Игровая деятельность
1. Руководство творческими сюжетно- ролевыми играми детей
а) Обогащение реального опыта детей в активной деятельности (наблюдения, занятия, средства искусства, художественное слово)
Наблюдая за работой воспитателя в ходе проведения сюжетно-ролевых игр, можно отметь, что:
- вносятся в занятия по ознакомлению с окружающей действительностью яркие образы для впечатлений дошкольников;
- проводятся экскурсии, наблюдения, организуются встречи с людьми определенных профессий, которые сопровождаются беседами с детьми;
- создаются ситуации, побуждающие дошкольников вступать во взаимоотношения с окружающими, реализуются поручения по определенным темам;
- осуществляется чтение художественной литературы, проводится драматизация сказок, эпизодов из сказок;
- воспитатель сам проводит наблюдения за самостоятельными играми детей, просит не задействованных дошкольников понаблюдать за играющими детьми;
-напоминает об интересных, занимательных фактах, ситуаций из жизни.
б) Обучение способам игрового отображения действительности (специальные обучающие игры, непосредственные игры с воспитателем)
- воспитатель сам участвует в процессе проведения сюжетно-ролевых игр (с целью передачи игрового опыта);
- обучает игровым действиям и правильному диалогу при осуществлении какой-то отведенной роли на личном примере;
- по ходу игры воспитатель дает детям советы, задает вопросы, привлекает внимание играющих к той или другой стороне игры;
Воспитатель предлагал новые роли, игровые действия, ситуации, которые повышали интерес детей к игре и привлекали других участников. Способствовал усилению функций игры. Привлекал внимание к положительным поступкам и дружеским взаимоотношениям между персонажами. Помогал закончить игру, подвести итог. По окончанию игры дети все предметы разложили на свои места
в) Организация предметно- развивающей среды ( наличие игрового материала различного типа; сопутствующие материалы и проч.)
Игровая среда наполнена многообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки, различные персонажи из сказок, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п.
В группе имеются всевозможные материалы и оборудование: воротца, тоннели, горка, мягкие модули, мячи, обручи, всевозможные тележки, каталки и игрушки на колесах, сумки, мешочки, набитые песком и горохом, которые можно перекидывать из ладони в ладонь; мягкие колечки, которые используются как дорожка для ходьбы босиком и подставка для мячей; мягкие кирпичики (20х30х10 см), разноцветные флажки, ленточки, султанчики.
В группе созданы все условия для организации игр, организованы специальные места для проведения сюжетно-ролевых игр: магазин «Подсолнух», уголок «Айболит», уголок «Пожарные», уголок «Рисования», уголок «Отдыха», «Парикмахерская». Все уголки находятся под руководством воспитателя
Для развития мелкой моторики и сенсорных способностей в группе наличествуют разной трудности пирамидки, матрешки из трех- четырех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами.
Дидактический материал в группе расположен так, чтобы к нему можно было подходить с двух сторон. Данная зона наполнена игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящички, открывающиеся створки (удобные и безопасные в использовании), в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца); предметы-вкладыши; стержни для нанизывания колец; желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы. За дидактическим столом вместе, не мешая друг другу, могут играть два-три ребенка.
В группе имеются разнообразные звуковые игрушки (петушок, колокольчик, звучащие кубики). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., развивают у малышей звуковой слух. Есть музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан.
г) Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры (вопрос, подсказка, совет и проч.)
Воспитатель умело ставит задачи в ходе игры, направляет и обучает их не только играть, но и взаимодействовать друг с другом (вежливое отношение, дружба).
Анализ дидактической игры.
«Белкины лакомства»
Цель: углублять и закрепить сведения дошкольников о цвете, форме, вкусе, качестве поверхности с помощью сопоставления трех сортов орехов (грецкие, фундук и арахис).
Правила игры: уметь разграничить и правильно определить вкусовые качества орехов, форму, цвета, качество поверхности.
Материал: мягкая игрушка белка, корзинка с орехами, молоточек.
Организация и методика проведения:
Педагог зачитывает дошкольникам загадку:
Рыжая, пушистая,
В дупле живет,
Орехи грызет.
Воспитатель спрашивает у детей, кто это, как они догадались, что это белка? В гости к детям приходит белка с корзиной орехов и просит детей на ощупь определить, какие орехи. Затем ребята сравнивают их по форме и цвету. После чего, воспитатель обращает внимание детей на молоточек, который он нашел в корзинке у белки, и спрашивает у нее, для чего он ей нужен. Белка отвечает, что с его помощью можно расколоть орехи, зубами их щелкать нельзя, иначе зубки будут очень болеть. Она колет орехи и предлагает детям сравнить их по вкусу, в процессе чего формирует у них умение различать орехи по вкусовым качествам, закрепляет их название в речи детей.
