Анализ
учителя начальных классов
за 2019/2020 учебного год.
«Ученик – не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который необходимо зажечь».
(К. Д. Ушинский)
С детьми ОВЗ я работаю третий год.
ЦЕЛЬ:
«Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления»
ЗАДАЧИ:
· выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся с ЗПР к различным видам деятельности;
· создать условия: для индивидуального развития ребенка, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
· формировать у учащихся универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем;
· готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов (ожидание успеха в решении затруднений ребенка);
· поощрять и одобрять самостоятельность, и уверенность в его сильных сторонах, стимулировать самоанализ своей деятельности ребёнком, рефлексию;
· признавать личностное равноправие ребенка в диалоге при решении собственной проблемы;
· систематически осуществлять педагогами самоанализ, самоконтроль своей деятельности.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
-индивидуальный подход;
-предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
-активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки);
-проведение дополнительных занятий (игз);
-коррекцию всех видов психических функций: памяти, внимания, мышления;
-проявляю педагогический такт (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развиваю в нём веру в собственные силы и возможности).
Для детей с ЗПР организую дополнительные коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Обучение учащихся с ОВЗ (ЗПР) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Мною в начале учебного года было организовано:
1.Специальное педагогическое изучение проблем обучающихся.
2.Организовано коррекционное обучение и воспитание.
3.Организован анализ успешности усвоения учебного материала.
4.Разработаны рекомендации родителям по коррекции трудностей обучения ребёнка.
Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, тестирование, я поняла, что патология этих детей проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ (ЗПР):
· максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
· широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
· опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
· стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Работа, проведённая с обучающими:
Все проведённые классные часы и внеклассные мероприятия за год, имели большое образовательное и воспитательное значение. Они способствовали расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, служили средством профилактики. В своей работе использовала различные формы внеурочной деятельности: праздники, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, беседы, сетевые проекты, олимпиады, классные часы.
День Знаний, Беслан, День солидарности в борьбе с терроризмом. Безопасность «Предупреждение детского травматизма». День пожилого человека. Подведение итогов успеваемости и посещаемости. Дисциплина на улице и в помещении. Выполнение режима дня обучающихся школы – интерната. День учителя. Осенний бал. День матери. День конституции. День гражданской обороны. Подготовка класса и к любимому празднику, Новый Год!
Участие в Проекте: «Познание и творчество».
Приняли участие в сетевом проекте. Наша команда «Друзья».
День Матери.
Подготовлено классом танец и песня!
Были приглашены в Сельский ДК Семичанского поселения, ребята успешно выступили, и поздравили милых мам с праздником!
Осенний бал! Наш дружный класс, подготовил поделки из природного материала, танец «Осень».
Для Создания условий, для сохранения и укрепления здоровья детей. Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом. Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Экскурсия: «Я и Природа!»
Для воспитания духовных и эстетических ценностей, убеждений и моделей поведения, развитие творческих способностей;
Формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
Сохранение и развитие духовной культуры общества; передача семейных, народных традиций;
Развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств;
Формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения. С большим желанием и интересом, все ребята 3класса, готовились к празднику «День пожилого человека». Подготовили песню, стихи. Посетили ДИПИ Семичанского Сельского поселения и поздравили пожилых людей.
День пожилого человека! А так же, проведены классные часы и беседы для воспитания уважения к правам, свободам и обязанностям человека, формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине, для усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "гражданское общество", "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие". День солидарности в борьбе с терроризмом.
Проведен устный журнал. Для формирования у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике. Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России. Проведен классный час «Безопасность в сети интернет».
День Именинника!
Духовно-нравственное воспитание:
Проведен с активным участием 3 класса, праздник:«Новогодняя сказка».
Танец Морозов!
В нашем классе, в первом полугодии. Дети приняли участие в «Олимпиаде», по предмету русский язык и в «Викторине», по предмету Окружающий мир. Сетевой проект «Познание и творчество».
Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады.
В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний».
Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить!
Цель:
- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;
- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;
Все учащиеся 3класса, приняли активное участие в олимпиаде. Ребята очень старались, и конечно был довольно хороший результат.
