Анализ работы по формированию ключевых компетенций студентов колледжа
Оценка 5

Анализ работы по формированию ключевых компетенций студентов колледжа

Оценка 5
docx
11.02.2020
Анализ работы по формированию ключевых компетенций студентов колледжа
Анализ ключевых компетенций.docx

Анализ работы по формированию ключевых компетенций студентов колледжа

(методсовет декабрь 2015 год)

В условиях современного образования систему среднего профессионального образования значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потребностям специалистов. Трудоустройство выпускников колледжа зависит сегодня от их инициативы и самостоятельности. Работодатели оценивают не только уровень образования, но и личностные, деловые, нравственные качества претендентов на должность. В образовательном процессе колледжа уделяется внимание приобретению студентами умений и навыков, способствующих формированию их самостоятельного мышления, умений принимать решения, результативно и бесконфликтно выходить из сложных жизненных ситуаций, что позволяет выпускникам быстро адаптироваться к условиям жизни после окончания колледжа, находить своё место в новой социальной среде. Вопросы подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста отражены в работах многих учёных и педагогов В.И. Байденко, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, М.В. Рыжакова, Э.Ф. Зеера, А.М. Новикова, П.Н. Новикова, О.Н. Олейниковой, В.В. Серикова, С.Б. Серяковой, Ю.Г. Татура, И.Д. Фрумина, В.Д. Шадрикова, Б. Оскарсона, А. Шелтона, С. Шо, Дж. Равенна и др. И как отмечают в своих работах отечественные и зарубежные исследователи, значимым компонентом профессиональной компетентности, являются ключевые (общие, универсальные) компетенции – набор базовых знаний и надпредметных умений, а также личностных качеств индивида, необходимых для продуктивной деятельности. Поэтому ключевые компетенции необходимо формировать на всех этапах образовательного процесса, в том числе в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам, являющимися неотъемлемой частью профессионального образования.

Проблема формирования ключевых компетенций в профессиональном образовании различного уровня освщена в диссертационных исследованиях С.С. Бахтеевой, М.С. Берсеневой, О.М. Бобиенко, О.В. Кривцовой, Н.А. Кузнецовой, Э.В. Максимовой, Л.И. Нестеровой, И.В. Носко, И.В. Чаплыгиной, Е.М.Ядченко и др. Однако в представленных исследованиях рассматривались либо общие проблемы становления компетентного профессионала, либо их отдельных компонентов. Существуют различные рекомендации по способам формирования и оценки компетенций, вопросам компетентностного образования посвящено множество трудов (Байденко В.И., Зимняя И.А., Хуторской А.В., Шадриков В.Д. и др.). Анализ научно-педагогической литературы и обобщение опыта деятельности учреждений среднего профессионального образовании (СПО) показали, что дисциплинам, не являющимся профильными в вопросах подготовки профессиональных кадров, в том числе в ТиПО, внимания уделяется явно недостаточно. Комплексных исследований, включающих разработку нового содержания, методов, форм обучения и оценивания образовательных достижений, адекватных целям современного профессионального образования, направленных на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста среднего звена в процессе обучения общеобразовательным предметам специально не проводилось. В кругах преподавателей-практиков идут бурные обсуждения как самостоятельно разработать методический арсенал, способствующий формированию общих и профессиональных компетенций, суть которых не укладывается не под одну научную концепцию и не поддается логичной классификации.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время традиционная система общеобразовательной подготовки (по физике, химии, биологии и др.), ориентированная на формирование предметных знаний и умений, а не на разностороннее развитие личности, занимает прочное положение в образовательной практике.

Поэтому до сих пор остаются нерешенными противоречия между:

 требованиями, предъявляемыми работодателями к качествам личности выпускников учреждений ТиПО, и их фактической профессиональной подготовкой;

 объективными возможностями дисциплин общеобразовательного цикла в становлении профессиональной компетентности студентов учреждений ТиПО технического профиля посредством формирования ключевых компетенций и недостаточной разработанностью этой проблемы на теоретическом, содержательном и методическом уровнях;

 необходимостью применения инновационных педагогических технологий в связи с изменившимися требованиями к процессу и результату обучения и недостаточной профессиональной подготовкой к этому преподавателей, в том числе общеобразовательных дисциплин в техникумах и колледжах;

 традиционным подходом к оценке уровня качества предметного образования и потребностью в эффективных методиках определения уровня образовательных достижений.

В соответствии с вышеизложенным, проблема состоит в поиске ответа на вопросы, какие компетенции, способствующие формированию профессиональной компетентности студентов учреждений ТиПО являются ключевыми для студентов? Каким образом и где их формировать, как оценить в условиях интеграции стандартов?

Профессиональная компетентность – интегральное качество личности, которое определяется уровнем сформированности у специалиста ключевых и профессиональных компетенций. В структуре профессиональной компетентности значимое место занимают ключевые компетенции, представляющие основу для формирования профессиональных специальных компетенций. И именно на преподавателей общеобразовательного цикла ложится эта задача.

Какие же компетенции, способствующие формированию профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования являются ключевыми для студентов?

Учебно-информационные.

-Находить необходимую книгу или статью пользуясь библиографическими списками, карточками, каталогами, открытым доступом к книжным полкам.

-Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с предъявляемыми требованиями.

-Работать с основными компонентами текста учебника или учебного пособия: оглавлением, учебным текстом, вопросами и заданиями, иллюстрациями, схемами, таблицами.

