Анализ работы педагога-психолога
за II четверть за 2020-2021 учебного года
Психолого- педагогическая работа проводилась в соответствии годового плана работы школы и плана работы педагога-психолога.
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Создание оптимальных условий для сохранения психологического здоровья детей.
Задачи:
1. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и оказание поддержки всем участникам образовательного процесса:
2. Осуществлять просветительскую работу и консультирование с учителями, родителями по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся;
3. Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
4. Оказание коррекционно-развивающей помощи обучающимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.
Для достижения данных задач проводиться работа в нескольких направлениях:
- работа с обучающимися;
- работа с педагогическим коллективом;
- работа с родителями;
- диагностическая деятельность;
- коррекционная работа.
Диагностическая работа включала обследование особенностей развития процессов познавательной, личностной и эмоционально - волевой и коммуникативной сферы обучающихся школы, в соответствие с планированием психолого – педагогической диагностики и по запросу обучающихся, педагогов, родителей (лиц их замещающих).
Применялись психодиагностические методики с целью изучения степени и особенностей психического развития и выявления актуальных трудностей обучающихся, а также оценить уровень сформированности у детей предпосылок к учебной деятельности.
Использовались следующие методики: «Графический диктант» Д.Б.Эльдокина (исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии), Тест «Дом-Дерево-Человек» Дж.Буком (оценить личность исследуемого, уровень его развития, работоспособности и интеграции; - получить данные, касающиеся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности),
методика «Запоминание 10 слов», Лурия А.Р. (исследование слухоречевой памяти), методика «Рукавички» Г.А. Цукерман (изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений).
Изучение 2 классы «Мотивы обучения младших школьников. Микроклимат детского коллектива».
Обучающиеся 2-х классов.
Было продиагностировано: 30 обучающихся.
По данным результатов методики «Графический диктант»:
7 обучающихся (23%) - высокий уровень внимания.
10 обучающихся (33 %) - средний уровень внимания;
13 обучающихся (43%) - низкий уровень внимания.
По данным результатов теста «Дом-Дерево-Человек»:
11 обучающихся (36 %) - высокий уровень;
13 обучающихся (43 %) - средний уровень;
6 обучающихся (20 %) - низкий уровень.
По данным результатов методики «Запоминание 10 слов»:
8 обучающихся (26 %) - высокий уровень;
16 обучающихся (53 %) - средний уровень;
6 обучающихся (20 %) - низкий уровень.
По данным результатов методики «Рукавички»:
6 обучающихся (20 %) - высокий уровень;
14 обучающихся (46 %) - средний уровень;
10 обучающихся (33%) - низкий уровень.
При проведении психологической диагностики 3 классов применены такие методики как: 1. адаптационные диагностики: тест уровня школьной тревожности Филлипса (изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста), методика Корректурная проба (тест) Бурдона (концентрация внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания), методика «Память на образы» (предназначена для изучения образной памяти). 2. оценка уровня развития познавательных психических процессов: «Нелепицы» Р.С.Немов, «Кодирование» А.Л.Венгер, «Запомни и расставь точки» Р.С.Немов, «Запомни цифры» Р.С.Немов, «Запомни фигуры» Р.С.Немов.
Изучение в 3 классах «Мотивы обучения. Уровень самооценки младших школьников. Особенности семейных взаимоотношений».
Обучающиеся 3-х классов.
Было продиагностировано: 74 обучающихся, 4 обучающихся на момент обследования – отсутствовали: 3 «А» - 2 уч., 3 «В» - 2 уч.
По данным результатов обучающихся был проведён тест уровня школьной тревожности «Филлипса»:
Результаты исследования
Уровень |
3 А класс |
3 Б класс |
3 В класс |
3 Г класс |
3 Д класс |
Высокий |
15% |
25% |
40% |
30% |
40% |
Повышенный |
20% |
25% |
40% |
30% |
40% |
Нормальный |
65% |
50% |
20% |
40% |
20% |
Нормальный уровень школьной тревожности наблюдается у (40%) обучающихся. Это означает, что дети в школе чувствуют себя комфортно и их ни что не тревожит.
У (35 %) обучающихся повышенный уровень школьной тревожности, который скорее следует считать адаптационным, т.е. связан с изменением социальной ситуацией ребенка. Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей.
Высокий уровень школьной тревожности наблюдается у (25 %) обучающихся. Это говорит о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.
