога и воспитанников
(оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).
•
Важным принципом постановки задач является учет возрастных
особенностей развития воспитанников.
Педагог______________________________________________________________________________
Тема занятия__________________________________________________________________________
Дата проведения_______________________________________________________________________
Возраст детей_________________________________________________________________________
Цель занятия__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задачи занятия________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Тип занятия, форма проведения___________________________________________________________
Методы, используемые в процессе занятия_________________________________________________
Материалы и оборудование:_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Предполагаемый результат:_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ход занятия:
План-конспект занятия
Этапы | Действия педагога | Действия детей |
Технология построения занятия
Технология построения конкретного занятия зависит от выбора
педагогической концепции или технологии и включает основные
компоненты:
- ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и
объяснение практического значения учебного материала;
- составление крупных блоков основного содержания учебного
материала;
- дифференциация учебного материала для свободного выбора
обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума);
- исключение принуждения в обучении, свободный выбор уровня
сложности; повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих
заданий;
- выполнение практических и творческих заданий с применением
игровых и групповых форм работы, с использованием активных
методов обучения;
- самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на
занятии; выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию
нравственности и т.д.
Условия эффективного проведения занятия
–
комплексность
целей
(обучающие,
воспитательные,
общеразвивающие задачи);
– адекватность содержания поставленным целям, а также их
соответствие особенностям детского коллектива;
– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности
этапов;
– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную
деятельность;
– наличие благоприятной психологической атмосферы;
–
активная
практической
позиция
ребенка
(активизация
познавательной
и
деятельности,
включение
каждого
ребенка
в
деятельность);
–
полное
методическое
необходимыми средствами;
обеспечение
и
оснащение
занятия
– учет санитарно-гигиенических норм;
– обеспечение оптимального временного и здоровьесберегающего
режима;
– хорошее знание материала.
Факторы риска
– неуверенность в своих знаниях и «педагогических
силах»;
– «рыхлые» структура и содержание занятия;
– неправильный подбор и однообразие методов
обучения;
– скованность движений педагога, его «зажатость»;
– монотонность и сухость при изложении материала
бесстрастность
педагога,
отсутствие
проявлений
личной
заинтересованности
предметом;
и
увлеченности
– отход от темы занятия, увлечение посторонними, не
связанными с темой и задачами занятия;
– отсутствие эмоционального контакта педагога и
обучающихся, безразличие педагога к результатам
обучающихся.
Анализ и оценка проведенного занятия
Параметры анализа :
1) организация занятия;
2) дидактическая деятельность педагога;
3) воспитывающая деятельность педагога;
4) профессионально-личностная
характеристика («портрет») педагога;
5) характеристика деятельности учебной
группы.
Анализ и оценка проведенного
занятия
качество организации занятия:
• состояние документации детского объединения;
• соответствие темы занятия образовательной программе и плану
работы детского объединения на учебный год;
• соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим
требованиям;
• учет возрастных особенностей, уровня подготовленности и
уровня работоспособности детей;
• выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
• рациональность использования времени на занятии;
• оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного
занятия;
• организация ведения документации учащихся.
Анализ и оценка проведенного
занятия
качество дидактической деятельности:
• опора на основные принципы дидактики;
• оптимальность используемых методов обучения, их соответствие
логике занятия, возрасту и развитию детей;
• эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;
• объективность оценок их деятельности;
• степень технической оснащенности занятия;
• уровень методического обеспечения занятия;
• оптимальность использования технических средств и методических
материалов;
• умелое использование смены видов деятельности;
•
создание и поддержание познавательного интереса и активности
детей;
• практическая значимость полученных знаний и навыков;
• обеспечение обратной связи;
• достижение поставленной дидактической цели занятия.
Анализ и оценка проведенного
занятия
качество воспитывающей деятельности педагога:
• воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в
нем идейной составляющей;
• опора на основные принципы воспитания;
• решение задач нравственного воспитания;
• эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых
навыков;
• использование педагогом возможностей занятия в
профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;
• формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в
знаниях, познавательной активности;
• реализация задач физического и гигиенического воспитания
учащихся;
• обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;
• степень эстетического воздействия содержания и организации
занятия на учащихся.