-Владеть различными видами устного пересказа учебного текста, письменного изложения учебного текста в соответствии с заданием. Составлять на основании письменного текста таблицы, графики.

Учебно-организационные.

-Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.

-Владеть основными средствами различных форм и контроля( самоконтроль, взаимоконтроль).

-Анализировать полученные результаты в соответствии с поставленной задачей

-Ставить общие и частные цели самообразавательной деятельности.

-Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одногруппников по заданному алгоритму.

-Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность, сравнивая ее с деятельностью других обучающихся, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.

Развитие способов мыслительной деятельности.

·         Анализировать

·         Сравнивать

·         Классифицировать

·         Обобщать

Неотъемлемой частью процесса является самостоятельная работа. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в ССУЗ, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Планируя эту деятельность, каждый преподаватель определяет для себя достижение следующих целей:

1.     Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений.

2.     Углубление и расширение теоретических знаний

3.     Формирование умения работать с различными видами информации, умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.

4.     Развиваются познавательные способности и активность студентов.

5.     Формируются такие качества личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

6.     Воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего рабочего и специалиста.

Ожидаемые результаты:

1.     Конспектирование и работу с книгой, документами и первоисточниками.

2.     Доработку и оформление записей по лекционному материалу.

3.     Проработку материала по учебникам, учебным пособиям.

4.     Выполнение рефератов.

5.     Подготовка к семинарам, конференциям, конкурсам.

6.     Участия в проведении различных исследований и обработке их данных.

Где можно увидеть формирование компетенций?

Учебная деятельность

·         Открытые уроки с использованием интерактивной доски;

·         Открытые уроки с использование АМО (семинары, конференции, диспуты, гостиные и т.д.).

·         Недели ЦМК ( внеклассные мероприятия, предметные олимпиады, конкурсы, викторины).

·         Дистанционные предметные олимпиады.

·         Контрольные недели и сессии.

При оценке компетенций обязательна обратная связь, т.е. предоставление студенту развернутого отзыва о выполненной им работе с указанием сильных и слабых сторон, а также конкретных рекомендаций. Грамотно организованная обратная связь может стать дополнительным мотивационным фактором для дальнейшего обучения и развития студента в рамках выбранной им специальности. Поэтому необходимо создание портфолио студента, не только как наличия достижений, но и отслеживания и планирования достигнутых результатов.

По анализу прошлого года:

из 68 человек 26 преподавателей подготовили участников мероприятия городского, областного, республиканского или международного уровня 38%

студенты 77 раз защищали честь колледжа и принесли 23 призовых места, это 30% побед от участия

из 380 студентов 38 студентов были привлечены – 10%

В 3-х и более мероприятий участвовали 10 преподавателей

Рейтинг по количеству подготовленных студентов преподавателями в личном зачете, который практически повторяет бальную систему побед, выглядит следующим образом:

Борисовская В.М., Иконникова Т.И. – 8 по 60 баллов

Хайлямова А.К. – 6 по 50 баллов

Алпыспаева О.З. – 5 30 баллов

Алишева Р.Т. (35), Барановская Е.В. (20), Каримова Г.С. (30),  - по 4

Баграмова Ж.К., Еременко Т.Н., Мозжева А.М., Табуктинова Ж.Н., Уалиханова А.Ж., Шорманова К.Ж. – по3

 

 

Результативность развития ключевых компетенций:

v повышение качества знаний обучающихся по предмету;

v формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка;

v формирование ключевых компетенций;

v развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

v повышение интереса к новому виду деятельности- проведению исследовательской работы;

v развитие способностей к общению на профессиональные темы.

Предлагаю следующую таблицу, как памятку по развитию ключевых компетенций


 

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Конспектирование.

2. Работа с учебником.

3. Работа над рефератом.

 

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

 

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением на уроке.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

 

Иконникова Т.И.


 

Скачано с www.znanio.ru

Анализ работы по формированию ключевых компетенций студентов колледжа (методсовет декабрь 2015 год)

Анализ работы по формированию ключевых компетенций студентов колледжа (методсовет декабрь 2015 год)

В кругах преподавателей-практиков идут бурные обсуждения как самостоятельно разработать методический арсенал, способствующий формированию общих и профессиональных компетенций, суть которых не укладывается не под одну научную…

В кругах преподавателей-практиков идут бурные обсуждения как самостоятельно разработать методический арсенал, способствующий формированию общих и профессиональных компетенций, суть которых не укладывается не под одну научную…

И именно на преподавателей общеобразовательного цикла ложится эта задача

И именно на преподавателей общеобразовательного цикла ложится эта задача

Неотъемлемой частью процесса является самостоятельная работа

Неотъемлемой частью процесса является самостоятельная работа

Поэтому необходимо создание портфолио студента, не только как наличия достижений, но и отслеживания и планирования достигнутых результатов

Поэтому необходимо создание портфолио студента, не только как наличия достижений, но и отслеживания и планирования достигнутых результатов

Результативность развития ключевых компетенций: v повышение качества знаний обучающихся по предмету; v формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка; v формирование ключевых компетенций; v развитие…

Результативность развития ключевых компетенций: v повышение качества знаний обучающихся по предмету; v формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка; v формирование ключевых компетенций; v развитие…

Компетенции Виды деятельности

Компетенции Виды деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020