Анализ коррекционной работы
по развитию восприятия речи на слух и формированию произношения обучающихся отделения слабослышащих детей
за 2011-2012 учебный год.
Одной из важнейших задач школы для детей с нарушениями слуховой функции является формирование слухо-зрительного восприятия речи окружающих людей. Снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, отрицательно влияет на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.
В реализации одной из ведущих задач специального (коррекционного) образовательного учреждения, а именно: развитие слухового восприятия и формирование внятной, членораздельной, эмоционально окрашенной речи слабослышащих детей, работа слухового кабинета имеет важное значение в системе работы по развитию слухового восприятия и совершенствованию произношения. Работу в слуховом кабинете осуществляет учитель-дефектолог по утвержденному плану и расписанию. Учителем-дефектологом слухового кабинета отделения слабослышащих детей осуществлялась инструктивно-методическая работа по вопросам обучения слабослышащих восприятию и воспроизведению устной речи, формированию внятной, интонированной выразительной устной речи обучающихся. Мною оказывалось педагогам методическая помощь в определении содержания работы и ее планировании, в выборе методических приемов и видов работы, в анализе и организации учета результатов работы, в разъяснении методических требований к использованию ЗУА разного типа, определению режима усиления речи с ее помощью. Методическая помощь оказывалась:
1) при посещении уроков, занятий, внеклассных мероприятий. Все занятия анализировались, давались рекомендации педагогам;
2) при проведении консультаций (групповых и индивидуальных), где обсуждались и давались практические рекомендации по вопросам работы над РСВ и формирования устной речи детей;
3) при проверках слуха и произношения учащихся;
4) при подготовке к праздникам, речевым конференциям, месячникам речи, подготовке открытых занятий, уроков и др.
Консультации и посещения проводились в течение учебного года по графику и расписанию. Ведется учет посещения уроков, занятий, проводимых консультаций. Регулярно проводились рейды по использованию ЗУА разного типа, индивидуальных аппаратов обучающихся.
5) Методическая помощь педагогам также оказывалась при организации методической работы по развитию слухового восприятия и коррекции произношения, направленной на повышение квалификации педагогов в этой области.
В отделении слабослышащих обучаются дети с кохлеарным имплантом (КИ). По проведению индивидуальных занятий с КИ проведены семинары, консультации.
Совместно с учителями 1-х классов проведено обследование произношения и состояния речевого слуха учащихся. В конце учебного года проведена аудиторская проверка внятности произношения учащихся 1-9 классов, контрольные работы по восприятию речевого материала на слух учащихся 1- классов.
Анализ внятности произношения и результатов контрольных по РСВ прилагаются.
Анализ контрольных работ по РСВ за 2011-2012 учебный год
№ |
класс |
Фамилия имя учащихся |
Аппа рат |
Расстояние,м |
Уровни восприятия речевого материала |
ФИО Учителя инд. занятий |
||
различение |
опознание |
распознавание |
||||||
|
1 а |
Карпова Кира |
Инд. апп |
0,7 |
74 (с/з) |
- |
- |
Мурина Т. П. |
|
Килин Артемий |
Инд. апп |
2 |
62 |
- |
- |
Мурина Т. П. |
|
|
Князев Александр |
Инд. апп |
2 |
70 |
- |
- |
Мурина Т. П. |
|
|
Зюзина Дарья |
Инд. апп |
0,4 |
60 |
20 |
- |
Виноградова М. Н. |
|
|
Никитина Оксана |
КИ |
0,6 |
60 |
|
- |
Виноградова М. Н. |
|
|
Родиков Станислав |
Инд. апп-т |
1,5 |
85 |
80 |
- |
Виноградова М. Н. |
|
|
Секисова Виктория |
КИ |
1,5 |
70 |
70 |
- |
Виноградова М. Н. |
