Анализ произведения К. Бальмонта с точки зрения теории У. Эко
Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели…
А. Блок
Константин Дмитриевич Бальмонт – русский поэт-символист начала 20 века, смелый новатор, написал 35 книг стихов, 20 книг прозы, более 10000 печатных страниц переводов. По целому ряду причин он остается поэтом по-настоящему непрочитанным и неизученным. Сегодня русская и мировая литература открывает Бальмонта снова и снова, когда постигает его прозу, где мы видим автобиографизм и документализм, который скрыт от нас за тенью символом и образов.
Мир нам может являться по-разному, подтверждением этого может являться искусство: музыка – каждый творец по-своему видит гармонию, прекрасное.
Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина ограниченна, так как отражает объект не целиком, а в известных пределах, которая постоянно изменяются и развиваются – это и доказывает нам текст К. Бальмонта «Лунная гостья».
Текст К. Бальмонта требует особого восприятия, особой глубины понимания слов поэта. Связано это с достаточно трудным строем рассказа, завуалированностью и образностью смысла. Первое впечатление от рассказа «Лунная гостья» – лишь небольшая капелька восхищения необъятной, искренней и невероятно нежной любовью поэта к девушке и музыкальное, удивительное чувство прекрасного и гармонии.
Жанр – рассказ с элементами лирики, что придет особую лиро-эпическую форму; и можно говорить в данном случае о лирической миниатюре. Символическая картина мира гармонично соседствует с реалистическим методом автора. Символизм Бальмонта – это не только литературное направление, но и философское, и эстетическое одновременно. И если реализм или классицизм обусловлен эпохой, а модернизм пытается уничтожить существующую эпоху, то символизм – попытка изменить себя, свои мысли, чувства, это открытие нового мира в себе и в окружающих
Ранее (до теории Эко) исследователи в области литературы были склонны соотносить произведения непосредственно с позицией производителей или потребителей в обществе, то есть с помощью понятий «автор» и «читатель», не учитывая их положения в художественном поле, тем самым, упуская, может быть, самое главное – то, что делает произведение искусства произведением искусства, а именно, то, что произведение, по мысли У. Эко. Сегодня, когда литература прошлых столетий изучена полно и многогранно, необходимо использовать новые методы исследования. Одним из подобных методов является метод «Открытого произведения», в котором сопряжены опыт самого автора и опыт его читателей, разделенных временем и пространством.
Текст Бальмонта обращает на себя внимание и особой композиционной конструкцией: его условно можно разделить на две части, неразрывно связанные по смыслу и с помощью эффекта «обрамления» посредством звуков музыки, что напоминает теорию Эко. В первой части поэт через внутренние размышления лирического героя показывает мир музыки, во второй – мир любви героев. В новелле Бальмонта мы видим, что немецкий романтизм и русский символизм перекликаются.
По сравнению с другими искусствами литература наиболее свободно обращается со временем и пространством. Это дает возможность Бальмонту мгновенно переходить из одного пространства в другое, преобразуя сон в реальность и обратно, рефлексируя и синтезируя реальность посредством символов, ассоциаций и образов бессознательного – все это и составляет особенность и художественность рассказа-миниатюры «Лунная гостья».
Сегодня в связи с «повторным» открытием творчества К. Бальмонта, его новелл, автобиографиеских книг, рецензий, переводов выявляются новые грани его творчества. Самое непостижимое в творчестве писателя – изображение духовной жизни главного героя романа «Лунной гостьи». Понятие личность изучается разными науками, оно сложно, многогранно и неоднозначно - это и есть, по мысли У. Эко, «Роль читателя».
Понятие личности и проблемы сознания и восприятия действительности – одна из сложнейших загадок современной науки о человеке.
Аллитерации, ассонансы, повторы слов и строк, звукоподражательность. Совокупность этих приемов создает звуковую форму, определяющую эмоциональный тонус сочинения – каждый, по Эко, слышит свой мотив.
