Анализ
посещенного урока русского языка «Виды сложных предложений»
( в соответствии с требованиями ГОС ООО)
Цель посещения: обмен опытом педагогической работы
Учитель, класс: 9б класс
Тема урока: Виды сложных предложений
Тип урока: урок-проект
Дидактические цели урока:
1) научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
2) обобщить и систематизировать знания обучающихся о видах сложных предложений, характер и способы связи между их составляющими, раскрыть значение сложных предложений как синтаксических единиц в авторских и личных выражениях.
3) совершенствовать умения анализировать ранее изученное, выделять главное; учитывая особенности классификации и строения сложных предложений сделать вывод об их стилистических и коммуникативных возможностях;
4) заставить обучающихся задуматься над жизненными принципами, которые определяют поведение и отношение к окружающим;
5) продолжить формирование ключевых компетентностей : поликультурной, языковой, социальной, коммуникативной.
Ведущие аспекты анализа урока[1]
Ведущие аспекты анализа урока |
Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока-проекта (краткий оценочный анализ) |
Основной целью данного урока является стремление учителя совершенствовать у обучающихся умение понимать суть основных языковых явлений, помочь осознать обучающимися практическую значимость материала по теме «Виды сложных предложений» и ценность совместной деятельности; обеспечить развития у девятиклассников умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействовать развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; организовать деятельность обучающихся по закреплению понятия видов сложного предложения. |
Содержание урока |
Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям обучающихся. Преподавателем были созданы условия для формирования знаний на творческом уровне. Учитель провела большую предварительную работу с обучающимися в плане исследования писем Леси Украинки на наличие в них требуемых синтаксических конструкций и их роли в выражении чувств. В процессе урока инициатива была передана в руки обучающимся, а сам учитель выступал в роли помощника, советчика и фасилитатора. Помог справиться с теоретическим заданием школьникам написанный ассоциативный диктант. Умело использованный метод «Микрофон» напомнил значения основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем на уроке. Объединённые в тематические группы дети чётко и правильно составили свои части общей таблицы «Классификация сложных предложений»: 1 группа – сложносочинённые предложения, 2 группа – сложноподчинённые и 3 группа – бессоюзные сложные предложения. Устная лингвистическая игра «Цепочка» помогла обучающимся расположить результаты своих теоретических изысканий в общую таблицу. Следующим этапом стала презентация домашнего задания ( один представитель каждой группы зачитывал предложения, комментировал их смысл, указывал на признаки эпистолярного жанра в них). В практической части урока учитель провела небольшую лабораторную работу, в которой обучающиеся составляли схемы и делали полный синтаксический анализ выписанных предложений. В завершении своей работы девятиклассники написали сочинения-саги, в которых выразили своё видение по вопросу языкового богатства писем Леси Украинки. После этапа защиты проектов учитель объявила оценки и провела рефлексию с помощью вопросов, среди которых были и вопросы практического применения материала урока, что подняло результативность изучаемого на более высокий уровень. |
Методы обучения |
Учебная деятельность на уроке построена преподавателем в соответствии с дидактическим циклом: удивление (выделение смысла) - восприятие - осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации - обобщение - систематизация. Основными методами обучения стали: проект, «Микрофон», кластер; приёмы: лабораторная работа по синтаксису, «Цепочка», сочинение-сага. |
Формы обучения |
В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая деятельность обучающихся с самооценкой или взаимооценкой по каждому этапу, обучающиеся вместе с учителем решали проблемный вопрос: Какое место занимают сложные предложение в эпистолярном наследии Леси Украинки? |
Результативность урока |
Данный урок продемонстрировал результат планомерной работы. Учитель умело использовала групповую форму работы, опираясь на индивидуальные особенности обучающихся. Девятиклассники искали верные решения сообща, учатся сотрудничать. Материалом школьники овладели на высоком уровне |
Практическая направленность урока |
Все обучающиеся владеют языковой терминологией, умеют создавать творческий продукт в виде кластеров, сочинений. На протяжении всего урока прослеживается межпредметная связь с литературой (эпистолярная проза Леси Украинки). |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности |
Каждый обучающийся являлся активным участником урока, отстаивал свою точку зрения на основе своих доказательств. Обучающиеся владеют умением самооценки, требовательны к себе и товарищам. |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока |
На уроке творческая атмосфера, царит сотрудничество и взаимопонимание. Урок научно обоснован, методически грамотно выдержан. Нужно отметить высокую эмоциональность урока, грамотно поставленную, последовательную работу учителя. Урок имеет большое воспитательное значение. |
Формирование ИКТ-компетентности |
Очень гармонично, логично и точно разработана презентация, работающая на общую идею урока |
Структура урока |
Содержание урока полностью соответствует теме. Все единицы содержания урока связаны между собой. |
Педагогический стиль |
Учитель отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического климата, познавательной активности обучающихся. Урок языка, проведенный учителем, представляет собой целостную систему. |
Гигиенические требования |
Температурный режим соблюдается в кабинете, происходит чередование видов деятельности, что позитивно влияет на психологическое состояние обучающихся. |
Результаты урока |
-ориентир на самооценку обучающегося, -подведение итогов урока, -выполнение намеченного плана урока |
Выводы: Триединая дидактическая цель достигнута. Поставленные цели были приняты всеми обучающимися. Реальные результаты – активная работа обучающихся на уроке. Методы, подобранные преподавателем оптимально подобраны под содержание дидактической цели. Чередование словесных методов и форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки обучающихся в процессе урока. В ходе просмотренной презентации положительным моментом являются: - наглядное изображение изученного материала; - подбор иллюстративного материала; - элемент новизны подачи изученного материала. Проведение данного урока с использованием ИКТ считаю целесообразным, так как это позволяет в более простой, интересной, доступной для обучающихся форме преподнести учебный материал. Рефлексия показала, что своими успехами и участием в работе довольны все обучающиеся, отметили сотрудничество. Материал изложен в соответствии с программными требованиями, соответствует возрастным особенностям детей. Для домашнего задания было предложено задание, которое требует творческого подхода. Урок достиг целей, представляет собой целостную систему. Связь и между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока |
Урок подготовил /
Урок посетили /
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.