По данным результатов методики «Корректурная проба»:
17 обучающихся (24,2 %) -продуктивность
внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
37 обучающихся (52%) - продуктивность внимания средняя, устойчивость
внимания средняя.
16 обучающихся (22,8%) - продуктивность внимания
низкая, устойчивость внимания низкая.
По данным результатов методики Р.С. Немова.
12 обучающихся (17%) - высокий уровень.
42 обучающихся (60%) - средний уровень.
16 обучающихся (22,8%) – низкий уровень.
Изучения 8,9,10 классы «Мотивация обучения», тревожности «Филлипса».
Было продиагностировано: 34 обучающихся.
8 классе - 7 человек,
9 классе -12 человек,
10 классе - 15 человек.
В 8,9,10 классах проведены Беседы по следующим темам:
1. «Психологическая готовность к сдаче экзаменов. Профориентационное анкетирование» - 16 человек.
2. «Определение первичных профессиональных интересов. Выявление типа темперамента и типа личности. Определение групповых принципов и выявление взаимоотношений в классном коллективе» - 21 человек.
Диагностика школьной тревожности у обучающихся тест «Филлипса»;
Обучающихся 8,9,10 классов по адаптации обучающихся к условиям обучения с целью учёта индивидуальных особенностей и личностных качеств обучающихся, условий нормализации учебной нагрузки. Были использованы следующие методы диагностики: тест школьной тревожности Филлипса; диагностика школьной мотивации; диагностика состояния психологического климата в коллективе. Проведенный анализ результатов диагностики показал: у 62,5 % - 21 человек обучающихся классах тревожность не выявлена; у 25 % - 9 человек обучающихся выявлены факторы с высоким уровнем тревожности; у 12,5 % - 4 человека обучающихся повышенный уровень тревожности выявлен по большинству факторов. Самым тревожным фактором по классу является - страх самовыражения, а так же подготовка к сдаче экзаменов.
Диагностика школьной мотивации Н.Г. Лускановой анкетирование обучающихся проводилась с целью определения отношения обучающихся 8,9,10-х классов к школе.
Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классных коллективах показывает: 50% - 17 человек обучающихся 8,9,10 классов высоко оценивают психологический климат в классах, им нравятся люди, с которыми они обучаются; для 37,5% - 13 человек психологический климат классах, скорее безразличен, у них вероятно, есть другая группа, общение с которой для них более значимо; 12,5% - 4 человека оценивает психологический климат в классах, как очень плохой. По результатам работы проводились индивидуальные консультации с обучающимися.
Будет продолжена работа по направлениям:
Адаптация обучающихся 8,9,10 классов;
Работа с трудными детьми по профилактике аддиктивного и девиантного поведения (работа по профилактике раннего употребления алкоголя, ПАВ);
Предпрофильная подготовка и профильное обучение (работа с обучающимися 8,9,10 классов);
Работа по формированию стрессоустойчивости у обучающихся (8,9,10 класс).
По коррекционно-развивающему направлению.
-Проводились меры по формированию у обучающихся психологической основы обучения, повысить уровень их общего психологического и умственного развития.
-Проводилась развивающая работа по формированию позитивного отношения к школе, снятию эмоционального напряжения, развитию личностного потенциала.
-Проводились еженедельные подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на снижение школьной тревожности, формирование позитивной самооценки.
По просветительскому и профилактическому направлениям.
Профилактики возможных явлений дезадаптации в следующих формах:
- индивидуальная работа с обучающимися;
- беседы с родителями;
- консультации.
Консультативная работа.
Проведено 10 бесед и консультаций со всеми субъектами образовательной среды с обучающимися, родителями, педагогами. В целом все запросы можно разделить по следующей тематике:
- трудности в общении со сверстниками;
- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и.т.п.);
- проблемы в детско-родительских отношениях;
- трудности обучения.
Организационно - методическая деятельность.
- Анализ и систематизация материалов;
- Составление групповой, подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
В III четверти запланировано:
- продолжить работу по поддержанию устойчивого благоприятного психологического климата в школе.
- групповая, подгрупповая диагностическая деятельность;
- продолжение подгрупповых коррекционно-развивающих занятий;
- проведение групповых занятий, классных часов и консультаций по запросам классных руководителей.
Педагог-психолог: Идрисова К.Р.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.