Мастерство инструментовки направляется на раскрытие многоплановости, метафоричности бальмонтовского поэтического мира – многоуровневость мысли, второе положение теории Эко.
Смысловая и образная сфера стихов Бальмонта отражает различные приметы эпохи: синтетичность, многоуровневость, мозаичность, культ мгновения.
Лейтмотив – это ведущий мотив произведения, обычно он становится экспрессивно-эмоциональной основой для воплощения идей произведения. В контексте «Лунная гость» можно говорить об особой роли лейтмотивов, которые «организуют второй, тайный смысл произведения, другими словами – подтекста» [5, с.143]. Эти лейтмотивы тишины, звука, света, мелодии показывают многообразие мира музыки. У Бальмонта призрачность звучащих мелодий усиливается, а в конце и вовсе звучит «теневая музыка». Мир теряет свою реальность, а рассказчик оказывается в мире теневом, тревожном, опустошенном и безнадежном.
Музыка как часть эстетики и искусство помогает человеку структурировать действительность и свой внутренний мир, личность учится у великих музыкантов Именно музыка помогают человеку сохранить свой опыт для будущих поколений, и это отличает человека от других живых существ, человек способен жить духовной жизнью. Текст изобилует использованием «интертекстуальных фреймов», музакальными.
Бальмонт и музыка – тема, подразумевающая широкий спектр аспектов исследования. Во-первых, это личное соприкосновение поэта с музыкальным миром, в частности, его общение с музыкантами. Во-вторых, это «музыка в бальмонтовском творчестве, ее роль в эстетическом мировоззрении, влияние на поэтический язык и образный строй стихотворений» [8, с.66].
Мы видим в данном тексте передачу непосредственных, личных впечатлений музыканта-поэта и писателя, изображение мельчайших оттенков его переживаний и настроений. Бальмонт и писатель, и читатель, - третье положение Эко. Строки Бальмонта проникнуты беспокойным желанием постигнуть тайны бытия, жизни и смерти, вечной природы, прекрасного.
В новелле мир музыки открывает герою то, каким он должен быть, и показывает, что есть на самом деле. «Художественное сознание автора концентрируется на психологии личности героя, писатель вторгается в интимную жизнь своего персонажа» [10, с.55].
Лучшие, «идеальные» стремления современности Бальмонт воплотил в образе героини, явившейся поистине олицетворением Прекрасного. В столкновении с нею, а вернее, с самой Жизнью, и раскрывается герой.
Отдельные детали, яркие акценты и восприятия изображенного (будь все мы слышим сами) как одного большого произведения музыки:
звуки бала,
музыка воспоминаний,
восприятие музыки ребенком,
постоянно меняющаяся музыка,
мистическая музыка сна,
теневая музыка,
резкий звук,
безмолвие,
музыка сосредоточена в самом рассказчике.
Музыка помогает герою увидеть правильное решение. Музыка оказывает потенциальные возможности человека, которые необходимо реализовать, чтобы стать счастливым.
Но относительно образного строя звуки распределяются неравномерно: светлые – героиня, темные – герой.
Лейтмотив воспоминаний ориентирован на усиление субъективно-романтического элемента в тексте Бальмонта.
Эмотивное пространство текста выражается следующими языковыми средствами: слова категории состояния (долго), наречие (чувство исключительности – лексема особенно).
Эстетические эмоции выражаются посредством имен существительных, главным образом – архетипы и концепты.
Положительные эмоции в тексте следующие: знакомый с детства напев вальса, любя, любишь воистину, что любовь сильнее смерти. Словами, показывающими отрицательное мировосприятие героя, будут: падал, мертвой раме, бледная, разъединила нас, не хочешь. Автор рисует мир сна как прекрасный и волшебный, тогда как мир бытия – грусть, тоска.
Довольно традиционно музыка – это символ гармонии [21, с.116]. Этот почти банальный символ, сталкиваясь с другими в тексте (луна, тишина, вода, звук свет), еще более банальными – выше/ниже – приобретает в контексте рассказа новое качество: естественная жизнь без претензий на особую роль, приятие своей судьбы оказывается выше, значительнее самонадеянного стремления жизнь переделать.