|
|
|
Общий |
|
|
68,9 |
57 |
|
|
|
1 б |
Акиншин Игорь |
Инд. апп |
0,5 |
- |
35 |
- |
Самойлова И. Т. |
|
Бордович Марк |
Инд. апп |
1 |
- |
50 |
- |
Самойлова И. Т. |
|
|
Коновалов Сергей |
Инд. апп |
0,5 |
- |
10 |
- |
Самойлова И. Т. |
|
|
Гарибова Айсель |
Инд. апп |
0,5 |
- |
- |
- |
Самойлова И. Т. |
|
|
Медведев Максим |
КИ |
0,5 |
- |
10 |
- |
Самойлова И. Т. |
|
|
|
Общий |
|
|
|
26 |
|
|
1. |
2 |
Гаврилова Лидия |
Инд. апп |
0,5 |
- |
|
- |
Григорьева О.В. |
2. |
Соршнев Даниил |
Инд. апп |
0,25 |
85 |
80 |
- |
Григорьева О.В. |
|
3. |
Соин Андрей |
Инд. апп |
1 |
90 |
78 |
- |
Григорьева О.В. |
|
4. |
Сухушина Дарья |
Инд. апп |
0,5 |
90 |
- |
- |
Сашина О. Ю. |
|
5. |
Березовская Катя |
КИ |
0,6 |
35% |
35% |
- |
Сашина О. Ю. |
|
|
|
Общий |
|
|
87,5 |
79 |
- |
|
1. |
3 |
Бердников Павел |
simens |
5 |
- |
- |
100 |
Киреева Е.Г. |
2. |
Никитина Кира |
simens |
-3 |
92 |
- |
25 |
Киреева Е.Г. |
|
3. |
Штылев Витя |
simens |
0,2 |
100 |
- |
- |
Киреева Е.Г. |
|
4. |
Каличкин Саша |
simens |
0,5 |
30 |
65 |
83 |
Сваровский А.Н. |
|
5. |
Сайнакова Валя |
simens |
0,6 |
37,3% |
59% |
- |
Сваровский А.Н. |
|
6. |
|
Долгова Алина |
simens |
0,3 |
30 |
65 |
83 |
Киреева Е.Г. |
7. |
|
Смирнова Лиза |
simens |
0,5 |
80 |
30 |
- |
Сваровский А.Н. |
8. |
|
Левин Эдуард |
simens |
0,6 |
26 |
85 |
62,5 |
Киреева Е.Г. |
|
|
Общий |
|
|
63,9 |
62,5 |
67,5 |
|
1. |
5 б |
Кедрачева Катя |
Цифр. апп-т |
2,5 |
20 |
65 |
50 |
Моисеева Р.И. |
2. |
Саратова Надя |
Цифр. апп-т |
2 |
- |
65 |
85 |
Моисеева Р.И. |
|
3. |
Месхе Алена |
Инд. апп-т |
2,7 |
- |
96 |
- |
Гордиевских Т.В. |
|
4. |
Ивойлов Данила |
Инд. апп-т |
1,7 |
- |
76 |
- |
Гордиевских Т.В. |
|
5. |
Червяков Дима |
Инд. апп-т |
1,5 |
- |
64 |
- |
Гордиевских Т.В. |
|
6. |
Миклуха Ксения |
КИ |
0,6 |
- |
30 |
- |
Гордиевских Т.В. |
|
|
|
Общий |
|
|
|
66 |
67,5 |
|
1. |
5 а |
Маранник Олеся |
Инд. апп-т |
0,7 |
- |
- |
- |
Гордиевских Т.В. |
2. |
Пахлов Евгений |
Инд. апп-т |
1 |
- |
- |
- |
Гордиевских Т.В. |
|
3. |
Пацких Саша |
Цифр. апп-т |
1 |
- |
100 |
100 |
Мурина Т.П. |
|
4. |
Ширякова Женя |
КП |
4 |
- |
100 |
100 |
Мурина Т.П. |
|
5. |
Веснин Никита |
simens |
0,4 |
- |
90 |
87 |
Виноградова М.Н. |
|
6. |
Дубицкий Виталий |
simens |
0,8 |
- |
10 |
90 |
Виноградова М.Н. |
|
7. |
Серазитдинов Влад |
Цифр. апп-т |
0,8 |
- |
80 |
80 |
Виноградова М.Н. |
|
8. |
Кагиров Кирилл |
Цифр. апп-т |
2,0 |
- |
100 |
95 |
Виноградова М.Н. |
|
|
|
Общий |
|
|
- |
95 |
92 |
|
1. |
8 |
Иксанов Сабир |
Simens |
1,5 |
- |
100 |
- |
Сваровский А.Н. |
2. |
Мамедов Заур |
Simens |
1 |
- |
48 |
- |
Сваровский А.Н. |
|
3. |
Толбанов Влад |
Simens |
1 |
- |
85 |
- |
Сваровский А.Н. |
|
4. |
Кустов Алеша |
Simens |
1,8 |
- |
93 |
- |
Борунова Н.И. |
|
5. |
Розенталь Семен |
Simens |
2 |
- |
100 |
- |
Борунова Н.И. |
|
6. |
Хорошков Олег |
Simens |
1,5 |
- |
95 |
- |
Борунова Н.И. |
|
|
|
Общий |
|
|
- |
87 |
- |
|
1. |
9 |
Косова Олеся |
Simens |
3,5 |
- |
100 |
- |
Сваровский А.Н. |
2. |
Тимофеев Никита |
Simens |
2 |
50 |
50 |
- |
Сваровский А.Н. |
|
3. |
Белоус Тарас |
PRO |
2,5 |
- |
100 |
- |
Сваровский А.Н. |
|
5. |
Ибраева Альфия |
Simens |
6 |
- |
89 |
- |
Крицкая И.Г. |
|
6. |
Рыбаков Евгений |
simens |
3 |
- |
83 |
- |
Крицкая И.Г. |
|
7. |
Клеруа Евгения |
Simens |
0,8 |
- |
60 |
- |
Фролова Н. С. |
|
8. |
Шамак Александр |
Simens |
5 |
- |
100 |
- |
Сваровский А.Н. |
|
|
|
Общий |
|
|
50 |
83 |
- |
|
|
|
Общий по школе: |
|
|
90% |
84% |
27% |
|
В контрольной работе по РСВ приняли участие 45 обучающихся. Для восприятия на слух учащимся предлагались слова, фразы, тексты из программного материала по РСВ на индивидуальных занятиях.