Дипломы |
Русский язык (приняли участие 11 человек) |
1 место |
Чукарина Д., Шпаков С., |
2 место |
Алиева Х., Магомедов К., Исалиева Н., Алиев А. |
3 место |
Гаджиева С., Абдурашидов М. Амиров К. |
Сертификат за участие. |
Фаустов Д. |
Результат в % |
90% |
Диплом |
Окружающий мир(приняли участие 11 человек) |
1 место |
Алиев А., Идрисова К., Чукарина. |
2 место |
Гаджиева С., Исалиева Н., Алиева Х., Магомедов К. |
3 место |
Абдурашидов М., Шпаков.С., Фаустов Д. |
Сертификат за участие. |
Амиров К. |
Результат в % |
100% |
В нашем 3классе мальчиков 6 и 5 девочек. Дети разных национальностей, разных способностей, разного уровня, работоспособности и воспитанности. Это особый этап в общей программе воспитания детей.
На уроках и дополнительных занятиях была создана ситуация успеха посредством одобрения продуктивной работы. Постоянно дозировалась предоставляемая направляющая и стимулирующая помощь, а также внешний контроль. Осуществлялся постепенный переход от работы под контролем к самостоятельной работе. Использовались различные коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие развитию внимания, мышления, памяти и речи. Опрос учащегося осуществлялся индивидуально. Контрольные работы были адаптированы в соответствии с индивидуальными способностями данного ребёнка. По результатам проверки систематически проводилась работа над ошибками. Неоднократно предоставлялась возможность повторно выполнить работу. Проводились родительские собрания с обсуждением успехов и трудностей учащихся, индивидуальные консультации с родителями, родители информировались об успешности обучения учащихся, с родителями проводились совместные мероприятия, привлекая их к участию в решении школьных проблем. Внедрялись здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. (Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.) Все праздники, конкурсы, викторины проводились совместно с другими классами.
Гражданско – патриотическое воспитание.
Задачи:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;
28января 2020г., проведен по патриотическому воспитанию обучающихся, посвященная Всероссийской Акции Памяти «Блокадный хлеб». 27 января 2020 года мы отмечаем День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Ровно 75 лет назад в январе 1944 года Ленинград отпраздновал свою Победу. Победу тех, кто сражался с врагом, чтобы отстоять родной город, кто пережил все тяготы жесточайшей блокады, кто жил и боролся, несмотря на холод и голод.
Флешмоб посвященный к 75 - летию дню победы. Во время дистанционного обучения. Акция « Тяжелые годы войны!»
Здоровьесберегающее воспитание.
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.
Классный час. Первая медицинская помощь!
Активное участие наших учеников в спортивных массовых мероприятиях вне школы.
Формирование коммуникативной культуры.
Задачи:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Активное участие нашего класса в общешкольных мероприятиях и за пределами школы.
Переход на дистанционное обучение в четвертой четверти, стал неожиданностью для всех нас и вызвал множество вопросов. Дома заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от детей нужен высокий уровень сознательности. На дистанционном обучении ученикам придется больше работать самостоятельно, самим искать информацию. Мне сложнее стало контролировать вовлеченность детей в процесс обучения. Это перекладывается на родителей. Они должны следить, чтобы дети выполняли все, что говорит учитель. Для учеников есть риск не быть услышанными.
В первую очередь, ситуация, в которой мы оказались, показывает несостоятельность, не готовность родителей помочь своему ребенку. Многие родители отнеслись к дистанционному обучению не серьезно. И к кону четверти появились у ребенка плохие результаты.
По итогам 2019- 20 учебного года, во 3 классе трое успевающих: Идрисова К., Гаджиева С., Магомедов К.
Работа по дистанционному обучению велась разносторонне. Были задействованы интернет ресурсы: « Электронная почта, сайт Учи. ру., ….и т.д.»
Работа во время дистанционного обучения.
Итоги обучения и награды на образовательном портале Учи. ру.
Теплая и комфортная обстановка, построенная родителями на доверии и ответственности друг перед другом, помогает детям с задержкой психического развития быстрее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Вывод: проанализировав свою работу с детьми с ОВЗ (ЗПР) за год, в целом я довольная своей работой. Мои ученики – это коллектив. Конечно, есть отдельные недостатки, и поэтому, я ставлю перед собой следующие цели:
- Продолжу работу с родителями. Постараюсь еще больше их сблизить, вовлекая в мероприятия класса и школы-интернат.
- Продолжать работу в реализации здоровьесберегающих технологий, с целью приобщения учащихся к здоровому образу жизни.
- Помочь детям поверить в свои силы, сделать обучение в школе более радостным, наполненным узнаванием нового.
-Продолжу работу над воспитанием в коллективе добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, внимания к людям, уважения к старшим.
- Продолжить работу по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка.
- Продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе. Чувства ответственности за нее.
- Продолжить развитие способностей, формирование эстетических потребностей и вкусов, сознательной дисциплины.
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, а основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психофизическим особенностям младших школьников.
Дата:«25»мая2020 г.
Учитель: Бородина Л.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.