Анализ литературы в преподавании обществознания
Оценка 4.8

Анализ литературы в преподавании обществознания

Оценка 4.8
docx
26.03.2021
Анализ литературы в преподавании обществознания
Анализ литературы в преподавании обществознания.docx

Анализ литературы в преподавании обществознания

Основу источниковой базы в первую очередь, составят нормативно-правовые документы в сфере образования. К ним относятся: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»[1], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2], Примерные программа  по учебному предмету - обществознания[3], Федеральный перечень учебников[4]. Изучив их, выявим становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), важность построения образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся для разработки урока обществознания, требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования для формирования личностных, предметных, метапредметных универсальных учебных действий при конструировании цели, задач, планируемых результатов урока, рассмотрим учебники обществознания, которые являются актуальными в школе.

Во-вторых, важную роль займет методическая литература. Так, изучение общеметодической литературы, к примеру, авторов: Боголюбов Л. Н.[5] Гора П.В.[6] Губина Е.В.[7] , Дружкова А В.[8], Кисельман А.В.[9], Магафуров Т.Ф.[10] Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф.[11] , Славин А. В. [12] позволит выявить роль и возможности использования наглядности, в частности, условно-графической, в преподавании обществознания. Важно, что описываются требования к современному учебнику обществознания. Также в их трудах, кроме теоретических аспектов, приведен и личный опыт методистов, который окажет практическую помощь при конструировании уроков обществознания.

Изучение, специализированной на предмете условно-графической наглядности, методической литературы, статьи методических журналов, позволит подробным образом рассмотреть классификацию средств условно-графической наглядности, выделить  их функциональную роль при применении на уроках и в учебниках, определенный ряд требований. Также  способствует выявлению значения условно-графической наглядности в учебниках обществознания. Например, обратимся к работам методистов и педагогов:  Желязны, Д.Р.[13],  Тюляевой Т.И.[14], Борзовой Л. П. [15].

Учебно-методические  пособия в работе необходимо применить при выделении роли учебника в образовательном процессе, требований, предъявляемых к нему, для конструирования плана анализа. Например, мы обратимся к учебным пособиям авторов: О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина[16]; Л.С. Бахмутовой, Е.К. Калуцкой[17].

Школьные  учебные пособия особенно важную роль сыграют при анализе учебников на предмет использования средств условно-графической наглядности. Таковыми будут являться:  Обществознание. 9 класс.:учеб. для общеобразоват.организаций с прил.на электронном носителе/[Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [ и др.]. –М.:Просвещение.,2017. –208с. , Обществознание.9 класс. учебник.4 издание (ФГОС). Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Дрофа, 2017.–271с., 9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.М.Давыдова и др. «Школа 2100» М.: 2015. — 240 с. Рассматривая их, на основе  конструированного плана, выявим учебник, который соответствует всем предъявляемым требованиям.

В-третьих, обязательно обратимся  к психолого-педагогическим исследованиям. С целью изучения роли использования средств условно-графической наглядности, с точки зрения психологии (так как  известно, что значение наглядности в обучении школьников выходит из концепции высшей нервной деятельности). К примеру, работам: Леонтъева А.Н.[18] Выготского Л. С.[19] ,Тихомирова О.К.[20] 

Используем также и  словари, глоссарии для изучения различных обществоведческих  терминов и понятий: толковый методический словарь  терминов Яценко Н.Е.[21] , Педагогический энциклопедический словарь  Бим-Бад Б.М.[22], Новый словарь методических терминов и понятий Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина[23].

Обратимся, и к интернет–ресурсам. Их использование также будет играть в работе важное значение. К примеру, для исследования педагогического опыта[24], выявлению требований к современному уроку обществознания[25] и к учебникам[26]. А также, для изучения методических рекомендаций по изготовлению коллажа для конструирования урока[27], построению интеллект-карты к уроку обществознания на тему: «Социальная значимость личности»[28].