Речевой материал, предъявленный с опорой, различают почти все обучающиеся (90%); есть ученики в отделении слабослышащих детей, которым необходима опора (в виде табличек, картинок) при слухозрительном восприятии речи (10%). На уровне опознавания восприняли предложенный речевой материал на контрольной работе 38 человек (84%). На уровне распознавания восприняли речевой материал 12 человек (27%). Следует отметить слабый, низкий уровень понимания речи учащимися по чтению с губ. Недостаточно сформирован у слабослышащих школьников навык чтения с губ.
На результативность коррекционной работы влияет во многом использование качественной ЗУА.
Об использовании звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов обучающихся в отделении слабослышащих.
В отделении слабослышащих все восемь классов оборудованы ЗУА коллективного пользования различного типа. В учебном процессе ЗУА регулярно используется педагогами 1, 2, 3, 5 б классов. В 5 а , 8, 9 классах стационарная ЗУА используется эпизодически, нерегулярно. Наблюдения за использованием ЗУА и индивидуальных слуховых аппаратов в течение учебно-воспитательного процесса, итоги рейдов позволяют отметить нарушения слухо-речевого режима в школе-интернате: неэффективное использование ЗУА в учебно-воспитательном процессе, несоблюдение основных правил при пользовании ЗУА и индивидуальными аппаратами как педагогами, так и учащимися. В отделении слабослышащих 100% обеспечение детей индивидуальными слуховыми аппаратами на оба уха (5 человек с КИ, 1 ученица с аппаратом КП), 30 человек постоянно носят аппарат на оба уха, 22 человека пользуются одним слуховым аппаратом.
Анализ внятности произношения учащихся
отделения слабослышащих детей
класс |
№ |
Фамилия имя учащихся |
% внятности |
ФИО учителя инд. занятий |
1 а |
|
Карпова Кира |
13,3 |
Мурина Т. П. |
|
Килин Артемий |
75,5 |
Мурина Т. П. |
|
|
Князев Александр |
48,3 |
Мурина Т. П. |
|
|
Зюзина Дарья |
40 |
Виноградова М. Н. |
|
|
Никитина Оксана |
75,5 |
Виноградова М. Н. |
|
|
Родиков Станислав |
90 |
Виноградова М. Н. |
|
|
Секисова Виктория |
94,4 |
Виноградова М. Н. |
|
Общий % внятности по классу 62,4% |
||||
1 б |
|
Акиншин Игорь |
68,8 |
Самойлова И. Т. |
|
Бордович Марк |
45 |
Самойлова И. Т. |
|
|
Коновалов Сергей |
-- |
Самойлова И. Т. |
|
|
Гарибова Айсель |
-- |
Самойлова И. Т. |
|
|
Медведев Максим |
-- |
Самойлова И. Т. |
|
Общий % внятности по классу 56,9% |
||||
2 |
1. |
Гаврилова Лидия |
|
Григорьева О.В. |
2. |
Соршнев Даниил |
62 |
Григорьева О.В. |
|
3. |
Соин Андрей |
100 |
Григорьева О.В. |
|
4. |
Сухушина Дарья |
72 |
Сашина О. Ю. |
|
5. |
Березовская Екатерина |
40 |
Сашина О. Ю. |
|
Общий % внятности по классу 68,5% |
||||
3 |
1. |
Бердников Павел |
100 |
Киреева Е.Г. |
2. |
Никитина Кира |
88 |
Киреева Е.Г. |
|
3. |
Штылев Витя |
81,3 |
Киреева Е.Г. |
|
4. |
Каличкин Саша |
70 |
Сваровский А.Н. |
|
5. |
Сайнакова Валя |
95 |
Сваровский А.Н. |
|
6. |
Долгова Алина |
95,3 |
Киреева Е.Г. |
|
7. |
Смирнова Лиза |
51 |
Сваровский А.Н. |
|
8. |
Левин Эдуард |
97 |
Киреева Е.Г. |
|
Общий % внятности по классу 84,7% |
||||
5 а |
1. |
Маранник Олеся |
-- |
Гордиевских Т.В. |
2. |
Пахлов Евгений |
77 |
Сваровский А. Н. |
|
3. |
Пацких Саша |
95 |
Маланина А. В. |
