1.
Название |
«От рождения до школы» |
«Радуга» |
Авторы |
Н.А.Арапова-Пискароева, К.Ю.Белая, М.М.Борисова, А.Н.Веракса, Н.Е.Веракса, Т.В.Волосовец, В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова, Н.С.Денисенкова, Э.М.Дорофеева, О.В.Дыбина, Е.С.Евдокимова, М.В.Жигорева, М.Б.Зацепина, И.Л.Кириллов, Т.С.Комарова, Е.Н.Кутепова, Л.В.Куцакова, Г.М.Лямина, В.И.Петрова, Л.Ф.Самборенко, О.А.Соломенникова, Э.Я.Степаненкова, Т.Д.Стульник, С.Н.Теплюк, О.А.Шиян. |
С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, Е.А.Екжанова. |
Цели |
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчи- вость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы. Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской лите- ратуры. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление. Младшая группа (от 3 до 4 лет) Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства 104 (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов ис- кусства через художественный образ. Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рас- сматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружа- ющей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (лите- ратура), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изоб- разительное искусство), здание и соооружение (архитектура). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художествен- ные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг дет ского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, ки- нотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами. Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-при- кладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Старшая группа (от 5 до 6 лет) Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетичес- кое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, ар- хитектура, театр). Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюст- раторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.). Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что су- ществуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитек- турных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить дошкольников к пониманию за- висимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать зда- ния, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов. Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры на- родного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художест- венной деятельности. Формировать интерес к классическому и народному искусству (музы- ке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре). Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятель- ности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразитель- ное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк). Расширять знания детей об изобразительном искусстве, разви- вать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи при- летели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др. Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя об- разные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.). Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.). Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искус- ством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керами- ческими изделиями, народными игрушками. Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.). Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных со- оружений одинакового назначения. Формировать умение выделять оди- наковые части конструкции и особенности деталей. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, арка- турный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и дру- гие — в каждом городе свои. Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши). Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особен- ностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п). Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самосто- ятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.). Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение раз- личать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями). Расширять представления о разнообразии народного искусства, ху- дожественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломасте- рами, кистью, красками, глиной. Младшая группа (от 3 до 4 лет) Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту приро- ды, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисо- вать, лепить, вырезать и наклеивать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать пред- меты, в том числе с помощью рук. Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюс- трации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средс- тва выразительности в рисовании, лепке, аппликации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведе- ния в рисовании, лепке, аппликации. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Старшая группа (от 5 до 6 лет) Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах пред- метов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окру- жающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похо- же), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить пере- давать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в яв- ления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяют- ся форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятель- ности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргумен- тированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окру- жающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески приме- нять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппли- кации, используя выразительные средства. Продолжать учить детей рисовать с натуры; развивать аналитичес- кие способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стрем- ление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности созда- ваемого образа. |
При работе с детьми 2—3 месяцев: проводить игры с использованием звучащих игрушек; петь и разговаривать с ребёнком; побуждать реагировать в направлении звука или изменять движение тела в ответ на звук; создавать условия для поиска глазами источника звука, поворачивая голову в его сторону; создавать условия для отыскивания по звуку колокольчика. При работе с детьми 3—6 месяцев: обучать прослеживанию за перемещающимися яркими предметами; обучать различению предметов основных цветов: зелёного, красного, оранже- вого и др.; обучать различению предметов разной формы. При работе с детьми 6—9 месяцев: побуждать рассматривать предмет в руке; побуждать отслеживать взглядом удаляющийся предмет; побуждать отслеживать взглядом движущийся объект; побуждать прислушиваться к пению, музыке; побуждать поворачивать голову в поисках источника звука; побуждать прислушиваться к пению, музыке; отмечать, замирает ли ребёнок, услышав тихий звук; отмечать, реагирует ли ребёнок на звуки во сне; отмечать, пугается ли ребёнок громких звуков. При работе с детьми 9—12 месяцев: создавать условия для обследования фактуры и звука, издаваемого предметами, путём их сжимания и разжимания, постукивания, сбрасывания и т. п.; побуждать находить накрытый предмет; побуждать рассматривать свои руки; вызывать узнавание своей бутылочки; побуждать отслеживать взглядом упавший предмет; создавать условия для наблюдения за движущимся объектом; побуждать понимать смысл сказанного; побуждать поворачивать голову в сторону, откуда доносится звук; побуждать реагировать на строгий тон; побуждать поворачивать голову, услышав шёпот; побуждать прислушиваться к шагам; отмечать, прекращает ли ребёнок плакать, когда взрослый говорит успокаиваю- щим тоном. 