Итак, Бальмонт исследует внутренний мир человека с помощью музыки, подсознание героя делает предметом изображения.
Музыка, звуки, тишина, тени дают фрагментарность композиции, отсутствие внешнего сюжета и монологичность повествования усиливают эффект музыки звучащей, тихая/ теневая музыка передает эмоции и чувства героев.
Открытыми, по Эко, считаются произведения, которые явно содержат в себе указание на необходимость сотворчества реципиента/исполнителя – таков текст Бальмонта.
Мы проследили на примере текста поэта самую важную мысль Эко и смогли ее доказать: «…в процессе интерпретации нужно учитывать позицию адресата». У. Эко «подразумевает включенность автора и читателя в текст в качестве «актантных ролей» сообщения».
К. Бальмонт не сомневается в том, что все, что мы слышим и ощущаем, более совершенно, чем то, что мы знаем и видим.
Можно пытаться вчувствоваться в Бальмонта, в каждое его слово, в каждый его образ и тогда от первого до последнего стиха, от первого до последнего слова – Бальмонт будет дарить нам свой мир
Литература
1. Бальмонт, К. Лунная гостья// Лунная гостья: Романы, повести, рассказы. – М.:ТЕРРА, 1997. – С. 42-46.
2. Блок, А.А. Лирика (избранное)/ А.А. Блок. – М.: Изд-во ИНФА-М, 2004. – 537 с.
3. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций / Г.Д. Гачев. – М.: Изд-во Академия, 2008. – С. 54-58.
4. Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2011. – 371 с.
5. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. – М.: Просвещение, 2011. – 341 с.
6. Гуревич, А.Я. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры / А.Я. Гуревич. – М.: Изд-во Искусство, 1990. – С. 120-134.
7. Журавлев, А.П. Звук и Смысл / А.П. Журавлев. – М.: Изд-во Просвещение, 1991. – 156 с.
8. Зайцев, Б. Бальмонт//Воспоминания о серебряном веке. – М.: Наука, 1993. – С. 65 -70.
9. Евангелие / Пер. с древнегреч. священника Православной Церкви о. Л. Лутковского. – М.: Изд-во Дружба народов, 1991. – 302 с.
10. Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы. – М.: Наука, 2003. – С. 55-78.
11. Иванова, Е. В. К. Д. Бальмонт в творчестве и воспоминаниях П. А. Флоренского// Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Иваново, 1993. Вып. 1. – С. 73 - 77.
12. Ливанова, Т. Н. Русские поэты и вокальная лирика.//Русская поэзия в отечественной музыке, вып. 1. М., 1966. – С. 12-14.
13. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Высшая школа, 1987. – С.178.
14. Лосев, А.Ф. Знак, символ, миф: труды по языкознанию / А.Ф. Лосев. – М.: Изд-во Мысль, 1982. – С.51-78.
15. Романенко, А. Д. Проза Бальмонта //Бальмонт К. Д. Автобиографическая проза. – М., 2001. – С. 5-24.
16. Седова, Н. А. Эстетические основы критики К. Д. Бальмонта// Филологические штудии. Сб. науч. трудов. Иваново, 1995. Вып. 1. – С. 57-65.
17. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. – М.: Изд-во Школа «Язык русской культуры», 2001. – 990 с.
18. Ожегов, С.И, Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова .– М.: Изд-во ООО «А ТЕМП», 2007. – 944 с.
19. Фатеева, Н.А. Семантические преобразования в поэзии и прозе одного автора и в системе поэтического языка / Н.А. Фатеева //Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. – М.: Изд-во Наука, 1995. – С. 178-259.
20. Философский энциклопедический словарь. – М.: Изд-во ИНФА-М, 1998. – 576 с.
21. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина. – М.: Изд-во Торфинг, 2003. – 536 с
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.