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

[2]Федеральный закон от 29.12 .2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07. 2016, с изм. от 01. 01. 2017). «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342 (режим доступа: свободный, дата обращения: 23.03.2020)

[3]Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб.–М.: Просвещение, 2011.–42с.

[4]Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://shcola29.ucoz.ru/matertehobesp17/federalnyjperechenu- chebnikov_.pdf (режим доступа: свободный, дата обращения: 03.03.2020)

[5] Боголюбов, Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики.–М.: Нестор-История,2013.–432с.

[6]Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения.–М., 1971.– 214с.

[7]Губина Е.В. Методика преподавания обществознания.–Казань,2015.–48с.

[8]Дружкова,Анна Владимировна. Методика преподавания обществоведения в средней школе.–М.: Просвещение,1985.–207с.

[9]Методика преподавания обществознания. А.В. Кисельман.–Канск, 2011.– 59с.

[10]О задачах методики обучения обществознанию. Магафуров Т.Ф.–Уфа.2016. –66с.

[11]Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения.–М.: Просвещение, 1978.–319с.

[12]Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания.–М, 1971.–130с.

[13]Желязны, Д. Говори на языке диаграмм. Использование диаграммы на уроках обществознания. – М.: Институт комплексный стратегических исследований, 2004. –220с.

[14]Программно-методические материалы по работе с условно-графической наглядностью: Обществознание. 10-11 кл. / Сост. Т.И.Тюляева. – М.: Дрофа, 2000.–123с.

[15]Борзова, Л. П. Использование опорных таблиц-конспектов. Л. П. Борзова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – № 1. – С. 38 – 44.

[16] Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. – М.: Издательство Юрайт, 2017.–474с.

[17]Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая.–Люберцы: Юрайт, 2016.–274с.

[18]Леонтъев А.Н. Психологические вопросы созна­тельности учения // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М., 1987.-Т. 1.-340с.

[19]Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. – 280с.

[20]Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.

[21]Яценко Н.Е. Толковый методический словарь исторических терминов. – СПб., 1999.-156с.

[22]Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.–М.,2002.–528 с.

[23]Новый словарь методических терминов и понятий.–М.:  ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.–300с.

[24]Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. Из опыта работы учителя. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1716932/ (режим доступа: свободный, дата обращения: 25.04.2020)

[25]Абашкина О.А., Требования к современному уроку обществознания в свете ФГОС. [Электронный ресурс]URL: http://www.ufa-edu.ru/nimts/an-online-commu nity-of-teachers-of-teachers/history-social-sciences-law-economics-internal-tabs-foru m-for-teachers-of-this-category/sovr%20urok%20(2).doc (режим доступа: свободный, дата обращения: 03.03.2020)

[26]Зенченко О.Н. Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания. [Электронный ресурс] URL:https://infourok.ru /struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-uchebnikov-obschestvozna- niya-2074171.html(режим доступа: свободный, дата обращения: 05.03.2020)

[27]Методические рекомендации для создания коллажей и аппликаций. [Электронный ресурс] URL:https://infourok.ru/vypolnenieapplikaciivtehnike _kollazh-177904.htm(режим доступа: свободный, дата обращения: 03.03.2020)

[28]Ментальная карта. Составление. Наглядные примеры. Сайт для учителей. [Электронный ресурс] URL: http://start-for.ru/mentalnaya-karta-primery-sostav-leniya/ (режим доступа: свободный, дата обращения: 18.03.2020)

 

Анализ литературы в преподавании обществознания

Анализ литературы в преподавании обществознания

С.Ф. [1] , Славин А. В. [2] позволит выявить роль и возможности использования наглядности, в частности, условно-графической, в преподавании обществознания

С.Ф. [1] , Славин А. В. [2] позволит выявить роль и возможности использования наглядности, в частности, условно-графической, в преподавании обществознания

Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.М.Давыдова и др

Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.М.Давыдова и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021