|
4. |
Ширякова Женя |
100 |
Маланина А. В. |
|
5. |
Веснин Никита |
100 |
Виноградова М.Н. |
|
6. |
Дубицкий Виталий |
98,4 |
Виноградова М.Н. |
|
7. |
Серазитдинов Влад |
98 |
Маланина А. В. |
|
8. |
Кагиров Кирилл |
100 |
Виноградова М.Н. |
|
Общий % внятности по классу 95,5% |
||||
5 б |
1. |
Кедрачева Катя |
91,6 |
Моисеева Р.И. |
2. |
Саратова Надя |
94,6 |
Моисеева Р.И. |
|
3. |
Месхе Алена |
98,6 |
Гордиевских Т.В. |
|
4. |
Ивойлов Данила |
87 |
Гордиевских Т.В. |
|
5. |
Червяков Дима |
60 |
Гордиевских Т.В. |
|
6. |
Миклуха Ксения |
12 |
Гордиевских Т.В. |
|
Общий % внятности по классу 73,8% |
||||
8 |
1. |
Иксанов Сабир |
93,3 |
Сваровский А.Н. |
2. |
Мамедов Заур |
26 |
Сваровский А.Н. |
|
3. |
Толбанов Влад |
94,6 |
Сваровский А.Н. |
|
4. |
Кустов Алексей |
98 |
Борунова Н.И. |
|
5. |
Розенталь Семен |
97,3 |
Борунова Н.И. |
|
6. |
Хорошков Олег |
100 |
Борунова Н.И. |
|
Общий % внятности по классу 84,9% |
||||
9 |
1. |
Косова Олеся |
97,3 |
Сваровский А.Н. |
2. |
Тимофеев Никита |
87,3 |
Сваровский А.Н. |
|
3. |
Белоус Тарас |
98,6 |
Сваровский А.Н. |
|
4. |
Шевцов Илья |
90 |
Сваровский А.Н. |
|
5. |
Ибраева Альфия |
100 |
Крицкая И.Г. |
|
6. |
Рыбаков Евгений |
98,6 |
Крицкая И.Г. |
|
7. |
Клеруа Евгения |
94,6 |
Фролова Н.С. |
|
8. |
Шамак Александр |
97,3 |
Сваровский А.Н. |
|
Общий % внятности по классу 96,2% |
Аудиторской проверкой были охвачены 46 учеников. Общий % внятности по школе 78,6%.
Анализ внятности произношения учащихся показал, что произношение слов достаточно внятное, хотя в целом речь учащихся изобилует дефектами, которые влияют на внятность произношения школьников, разборчивость их речи.
Основными дефектами по-прежнему остаются:
1. Нечеткая, вялая артикуляция учащихся.
2. Гнусавость, гнусавый оттенок голоса.
3. Различные дефекты в произношении гласных звуков.
4. Дефектное произношение звука «Р» ( горловое «Р», боковое «Р» и др.)
5. Сигматизм.
6. Сонантность.
7. Озвончение глухих согласных звуков.
8. Оглушение звонких согласных.
9. Нарушение речевого дыхания.
10. Неумение соблюдать словесное ударение.
11. Несоблюдение норм орфоэпии.
12. Призвуки и другие недостатки произношения.
13. Нарушение речевого дыхания.
Предложения:
1. Педагогам соблюдать требования к слухоречевому режиму в школе-интернате.
2. Обеспечивать в ходе всего учебно- воспитательного процесса смену видов речевой деятельности обучающихся, смену типов ЗУА с учетом состояния слуха учащихся и целей урока, занятия.
3. Осуществлять работу по накоплению «слухового словаря» учащихся по предметам, по видам деятельности.
4. Педагогам знать приемы исправления дефектов произношения у учащихся и владеть ими, применять на практике.
5. Педагогам овладевать методикой коррекционной работы над развитием слухового восприятия и формированием внятного произношения учащихся через самостоятельное изучение специальной методической литературы, через посещение уроков, занятий опытных педагогов школы, через посещение консультаций в слуховом кабинете.
6. Учить учащихся навыкам самоконтроля: замечать свои успехи в произношении, в умении слышать, в улучшении восприятия речи на слух. Способствовать развитию речевой активности обучающихся.
7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.