Анализ работы
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ОБОУ «СУДЖАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
за 2019-2020 учебный год.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.
Методическое объединение учителей начальных классов школы-интерната в 2019-2020 учебном году работало над темой «Обеспечение методических условий для эффективной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего образования и ФГОС ОВЗ»
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие цель и задачи:
цель: реализация образовательной программы НОО в рамках предметов начальной школы в условиях ФГОС
задачи:
1. Продолжить внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
2. Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
3. Продолжить работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах всероссийского международного значения.
4. Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими детьми, с ОВЗ.
5. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
6. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
7. Продолжить работу по реализации принципа индивидуального личностно-ориентированного подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.
8. Повышение профессионального уровня педагогов МО через углубленную работу по избранной теме самообразования, изучение педагогической и методической литературы, прохождение курсов повышения квалификации, внедрение в учебный процесс инновационных технологий, аттестацию педагогов, участие учителей в творческих и профессиональных конкурсах.
9. Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфолио).
В 2019-2020 учебном году было проведено 6 заседаний МО, на которых рассматривались целесообразность и эффективность методов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования. На заседаниях МО рассматривались вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе. Поставленные перед МО задачи решались в рамках методической работы при рассмотрении следующих тем:
1. «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2019–2020 учебный год»
2. «Современные подходы к организации речевого развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС »
3. «Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию проблемно диалогических технологий обучения»
4. «Смысловое чтение, как универсальное учебное действие»
5. «Комплексная работа как способ оценивания достижения метапредметных результатов»
6. «Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса».
При планировании методической работы учителя стремились отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед МО:
1. Активное участие в тематических педагогических советах;
2. Работа учителей над темами самообразования;
3. Открытые уроки и их анализ;
4. Взаимопосещение и анализ уроков.
Главными направлениями МО учителей начальных классов на данном этапе стали:
1. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения.
2. Исследовательская работа: проведение диагностических работ по русскому
языку и математике, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня и обученности и качества знаний по этим работам.
З. Обмен опытом по совершенствованию методики преподавания, изучение
передового педагогического опыта:
• взаимопосещения уроков с целью совершенствования аналитической
деятельности учителей;
• создание передового
педагогического опыта;
• организация круглых столов по обмену опытом;
4. Работа с одарёнными обучащимися:
• организация и проведение школьных олимпиад по русскому языку и математике;
• организация и проведение предметной недели;
5. Работа с отстающим и обучащимися:
• организация и проведение коррекционных занятий по русскому языку и
математике;
• посещение индивидуальных занятий у логопеда и психолога;
6. Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса и материальной базы кабинетов; использование ресурсов Интернета в учебно-образовательных целях.
7. Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса у них к изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня
В целом по всем указанным направлениям велась продуктивная работа. Все вышеперечисленные задачи полностью согласуются с теми задачами, которые стояли перед педагогическим коллективом всей нашей школы в прошедшем учебном году. Некоторые из них остаются основополагающими и на следующий учебный год: обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. А также предметом постоянного внимания должна остаться работа по решению учебных проблем младших школьников (поиск новых методов работы с детьми гиперактивного поведения и синдрома дефицита внимания.)
Анализ уровня кадрового потенциала.
На данный момент в начальной школе сложился стабильный, дружный, работоспособный коллектив. В течение года МО учителей начальных классов работало плодотворно. Отмечается профессиональный рост каждого учителя. В текущем году четыре педагога прошли успешно аттестацию на 1 категорию.
Всего |
Образование |
Стаж работы |
Категории |
Награды |
Средняя нагрузка, час. |
|||||
В |
С-сп |
15-20 |
20-30 |
30- и более |
высшая |
1 |
б/к |
|||
7 |
5 |
2 |
- |
4 |
3 |
- |
7 |
- |
3 |
20 |
Диагностирование профессиональной деятельности учителей м/о свидетельствует о сильном потенциале педагогов, все учителя стараются работать над развитием творческих способностей, обеспечивают преемственность в обучении, практическую направленность.
Повышение профессионального мастерства. Работа по самообразованию.
В текущем году все педагоги начальных классов прошли дистанционные курсы повышения квалификации:
1.«Организация деятельности педагогических работников по классному руководству»
2. «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях»
3. «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»
С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. Реализация тем самообразования представлена в виде выступлений на МО, МС, ПС, в разработках уроков.
Ф.И.О. учителя |
Тема самообразования |
Коростелева О. А. |
«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» |
Гаврилец Е. В. |
«Применение игровых технологий в начальных классах в рамках ФГОС НОО» |
Коновалова О. Н. |
«Формирование здорового образа жизни младшего школьника» |
Козлитина В. Д. |
«Развитие познавательных способностей у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» |
Зубарева Л. В. |
«Роль игры в системе коррекционно- развивающей работы на логопедических занятиях» |
Малюхова Е. В. |
«Диагностико-коррекционная работа педагога-психолога в начальной школе». |
29.01.2020 на базе ОБОУ «Суджанская школа-интернат» прошёл районный семинар начальных классов по теме: «Коррекционная работа с учащимися, как важный аспект психологической поддержки ребёнка в системе личностно – ориентированного образовательного процесса».