Данная игра происходит под руководством воспитателя. Воспитатель доброжелательно и спокойно объясняет детям все действия, которые они должны выполнить. Умеет заинтересовывать детей. Дети очень рады видеть белку с орешками. Новизна данной игры заключается в том, что орешки можно не только смотреть, трогать, но и пробовать. Таким методом они быстрее учатся их различать и запоминать.
д) Диагностика уровня развития игровой деятельности детей
Наблюдая за ребенком Славой П. (3 года) в процессе сюжетно-ролевой игры «Шоферы» мы провели анализ сформированности приемов игровой деятельности по следующим критериям:
1. Устойчивость замысла:
Замысел игры появляется с помощью взрослого.
2. Динамичность замысла:
Ребенок самостоятельно не может придумать как он будет играть, продумать план сюжетно-ролевой игры.
3. Совместное обсуждение замысла:
Воспитатель сам выступает в роли инициатора в обсуждении замысла игры, дошкольник безынициативен.
4. Достижение общего решения:
В ходе обсуждения замысла игры, Слава П. соглашается полностью с решением воспитателя как будет выполняться сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
5. Содержание игры- взаимоотношения между людьми:
Первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого, собственные инициативные действия единичны. В ходе игры слабо взаимодействует с партнерами.
6. Присутствие эпизодов из сказок, фильмов и т.д.:
Ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1—2 разученных ранее и типичных для данного возраста замещения.
7. Разнообразие знаний, почерпнутых из взрослой жизни:
Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу.
8. Содержательность ролевого взаимодействия:
Ролевое взаимодействие кратковременное
9. Разнообразие используемых средств выразительности:
В процессе сюжетно-ролевой игры речь ребенка неэмоциональна, невыразительна. Отсутствуют яркие проявления полученных впечатлений. Слабые улыбки, спокойная поза, темп игры — неспешный.
10. Активность использования речи при реализации роли:
Ребенок по ходу игры обращается к машине и взрослому с более развернутыми, 2—3-словными высказываниями: «надо ехать», «сейчас заведу», «проверю колеса» или комментирует: «я поехал», «надо заправить».
11. Использование предметов-заменителей:
Ребенок играет только реалистическими игрушками, замещениям взрослого не подражает.
12. Осознанность и критичность при соблюдении правил:
Слава П. не осознавал, что соблюдение является реализацией сюжетно-ролевой игры. Соблюдение правила ребенком на этом этапе было еще неустойчивым и требовало дополнительной поддержки со стороны взрослого.
е) Анализ плана воспитательно-образовательной работы по формированию приемов игровой деятельности дошкольников во 2-й младшей группе
Анализ календарного и перспективного планирования показал, что во второй младшей группе осуществляется планирование по организации игр в соответствии с целями и задачами игровой деятельности Рабочей программы, циклограммы. Присутствует тематическое планирование игр детей на учебный год, поэтому все игры планируются в комплексе, системно, из личного опыта педагогов, на основе различных методик, программного наглядно-дидактического материала. Темы планируемых сюжетно-ролевых игр в группе соответствуют возрасту детей, но отмечено не умение педагогов подбирать наиболее целесообразные (в связи с уровнем развития детской игры) средства и приемы педагогического воздействия, формирующие у ребенка образ взрослого, которому он стремится подражать. Так, в планах необходимо указывать вид, название игры, приемы руководства игрой (в младших группах - степень участия воспитателя в игре, приемы обогащения игры). В плане отражаются показ конкретных игровых действий. Но не учитывается гендерный подход в развитии детей при планировании игры. Планируются изготовление атрибутов к играм с детьми, родителями. Достаточно планируется чтения художественной литературы о профессиях, беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций. Не прослеживается в планах работы по внесению изменений в РППС. Отмечается присутствие также в планировании воспитателями задач направленных на речевое общение при ролевом взаимодействии - диалога, обогащения речи, обогащения знаний детей о ролевом действии, инструментах, есть обращения к опыту детей, к умению «добывать» знания их различных источников. Индивидуальная работа с детьми в планах по обучению игре наличествует.
Можно сделать вывод о том, что планирование игры во второй младшей группе проводится формально. Смешивание различных авторских подходов не дает положительного результата и является причиной низкого уровня игровых умений младших дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.