Анализ методической работы МБОУ ООШ
за 2019-2020 учебный год
Введение
Цель: определение уровня результативности методической работы, объективная оценка итогов, определение целей и задач на 2020-2021 учебный год.
Задачи:
1. Проанализировать состояние методической работы.
2. Выявить проблемы, снижающие уровень продуктивности методической работы.
3. Определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем.
4. Сформулировать цели и задачи на 2019-2020 учебный год.
В 2019-2020 учебном году я продолжил работу над методической темой «Современный урок как условие обеспечения эффективности и качества образования в условиях реализации требований ФГОС». Выбор темы определился актуальностью, степенью разработанности данной проблемы в теории и методике.
Ведущие направления работы в 2019-2020 учебном году:
1. повышение качества деятельности базовой площадки Дворца молодёжи посредством создания единого образовательного пространства для всех участников образовательных отношений (педагогов, учающхся и их родителей (законных представителей);
2. обеспечение координации деятельности педагогов. Реализующих программы технической и социально-педагогической направлености по организации образовательной среды, способствующей успешной адаптации обучающихся при переходе из детского сада в школу, из начальной школы в основное и среднее звено;
3. совершенствование системы мониторинга успешности высоко мотивированных детей с целью выявления динамики, принятия своевременных решений по повышению результативности участия в различных олимпиадах, конкурсах, проектах;
4. повышение уровня теоретических, методологических знаний педагогов через организацию деятельности методического совета, педагогическое и психологическое просвещение, изучение нормативно-правовой базы;
5. работа по сопровождению профессионального роста молодых специалистов (закрепление наставников за молодыми учителями, посещение открытых уроков и мастер-классов опытных педагогов, индивидуальные консультации, участие в работе школьных и муниципальных семинаров);
6. совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни;
7. выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта учителей.
Условия для реализации данных направлений:
- наличие высококвалифицированного кадрового потенциала, владеющего ИКТ;
- наличие потребности к повышению уровня профессионального мастерства.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями школы системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Методическая работа была направлена на комплексное развитие имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических, научно-методических, организационно-управленческих) и формирование на их основе единого образовательного пространства, позволяющего на уровне современных требований решать задачи воспитания и обучения школьников, формирования у обучающихся ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего самоопределения и самореализации.
Содержание методической работы было направлено на реализацию программы развития школы, основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и формировалось на основе нормативных документов, учебного плана школы, учебно-методических пособий и рекомендаций органов управления образованием.
В течение года в школе использовались различные формы методической работы:
- тематические педагогические советы
- методические объединения учителей
- работа учителей над темами самообразования
- открытые уроки
- методическая неделя
- работа с молодыми специалистами
- работа с вновь пришедшими учителями
- предметная неделя
- методические семинары
- «Круглые столы»
- консультации по организации и проведению современного урока
- организация работы с высоко мотивированными детьми
- консультационная помощь учителям по ведению школьной документации, по организации, проведению и анализу современного урока
- организация и контроль курсовой системы повышения квалификации
- аттестация педагогических кадров на соответствие занимаемой должности
В системе методической работы школы можно выделить следующие уровни:
а) индивидуальная работа учителя по самообразованию;
б) работа методических объединений по предметам и областям знаний; их деятельность осуществляется с учетом индивидуальных планов учителей.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной
деятельности педагога. Учитель должен знать не только свой предмет, владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, уметь ориентироваться в современной политике, экономике и др. Работа над темами самообразования учителей нашей школы включала в себя:
- изучение методических новинок, использование их в работе;
- повышение квалификации через систему ПДС, вебинаров
- мониторинг достижений обучающихся;
- проведение открытых уроков с использованием различных инновационных технологий.
Важнейшими направлениями в самообразовании учителей были следующие:
- изучение новых программ и учебников,
- изучение дополнительного научного материала.
Основная часть
Деятельность методического и педагогического советов школы.
№ п.п |
ФИО руководителя МС |
ФИО должность членов МС |
Формы работы |
Темы заседаний |
1 |
Чернега Г.И. – учитель русского языка и литературы. |
|
- тематические педагогические советы - методические объединения учителей - работа учителей над темами самообразования - открытые уроки - методическая неделя - работа с молодыми специалистами - работа с вновь пришедшими учителями - предметная неделя - методические семинары - «Круглые столы» |
- изучение методических новинок, использование их в работе; - повышение квалификации через систему ПДС, вебинаров - мониторинг достижений обучающихся; - проведение открытых уроков с использованием различных инновационных технологий. |
№ п.п |
Название ШМО |
ФИО, должность руководителя ШМО |
Количество педагогов ШМО |
Формы работы |
Темы заседаний |
1 |
Веникова Т.С. – зам. Директора по УР |
5 |
- тематические педагогические советы - методические объединения учителей - работа учителей над темами самообразования - открытые уроки - методическая неделя - работа с молодыми специалистами - работа с вновь пришедшими учителями - предметная неделя - методические семинары - «Круглые столы» - консультации по организации и проведению современного урока - организация работы с высоко мотивированными детьми - консультационная помощь учителям по ведению школьной документации, по организации, проведению и анализу современного урока - организация и контроль курсовой системы повышения квалификации - аттестация педагогических кадров на соответствие занимаемой должности |
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса в 2019-2020 учебном году; - оптимизация системы работы с одаренными детьми; - организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО; - организация внеурочной деятельности по предметам (предметные олимпиады, недели, конкурсы и др.); - работа по предупреждению неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях учащихся; - подготовка к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ; - новые условия аттестации педагогических и руководящих работников; - изучение, обобщение и внедрение перспективного педагогического опыта. |
Основу методической службы школы в 2019-2020 учебном году составлял МС, задачами которого являлись:
- создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей педагогических и руководящих работников школы;
- содействие обновлению структуры и содержания образования, развитию образовательного учреждения, повышению педагогического мастерства работников;
- создание информационно-методического пространства, способствующего развитию системы образования, реализации программ модернизации образования, организации инновационной работы, аналитико-диагностического обеспечения деятельности образовательного учреждения.