1-2 года: обогащать сенсорный опыт ребёнка в области тактильного, слухового, зрительно- го, обонятельного восприятия; создавать материальные и педагогические условия для восприятия ребёнком объек тов художественной культуры, адресованных данному возрасту: народная игруш- ка, декоративно-прикладное искусство, музыкальный и литературный пестовый и по- тешный фольклор, художественное слово (детские стихи), музыка; создавать условия для созерцания и любования красотой родной природы, её от- дельными объектами — цветами, насекомыми, птицами, животными; создавать условия для экспериментирования и исследования различных изобразительных материалов, их свойств и возможностей действия с ними знакомить детей с лучшими образцами книжной графики, работами художников- иллюстраторов; вводить детей в мир детской художественной литературы знакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства; обогащать опыт слухового восприятия музыки, звучания различных инструментов, звуков природы, голосов птиц и животных. 3-4 года: знакомить с простейшими способами изобразительной деятельности в рисовании красками и кистью, мелками и карандашами; в лепке из глины, пластилина, иных пла- стичных материалов; учить петь; проводить игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие в области восприятия звука; создавать условия для шумового ритмического музицирования; содействовать становлению целеполагания в продуктивной деятельности; развивать звуковысотный слух и чувство ритма; поощрять детей свободно выразительно двигаться под музыку. 4-5 лет: помогать ребёнку овладевать различными способами достижения собственных целей; формировать обобщённые способы практической деятельности, позволяющие по- лучить результат, который может быть вариативно осмыслен каждым ребёнком: знакомить со способами создания разнообразных изображений на основе одной формы; показывать способы создания обобщённого продукта, который ребёнок может затем по желанию «превращать» в реальные предметы (овал можно превратить в овощи, части тела животных и т. д.); формировать способы, позволяющие получать эстетически удовлетворяющий ре- бёнка результат путём показа разных способов и техник украшения изделий с исполь- зованием различных средств выразительности; создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей в течение дня. Поддерживать замыслы детей и помогать найти способы их реа- лизации; стимулировать стремление улучшать работу, возвращаясь к ней спустя какое-то время. 5-6 и 6-8 лет: развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции): знакомить детей с материалами и оборудованием для рисо- вания, лепки, аппликации, конструирования и ручного тру- да и учить применять их на практике; побуждать детей экспериментировать с цветом, приду- мывать и создавать композицию, осваивать различные художественные техники (оригами, папье-маше, раз- рывная аппликация); использовать разнообразные ма- териалы для создания художественного образа; поддерживать и направлять эмоционально-эстетиче- скую, декоративную трактовку образов; формировать умение создавать постройку, конструкцию, рисунок, скульптуру, прикладное изделие по образцу разной сте- пени сложности; формировать представление об алгоритме действий, учить действовать по алго- ритму с опорой на схему; учить действовать по словесной инструкции; учить создавать продукт в сотрудничестве, партнёрстве (в паре, коллективно) и обеспечивать необходимые для этого условия; создавать выставки, экспозиции; привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая различные возмож- ности и предложения; совершенствовать навыки пения и движения под музыку, развивая чувство ритма и звуковысотный слух, навыки интонирования: совершенствовать навыки пения индивидуально; учить танцевальным движениям под музыку; побуждать детей к элементарному самостоятельному музицированию: учить музицировать индивидуально и ансамблем, совершенствуя умение согла- совывать свои действия с действиями партнёров; знакомить детей с былинами, балладами, баснями, мифами, легендами, притчами. Читать и обсуждать сказки А. С. Пушкина; знакомить детей с традиционной музыкой разных народов в контексте «Путеше- ствий в культуры мира»; знакомить детей с произведениями мирового изобразительного искусства в кон- тексте «Путешествий в культуры мира»; читать детям волшебные сказки, легенды и мифы разных стран и народов; формировать первичное представление о временноXй последовательности разви- тия культуры — ленте времени.
|
2. Анализ программ «Радуга» и «Детство»
Обе программы комлексные
«Радуга»
Авторы программы назвали её «Радугой» по аналогии с 7 цветами радуги, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности и занятий, в процессе которых происходит развитие ребёнка:
1. Красный цвет – физическая культура.
2. Оранжевый цвет – игра.
3. Желтый цвет – изобразительная деятельность и ручной труд.
4. Зелёный цвет – конструирование.
5. Голубой цвет – занятия музыкальным и пластическим искусством.
6. Синий цвет – занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
7. Фиолетовый цвет – математика.
Целью программы является формирование таких качеств личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения.
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований. Поэтому перед воспитателем стоят следующие задачи:
1. создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
2. обеспечить охрану и укрепление его здоровья;
3. способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
4. формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
5. приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Плюсом этой программы является то, что в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а так же их методическое содержание, цель и средства.
«Детство»
Целью программы является обеспечение целостно развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально- нравственного, волевого, социально-личностного.
Содержание программы разделено на 4 блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел – «Отношение к самому себе».
Программа состоит из трёх частей: младший, средний и старший дошкольный возраст. Содержание конкретизировано по разделам :
1. Характеристика возрастного периода.
2. Особенности сферы деятельности.
3. Общие задачи воспитания.
4. Представления (ориентации).
5. Практические умения.
6. Уровни усвоения умений.
7. Методические советы.
8. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания.
9. Рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства.
10. Заключение.
Плюсом этой программы является то, что предполагается творческое отношение педагога к планированию: педагог самостоятельно выбирает из предложенного содержания то, что может быть реализовано.
На мой взгляд, наиболее полно развивает детей дошкольного возраста в области художественно-эстетического цикла программа «Радуга»
3. «Росток»
Цель: реализация способностей воспитанников в процессе
занятий краеведческой, творческой и исследовательской деятельностью
Отличительные
особенности
данной
дополнительной
общеобразовательной программы, основаны на опыте последних десятилетий,
который показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и
традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются.
Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной
стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального
значения. Региональный компонент образования нашел свое отражение, прежде
всего, в краеведении.
Следующей
отличительной
особенностью
программа состоит из двух самостоятельных блоков: первый - изучение
краеведения посредством изобразительного искусства, и второй – конкурсная и
научно-исследовательская деятельность.
«Цветные ладошки»
Цель программы - изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа Целью программы «Цветные ладошки» является развитие художественных способностей посредством рисования различными красочными материалами - гуашь, акварель, пальчиковые краски , восковые мелки, пастель.
«Самоцветие Урала»
Целью Программы является поддержка разнообразия детства, конструирование возможного мира ребенка посредством проектирования социальной ситуации его разви- тия в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.