Педагоги дали открытые уроки по всем основным предметам и общешкольное внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности «Я - гражданин России»
Класс |
Тема урока |
Ф.И.О. |
1 класс |
Урок математики «Вычитание из числа 10» |
Гаврилец Е.В. |
2 класс |
Урок литературного чтения «К. Чуковский «Федорино горе»» |
Коростелева О.А. |
3а класс |
Урок окружающего мира «Экологическая безопасность» |
Коновалова О.Н. |
3б класс |
Урок русского языка «Род имён существительных» |
Ященко В.В. |
4а класс |
Внеклассное мероприятие «Белоствольная берёза – символ Родины моей» |
Козлитина В.Д.
|
Учителя выступили по теме с сообщениями, делясь своим опытом:
1. Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с учащимися. (Коростелева О.А.)
2. Причины неуспеваемости учащихся и пути их преодоления. (Козлитина В.Д.)
3. Проблемы адаптации первоклассников в условиях школы-интерната.
(Гаврилец Е.В.)
4. Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учёбе.
(Коновалова О.Н.)
5. Система работы над ошибками по русскому языку. Предупреждение дисграфии и дислексии. (Ященко В.В.)
Начальное образование в школе-интернате реализуется по модели 4-х летней начальной школы в режиме шестидневной недели при 45 минутной продолжительности урока во 2-4-х классах и в режиме пятидневной недели в 1 классе. Обучение осуществляется по программе УМК «Школа России». С 1 сентября функционировало 4 класса (1 – 4кл.), и 3б и 4б специальные коррекционные классы VII вида (ЗПР).
В 1-ой четверти школьный ПМПк обследовал обучающихся 1 класса и вновь прибывших обучающихся, выдал заключение и рекомендации об обучении воспитанников.
Изучению состояния преподавания русского языка и математики в начальных классах способствовало проведение педагогической экспертизы через диагностический анализ контрольных работ, мониторинги уровня обученности и качества знаний, учет ошибок, допущенных в контрольных работах. Результаты проведённых работ показали, что всем учителям начальных классов необходимо улучшить качество знаний по этим предметам.
В течение года проводился контроль техники чтения учащихся 1-4 классов.
Из анализа результатов техники чтения учащихся начальных классов следует, что учителя недостаточно внимания уделяют работе над техникой чтения. Необходимо продолжить работу над совершенствованием техники чтения учащихся, доведя ее до оптимального уровня.
Педагогами начальных классов проводилась работа по отслеживанию детей, которые нуждаются в коррекционном обучении. 19.08.2020 г. 10 обучающихся были обследованы специалистами территориальной ПМПК и получили возможность заниматься по программам 7 и 8 вида.
Воспитательная деятельность.
В 2019 – 2020 учебном году коллектив учителей начального звена осуществлял воспитательные задачи. Они состояли в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развитой личности младшего школьника. По приоритетным направлением за год были проведены конкурсы, утренники, праздники, концерты, экскурсии, веселые старты и т.д. Дети активно участвовали во всех внеклассных мероприятиях, не было ни одного незаинтересованного ученика.
Развитию мотивации познавательной деятельности учащиеся способствует работа по подготовке и проведению предметной недели, а также участие во внеклассных щкольных мероприятиях. Проведение предметных недель в ОБОУ «Суджанская школа-интернат» уже стало традицией. С 10 по 14 февраля 2020г. прошла предметная методическая неделя начальных классов «Океан Знаний»
Цели:
· повышение качества образовательного процесса через умелую организацию внеурочной деятельности и применение современных образовательных технологий
· повышение мотивации к обучению и познавательного интереса
Задачи:
1. Развитие у обучающихся интереса к разным предметам, творческих способностей, стремления к получению новых знаний.
2. Развитие у младших школьников речи, памяти, воображения и мышления через применение творческих задач и заданий творческого характера.
3. Формирование самостоятельности, лидерских качеств детей, умения работать в команде.
4. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
Девиз недели: «Если хочешь лучшим стать, надо много, много знать»
Открытие предметной методической недели началось линейкой 10 февраля. Обучающиеся 1 - 4 классов были ознакомлены с программой проведения мероприятий. В этот день первоклассники участвовали в викторине «Сказки А.С. Пушкина», которую провела учитель 1 класса Гаврилец Е.В.. Дети знакомились с жизнью и творчеством поэта, рисовали рисунки по сказкам, играли в игры «Доскажи словечко», «Подбери рифмующее слово», «Собери мозаику» и др.. Победители викторины – Басова С., Евтеева А., Заика А.