Работа методического совета основывалась на анализе образовательного процесса, работы методических объединений, результатов внутри школьного контроля.
Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса в 2019-2020 учебном году;
- оптимизация системы работы с одаренными детьми;
- организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО;
- организация внеурочной деятельности по предметам (предметные олимпиады, недели, конкурсы и др.);
- работа по предупреждению неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
- подготовка к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ;
- новые условия аттестации педагогических и руководящих работников;
- изучение, обобщение и внедрение перспективного педагогического опыта.
Проводились консультации по вопросам составления рабочих программ и календарно-тематического планирования, по проведению открытых уроков, организации контроля и оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, участию в профессиональных конкурсах.
Тематика заседаний МС отражала основные проблемные вопросы. В организации методической работы осуществлялся мониторинг качества преподавания и уровня усвоения обучающимися программного материала, повышения квалификации.
Изучение нормативно-правовой базы по основным вопросам учебной деятельности – неотъемлемая часть методической работы.
В течение года методический совет осуществлял координацию деятельности методических объединений и определял стратегию развития школы
В минувшем учебном году педагоги школы работали над повышением своего педагогического мастерства, посещая городские методические объединения, выступая на педсоветах, городских семинарах, участвуя в конкурсах педагогического мастерства, занимаясь самообразованием.
Подбор и расстановка кадров, повышение квалификации и категорий педагогических кадров.
1. Кадровый и качественный состав педагогических кадров
Педагогический коллектив школы состоит из 5 педагогов.
а) по уровню образования
Высшее образование-4
Среднее специальное-1
б) по квалификационным категориям:
I квалификационную категорию –5 человек;
соответствует занимаемой должности – 0 педагогов;
Образование педагогов соответствует базовому образовательному преподаваемому предмету. В школе основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие первую квалификационные категории. Таким образом, в школе созданы необходимые условия для обеспечения качественного образования.
2. Повышение квалификации педагогических кадров
Администрация школы обеспечила все условия для непрерывного профессионального развития педагогов при переходе на стандарты второго поколения: - доля учителей школы, прошедших повышение квалификации по ФГОС -100%
Различные формы методической работы по повышению профессионального мастерства сотрудников школы и работа МО:
Для реализации поставленных задач в 2019-2020 учебном году проведены проблемные педсоветы: «Интеграция основного, дополнительного образования и внеурочной деятельности как условие последующего саморазвития, самоопределения и социализации обучающихся», «Современный урок: ресурсы, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА ». Тематика педагогических советов соответствовала плану работы школы. Все педагогические советы начинались с отчета о выполнении решений предыдущего. Принимаемые решения имели как общий, так и конкретный характер с указанием исполнителей
В рамках методической темы были проведены семинары, круглые столы, практикумы, консультации:
Был проведен Методический день «Современный урок: мозаика образовательных технологий» В целях формирования патриотизма,
Работа метод. объединений.
Работа МО была направлена на повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя, на развитие его творческого потенциала, на совершенствование образовательного процесса и достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в метод. объединениях.
Темы методических объединений в основном соответствовали методической теме школы и задачам, стоящим перед нашим образовательным учреждением.
Школьные методические объединения обеспечивали планомерную работу с учителями, направленную на совершенствование образовательного процесса и включающую различные виды урочной и внеурочной деятельности. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые решает педагогический коллектив:
- изучение нормативно-правовой базы общего образования в Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов;
- проблемы формирования ключевых компетенций обучающихся;
- аттестация педагогических кадров;
- самообразование педагогов в современных условиях;
- системно-деятельностный подход в образовательном процессе;
- методики создания и систематизации дидактического материала уровневого
контроля (тесты);
- инновационные технологии и проблемы их внедрения в практику;
- работа с одаренными и требующими педагогической поддержки детьми;
- портфолио обучающихся как форма оценки достижений;
- участие школьников в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и др.