Анализ и оценка проведенного
занятия
оценка профессионально-личностных качеств
(«портрет») педагога:
• знание им учебного предмета, свободное владение
учебным материалом;
• речь;
• педагогическая культура и такт;
• внешний вид педагога на занятии;
• позиция педагога по отношению к учащимся;
• стиль педагогического руководства;
• степень воздействия личности педагога на учащихся
Анализ и оценка проведенного
занятия
оценка деятельности группы:
• степень активности и работоспособности детей на
занятии;
• заинтересованность темой и содержанием занятия;
• сформированность у детей навыков самостоятельной
работы;
• выполнение учащимися поставленных учебных задач
занятия;
• коммуникативная активность детей, отношение к
педагогу;
• интеллектуальное (физическое или иное) развитие
обучающихся;
• сформированность навыков работы с оборудованием и
инструментами, учебно-методическими пособиями.
Постановка цели и задач учебного занятия | - Умение ставить понятную и посильно трудную для детей цель, разбивать ее на реально достижимые задачи |
Использования методов обучения, их соответствие выдвинутым задачам | -Эффективность методов и приёмов, используемых педагогом для развития мыслительных операций и деятельно-практической сферы ребенка |
Структурная организованность, логическая упорядоченность учебного занятия | -Соответствие содержания данного занятия плану, что дает возможность определить степень подготовленности данного занятия, умение педагогом планировать свою работу и использовать импровизацию |
Направленность учебной деятельности на реально достижимый результат | - Последовательность и системность в решении задач |
Побуждение обучающихся к активному самостоятельному добыванию знаний и приобретению умений | - Введение элементов проблемности, развитие навыков научного поиска |
Оценка учебных достижений обучающихся, поддержка ребенка в ситуации преодоления учебных трудностей | - Индивидуальный подход к результату каждого |
Ценностно-смысловая насыщенность учебного занятий | - Наличие образовательной составляющей занятия |
Воспитание культуры межличностных взаимоотношений в учебной группе | - Педагогическая культура самого педагога |
Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии | - Побуждение детей к выражению положительных эмоций |
Учет индивидуальных и возрастных познавательных возможностей детей | - Знание возрастной психологии ребёнка |
Развивающая направленность учебного занятия | - Личная и общественная значимость занятий |
Примерная памятка для самоанализа занятия
педагогом дополнительного образования
1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?
2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?
3. Какие задачи решались на занятии:
а) образовательные,
б) воспитательные,
в) развивающие
4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?
5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?
6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?
7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?
11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?
12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?
13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?
14. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?
Анализ занятия
педагога дополнительного образования
обучающимися
Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.
1. Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?
а) Очень интересно
б) Интересно частично
в) Большей частью интересно
г) Неинтересно вообще
2. Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?
а) Пригодится полностью
б) Возможно, пригодится, точно не знаю
в) Большей частью не пригодится
г) Не пригодится вообще
3. Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?
а) Полностью понятно и доступно
б) Не всегда понятно и доступно
в) Почти совсем непонятно и недоступно
г) Совсем непонятно и недоступно
4. Когда тебе было особенно интересно?
а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)
б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)
в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)
5. Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?
а) Легче, чем обычно
б) Легко, впрочем, как всегда
в) Труднее, чем всегда
г) Очень трудно
6. Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо тебе за твои ответы!
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru/catalog.asp
Качественный и полный каталог образовательных ресурсов.
Содержит такие разделы, как «Дошкольное образование», «Начальная школа», «Дополнительное
образование и воспитание», «Образовательный досуг».
Дополнительное образование
http://dopedu.ru/
Информационный портал системы дополнительного образования детей содержит материалы
по следующим разделам: нормативно-правовое обеспечение, методическая мастерская,
образовательные программы, профессиональные объединения.
Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
В разделе «Дополнительное образование» каталога представлены в онлайновом режиме
различные викторины, кроссворды, филворды.
Педсовет
http://pedsovet.org/m/
Ресурс выходит под патронажем Фонда поддержки российского учительства.
Содержит большое количество материалов по различным дисциплинам, в том числе по искусству,
хореографии, театру, спорту, туризму, экологии, шахматам.
Внешкольник. РФ
http://dop-obrazovanie.com/
Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании. Представлена законодательная база,
публикации материалов по дополнительному образованию, новейшие методики и разработки,
каталог учреждений дополнительного образования и многое другое.
Социальная сеть работников образования
http://nsportal.ru/
Здесь педагоги могут создавать свои мини-сайты, вести блоги и сообщества, обмениваться
опытом, найти различные материалы: сценарии мероприятий, презентации, сборники.
Сеть творческих учителей
http://www.it-n.ru/
Сайт создан при поддержке корпорации Майкрософт. Содержит разнообразные материалы и
ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.