11 февраля обучающиеся 4а класса приняли участие в игре-викторине «В мире интересного», которую организовала учитель Козлитина В.Д.. Дети активно участвовали в разных конкурсах. Они решали задачи-шутки, рисовали фантастических животных, угадывали растения и животных лесов нашего края, подбирали к словам рифмы.
Для обучающихся 4б класса логопед Зубарева Л.В. провела викторину «Словесная мозаика». Соревнование проходило между двумя командами: «Радуга» и «Солнышко». Дети состязались в находчивости, быстроте, внимательности в конкурсах: «Семь ответов», «Звуковая цепочка», «Один из четырёх» и др. Были проведены игры и для болельщиков. В ожесточенной борьбе победила команда «Солнышко». Самые активные участники викторины: Лелюхина Д., Маматова А., Хардикова К., Михайлова Н.
12 февраля обучающиеся 3б класса со своей учительницей Ященко В.В. отправились в «Путешествие в страну Грамматики». Ребята посетили остановки: «Море слов», «Островок пословиц», «Пещера загадок», побывали на «Ягодной поляне» и изучили «Лесные премудрости». Игры в виде соревнования способствовали развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы в познании родного языка и развитию речи.
Педагог-психолог Малюхова Е.В. для учеников 3а и 3б классов организовала занимательное творческое занятие «Волшебная Мандала», на котором школьники познакомились с техникой рисунка в круге «мандала». Дети успешно справлялись с вопросами кроссворда, играли в игру «Комплименты». Занятие вызвало положительные эмоции у ребят, связанные с новыми впечатлениями.
13 февраля в 3а классе учитель Коновалова О.Н. провела викторину «Путешествие по сказкам». Дети с удовольствием разгадывали загадки, кроссворд, участвовали в конкурсах «Узнай сказку», «Сказочная шкатулка», «Назови сказочного героя», «Собери сказку из пазлов». Победителем стал Евтеев М., призёры – Слуцкий И. и Пашков Д..
Обучающиеся 2 класса поучаствовали в игре - состязании «По морям, по волнам». Её организовала и провела Коростелева О.А. накануне праздника «День защитника Отечества». Ребята, поделившись на две команды, сражались в интересных спортивных конкурсах. Особенно понравились детям «Конкурс коков» и танцевальный конкурс «Яблочко». Все были активными участниками, но победителями стали Дейнеко К., Мелихова К., Топорков Д. и Долженко Е.
Также, в течение всей недели обучающиеся 1-4 классов приняли участие в общешкольных мероприятиях: конкурс чтецов и рисунков «Если хочешь быть здоров», «Земле поклонись, человек», «Лучший каллиграф», математическая игра «Считай, смекай, отгадывай»
Завершилась неделя 14 февраля торжественной линейкой. На ней были подведены итоги и лучшие обучающиеся начальной школы получили грамоты, дипломы и благодарности.
В течение года педагоги занимались ремонтом, оборудованием и оформлением кабинетов. При проверке кабинетов на готовность работы были отмечены все учебные помещения начальных классов. Много внимания педагогами уделялось методическому переоснащению кабинетов начальных классов. Были переработаны, а некоторыми учителями разработаны дидактические материалы, тесты по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, направленные на уровневую дифференциацию опроса учащихся, сделаны новые стенды
Выводы:
Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном, поставленные задачи на 2019-2020 учебный год были выполнены.
Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов, эффективным оказалось внедрение в учебный процесс уроков с компьютерной поддержкой. В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов, недели начальных классов педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:
- недостаточно эффективно проводится работа по росту качества знаний обучающихся, число хорошистов недостаточно увеличивается. Классным руководителям следует следить за успеваемостью обучающихся, творчески подходить к улучшению качества знаний, хорошистов;
- недостаточно проводится работа по развитию интереса к чтению, остается велико количество обучающихся, которое слабо владеют навыками связной устной и письменной речи, скорости чтения, осмысленного пересказа;
- следует дифференцированно подходить к опросу на уроке и домашним заданиям;
- учителям выпускных классов необходимо совершенствовать формы работы по подготовке учащихся к олимпиадам;
- для реализации современных технологий не хватает материального оснащения.
Предложения:
1. Продолжить работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий: увеличивать в арсенале педагогов количество уроков с использованием ИА доски, ИКТ технологий.
2. Продолжить поиск новых методов работы с детьми гиперактивного поведения и синдрома дефицита внимания
3. Необходимо продолжить работу над совершенствованием техники чтения учащихся, доведя ее до оптимального уровня.
Следует признать работу ШМО за2019-2020 учебный год удовлетворительной.
Руководитель МО учителей начальных классов _________/ Коростелева О.А./
25.08 2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.