Заседания школьных методических объединений проводились не реже одного раза в четверть. Результаты работы школьных методических объединений представлены в отчетах руководителей. План методической работы выполнен практически полностью, поставленные задачи решались в течение года в ходе учебно-воспитательного процесса: учителями использовались такие современные образовательные технологии, как исследовательские, проектные, информационно-коммуникационные и другие. В помощь учителям при составлении рабочих учебных программ проводились информационно-методические совещания, где рассматривалась структура рабочей программы, перечень рекомендованных и допущенных учебников, виды планирования. Знакомство с новыми технологиями обучения и воспитания и их распространение реализовалось в соответствии с планом работы школьных методических объединений, а также на городских методических семинарах, в которых учителя нашей школы всегда принимают активное участие.
МО активно работали над решением темы школы через:
- заседания МО, на которых рассматривали новинки педагогической литературы, педагоги школы выступали с докладами,
- взаимопосещение уроков; *название, уровень), сборник материалов
- открытые мероприятия и уроки;
- сотрудничество с библиотекой;
- использование информационных технологий на уроках и во внеурочное время;
- публикации;
Обобщение опыта учреждения, педагогов в районе, крае, федерации.
№ п.п. |
ФИО, должность педагога |
Мероприятие, сайт, на котором представлялся опыт работы (название, уровень), сборник материалов |
Тема выступления, публикации. |
1 |
Веникова Татьяна Сергеевна – учитель физики биологии |
Сайт мультиурок |
Планы уроков, презентации, сборники контрольных работ по химии и биологии. |
Подготовка учащихся к олимпиадам
Название олимпиады, конкурса, уровень |
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
||||||
Всего участников
|
Из них победителей |
Из них призеров |
Всего участников
|
Из них победителей |
Из них призеров |
Всего участников
|
Из них победителей |
Из них призеров |
|
Международный конкурс « Я - эколог» |
2 |
2 |
|||||||
Фотоконкурс «Любимая мама» (муниципальный,) |
5 |
1 |
|||||||
Конкурс «Живой символ малой родины» (муниципальный) |
3 |
1 |
|||||||
Конкурс «Зеленая планета» (муниципальный) |
3 |
1 |
|||||||
Всероссийский конкурс Живая классика» |
5 |
1 |
|||||||
Всероссийский конкурс « Родное слово» |
7 |
1 |
|||||||
Всероссийский конкурс « Победители» |
5 |
1 |
|||||||
Всероссийская олимпиада по истории |
5 |
2 |
|||||||
Муниципальный конкурс «Чудо – елка» |
5 |
1 |
|||||||
Всероссийская олимпиада школьников по окружающему миру |
2 |
1 |
|||||||
Всероссийский конкурс «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом» |
8 |
8 |
Профессиональная активность педагогов (участие в составе жюри муниципальных, краевых олимпиад и конкурсов).
№ п.п |
ФИО педагога |
Должность |
Мероприятие (название, уровень) |
1 |
Масенко Ирина Евгеньевна |
Директор |
Научно – исследовательская, инновационная работа педагогов.
№п.п |
ФИО должность педагога |
Тема инновационного проекта, программы |
Результат участия в конкурсе общественно значимых инновационных проектов |
1 |
Веникова Татьяна Сергеевна – учитель физики и биологии |
«Мое лучшее мероприятие». Фонд 21 века. Тема « Есть такая профессия – сварщик». |
30 июня 2020г. |
Работа со слабоуспевающими учащимися
Основной целью является повышение качества знаний отдельных учащихся и школы в целом, защита прав учащихся, создание благоприятного микроклимата школы. Во время уч. процесса выявлялись возможные причины снижения успеваемости учащихся, принимались комплексные меры, направленные на повышение успеваемости и профилактику неуспеваемости. В данном направлении проведена следующая работа:
- составлен список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся;
-проведены собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися;
- проведены индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ (выборочно);
-проведены индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел и родителями этих учащихся;
-составлены индивидуальные планы работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть;
-использован дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке;
- проверка рабочих тетрадей слабоуспевающих детей (выполнение домашних заданий, работа на уроке);
- контроль посещаемости слабоуспевающих учащихся.
- индивидуальная работа по ликвидации пробелов.
В целом из анализа деятельности МР можно сделать выводы, что учителя в течение года работали творчески, согласно выбранной методической теме, что позволило улучшить результаты обучения. Методическая активность не снизилась: открытые уроки, выступление на педсоветах, семинарах – школьных и городских, публикации в методических сборниках, выступления на городских конференциях. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и способными школьниками, коррекцию знаний учащихся на
основе диагностической деятельности, развитие основных компетенций учащихся, повышение у них мотивации к обучению, а также создание условий для повышения уровня квалификации педагогов.
Выводы:
Позитивные тенденции:
Негативные тенденции:
Предложения на 2020 -2021 учебный год:
1. Продолжить работу по расширению новой образовательной практики в ходе внедрения ФГОС основного общего образования.
2. Продолжить работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта.
3. Спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных особенностей учителей и результатов их диагностирования.
4. Спланировать и активизировать деятельность учителей – предметников в работе с одаренными детьми и отстающими.
5. Использовать персонифицированную модель ПК с целью активизации самообразования педагогов
6. Привлечь педагогов к участию в конкурсах, программах различного уровня, которые организуются как для обучающихся по предметным областям, так и для учителей.
Учитывая вышесказанное, работу методической службы можно считать удовлетворительной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.